Информационно-образовательное пространство технологического образования в свете реализации «Стратегии 2020» Гилева Елена Анатольевна, к.п.н., доцент кафедры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» ОСНОВНАЯ СТУПЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Advertisements

Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Новые подходы к учебно- методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования.
Педагогический совет г. ТЕМА: «Инновационные образовательные модели – условие современного качества образования» 1.Некоторые аспекты модернизации.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Т к а ч ё в а Н. Г. директор МОУ «СОШ 9». Образовательный стандарт - это Государственный стандарт второго поколения задаёт ориентиры развития всей системы.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Государственное общеобразовательное учреждение «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка»
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОДНО ИЗ РЕШЕНИЙ ЗАДАЧ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Варюхина Светлана Владимировна,
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
Координационный совет по введению ФГОС общего образования при Минобрнауки России Республика Саха (Якутия), 9-10 ноября 2011 г. Новые подходы к учебно-
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
О подготовке к переходу на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Транксрипт:

Информационно-образовательное пространство технологического образования в свете реализации «Стратегии 2020» Гилева Елена Анатольевна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования факультета технологии и предпринимательства НГПУ

Компоненты информационно- образовательной среды Концептуально-методологический Нормативно-регламентирующий Методический Дидактический

Глобальные задачи образования ООН (ЮНЕСКО) год ПРОГРАММА «2000+» «Международный проект по научной и технологической грамотности для всех» (на основе материалов Римского клуба 1991 года)

Задачи образования в XXI веке научить познавать мир (уметь учиться, владеть ИКТ); научить создавать (практически уметь преобразовывать среду); научить жить (стремиться быть здоровым); научить жить вместе (быть толерантным, владеть и использовать на практике методы бесконфликтного коммуникативного взаимодействия).

Качества личности человека XXI века личностное и жизненное самоопределение; устойчивая познавательная мотивация («life long learning»); потребность трудиться; потребность в преобразовательной деятельности (владение технологиями проектной и исследовательской деятельности); глобализм и проективное мышление; внутренняя культура и нравственные ценности; инициативность и мобильность; творческий подход к решению проблем; сознательность; ответственность; толерантность; коммуникативность; экологическая сознательность; владение ИКТ и компьютерной техникой.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» генеральная цель российского образования - раскрытие способностей каждого ученика; - воспитание порядочного и патриотичного человека; - воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Стратегия 2020) Стратегическая цель достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы ХХI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

Современный работник Стратегия «Дорожная карта» Развитые производственные функции (готовность и способность): Поддерживать существующие технологии Использовать продукты технологической деятельности Заимствовать новые технологии и продукты Разрабатывать новые технологии и продукты Сформированные умения: проектировать, принимать решение, выполнять творческую работу, быстро овладевать информацией, адаптироваться к меняющимся условиям деятельности.

Федеральная целевая программа развития образования на гг. Стратегическая цель государственной политики в области образования : повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Приоритетные задачи в сфере образования: обеспечение инновационного характера базового образования; модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития; создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей; участие в международных научных и социокультурных исследованиях.

Федеральная целевая программа развития образования на гг. Основные направления ФЦПРО: Создание информационных ресурсов и познавательных программ, ориентированных на технологическое развитие экономики России (энергоэффективность, ядерные технологии, стратегическое программное обеспечение, космос, телекоммуникации, мед.техника и фармацевтика). Внедрение и эффективное использование современных информационных сервисов и ЭОР нового поколения. Создание образовательных ресурсов для одаренных детей на основе интеграции общего и дополнительного образования: Модель формирования развития системы психолого- педагогического сопровождения развития обучающихся. Внедрение в каждом ОУ энергетических и электронных паспортов (материально-техническая и информационно-техническая базы).

Необходимость модернизации технологического образования Развитие информационных ресурсов обеспечило формирование высоких технологий; Технологический уровень экономики оказывает определяющее влияние на социальное и культурное устройство - интеллектуальная технологическая среда; Замена ручных навыков ИКТ-умениями в повседневной жизни и профессиональной деятельности; Время жизни технологий стало меньше среднего времени профессиональной жизни - необходимо постоянное обучение (life long learning)

Концепция непрерывного технологического образования Цель - формирование технологической грамотности, технологической компетентности, технологического мировоззрения и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманисти­чески ориентированного мировоззрения.

