(Автор концепции Евгения Васильевна Бондаревская).

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В фундамент построения концепции воспитания человека культуры положен постулат : « Век техники уступает место веку человека, и человечество ведет творческий.
Advertisements

Процесс педагогической помощи ребёнку в становлении его субъективности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Концепция и стратегии воспитания в культурно- образовательном пространстве Педагогического института ЮФУ.
Цели, задачи, основные направления воспитательного процесса. Модель личности выпускника.
«Интеграция общего и дополнительного образования в структуре Центра образования как условие развития культуры личности»
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
По материалам пособия «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М.: Просвещение, 2009 г.)
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Тема: Организация духовно- нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов МОУ Корсукская СОШ.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Среда - ближайшее окружение субъекта, во взаимодействии с которым он формирует и проявляет свои лучшие качества.
Цели и содержание личностно- ориентированного образования.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
личностные, метапредметные, предметные. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Духовно-нравственное воспитание школьников в процессе внедрения ФГОС.
Транксрипт:

(Автор концепции Евгения Васильевна Бондаревская)

Данная концепция разработана известным ростовским ученым академиком Евгенией Васильевной Бондаревской. Ее основные положения изложены в учебном пособии «Педагогика: личность в гуманистически ориентированных теориях и системах воспитания», изданном в Москве и Ростове-на- Дону в 1999 году, и в статье «Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания», опубликованной в 2001 году в первом номере журнала «Педагогика».

В фундамент построения концепции воспитания человека культуры положен постулат: «Век техники уступает место веку человека, и человечество ведет творческий поиск путей перехода от техногенной цивилизации XX века к антропогенной цивилизации будущего». Таким образом, Е.В. Бондаревская как ученый представляет в педагогике оптимистический вариант развития современного российского общества XXI века.

вера в то, что реальность подобного перехода зависит от образования, от воспитания человека культуры, который и выступает в концепции в качестве культурно- воспитательного идеала. Другим концептуальным ориентиром для автора является образ российского общества XXI века как общества открытого, демократического, правового, с развитой структурой общественного самоуправления, населенного образованными, воспитанными, культурными людьми.

образ культуры XXI века, которому должен соответствовать человек культуры основной и единственный предмет заботы школы и цель воспитания. Этот образ видится автору как мировой интеграционный процесс, в котором исключены межнациональные, межконфессиональные конфликты и происходит смешение этносов, этнических культур. Но в то же время обострено стремление каждого этноса, нации сохранить свою идентичность, свои национальные ценности.

Определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении Отношение к ребенку как к субъекту, носителю активности, для проявления которой ему необходимо пространство свободы, где он имел бы возможность автономизироваться, выбирать, оценивать, совершать поступки, является основным признаком гуманистического личностно- ориентированного воспитания вообще, а культурологического в особенности.

С одной стороны, целенаправленная деятельность педагогов по созданию условий для саморазвития личности, с другой как восхождение личности к ценностям, смыслам, обретение ею ранее отсутствующих свойств, качеств, жизненных позиций. Поэтому главным элементом личностно- ориентированного воспитательного процесса является личность ребенка, сам же процесс предстает в форме последовательных позитивных изменений, результатом которых является личностный рост ребенка. Иными словами, воспитательный процесс это процесс, происходящий с личностью ребенка, суть которого в становлении его личностного образа.

Используя понятие идеальной формы, автор обращается к известной мысли В.В. Зеньковского о том, что каждая детская личность имеет свой, заданный при рождении, путь индивидуального развития, и поэтому «всякая личность должна найти свой путь, свою идеальную форму». Личностный смысл развития состоит в поиске индивидуального пути. Однако жизненный путь личности это не только и не столько события, дела, поступки и переживания, сколько личностное отношение к ним, сколько смысл, вкладываемый в них, отношения и смыслы индивидуальные, необщие, окрашенные жизненным опытом, приобретенным на жизненном пути.

Воспитательный процесс это и есть процесс становления осознанного отношения личности ко всему, что с ней происходит, это внутренняя духовная работа, протекающая в сознании вокруг собственных дел и поступков, а также дел и поступков других людей, это работа по осмыслению, оценке явлений природы, социума

Воспитательный процесс жизнетворчество социализация культурная идентификация духовно- нравственное развитие личности индивидуализация

Это целостный человек культуры. Ядром личности человека культуры, обеспечивающим ее целостностъ, является субъектность. Именно она обеспечивает единство и меру свободы, гуманности, духовности и жизнетворчества.

это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры. гуманная личностьэто духовная личность личность и творческая, и адаптивная

природосообразность культуросообразность индивидуально-личностный подход ценностно-смысловой подход сотрудничество

компоненты личностного опыта, овладение которыми указывает на становление личности как человека культуры: а)аксиологический (ценностно-смысловой), включающий универсальные общечеловеческие ценности, которые «присваиваются» сознанием и становятся личностными смыслами отношений человека к миру, людям, самому себе; б) культурологический различные «культурные задания» и культурные среды, в которых разворачивается жиз­недеятельность личности (академическая, оздоровительная, семейная, досуговая и др.); общекультурные способности] произведения культурного творчества, включенные в содержание духовной жизни личности; ценности и традиции! национальной культуры и деятельности по их сохранению, возрождению, воспроизведению и др.; в) жизнетворческий (событийный) события жизни, способы их организации и проживания (например, коллек­тивные творческие дела), технологии жизни, способы изменения своего бытия, преобразования жизненной среды и др,; г)морально-этический накопление опыта пережива­ния и проживания эмоционально насыщенных ситуаций гуманного, нравственного поведения: организация детьми актов милосердия, проявления заботы о близких и дальних, терпимости, уважения к другим людям, переживание чувства совести, стыда, собственного достоинства и др.; д) гражданский участие в общественно полезных делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека и другие ситуации, развивающие опыт гражданского поведения; е) личностный насыщенность жизнедеятельности детей ситуациями реальной ответственности, свободного выбора, принятия решений, рефлексии своих поступков, поведения, способов самооценки, самокоррекции и самовоспитания, проектирования своего поведения, личностного развития и др.; ж) индивидуально-творческий средства развития способностей, формирование различных стилей жизнедеятельности, уверенности в себе, самостоятельности, креативности.

Педагогическая помощь и поддержка. Это, как утверждает Е.В. Бондаревская, ключевые слова в технологии личностно-ориентированного образования. Автор концепции обозначает лишь некоторые компоненты технологии личностно-ориентированного воспитания: изучение узловых событий жизни ребенка; педагогическая интерпретация его индивидуальных особенностей; эмпатическое принятие ученика таким, какой он есть; совместное с учеником проектирование этапов его дальнейшего развития; адаптация воспитательных средств к характеру ребенка; вовлечение его в педагогические и жизненные события; раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития и самостроительства.

критерии воспитанности, как: 1) уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации личности, 2) способность к нравственной саморегуляции поведения, 3)мера педагогической помощи, которая необходима учащемуся в самостроительстве собственной личности.

свободной духовной личности, ориентированной на ценности мировой и национальной культуры, на творческую самореализацию в мире культурных ценностей, нравственную саморегуляцию и адаптацию в изменяющейся социокультурной среде.