Российский университет дружбы народов Кафедра экономико-математического моделирования Раздел 1. Принятие решений в социологических и прикладных исследованиях.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В. И. Дихтяр ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ Раздел 1.Принятие решений в социологических и прикладных.
Advertisements

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Семинарское занятие по теме Экономическая теория: предмет, цели и задачи.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Тема 1. Теоретические особенности подходов и методов принятия управленческих решений –Характеристика современных подходов в менеджменте –Методы осуществления.
Теория систем и системный анализ Тема2 «Системный подход. Система»
Подготовили : Зенина Анна, Буторина Полина. Буторина Полина.
ЛЕКЦИЯ 1 ЭКОНОМИКА. Раздел I ОБЩИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. Основы экономических учений. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ.
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ Основные определения и свойства систем 1.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Системный подход в управлении в таможенном деле Выполнил студент Арутюнян Гр.312.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Теория систем и системный анализ Тема1 «Системные исследования. Теория систем»
Предмет изучения кибернетики как теории управления.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Оценка результатов деятельности Серова Н.Л.. Результаты профессиональной деятельности Сохранность контингента; Сохранность контингента; Уровень достижений.
Лекция 4 «Основные методологические подходы в педагогике»
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Системный подход в управлении Выполнил: студент группы ЭБС-502 Егорова Мария.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Транксрипт:

Российский университет дружбы народов Кафедра экономико-математического моделирования Раздел 1. Принятие решений в социологических и прикладных исследованиях Тема 1.1. Системный анализ как методологическая основа проведения исследований в социологии, маркетинге и менеджменте. Роль и место принятия решений в процессе управления В. И. Дихтяр МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Содержание Системный подход: базовые понятия и суть Социология и социологические исследования Маркетинг и маркетинговые исследования Принятие решений в процессе управления 2 Символы: Š – система, Ř – решение, Ź – проблема, - маркетинг

Базовые понятия системного подхода Система (Š) целостное множество взаимосвязанных элементов, обладающее свойствами, отличными от свойств элементов, образующих это множество Свойства: Š – совокупность элементов наличие связей (взаимосвязей) между элементами 3

Связь перенос материальных, энергетических или информационных компонентов из одного объекта в другой рекурсивная устанавливает причинно-следственную связь синергическая результат совместных действий элементов как общий эффект, который превышает сумму эффектов, получаемых от независимого элемента циклическая обратная связь между элементами в системе, определяющая ее полный жизненный цикл обратная основа саморегуляции, развития Š, приспособления к изменениям условий существования 4

Общие свойства, которые характеризуют систему наличие: элементов: описаны атрибутами (свойствами) связей : степень организации в целом отношения между элементами: уровни иерархии цель существования Š во внешней среде языка описания состояния и поведения Š (свойство изоморфизма, многообразия средств описания – рисунки, таблицы, символы..) 5

Суть системного подхода потребности в Š-подходе: управление объектами, имеющими большие размеры в пространстве и времени, в динамичных изменениях внешней среды Š-подход универсальный метод исследования: основан на восприятии объекта: как целого состоящего из взаимосвязанных частей являющегося одновременно частью Š более высокого порядка расположенного во внешней среде 6

Объект исследования многогранен требует Š-, всестороннего, комплексного подхода привлекать специалистов различного профиля Š-подход: рассмотрение объектов с позиций целостности – фирма как Š формальная строгость (отсутствует в комплексном) Комплексный подход: разностороннее рассмотрение объектов комплексный + Š-подходы обогащение исследования Системность стремление исследовать объект с разных сторон (комплексно) и во взаимосвязи с внешней средой 7

Ограничения системного подхода (1) определенность 1. Системность означает определенность мир неопределенен: отношения, цели, информация Рыночная среда: подвижна, неустойчива, лишь в какой-то мере моделируема, познаваема и подвластна контролю. То же характерно для поведения фирм, людей.. 8

Ограничения системного подхода (2) непротиворечивость 2. Системность означает непротиворечивость ценностные ориентации фирмы и людей иногда противоречивы до несовместимости и Š не образуют целостность 3. Системность означает целостность клиентская база оптовых, розничных фирм, банков.. целостности не образует не всегда может быть интегрирована клиент имеет несколько поставщиков и может их менять 9

Преимущества системного подхода позволяет упорядочить мышление людей в процессе жизнедеятельности фирмы и в решении (Ř) проблем (Ź) корректно идентифицировать проблему дать ответы на вопросы: в чем проблема, каковы решения, какое решение будет наилучшим? 10

