Составитель Нагула В.В. Воспитатель МБДОУ Елочка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психология общения. Введение Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает.
Advertisements

Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с «Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией.
Организация общения дошкольников в повседневной жизни и разнообразных видах деятельности.
ГКОУ ЛО «Павловский центр «Логос» «Социально-коммуникативная компетентность у дошкольников с ОНР» Выполнили педагоги 3 дошкольной группы. п. Павлово 2016.
Развитие коммуникативных способностей у детей в игровой деятельности Воспитатель: Душкова Е. В. I кв. категория МДОУ д/с 9 г. Оленегорск.
Тип проекта: долгосрочный педагогический с детьми и родителями старших групп и подготовительных групп Участники проекта: воспитатели, дети, родители,
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
Психологическое здоровье ребенка. Общение – есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг.
Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста в актуальных для них видах деятельности и образовательных областях Воспитатели: Якимова Татьяна.
МБДОУ 36 Кызыл Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия 2.Обеспечение равных.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Результаты коррекционно - развивающей работы с учащимися коррекционной школы 8 вида за 2014 – 2015 уч. год учителя – логопеда Шишовой Л. Г.
Характеристика дошкольного детства Возрастная психология.
Педагогический совет 7 ноября 2005 г.. Педагогическая поддержка Тактика «защиты» Тактика «содействия» Тактика «помощи» Тактика «взаимодействия»
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Подготовила : Педагог - Психолог Кокунова С. В. Январь 2012.
Формирование социально-активной личности дошкольника в театрализованной игре Старший воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада общеразвивающего вида.
Транксрипт:

Составитель Нагула В.В. Воспитатель МБДОУ Елочка

Цель: исследовать влияние общения на социальное развитие дошкольников. Задачи: 1. Рассмотреть особенности социализации детей дошкольного возраста. 1. Рассмотреть особенности социализации детей дошкольного возраста. 2. Познакомиться с развитием общения дошкольников. 2. Познакомиться с развитием общения дошкольников. 3. Раскрыть проблемы нарушения в общении детей дошкольного возраста и пути их коррекции. 3. Раскрыть проблемы нарушения в общении детей дошкольного возраста и пути их коррекции.

Социализация - усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности. Социальное развитие это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить.

Основные особенности современной социализации подрастающего поколения: длительность протекания, что связано, прежде всего, с изменением статуса детства. длительность протекания, что связано, прежде всего, с изменением статуса детства. гуманистическая направленность в отношении общества к детству, что проявляется в осознании ребенка основной ценностью семьи и общества. гуманистическая направленность в отношении общества к детству, что проявляется в осознании ребенка основной ценностью семьи и общества. появление новых требований к характерологическим, профессиональным чертам будущего члена общества. появление новых требований к характерологическим, профессиональным чертам будущего члена общества. стирание или изменение многих ролевых предписаний и полоролевых функций. стирание или изменение многих ролевых предписаний и полоролевых функций.

Составляющие социализации: Адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт ( автономизация ).

Направления социального развития ребенка усвоение правил взаимодействия людей друг с другом взаимодействие ребенка с предметом в мире постоянных вещей

Этапы социального развития ребенка Младенчество : потребность в другом человеке. Это внимание, интерес к другому человеку; эмоциональный отклик на появление другого человека; попытка привлечь к себе внимание. Ранний возраст: познание окружающего мира через действия с предметами. Практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами. Дошкольный возраст: познавательные мотивы и потребность в уважении взрослого. Выделяется новая сфера социальных контактов ребенка - его отношения со сверстниками.

Этапы развития отношений: 1. Отсутствие какого-либо отношения к людям, миру и себе. 2. Этап становления у младенца деятельности общения с взрослыми. 3. Узнавание знакомых взрослых, повышение познавательной активности. 4. Взрослый – субъект предметно-манипулятивной деятельности. 5. Взрослый – пример для подражания, возникает особого рода сотрудничество. 6. Появляется линия отношений со сверстником. 7. Восприятие взрослого происходит в связи со своей игровой практикой. 8. Обостряется потребность в теоретическом познании предметной деятельности, как следствие – сотрудничество с взрослыми. 9. Выдвигаются на первый план собственные личностные качества. Развивается отношение к сверстникам.

Общение Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. Общение - Общение - важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через других людей. Предмет общения Предмет общения – это другой человек, партнер по общению как субъект.

Критерии общения. 1. Внимание и интерес к другому человеку. 2. Эмоциональное отношение к другому человеку. 3. Инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. 4. Чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер.

Свойства общения. Общение есть взаимонаправленное действие; Общение подразумевает активность каждого из его участников; Участники его рассчитывают получить отклик/ответ от партнера по общению; Каждый из участников этого процесса выступает как личность.

Основные функции общения: - коммуникативная - интерактивная - перцептивная

ОБЩЕНИЕ ОБЩЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ – ПРИСУЩЕ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКУ, И В КАЧЕСТВЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО УСЛОВИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ – НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ РЕЧИ, ЕСТЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА. ЭТО ОБЩЕНИЕ ПРИ ПОМОЩИ МИМИКИ, ЖЕСТОВ И ПАНТОМИМИКИ.

Основные категории средств общения: Экспрессивно - мимические средства общения 1. Экспрессивно - мимические средства общения (взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации); Предметно - действенные средства общения 2. Предметно - действенные средства общения (локомоторные и предметные движения; позы, используемые для целей общения;); Речевые средства общения 3. Речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики ).

