Окружной этап Всероссийского конкурса «Учитель годаРоссии-2015 МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР: «Формирование навыков аудирования у детей с ограниченными возможностями.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Advertisements

Средства и технологии формирования навыков самоорганизанизации и самоконтроля в ходе решения лингвистических задач на уроках английского языка.
Методическое сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в МОБУ « СОШ 1 им. А. П. Гайдара.
Формирование профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 11 Московская область, г. Железнодорожный, ул. Колхозная, 9. телефон
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
МБОУ Ерзовская СОШ Городищенского района Волгоградской области Организация работы экспериментальной площадки по теме: «Апробация технологий открытого образования.
Чернышева Р.И., доцент кафедры, к.х.н.. Какие изменения принесет новый стандарт общему среднему образованию? Если кратко сформулировать ответ, то получим.
Автор: Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Аленький цветочек» г.Ноябрьск Закирова Ляюзя Мавлимовна.
« Иностранный язык » Методическое объединение. Задачи МО на уч. год: 1. Изучение и внедрение методик и приемов формирования общеучебных умений.
Профессиональная компетентность педагога Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем-
ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОХОЖДЕНИЮ Г(И)А В 9,11 КЛАССАХ О.Б.Емельянова, зам.директора по УВР МОУ СОШ 2.
Изменения в деятельности методической службы в связи с внедрением нового поколения стандартов профессионального образования. Вавилова Л.Н., ГОУ «КРИРПО»
С развитием современных педагогических технологий и Интернета открылись новые пути и возможности получения знаний. Последние достижения в области высоких.
Из опыта работы Полухиной Елены Петровны, учителя начальных классов МОУ СОШ 3 г.Валуйки.
Доклад «Проектная деятельность» Автор: Тарасова Ксения Андреевна учитель истории МОУ «Новогоренская СОШ» Колпашевского района.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Обобщение педагогического опыта учителя математики СОШ 1 г. Меленки Стукаловой Галины Вячеславовны 1 квалификационная категория. Тема: «Развитие познавательных.
обеспечение условий для обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в целях его успешной социализации, путем обновления содержания.
Транксрипт:

Окружной этап Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015 МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР: «Формирование навыков аудирования у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами технологий дистанционного обучения Чугурова Юлия Александровна Учитель английского языка первой категории МБОУ СОШ 24 г.о. Самара

Образование: ВЫСШЕЕ Место учебы: Ульяновский Государственный Педагогический Университет имени И.Н. Ульянова, факультет иностранных языков Место работы: МБОУ СОШ 24 г.о. Самара, учитель английского языка Стаж работы: 10 лет Личность - единственная реальность, которую мы познаем и которую одновременно возделываем изнутри. Эммануэль Мунье

Тема опыта Формирование навыков аудирования Формирование навыков аудирования у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами технологий дистанционного обучения

Становление опыта Курсы повышения квалификации СИПКРО: «Дистанционные образовательные технологии обучения у детей у детей с ограниченными возможностями здоровья»; Ознакомление с практическим опытом работы коллег; Самообразование: изучение методической литературы.

Актуальность педагогического опыта Создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешная социализация детей с ОВЗ- одно из ключевых направлений внедрения в жизнь национального проекта «Образование»,в реализации которого принимает участие Самарская область. «Всем детям- равные возможности»,как в момент получения образования, так и в момент прохождения итоговой аттестации. Результаты ЕГЭ 2014 г. по английскому языку показывают, что рецептивные умения выпускников (в т.ч. аудирование) развиты лучше, чем продуктивные. То есть выпускники, получающие знания в классе, спокойно справляются с поставленной задачей. А как быть ученику, получающему знания в режиме дистанционного обучения? Тем более, что разговоры о грядущем обязательном ЕГЭ по английскому языку всё более набирают обороты? Как организовать сотрудничество учителя и ученика с ограниченными возможностями здоровья в режиме работы дистанционного обучения?

Характеристика противоречий Противоречия и затруднения Решение проблемы -Включение аудирования в формат ЕГЭ, в то же время, отсутствие пособий по обучению аудированию в режиме ДО для детей с ОВЗ. -Привлечь к освещению проблемы обучения аудированию в режиме ДО у детей с ОВЗ специалистов, сотрудников ЦРО, учителей. -Расширение системы дистанционного обучения детей с ОВЗ, но слабая осведомленность учителей о психологических и лингвистических сложностях аудирования, уровнях восприятия, этапах работы с аудиотекстами в режиме ДО. -Создать сообщество педагогов с целью обмена опытом при обучении аудированию в режиме ДО для детей с ОВЗ и формирования банка методических разработок для проведения занятий. -В режиме ДО использование ИКТ является обязательным, а пользовательский уровень детей, родителей и учителей не даёт в полной мере черпать все возможности дистанционного обучения для детей с ОВЗ. -Собрать пакет инструкций по использованию необходимого программного сопровождения и обеспечить ими родителей и детей.