Нормативно-правовая основа ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( 273 от ): ст. 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты»; - ст. 12 «Образовательные программы» - ст. 13 «Общие требования к реализации образовательных программ» - ст. 18 «Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы»

Нормативно-правовая основа Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) -Начального общего образования (2009 г.) -Основного общего образования (2010 г.) -Среднего (полного) общего образования (2012 г.)

Международный стандарт (STL) 1. Сущность технологии: –Характеристики и область технологии. –Ключевые понятия технологии. –Связь технологий друг с другом, а также другими областями. 2. Технология и общество: –Культурные, социальные, экономические и политические аспекты технологии. –Влияние технологии на окружающую среду. –Роль общества в развитии и использовании технологии. –Роль технологии в истории.

Международный стандарт (STL) 3. Проектирование (Design): –Характерные признаки проектирования. –Техническое проектирование. –Роль поиска и устранения неисправностей, исследования и разработки, изобретения и инновации, и экспериментов в решении проблем. 4. Развитие способностей для технологического мира: –Умение проектировать. –Умение использовать и обслуживать технологические продукты и системы. –Умение оценивать влияние технологических продуктов и систем.

Ключевые компетенции (ATC21S) 1. Способы мышления. - Креативность. - Критическое мышление. - Умение решать проблемы. - Способность принимать решения. - Умение учиться на протяжении всей жизни. 2. Способы взаимодействия. - Коммуникация. - Сотрудничество.

Ключевые компетенции (ATC21S) 3. Инструменты деятельности. - Технологическая грамотность - Информационно-коммуникационные технологии. - Информационная грамотность. 4. Навыки для жизни в современном мире. - Гражданская позиция. - Способность проектировать и организовывать собственную личную и профессиональную жизнь. - Личная и социальная ответственность.

Концепция ФГОС Технология единственный школьный предмет, отражающий основные принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры; Технология использует реальный практический опыт, необходимый для организации собственной жизни и социально-ориентированной деятельности; Технология формирует технологическое и проектное мышление как современные способы осмысления реальности, реализации собственных стремлений, преобразования жизненного пространства. Технология – реальный способ интеллектуального самосовершенствования

Цели технологического образования Обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и социально-гуманитарных технологий и перспектив их развития; Формирование технологической культуры и проектно- технологического мышления; Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимися направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, касающихся, в основном, сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.

Раннее начало (дошкольное образование) Приобретение элементарного опыта и поддержание мотивации к занятиям преобразовательной деятельностью Выявление художественно-творческих способностей и интереса к исследовательской деятельности и техническому творчеству (изобретательности) Практический опыт взаимодействия с объектами реального мира

С первого класса Закладываются основы универсальных учебных действий, научной и технологической грамотности Интеграция изучения естественных наук, технологии, математики и лингвистики; Технологические знания – результат реальных исследований и проектной деятельности школьников;

Примерная программа по технологии Целевые установки: Ввести учащихся в мир современных технологий и технологических трендов Формировать проектно-технологический тип мышления (готовность видеть проблемы и разрабатывать способы их разрешения) Подготовить к осознанному конструированию образовательной траектории и профессиональной деятельности.

Программы предмета « Технология» Первое поколение - навыки обслуживающего труда Второе поколение - представление о современных технологиях как способах удовлетворения потребностей человека в материальных, информационных и социальных сферах.

Примерные образовательные программы по технологии Формат гг. – изд-во «Просвещение» (утверждены и разрешены к реализации) Формат 2014 г. (проект ФИРО) – «гос.заказ» МОиН РФ (как идеальный вариант эффективной реализации ФГОС ОО)

Цель программы подготовка молодого поколения к деятельности в современном технологическом мире. - формирование культуры предметно-преобразующей деятельности, создания новых ценностей, - умение видеть, ставить и разрешать актуальные проблемы улучшения окружающей жизни. предметная область «Технология» принимает на себя значительную долю деятельности образовательного учреждения по формированию универсальных учебных действий - универсальных способов деятельности, в равной мере применимые в учебных и жизненных ситуациях. формирование технологического мышления по схеме: потребность – цель – способ – результат, что позволяет наиболее органично решать задачи установления взаимодействия между образовательным и жизненным пространством ориентация на массовую школу. уход от гендерного принципа в технологическом образовании

Целевые установки программы Ввести в мир современных технологий и технологических трендов Формировать проектно-технологический тип мышления – готовность видеть проблемы и умение разрабатывать способы их разрешения Подготовить к осознанному конструированию образовательной траектории и профессиональной деятельности.

