Интерактивная разработка образовательной программы – основа эффективности её реализации Будже Тамара Андреевна, заведующий лабораторией отдела качества.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебный блокБлок совместной деятельности взрослого и детей Самостоятель - ная деятельность детей Основная форма – занятие ( в соответствии с расписанием.
Advertisements

Особенности выбора примерных основных образовательных программ дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного отделения образовательной.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
Будже Тамара Андреевна, заведующая организационно-технической лабораторией отдела оценки качества дошкольного образования Современные требования к качеству.
Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований Заведующий МКДОУ детским садом «Огонек» р.п. Линево.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов,
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
Теория и практика организации методической работы в дошкольном отделении образовательной организации Докукина Ольга Станиславовна, методист отдела качества.
Консультация для специалистов МБДОУ детский сад «Работа специалистов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО»
ДОУ « Солнышко » Организация работы ДОУ в условиях внедрения ФГТ.
Модель воспитательно – образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГТ.
Организация образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного.
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Подготовила: Задорожнева О. А. старший воспитатель МДОБУ «Детский сад 9» г. Бузулук, 2014.
Организация непосредственно –образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГТ.
Обновление образовательного процесса в соответствии с новыми нормативно- правовыми документами (СанПин , СанПиН , ФГТ Приказ.
БУЯНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО НАУЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСТВА, СЕМЬИ.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Минобрнауки России.
К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО МАСТЕР - КЛАСС.
Транксрипт:

Интерактивная разработка образовательной программы – основа эффективности её реализации Будже Тамара Андреевна, заведующий лабораторией отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов 5 ноября 2014 года

В опросе приняли участие 60 человек Результаты опроса на сайте ГАУ МЦКО

Результаты опроса на сайте ГАУ МЦКО

Результаты опроса на сайте ГАУ МЦКО 3. Выберите одну позицию, характеризующую, на Ваш взгляд, образовательную программу, разрабатываемую в дошкольном отделении?

Результаты опроса на сайте ГАУ МЦКО

Результаты опроса на сайте ГАУ МЦКО

Интерактивная разработка образовательной программы дошкольного образования Интерактивная разработка образовательной программы – разработка, основанная не просто на взаимодействии, а на взаимном содействии участников образовательных отношений Разрабатывается педагогами Разрабатывается для педагогов Разрабатывается не только для педагогов Должна пойти на пользу всем участникам образовательных отношений, особенно детям interaction «взаимодействие»

Интерактивная разработка образовательной программы дошкольного образования Наиболее показательные и яркие моменты, во время которых проявляется степень готовности к взаимному содействию при разработке образовательной программы: 1. При выборе вариативных форм, методов, средств реализации образовательной программы. 2. При обеспечении принципа гибкости и пластичности образовательного процесса. 3. При определении объёмного соотношения частей образовательной программы. 4. При определении степени обязательного участия педагогов в проведении педагогической диагностики.

Формы, методы, средства реализации образовательной программы Ряд примерных образовательных программ побуждает педагогов переходить от «вчерашних привычных» учебных занятий к новым вариативным формам (игры, беседы, мастерские, проектная деятельность и др.). Данный призыв объясним и актуален, однако является предпосылкой для отсутствия взаимопонимания внутри педагогических коллективов, а также несёт в себе риск депривации свободной спонтанной игры воспитанников: Хаотичное использование понятийного аппарата дошкольной педагогики Отсутствие чётких структурных компонентов образовательного процесса с детьми дошкольного возраста Неспособность разработать, спланировать и организовать процесс обучения и воспитания

Формы, методы, средства реализации образовательной программы Образование – это процесс обучения и воспитания Где есть обучение, там – дидактический цикл Где есть дидактический цикл, там есть единицы дидактического цикла – в дошкольном образовании данной единицей является занятие Фундаментом занятий с ребёнком-дошкольником являются игра, познавательно-исследовательская деятельность, а также иные формы творческой активности ребёнка дошкольника

Формы, методы, средства реализации образовательной программы Использование занятий в качестве ведущей формы взаимодействия с детьми Применение учебных методов, не соответствующих дошкольной специфике, или несоблюдение соотношения методов (по сообщению материала и иных) Ликвидация занятий как формы взаимодействия с детьми Что мешает взаимному содействию при разработке образовательной программы?

Формы, методы, средства реализации образовательной программы Занятие – одна из вариативных форм организованной образовательной деятельности с воспитанниками, имеет множество способов проведения (традиционные или инновационные способы– понятия относительные) Занятие – организованная образовательная деятельность, заключенная во временной отрезок, способная отразить все струк­турные компоненты процесса обучения Совокупность применяемых методов определяет форму проведения занятия (это не только методы передачи информации (словесные, наглядные и репродуктивные) Что нужно помнить при разработке образовательной программы?

Формы, методы, средства реализации образовательной программы Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов): Игровые и воображаемые ситуации. Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д. Игры-драматизации. Сюрпризные моменты. Элементы творчества и новизны. Юмор и шутка (учебные комиксы).

Формы, методы, средства реализации образовательной программы Методы повышения познавательной активности (проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева): Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей). Сравнение. Метод моделирования и конструирования. Метод вопросов. Метод повторения. Решение логических задач. Экспериментирование и опыты.