Проблема Формирование навыков аудирования у детей с ограниченными возможностями здоровья в режиме дистанционного обучения

Теоретическое обоснование педагогического опыта Анализ методической литературы, посвященной методике обучения аудированию, позволил выявить наиболее разработанные направления лингводидактического поиска: 1) Коммуникативный подход как стратегия обучения аудированию (Е.С. Антонова, Н.В. Елухина, Ю.Н. Балабардина и др.); 2) Взаимосвязанное обучение аудированию с другими видами РД (И.Н. Алексеева, М.В. Бабкина, А.П. Ремеева); 3) Факторы и условия успешного и неуспешного аудирования (И.Н. Алексеева, Л.И. Апатова, Н.И. Гез, Р.К. Миньяр Белоручев и др.); 4) Умения аудирования (Н.В. Балкевич, Л.Н. Вьюшкова, М.Н.Голушкова, Б.И. Лихобабен и др.); 5) Типология аудитивных упражнений (Т.В. Атапина, Ю.Н. Балабардина, Н.В. Балкевич, Н.И. Гез, Н.В.Елухина и др.)

Теоретическое обоснование педагогического опыта Таким образом, в лингводидактике в целом уже сложилась система упражнений, направленных на развитие и совершенствование аудитивных умений, но они не учитывают психологические особенности работы с детьми с ОВЗ в режиме дистанционного обучения. Эти дети очень ранимы, обидчивы, у них ослаблена нервная система. Необходимо осуществлять поиск новых технологий, обеспечивающих субъектную позицию учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому, сегодня необходима разработка целостной методики обучения школьников аудированию в режиме дистанционного обучения.

Цели и задачи педагогического опыта Цель: обеспечение дидактического сопровождения дистанционного курса обучения детей с ОВЗ для формирования навыков аудирования. Задачи: Адаптировать имеющиеся методики обучения аудированию к реалиям дистанционного обучения; Классифицировать упражнения из УМК «Spotlight-6», авторы В.Эванс, Дж. Дули., учитывая их групповые особенности; Разработать систему упражнений по формированию навыков аудирования у детей с ОВЗ и методические рекомендации для учителей, работающих в режиме ДО.

Технология педагогического опыта «Полноценное использование возможностей, предоставляемых Интернет-технологиями для развития современных форм обучения, даст возможность повысить качество образования, позволит России сохранить и развить интеллектуальный потенциал». (Система образования России: Национальный доклад РФ на 47 сессии Международной конференции по образованию.) «Дистанционное обучение является новой формой обучения, основывающейся на телекоммуникационных технологиях, интернет- ресурсах и услугах. Дистанционная форма обучения- одна из разновидностей системы непрерывного образования. Кроме того, одна из наиболее перспективных моделей обучения в будущем». (Педагогические технологии дистанционного обучения под ред. Е.С.Полат.)

Характеристика деятельностного аспекта педагогического опыта Целевое назначение ученик, обучающийся в режиме ДО; педагог, работающий с детьми в режиме ДО. Место в структуре плановые уроки обучения аудированию. учебного цикла Технология Педагогическая технология дистанционного дистанционного обучения: 1) созданная в оболочке Moodle; 2)в реальном режиме с помощью программы Skype. Результат автора Создана система аудио упражнений на базе УМК «Spotlight -6», адаптированная к работе в режиме дистанционного обучения с детьми с ОВЗ. Условия эффективности Наличие у педагога, работающего с детьми в режиме ДО, выраженной потребности к принятию новой формы обучения аудированию.

Диапазон опыта и степень его новизны Адаптация методики работы над текстом исследователя Н.В.Елухиной к использованию в режиме ДО для детей с ОВЗ. При этом учтены этапы аудирования как деятельности: до прослушивания текста; в процессе прослушивания; после прослушивания, задачи психолого-педагогического сопровождения: разработка и внедрение в школьную практику таких условий и ситуаций, которые обеспечивали бы каждому ребенку возможности решения своих актуальных потребностей -образовательных, возрастных, индивидуально-личностных.