Социология (от лат. «общество» + греч. «учение») наука об обществе [О. Конт] объект, предмет, методы исследования место в Š научного знания изучает социальное бытие человека и общества как единого целого: специфику, качественную определенность, социальные отношения 11

Общество социальный организм: сложный взаимосвязанный целостный противоречивый Компоненты: относительно самостоятельные субъекты общественной жизни взаимодействуют с иными субъектами (воспроизводство, осуществление и развитие) 12

Основные характеристики социального интегрированный характер взаимодействия индивидов, общностей, различных групп его историческая определенность определение особой реальности, охватывающей все, что касается человека в его социальной жизни 13

Сущность социального качественная определенность, характеризующая взаимодействие различных общностей, способ этого взаимодействия наука изучает сущность социального, закономерности и качественные характеристики социальных отношений и процессов на всех уровнях общества 14

Предмет науки закономерности функционирования и развития различных общностей как субъектов определенных отношений, совокупность которых образует социальную среду общества 15

Социологическое исследование = научная деятельность элементы: объект – процесс и явления действительности субъект – социолог-исследователь направленность на достижение определенной цели средства – научные, технические и организующие результат – новые знания и способ их применения 16

Решения и управление Решения человека: личная неудовлетворенность положением или общественные потребности проблемы, цели, задачи, работа Лично или отношения с другими людьми договариваться о совместной работе, распределении обязанностей, использованию техники, других ресурсов согласованно руководить целями (результаты, время, кому..) = управлять 17

Решение наилучший способ разрешения проблем; предпочтительный способ достижения цели Разные способы: результат зависит от качества ресурсов и способа их задействования Математика: правильное решение всегда одно и объективно решение субъективно: разные ЛПР могут выбрать разные способы разрешения и разные условия неодинаковый способ устранения проблема 18

Различия большая фирма – небольшой коллектив – автомобиль большая фирма – небольшой коллектив – автомобиль разные уровни, функции и объекты управления и разные науки: кибернетика: общая теория управления Š (ее прикладной раздел) теория управления организациями = менеджмент (иерархия управления) теория администрирования теория автоматического управления (регулирования) 19

Схема управления фирмой Фирма: общественно-полезная деятельность, ЛПР информация объективная, точная (компетентность) правильная стратегия, изменения во внешней среде, новая информация о рынке стратегия: успех сегодня не гарантирует удачу завтра устранять проблемы разработка + воплощение решений 20

Схема процесса управления фирмой 21

Проблема важный для ЛПР вопрос, порожденный в его сознании неудовлетворенностью чем-либо внешнее окружение и внутреннее состояние + желание ЛПР и имеющиеся возможности устранить этот психологический дискомфорт если у ЛПР нет желания или отсутствуют возможности, то проблем нет 22

Процесс уровень ощущений + анализ причин неудовлетворенности более четкие формы проблемы: расхождение в представлениях между желательным и действительным понимание цели, желаемого результата преобразующей деятельности ( устранение проблемы ) проблема начальный пункт деятельности, разработки и принятия решений формулировка цели первое фактическое представление о направленности деятельности 23

Совокупность задач Более детальный анализ цели подцели согласование по стадиям развития логического процесса достижения цели (время, место, руководители, исполнители..) совокупность задач ? решена вся совокупность задач + по всем задачам достигнуты требуемые результаты степень степень достижения цели 24

Операция формирование замысла достижения цели + деятельность по достижению цели Операция деятельность (комплекс мероприятий) в интересах достижения цели Замысел решения (программа развития, план, задачи и критерии выполнения) + задачи (руководителям) процесс практической реализации принятого и доведенного до исполнителей решения 25

Решение выполнено полезность и эффективность : факт + степень устранения проблемы: полностью без видимых отрицательных последствий частично без отрицательных последствий частично с новыми затруднениями не устранена и возникают новые значительные проблемы решение: отслеживать изменения в политике, экономике, технологиях и обществе, конкурентов, глобализацию необходимость маркетинговых исследований 26

Маркетинг процесс планирования и осуществления замысла + определение цен, продвижение, распространение идей, продукции для удовлетворения потребностей человека и организаций (American Marketing Association ΑΜΑ) 27

Маркетинговое исследование процесс разработки, сбора, анализа и обобщения информации, необходимой для решения конкретной маркетинговой задачи функция, связывающая клиентов, поставщиков и общество со специалистом по посредством информации, используемой для идентификации и определения возможностей и задач, разработки, уточнения и оценки эффективности мероприятий, а также отслеживания эффективности и овладения как процессом (ΑΜΑ) 28