Структура программы 3 содержательных блока с целевыми установками Каждый блок имеет собственные образовательные результаты в формате УУД Каждый блок построен как комплекс видов познавательной деятельности: - теоретическое обучение, - самостоятельная работа, - практическая деятельность, - проектная деятельность, - «образовательное путешествие»

Блочно-модульная структура образовательной программы по технологии Блок 1 «Технология как способ удовлетворения человеческих потребностей» Блок 2 «Опыт персонифицированного действия в рамках разработки и применения технологических решений» Блок 3 «Информационная основа познавательной деятельности»

Мир технологий -потребности и технологии -технологические системы -управление технологическими системами (включая САПР) -информационно-коммуникационные технологии -производственные и строительные технологии -технологии получения и обработки материалов -транспортные технологии -технологии выработки и использования энергии -электроника и электротехника -перспективные технологии (нанотехнологии, лазерные технологии) -медицинские технологии -сельскохозяйственные и биотехнологии -технологии обработки продуктов питания -социальные технологии

Организационные условия Непрерывность в обучении (1-11 классы) Бюджет времени в основной школе: 5-7 классы – 2 часа в неделю 8 класс – 1 час (обяз.) +1 час (регион.) 9 класс – не менее 2 час. (вариат.) Внеурочная деятельность - 50% - 75% урочного времени Реализация регионального компонента (в содержании и профориентации).

«ОТКРЫТЫЙ» УМК 1) УМК и учебники из Федерально перечня 2) Дидактические комплекты, включающие: Электронные каталоги (Интернет - информация, требующая содержательного присвоения), ссылки на электронные ресурсы, периодическую печать, учебно-познавательную литературу, Медиа-ресурсы, задания и инструкции, организующие самостоятельную работу, задания и инструкции, организующие практические и лабораторные работы; диагностические ресурсы и КИМ для итогового контроля.

Дистанционная поддержка –необходимое условие обеспечения усвоения теоретического материала при реализации проектного подхода; –доступность учебных материалов в любой точке и любое время; –фиксация учебного процесса и его результатов; –контроль; –трансляция педагогического опыта

Сетевая форма школа: современное материально- техническое обеспечение, дети – будущие абитуриенты, работодатель; вуз: опыт и интеллектуальный потенциал для методических разработок, студенты – будущие учителя; дополнительное образование: пространство для инноваций, практические занятия; предприятия: производственная практика, профориентация

Содержание и оборудование Современное ручное и механизированное оборудование; Среда конструирования и моделирования (Лего-, иные конструкторы, виртуальные среды) Оборудование и станки с ЧПУ; Робототехника; Компьютерная графика и 3D-моделирование; Аддитивные технологии и 3D-прототипирование; Цифровые приборы и измерители, Программирование и ИКТ – ресурсы; Современная электротехника и электроника; Ресурсосбережение и экологическая безопасность; «Умный дом» (интеллектуальное жилище); Видеоэкскурсии, использующие инновационные (уникальные) технологи. Мультимедиа оборудование; Электронные дидактические ресурсы и медиа материалы; Здоровьесберегающие технологии в образовании; Дизайн и эстетика. Доступ обучающихся к реальным объектам в рамках проектной деятельности и выполнения практических работ.

36

Информационные ресурсы Федеральный образовательный портал (Учебно- методическая библиотека) Федеральный портал «Российское образование» «Российский общеобразовательный портал» «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» «Всероссийский интернет-педсовет» «Всероссийские олимпиады школьников» Проект программы по технологии (формат 2014 г.)

Условия реализации ФГОС Материально-техническое оснащение : -Технический регламент МОиН РФ на инфраструктуру ОУ, здание и территорию; -Обеспечение требований Сан ПиН; -Современное материально-техническое обеспечение предметно-ориентированной и досугово-релаксационной среды (общеучебное оборудование, дидактические ресурсы по предметам) по нормативу; -Информационно-образовательная среда (информационные локальные сети, «свободный» Интернет; КИМ и мониторинг качества образования, ЭОР)