Возможности программы Skype при обучении аудированию в режиме ДО для детей с ОВЗ (система работы с аудиотекстом) Этап ЗадачаТипы Заданий Возможности Skype До прослушивания текста Снять трудности при восприятии аудиоматериалов. 1 ) ввод в ситуацию, 2) активизация фоновых знаний, 3) создание контекста, облегчающего понимание. Демонстрация экрана В процессе прослушивания текста Облегчить понимание и сконцентрировать внимание слушателей на важнейшей информации, передаваемой аудиоматериалами ответы на предложенные вопросы, - подтверждение правильности/ложности утверждений, - подходящий заголовок к каждому из абзацев. Передача текстовых сообщений и файлов После прослушивания текста Включить полученную информацию в процесс общения 1) на понимание содержания прослушанного, 2) на творческую переработку воспринятой информации, 3) на использование полученных сведений в общении и других видах деятельности. Общение в режиме видеоконференцсвязи

Классификация упражнений из УМК «Spotlight-6», авторы В.Эванс, Дж. Дули в соответствии с их групповыми особенностями Listening for general informationListening for general information Predicting the textPredicting the text Listening for specific informationListening for specific information RepeatingRepeating Повторение иноязычной речи за диктором: в паузу или синхронно на том же языке. Упражнения на развитие речевого слуха Упражнения на общее понимание услышанного Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирован ия

Группа упражнений Модуль Развитие лексических, фонетических, грамматических навыков Деятельность учителя Формат занятия Repeating Повторение иноязычной речи за диктором а) в паузу или б) синхронно на том же языке. 1 English in Use Фонетика: Presenting sounds: / æ / /e/ Listen and repeat. Add two words to each category. / æ / - /cat/, /and/ (ex.4a, p.12) /e/- /bed/, /red/ Урок с использованием видеоконференцсвязи; 2 b My place Фонетика: Presenting sounds: /w/ Listen and repeat. In which word is «w» silent? (ex. 9, p. 19) 2 English in Use Фонетика: Presenting sounds: / Ʊ / /u:/ Listen, repeat and tick. Let`s check answers. Read out the sentences. (ex. 4, p. 22) 3b On the move Фонетика: Presenting sounds: / æ/ /a:/ Listen and repeat. Can /k æ n/ Can`t /ka:nt/ (ex.9a, p.29) 3 English in Use Фонетика: Presenting sounds: /a:/ / ɔ/ Listen, repeat and tick. Let`s check answers. Read out the sentences. (ex. 5, p. 32) 4 a Day in, day out Фонетика: Presenting sounds: /s/ /z/ /iz/ Listen and repeat. Add two words to each category. (ex.7, p.37) 4 English in Use Фонетика: Presenting sounds: / i: / /i/ Listen, repeat and tick. Let`s check answers. Read out the sentences. (ex.5, p.42) Фрагмент системы упражнений для обучения аудированию на повторение иноязычной речи из модулей 1, 2,3, 4… (Repeating)

Результативность опыта и достигнутые результаты Проведённая внутренняя диагностика показала, что опыт применения системы работы с аудиотекстами при помощи программы Skype для обучения аудированию в режиме дистанционного обучения для детей с ОВЗ, значительно повысил степень понимания текста, отдельно взятых слов, способствовал повышению словарного запаса. Источник взятого материала для проведения диагностики: Аудиокурс к тестовым заданиям по английскому языку для 6 класса. Ваулина Ю.Е., Дули Дж, Эванс В, Подоляко О.

Ожидаемый результат: Теперь я …. ПОНИМАЮ: -До 80% слов из текста ЗНАЮ ЗНАЮ: - как формулировать основную мысль текста УМЕЮ: -Работать в Skype; -Выстраивать -коммуникацию МОГУ: -воспринимать на слух и правильно воспроизводить реплики из диалога УМЕЮ: соблюдать нормы произношения звуков английского языка в чтении вслух и в устной речи, корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей

Диссеминация педагогического опыта АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НАПРАВЛЕННОСТЬ учителя английского языка, работающие в системе ДО репетиторы, проводящие уроки в режиме онлайн с использованием программы Skype методисты заинтересованные лица, которым не безразличен процесс обучения по формированию навыков аудирования английской речи в режиме ДО

Литература 1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. – М., – 336 с. 2. Трофимова О.В. Состояние разработки методики обучения аудированию//Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения Елухина Н.В. Обучение аудированию в русле коммуникативно- ориентированной методики// ИЯШ с Сегова Т.Д. Обучение слушанию как виду речевой деятельности в 5-6 классах: автореф.дис. …канд.пед.наук. Екатеринбург, 2006, 19 с. 5. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно- методическое пособие. – М.: ВУ, Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество // Дополнительное образование Андреев А.А. К вопросу об определении понятия "Дистанционное обучение". 8. Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально-психологические проблемы инвалидов // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1 / Под ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/Д., 2007.