Язык Язык - система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности. Слово Слово - это знак, символ, значение, посредством которого обозначаются все явления реального мира, встречающиеся в жизнедеятельности человека. Речь Речь - это способ формирования мысли, оформления мысли средствами языка.

Функции речи: Речь а) Речь – наиболее совершенное – емкое, точное и быстродействующее – средство общения между людьми (межиндивидуальная функция), Речь б) Речь служит орудием осуществления многих психических функций (внутрииндивидуальная функция), Речь в) Речь предоставляет отдельному человеку канал связи для получения информации (общечеловеческая функция).

Роль общения в психическом развитии ребенка впервые рождается внутренний мир; формируется его сознание и самосознание; формируется его сознание и самосознание; строится его личность строится его личность происходит реальное развитие всех сторон его психики. происходит реальное развитие всех сторон его психики.

Влияние общения на психическое развитие маленького ребенка происходит следующим образом: 1) благодаря благоприятным «объектным» качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения; 2) благодаря обогащению взрослыми опыта детей; 3) путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями; 4) на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого; 5) благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых; 6) вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого, самобытного начала при общении их друг с другом.

основные категории мотивов общения познавательныеделовыеличностные

Изменение характера общения в дошкольный период

Этапы развития потребности в общении ребенка со взрослым. А – потребность во внимании и доброжелательности взрослых. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни. Б – нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием. В – нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей. Г – потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих отношений.

Формы общения ребенка со взрослым: 1.Ситуативно-личностное (непосредственно - эмоциональное) 1.Ситуативно-личностное (непосредственно - эмоциональное) общение (первое полугодие жизни) 2.Ситуативно-деловое 2.Ситуативно-деловое общение (от 6 месяцев до 3 лет) 3.Внеситуативно-познавательное 3.Внеситуативно-познавательное (4 - 5 лет) 4.Внеситуативно-личностное 4.Внеситуативно-личностное (6 - 7 лет)

Формы общения ребенка со сверстниками: 1. Эмоционально-практическое 1. Эмоционально-практическое общение со сверстниками преобладает в возрасте 2-4 лет. ситуативно- деловая форма 2. К 4 годам складывается ситуативно- деловая форма общения. внеситуативно- деловая 3. В конце дошкольного детства у многих складывается внеситуативно- деловая форма общения.

Особенности общения детей со сверстниками: большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне; яркая эмоциональная насыщенность, повышенная раскованность контактов; нестандартность и нерегламентированность.

Ребенок учится в общении со сверстниками: выражать себя;выражать себя; управлять другими;управлять другими; вступать в разнообразные отношения.вступать в разнообразные отношения. В общении со взрослыми он узнает, как нужно: говорить и делать правильно;говорить и делать правильно; слушать и понимать другого;слушать и понимать другого; усваивать новые знания.усваивать новые знания.

Этапы ВозрастВозможныенарушения Ситуативно – личностное или непосредственно – эмоциональное общение Младенцы (2-6 мес.) Изоляция, дефицит эмоциональных контактов со взрослыми могут привести к необратимому недоразвитию детей. Ситуационно - деловое К концу первого полугодия Ребенок растет вялым, безынициативным, его познавательная деятельность и речь отстают от нормальных показателей, возникают трудности в общении с окружающими. Эмоционально – практическое общение В конце второго – начале третьего года Безинициативнось, зависимость, ребенок не видит свои возможности, не выражает свои эмоции. Внеситуативно – познавательное общение 3-5 лет Снижение социальной активности, замыкание в себе, скованность, неуверенность, плаксивость, выплеск своей агрессии на сверстника. Ситуативно- деловое общение 4-5 лет Отставание в развитии этой формы общения сильно влияет на становление личности ребенка. Дети тяжело переживают свою отверженность, у них возникает пассивность, замкнутость, враждебность, агрессивность. Задержка общения. Внеситуативно – личностное общение 5-7 лет Не усвоение нравственных законов и правил поведения. Не умение строить свои отношения со взрослыми. Не в состоянии поддержать простой разговор. Внеситуативно - деловое общение Старший возраст 6-7 лет Не осознание своих обязанностей, поступков и их последствий. Отсутствие волевого поведения. Нарушение общения детей дошкольного возраста

Методы, выявляющие объективную картину межличностных отношений социометрия,социометрия, метод наблюдения,метод наблюдения, метод проблемных ситуаций.метод проблемных ситуаций.

Методические рекомендации по проведению диагностики межличностных отношений дошкольников сочетание объективных и субъективных методов. сочетание объективных и субъективных методов. индивидуальная работа с ребенком (или с небольшой группой детей). индивидуальная работа с ребенком (или с небольшой группой детей). доверительные и доброжелательные отношения между ребенком и взрослым. доверительные и доброжелательные отношения между ребенком и взрослым. диагностическое обследование нужно проводить в естественной и привычной для дошкольников форме игры или беседы. диагностическое обследование нужно проводить в естественной и привычной для дошкольников форме игры или беседы. результаты диагностического обследования ни в коем случае нельзя сообщать самому ребенку и его родителям. результаты диагностического обследования ни в коем случае нельзя сообщать самому ребенку и его родителям. нельзя ставить окончательный диагноз даже при использовании всех возможных методик. нельзя ставить окончательный диагноз даже при использовании всех возможных методик.

Направления коррекционной работы. 1. Повышение самооценки 2. Стабилизация эмоционального состояния. 3. Развитие игровых умений. 4. Становление чувства общности и причастности к другому. 5. Формирование положительного отношения к другим людям, социальных чувств и т.д.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