Формы, методы, средства реализации образовательной программы В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, занятия с воспитанниками могут проводится в различных формах. Формы непосредственно образовательной деятельности (занятий) Экскурсии, фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив Спортивное соревнование, интеллектуальный марафон, викторина Театрализованное представление, спектакль, капустник, КВН Презентация, тематический досуг Фестиваль, концерт, праздник

Формы, методы, средства реализации образовательной программы Следует учесть, что вариативность форм, методов, способов и средств реализации образовательной программы дошкольного образования должна быть представлена не только с позиции взаимодействия педагогов с воспитанниками. По той же схеме мы структурируем взаимодействие всех участников образовательных отношений: формы, методы, способы и средства взаимодействия с педагогами, родителями и социальными партнёрами. В соответствии с п.5 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г сетевая форма реализации образовательной программы дошкольного образования обеспечивает возможность её освоения воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций (не только образовательных).

Принцип гибкости и пластичности образовательного процесса В соответствии с ФГОС ДО при разработке и реализации образовательной программы в состав основополагающих принципов должны войти позиции, прямым образом определяющие гибкость и пластичность образовательного процесса: Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности Возможность освоения ребёнком образовательной программы на разных этапах её реализации

Принцип гибкости и пластичности образовательного процесса Контроль деятельности воспитателей по принципу «вовремя/не вовремя провёл мероприятие с детьми» Гибкость и пластичность образовательного процесса, основанные на принципе «хочу - провожу, хочу – не провожу» Отождествление свободной и самостоятельной деятельности детей Что мешает взаимному содействию при разработке образовательной программы?

Принцип гибкости и пластичности образовательного процесса Анализ эффективности деятельности воспитателя с позиции применяемых методов и средств, а так же динамики развития воспитанников Постепенный переход от линейного расписания занятий (по типу циклограммы) к гибкому расписанию Возможность осуществления самостоятельной деятельности воспитанниками во всех структурных компонентах образования, а также наличие временных промежутков для свободной деятельности Что нужно помнить при разработке образовательной программы?

Соотношение частей образовательной программы Объём обязательной части рекомендуется не менее 60% от общего объёма, часть, формируемая участниками образовательных отношений, не более 40% Комментарий к ФГОС ДО гласит, что соотношение частей образовательной программы носит рекомендательный характер и призвано примерно оценить пропорцию между ними.

Просчитать соотношение частей программы примерно– не значит формально Объём – одна из основных характеристик дошкольного образования (п.2. ФГОС ДО) Объём тесно связан с содержанием образовательной программы Соотношение частей образовательной программы

Формальное («навскидку») процентное соотношение частей образовательной программы Определение соотношения частей программы только с позиции непосредственно образовательной деятельности Ссылка на необоснованно большое количество парциальных программ и методик Что мешает взаимному содействию при разработке образовательной программы? Соотношение частей образовательной программы

Соотношение частей определяем приблизительно, но не формально. Сначала определимся что считать, а потом – как считать Анализируем объём программы с позиции непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в режимные моменты, а также свободной деятельности детей Комплексирование программ должно основываться на принципе разумного «минимума», а педагогические задачи – решаться на необходимом и достаточном материале Комплексирование программ должно основываться на принципе разумного «минимума», а педагогические задачи – решаться на необходимом и достаточном материале Что нужно помнить при разработке образовательной программы? Соотношение частей образовательной программы

Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательных отношений 5 образовательных областей 1 или несколько образовательных областей Разрабатывается, как правило, с учётом комплексной программы Разрабатывается с учётом парциальных программ и/или методик Реализуется: В НОД (единицы дидактического цикла). В ОДРМ (наблюдения, дежурство, навыки самообслуживания, культура питания и быта, организованные подвижные и сюжетно- ролевые игры и др.). В СД (спонтанная игра, свободная продуктивная или двигательная деятельность, общение, созерцание). Реализуется в НОД: В рамках реализации парциальной программы представляет собой вариативный дидактический цикл: занятия по ритмике, обучению плаванию, лего-конструированию, занимательной логике и др.; В рамках применения отдельных методик часть занятий основного дидактического цикла посвящается соответствующим технологиям, либо соответствующие темы вносятся в комплексно-тематическое планирование. Реализуется в ОДРМ: фольклорные двигательные и речевые игры, коллекционирование, мастерские. Реализуется в СД: в спонтанной игре и свободной продуктивной деятельности детей должны быть доступны материалы, обеспечивающие реализацию вариативной части программы.

Степень обязательного участия педагогов в проведении педагогической диагностики При реализации образовательной программы дошкольного образования в рамках педагогической диагностики педагогом может осуществляться оценка индивидуального развития детей (п ФГОС ДО). Педагогическая диагностика представляет собой мониторинг, т.е. непрерывный процесс наблюдения, в сравнении с заданными критериями. Та или иная степень обязательности проведения педагогом педагогической диагностики определяется образовательной программой (Комментарий МИНОБРНАУКИ РОССИИ к ФГОС ДО).

Степень обязательного участия педагогов в проведении педагогической диагностики Присвоение числовых или уровневых значений при диагностике показателей развития ребенка по образовательным областям или направлениям Проведение педагогической диагностики посредством специально организованных мероприятий, основанных на опросе, тестировании и т.п. Проведение педагогической диагностики в определенные сроки Что мешает взаимному содействию при разработке образовательной программы?

Степень обязательного участия педагогов в проведении педагогической диагностики Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме Педагогическая диагностика осуществляется посредством наблюдения и/или создания специальных ситуаций Педагогическая диагностика проводится в виде мониторинга, т.е. непрерывно, а конкретные временные промежутки могут определяться для аналитики полученных результатов Что нужно помнить при разработке образовательной программы?

Спасибо за внимание! Контакты для взаимного содействия: телефон: 8(495) доб. 231 е-mail: