ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ. НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ ЕВРОПЫ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Автор - преподаватель ГБОУ СПО Колледж малого бизнеса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Advertisements

Политические режимы Тоталитаризм Феномен тоталитаризма в истории 20 века. Обществознании, история 11 класс Автор: Сеземова О. А.
Классный руководитель 10 класса: Валиахметов Т.Ш..
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Политические режимы Авторитаризм,тоталитаризм Обществознание 9 класс.
дней и ночей 27 миллионов жизней советских людей 3.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Тем, кто учит математику, Тем, кто учит математике, Тем, кто любит математику, Тем, кто ещё не знает, Что может полюбить математику Посвящается…
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.

Рисуем параллелепипед Известно, что параллельная проекция тетраэдра, без учета пунктирных линий, однозначно определяется заданием проекций его вершин (рис.

Ценностные ориентации старшеклассников Психолого-педагогическое исследование развития ценностных ориентаций старшеклассников сош 5 г. Искитим.
Масштаб 1 : 5000 Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Michael Jackson
Разработал: Учитель химии, биологии высшей квалификационной категории Баженов Алексей Анатольевич.
План 1. Политическая система: общая характеристика. 2. Политические системы диктаторского типа. 3. Политический режим. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ПОЛИТИЧЕСКИЙ.
Не самоустраняйтесь в процессе воспитания и обучения своего ребенка.
Транксрипт:

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ. НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ ЕВРОПЫ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Автор - преподаватель ГБОУ СПО Колледж малого бизнеса 48 Неменов Б.В

СОДЕРЖАНИЕ: 1. Политический режим и его виды 2. Демократический режим 3. Власть и толпа 4. Тоталитаризм, его варианты 5. «Дороги, которые мы выбираем» 3

1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ И ЕГО ВИДЫ Вспомнить понятия: ДЕМОКРАТИЯ, АРИСТОКРАТИЯ, ОЛИГАРХИЯ, ОХЛОКРАТИЯ, АВТОКРАТИЯ, ТИРАНИЯ Вопросы: ЧТО ТАКОЕ ВЛАСТЬ? СИСТЕМЫ ВЛАСТИ? ЧТО ТАКОЕ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ? КАКИЕ ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ ВЫ ЗНАЕТЕ? КАК В ЭТИХ МОДЕЛЯХ ВЛАСТИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ? КАКОВА РОЛЬ ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА В НИХ? 4

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ способ организации отношений между государством и обществом ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ система методов, способов и средств осуществления политической власти, отражает отношения между государством и гражданским обществом, государством и личностью 5

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ РАЗЛИЧАЮТСЯ: - по степени развития демократии - по политико-правовому статусу личности 6

2. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Вопросы: КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОБЩЕСТВА? КАКИЕ ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ ВАМ ИЗВЕСТНЫ? КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ВЫСКАЗЫВАНИЮ УИНСТОНА ЧЕРЧИЛЯ: «Демократия - самая плохая форма правления, если не считать все остальные...» ? МОЖНО ЛИ УСТАНОВИТЬ ДЕМОКРАТИЮ ДИКТАТОРСКИМИ МЕТОДАМИ? МОЖНО ЛИ С ПОМОЩЬЮ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ УСТАНОВИТЬ ДИКТАТУРУ? ЕСЛИ «ДА», ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ИЗ ИСТОРИИ 7

3. ВЛАСТЬ И ТОЛПА РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ Из трактата древнегреческого философа Платона «Государство» «Ну, так давай рассмотрим, милый друг, каким образом возникает тирания.... Когда во главе государства, где демократический строй и жажда свободы, доведется встать дурным виночерпиям, государство это сверх должного опьяняется свободой в неразбавленном виде, а своих должностных лиц карает, если те недостаточно снисходительны и не представляют всем полной свободы... При таком порядке вещей учитель боится школьников и заискивает перед ними, лошади и ослы привыкли здесь выступать важно и с полной свободой, напирая на встречных, если те не уступают им дороги... 8

... душа граждан делается крайне чувствительной... Все принудительное вызывает у них возмущение.. А кончат они... тем, что перестанут считаться даже с законами... чтобы уже вообще ни у кого и ни в чем не было над ними власти тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство... Демократию подтачивает болезнь, которой я считал появление особого рода людей, праздных и расточительных... мы их уподобили трутням... самые ядовитые из трутней произносят речи и действуют, а остальные усаживаются поближе к помосту, жужжат и не допускают, что бы кто-нибудь говорил иначе... В конце концов, когда они видят, что народ, обманутый клеветниками, готов не со зла, а по неведению расправиться с ними, тогда они волей- неволей становятся уже действительными приверженцами олигархии... Значит, уж это-то ясно, что, когда появляется тиран, он вырастает именно из этого корня, то есть как ставленник народа... 9

Имея в руках чрезвычайно послушную толпу разве он воздержится от крови своих соплеменников? Напротив, он станет привлекать их к суду по несправедливым обвинениям и осквернит себя, отнимая у человека жизнь... Карая изгнанием и приговаривая к страшной казни, он между тем будет судить отмену задолженности и передел земли... первой его задачей будет постоянно вовлекать граждан в какие-то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе... А если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались неприятелю......тирану придется их всех уничтожить, так что в конце концов не останется никого ни из друзей, ни из врагов, кто бы на что-то годился... Он связан блаженной необходимостью либо обитать вместе с толпой негодяев, притом тех, кто его ненавидит, либо проститься с жизнью... Народ тогда узнает, клянусь Зевсом, что за тварь он породил, да еще и любовно вырастил...». 10

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К УТВЕРЖДЕНИЯМ ПЛАТОНА? КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, НАШЕЛ ЛИ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЭТОТ СЦЕНАРИЙ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ? МОЖЕТ ЛИ СВОБОДА И ДЕМОКРАТИЯ СЕГОДНЯ ПЕРЕРАСТИ В СВОЮ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ? 11

12 ПОГОВОРИМ О ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

4. ТОТАЛИТАРИЗМ, ЕГО ВАРИАНТЫ ТОТАЛИТАРИЗМ - тип политического режима, предполагающий всеобщий контроль и регламентацию со стороны государства всех сфер деятельности человека и общества, основанный на единой цели 13

«ВСЕ В ГОСУДАРСТВЕ, НИЧЕГО ВНЕ ГОСУДАРСТВА, НИЧЕГО ПРОТИВ ГОСУДАРСТВА» Бенито Муссолини 14

«ИДУТ БАРАНЫ И БЬЮТ В БАРАБАНЫ, А КОЖУ ДЛЯ НИХ ДАЮТ САМИ БАРАНЫ» Бертольд Брехт Берто́лит Брехт ( ) немецкий драматург, поэт, прозаик, театральный деятель, теоретик искусства 15

ФАШИЗМ - «ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ» ПРИГЛАШАЮ К РАЗМЫШЛЕНИЮ! 16

РЕЗУЛЬТАТОМ ПРОСМОТРА ФРАГМЕНТОВ ФИЛЬМА, А ТАКЖЕ ИХ ОБСУЖДЕНИЯ, ДОЛЖНЫ СТАТЬ: ВЫДЕЛЕНИЕ И ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ ПРИЗНАКОВ ТОТАЛИТАРНОЙ СИСТЕМЫ; ОПРЕДЕЛЕНИЕ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ СТАЛИНСКОЙ И ГИТЛЕРОВСКОЙ СИСТЕМАМИ, «ЛЕВЫМ» И «ПРАВЫМ» ТОТАЛИТАРИЗМОМ; ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФАШИЗМА 17

«МЫ ПЕРВЫЕ ЗАЯВИЛИ, ЧТО ЧЕМ СЛОЖНЕЕ СТАНОВИТСЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ТЕМ БОЛЕЕ ОГРАНИЧИВАЕТСЯ СВОБОДА ЛИЧНОСТИ …» Бенито Муссолини 18

19

20

ФРАЗЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ «Что понимать под господством мнения? У большинства людей мнения нет, мнение надо дать или влить, как смазочное масло в машину.» X. Ортега-и-Гассет «Свобода мнения лишь тогда что-либо значит, когда эти мнения собственные» Э. Фромм ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ПО ПОВОДУ ПРИВЕДЕННЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ, НЕ ОСКОРБЛЯЕТ ЛИ ВАС СУЖДЕНИЕ ИСПАНСКОГО ФИЛОСОФА? 21

22

Военные мундиры, военные парады, военная дисциплина. Армия опора тоталитарных режимов! ПОЧЕМУ ТАК? 23

24

ФРАЗЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ «Любой фельдфебель может быть учителем, но не каждый учитель может стать фельдфебелем». А. Гитлер «Нам с тобою думать неча - за нас думают вожди». Д. Бедный КАКУЮ ХАРАКТЕРНУЮ ЧЕРТУ ТОТАЛИТАРИЗМА РАСКРЫВАЮТ ЭТИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ? 25

26

ФРАЗЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ «Артистам и художникам нужно время от времени грозить пальцем». А. Гитлер «Скудность мысли порождает легионы единомышленников». С. Довлатов 27

СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ЭТИМИ УТВЕРЖДЕНИЯМИ? НАСКОЛЬКО ОНИ НАХОДЯТ СВОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ В ИСТОРИИ ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ И СССР? ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ФРАЗУ АВТОРА ФИЛЬМА О ТОМ, ЧТО В АРХИВАХ ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ БЫЛО КИНОКАДРОВ, КОТОРЫЕ ИЗОБРАЖАЛИ ПРОСТО ЛЮДЕЙ, А НЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ. О ЧЕМ ЭТО МОЖЕТ ГОВОРИТЬ? 28

29

«МЫ ПРИНАДЛЕЖИМ ТЕБЕ!» ФРАЗЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ: «Массы испытывают потребность дрожать» А. Гитлер «Незачем воздействовать на разум масс, нужно воздействовать на простейшие чувства» А. Гитлер «Массы должны видеть одного врага и знать одного бога». А. Гитлер 30

«МЫ ПРИНАДЛЕЖИМ ТЕБЕ!» «В нашем Советском Союзе, товарищи, люди не родятся, родятся организмы, а люди у нас делаются: трактористы, мотористы, механики академики, ученые и т.д. и т.п. И вот один из таких сделанных людей, не рожденных, я - я не родился человеком, я сделался человеком. И чувствовать себя, товарищи, в такой обстановке - больше, чем быль счастливым...» Лысенко Т.Д. Из выступления на съезде колхозников- ударников в феврале 1935 г. 31

32

По рекомендации журнала «Массовик» и методической группы «Массовое действо» при Моссовете ставились тысячные индустриальные карнавалы. В конце 20-х вводится обязательная стопроцентная явка работающих на демонстрации. Во время процессов годов участники митингов единогласно поднимают руки … 33

СПРАВЕДЛИВЫЙ ПРИГОВОР Пионеры 4-го класса "А" 1-й школы Ярославской железной дороги: ЗОЯ ПУЧКОВА, ЛЕНЯ АФЕНДИНОВ, ЛИДА СЕРГЕЕВА, ЛИДА КАШИНА. Весь народ нашей большой и могучей страны требовал от суда, чтобы подлые убийцы, изменники и шпионы были уничтожены. Мы. пионеры, тоже этого требовали. И суд выполнил волю всего нашего народа и лучших людей всего мира. Когда мы читали, как шпион Розенгольц носил в кармане залепленную в кусочке хлеба бумажку с молитвой, чтобы спасти себя от разоблачения, мы очень смеялись. В своих бандитских делах этот враг призывал на помощь бога! Теперь вся эта нечисть будет уничтожена, и вспоминать об этих негодяях будут только с отвращением. «Пионерская правда» 14 марта 1938 года 34

СПАСИБО НИКОЛАЮ ИВАНОВИЧУ ЕЖОВУ АСЯ ЛИНСКАЯ, ВАЛЯ МЫЗИНА. Москва. 272-я школа. 5-й класс "А". Дорогой Николай Иванович! Вчера мы прочитали в газетах приговор над сворой право- троцкистских шпионов и убийц. Нам хочется сказать большое пионерское спасибо Вам и всем зорким наркомвнудельцам. Спасибо, товарищ Ежов, за то. что Вы поймали банду притаившихся фашистов, которые хотели отнять у нас счастливое детство. Спасибо за то. что Вы разгромили и уничтожили эти змеиные гнезда. Мы Вас очень просим беречь себя. Ведь змея-Ягода пытался ужалить Вас. Ваша жизнь и здоровье нужны нашей стране и нам. советским ребятам. Мы стремимся быть такими же смелыми, зоркими, непримиримыми ко всем врагам трудящихся, как Вы, дорогой товарищ Ежов! «Пионерская правда» 14 марта 1938 года 35

36

СЛЕДУЕТ ДОБАВИТЬ, ЧТО ЗА ВРЕМЯ РАБОТЫ В КАЧЕСТВЕ ГЛАВЫ НКВД ЭТОГО «ПРЕДАННОГО ДРУГА» СТАЛИНА, ЗА ДВА ГОДА, ТОЛЬКО ДВА ГОДА, ПО ПРИГОВОРАМ СУДОВ В СТРАНЕ БЫЛО РАССТРЕЛЯНО ПОЧТИ 700 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК ЗА ДВА ГОДА! 37

РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ Из книги Андре Жида «Возвращение из СССР» (1936 г.) «В СССР решено однажды и навсегда, что по любому вопросу должно быть только одно мнение. Впрочем, сознание людей сформировано таким образом, что этот конформизм им не в тягость, он для них естественен, они его не ощущают, и не думаю, что к этому могло бы примешиваться лицемерие… Каждое утро «Правда» им сообщает, что следует знать, о чем думать и чему верить… Получается, что, когда ты говоришь с каким-нибудь русским, ты говоришь словно со всеми сразу. Не то, чтобы он буквально следовал каждому указанию, но в силу обстоятельств отличаться от других он просто не может… Надо иметь в виду также, что подобное сознание начинает формироваться с самого раннего детства…» Андре Поль Гийом Жид ( ) один из самых авторитетных французских писателей, лауреат Нобелевской премии по литературе 38

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: КАКОВЫ БЫЛИ ОСОБЕННОСТИ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ В 30-Е ГГ.? КАКИМИ СПОСОБАМИ ОНО ФОРМИРОВАЛОСЬ? ПОЧЕМУ БОЛЬШИНСТВО СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ БЫЛИ УВЕРЕНЫ В ПРЕВОСХОДСТВЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ? ВОЗМОЖНО ЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ТОТАЛИТАРИЗМУ? 39

НО, СЕГОДНЯ ЭТО НЕ МОЖЕТ ПОВТОРИТЬСЯ?! 40

41 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: «ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ»

42 НЕ МОЖЕТ?

ЧТО ТАКОЕ ТОЛПА? Первый феномен – повышенная внушаемость, «быть таким как все»; Второй феномен - потребность в простых решениях. Отсюда главный вопрос толпы ни «ЧТО ДЕЛАТЬ?», а «КТО ВИНОВАТ?». 43

ЧТО ТАКОЕ ТОЛПА? Толпа не способна на созидание. В толпе человек утрачивает индивидуальность. Подавленное подчиненное сознание ждет Мессию, который подскажет, куда идти кого любить, кого ненавидеть 44

Тод Штрассер - американский писатель, журналист. Книга основана на реальных событиях, произошедших в 1967 году в одной из школ маленького калифорнийского городка. Учитель истории Бен Росс ставит социальный эксперимент, чтобы в игровой форме показать подросткам, что такое нацизм. Сначала все выглядело как непривычное и увлекательное приключение, игра в дисциплину и коллективизм. Однако спустя всего несколько дней Бен Росс осознает, что его ученики, по сути, превратились в образцовых граждан тоталитарного общества 45

