Психологическая структура процесса обучения. 1. Двусторонний характер процесса обучения. Структура процесса обучения. 2. Общение в процессе обучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структура процесса обучения Доцент Г.А. Капранов.
Advertisements

Молочкова И.В.. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ ИСТОЧНИКИ, СТРУКТУРА И УСЛОВИЯ Л.Б. Ительсон 1. Письменно ответить на вопросы: В чем заключается психологическая.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
2004 ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 2 СОДЕРЖПНИЕ 1. Общее понятие о дидактике 2. Сущность, структура и движущие силы обучения. 3. Принципы обучения как.
Диагностика профессионализма учителя. Ярко выражено Имеет место Понимание целей и задач, места учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития.
«КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?». УРОК – основная организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении определенных образовательных,
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
«Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для её развития» Педагогический совет.
План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей русского языка и литературного.
Формирование положительной мотивации у учащихся в процессе обучения иностранному языку на уроках и во внеурочной деятельности Формирование положительной.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников Методический семинар.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Мышление является объектом изучения ряда научных дисциплин: теории познания, логики, психологии и физиологии высшей нервной деятельности; последнее время.
Современный урок: какой он?. Цель - выявить критерии современного урока и наметить пути повышения эффективности урока как основы качества образовательного.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей начальных классов МОУ СОШ.
Транксрипт:

Психологическая структура процесса обучения

1. Двусторонний характер процесса обучения. Структура процесса обучения. 2. Общение в процессе обучения. 3. Роль влияния среды в процессе обучения. 4. Составные компоненты процесса обучения.

Вопрос 1 Двусторонний характер процесса обучения

Структурные элементы процесса обучения Содержание Процесс обучения. Процесс преподавания. Деятельность преподавателя Процесс учения Деятельность ученика или коллектива учеников

Учебная деятельность есть составная деятельность, включающая две подсистемы, или деятельности. Первая - основной функциональный ее компонент, который рассматривается как подсистема, или деятельность-учение.

Подготовительные функциональные компоненты учебной деятельности объединяются в другую подсистему - деятельности обучения. Деятельность учения - "чистый" акт познания, реализуемый учащимися через усвоение наличного опыта. Деятельность обучения направлена на обеспечение условий успешного осуществления деятельности учения.

Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. Учение - специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам ( памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума ) и волевым качествам ( управлению вниманием, регуляции чувств и т. д.).

Главная - ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность.

Вторая характеристика деятельности – ее социальная, общественно-историческая природа. Открытие форм деятельности с предметами человек осуществляет с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки и т.д.).

Третья - опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности. Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Деятельность – не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек.

Четвертая - продуктивный характер, т.е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т.д. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (игровая, учебная, трудовая, коммуникативная и т.п.).

Цель Мотив Деятельность Действия Результат

В. В. Давыдов Учебная деятельность процесс в котором человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества

Главным результатом учебной деятельности в собственном смысле слова является: формирование у учащегося теоретического сознания и мышления

Это некая общность, возникающая в процессе учения. В своем становлении она проходит ряд этапов, которые по ходу усвоения материала приводят к формированию единого смыслового поля у всех участников обучения, которое и обеспечивает дальнейшую саморегуляцию индивидуальной деятельности всех участников.

Центральное место В. Я. Ляудис отводит совместной продуктивной деятельности (СПД), возникающей при совместном решении творческих задач, и рассматривает ее как "единицу анализа становления личности в процессе учения".

Система совместной деятельности может быть признана нормальной, когда взаимосвязаны между собой все ее компоненты : 1 компонент отношение студентов к целям и содержанию обучения 2 компонент отношения студентов между собой и к преподавателям 3 компонент условия, в которых протекает учебная деятельность

Фазы учебной деятельности : 1 - осмысление создавшейся ситуации 2 - период устойчивой адаптации, когда цель полностью осознана и появляются предпосылки для ее реализации, вся система уровней деятельности приходит в соответствие с основной целью обучения

1) На первой фазе отмечается выработка таких качеств, как трудолюбие, настойчивость в достижении цели, внимательность, самоорганизованность, любознательность и т. д. Возникает интерес к изучению тех или иных наук. 2) На второй фазе формируются качества, характеризующие выработку у студентов общих профессиональных умений, необходимых будущему специалисту, развивается чувство собственного достоинства, чувство общественного долга.

Обучение Преподавание Учение Содержание изучаемого

процесс, социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений Обучение

Важнейшая социальная функция обучения заключается в формировании личности, соответствующей социальным требованиям

Содержание обучения (по И.Я. Лернеру ) 1. Знания 2. Установленные и выведенные в опыте способы деятельности 3. Опыт творчества 4. Эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и реальной действительности, в том числе и отношения к другим людям и самому себе, потребности и мотивы общественной, научной, профессиональной деятельности

есть целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития ("создания") личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества

Овладение знаниями, способами деятельности (умениями) может происходить в двух основных вариантах построения учебного процесса (В. И. Загвязинский): продуктивном (творческом) репродуктивном (воспроизводящем)

Репродуктивный вариант включает в себя восприятие фактов, явлений, их последующее осмысление (установление связей, выделение главного и т.д.), что приводит к пониманию

Продуктивный вариант Состоит из ориентировочного, исполнительского и контрольно- систематизирующего этапов. Добывание, применение знаний здесь носит поисковый, творческий характер. Стимулируются самоанализ, саморегуляция, инициатива

Учебный процесс в этом контексте представляется как цепь учебных ситуаций, познавательным ядром которых являются учебно- познавательные задачи, а содержанием - совместная деятельность педагога и обучаемых по решению задачи с привлечением разнообразных средств познания и способов обучения.