Ученик задаёт учителю вопрос, на который тот не может ответить, и учитель задумывается над проблемой и хочет сделать материал наглядным и доступным. А вопрос такой: «КАК МОГЛИ ЖИТЕЛИ ЦЕЛОЙ СТРАНЫ НЕ ЗАМЕЧАТЬ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ НАЦИСТСКОГО РЕЖИМА» 46

Эксперимент длится всего неделю, а вот уже и собственное приветствие, и попытки унизить всех, кто не в «Волне», и самое интересное «фюрер» не отдаёт приказов, но «общее» сознание умудряется их как-то сгенерировать и пойти выполнять. Конечно, есть и борцы со строем, и жертвы, и фанатики. Всё, как в жизни 47

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: ПОЧЕМУ В ТАКОМ ПСЕВДОНАЦИСТСКОМ РЕЖИМЕ БОЛЬШИНСТВУ ЛЮДЕЙ БЫЛО КОМФОРТНО? ЧТО В ЭТОЙ КНИГЕ ЗАСТАВЛЯЕТ НОРМАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА ЗАДУМАТЬСЯ? ГЛАВНЫЙ ВОПРОС, КАК МОГЛИ ЖИТЕЛИ ЦЕЛОЙ СТРАНЫ НЕ ЗАМЕЧАТЬ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ НАЦИСТСКОГО РЕЖИМА? 48

ВЫВОД: ЛЮДИ, ПЕРЕСТАЮЩИЕ МЫСЛИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО - ОПОРА ДИКТАТОРСКИХ РЕЖИМОВ 49

ПРОВЕРЯЕМ РАБОТУ НА ЗАНЯТИИ Примерный вариант признаков тоталитаризма: сверхцентрализованная структура власти; фактическое отсутствие разделения властей; монопольная идеология; массовая, монопольно властвующая партия; разветвленная карательная система; отсутствие свободного индивида и гражданского общества; высокая степень милитаризации всех сфер общественной жизни 50

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ В истории тоталитарных и авторитарных режимов есть один обнадеживающий факт - ОНИ ДОЛГО НЕ ЖИВУТ. Секрет задолго до появления этих режимов раскрыл Джон Стюарт Милль - философ, автор трактата «О свободе» (1859 г.): Джон Стюарт Милль ( ) – британский философ, экономист и политический деятель 51

«ГОСУДАРСТВА, КОТОРОЕ ПРЕВРАЩАЕТ ЛЮДЕЙ В КАРЛИКОВ, ЧТОБЫ ОНИ БЫЛИ ПОСЛУШНЫМИ ОРУДИЯМИ В ЕГО РУКАХ, ДАЖЕ ЕСЛИ ЕГО ЦЕЛИ БЛАГОРОДНЫ, ОБНАРУЖИТ, ЧТО ВЕЛИКИЕ ДЕЛА НЕ СОВЕРШАЮТСЯ МЕЛКИМИ ЛЮДИШКАМИ И ЧТО СОВЕРШЕННАЯ МАШИНА, РАДИ КОТОРОЙ ПОЖЕРТВОВАНО ВСЕМ, В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ НИЧТО, ТАК КАК НЕ ХВАТАЕТ ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ, КОТОРУЮ УНИЧТОЖИЛИ, ЧТОБЫ ЭТА МАШИНА ДЕЙСТВОВАЛА БЕЗ ПОМЕХ» 52

И ВСЕ ЖЕ: «ЛЮДИ, Я ЛЮБИЛ ВАС, БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!» Ю. Фучик ( ) - чехословацкий журналист, литературный и театральный критик, публицист, активист чехословацкой компартии, казнен фашистами 53

54 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ История: учебник. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. - М., 2011, Гл. 11, § 75, § 81 Обществознание : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. А.Г.Важенин. 5-е изд. испр. М. : Издательский центр «Академия». 2008, Гл. 7, С Посмотреть фильм «Эксперимент 2: Волна». Написать рецензию

55