Учебный процесс в этом контексте представляется как цепь учебных ситуаций, познавательным ядром которых являются учебно- познавательные задачи. Содержанием - совместная деятельность педагога и обучаемых по решению задачи с привлечением разнообразных средств познания и способов обучения

Задача в широком психолого- педагогическом смысле: Цель, заданная в конкретной ситуации, или как требование, выражающее необходимость преобразования ситуации для получения искомых результатов

Любая познавательная задача противоречива по своей природе. Она синтезирует достигнутое и нацеливает на овладение еще не познанным, на формирование новых подходов и приемов. Решение и преодоление этого противоречия ( между достигнутым и непознанным ) вызывает интерес, рождает стремление к деятельности, к активности и является движущей силой учебного процесса. Решается, исчерпывается задача - осуществляется переход к новой задаче, создаются новые условия и отношения, возникает новая учебная ситуация.

Общение в процессе обучения

Обучение обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых. Субъект и объект обучения. Не просто воздействие педагога на ученика, а именно их взаимодействие !!! Взаимодействие может протекать как в непосредственной, так и опосредованной форме. Процесс обучения является не механической суммой преподавания и учения, это качественно новое, целостное явление.

Единство познания и учения. Общение в процессе обучения влияет на: мотивацию учения, на формирование положительного отношения к учебе создание благоприятных психологических условий Характеристики учителя, способствующие успешному общению: Увлеченность Четкость, организованность в работе Такт в отношениях и помощь в учебе Объективность в оценке Выдержка в сложных ситуациях

Процесс общения преподавателя со студентами может складываться в двух крайних вариантах: 1) взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга 2) разлад, отчужденность, неспособность понять и предугадывать поведение друг друга, появление конфликтов

Анализируя работу преподавателей на занятиях и во внеурочных формах учебной деятельности в одной и той же группе студентов, можно выделить разные уровни общения: высокий - характеризуется теплотой во взаимоотношениях, взаимопониманием, доверительностью и пр.; средний; низкий - характеризуется отчужденностью, непониманием, неприязнью, холодностью, отсутствием взаимопомощи. Уровень общения непосредственно связан с воздействиями педагога, которые соответствуют парциальным (частичным) оценкам, хорошо изученным Б. Г. Ананьевым. Эти воздействия можно разделить на два вида: положительные - одобрение, поощрение самостоятельности, похвала, юмор, просьба, совет и предложение; отрицательные - замечания, насмешка, ирония, упреки, угрозы, оскорбления, придирки.

Установлению оптимального педагогического общения на занятиях помогает использование следующих коммуникативных приемов: приемы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (коммуникативной заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении) приемы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения приемы инициирования встречной учебно- познавательной активности студентов

1 - создание на занятии атмосферы защищенности при общении студентов с преподавателями 2 - одобрение, поддержка посредством придания ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге 3 - одобрение практики обращения студентов за помощью к преподавателю или товарищам 4 - поощрение устных ответов по собственной инициативе студентов 5 - создание щадящих условий при ответе студента с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью 6 - недопущение действий со стороны отдельных студентов, подавляющих творческую активность товарищей на занятии

оказание своевременной помощи в подборе адекватной лексики, в правильном построении высказываний разъяснение смысла коммуникативных норм в конкретной ситуации общения обучение (прямое или косвенное) коммуникативным приемам, технике выступления и общения подчеркнуто позитивная критика (если такая необходима) поведения студента в диалоге с преподавателем демонстрация вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к студентам, поддержка их стремления к участию в диалоге с преподавателем оперативное предоставление студентам возможности "оправдать нетерпение поднятой руки" предоставление студентам возможности сориентироваться в ситуации, "собраться с мыслями"

1 - прямое побуждение студентов к активному взаимодействию с преподавателем на занятии 2 - мотивирование перед группой поощрений студентов за проявленную инициативу 3 - критика собственных ошибок в качестве демонстрации эталона отношения к ним 4 - "игровая провокация" ("Что-то Иванов Иван недоверчиво улыбается при твоем ответе. Докажи ему, что ты действительно прав...") Это приемы инициирования встречной учебно- познавательной активности студентов:

1 -"услышал - запомнил - пересказал" 2 - "познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами - осмыслил - запомнил - способен оформить свою мысль словами - умею применить полученные знания в жизни"

Функции Содержание Конструктивная - педагогическое взаимодействие преподавателя и студента при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету Организационная - организация совместной учебной деятельности преподавателя и студента, взаимной личностной информированности и общей ответственности за успехи учебно-воспитательной деятельности Коммуникативно- стимулирующая - сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), организация взаимопомощи с целью педагогического сотрудничества; осведомленность студентов о том, что они должны узнать, понять на занятии, чему научиться Информационно- обучающая - показ связи учебного предмета с производством для правильного миропонимания и ориентации студента в событиях общественной жизни; подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полнота в сочетании с эмоциональным изложением учебного материала, опорой на наглядно-чувственную сферу студентов Эмоционально- корригирующая - реализация в процессе обучения принципов "открытых перспектив" и "победного" обучения в ходе смены видов учебной деятельности; доверительного общения между преподавателем и студентом Контрольно- оценочная - организация взаимоконтроля обучающего и обучаемого, совместное подведение итогов и оценка с самоконтролем и самооценкой

1 - педагог не считается с индивидуальными особенностями студента, не понимает его и не стремится к этому 2 - студент не понимает своего преподавателя и потому не принимает его как наставника 3 - действия преподавателя не соответствуют причинам и мотивам поведения студента или сложившейся ситуации 4 - преподаватель высокомерен, задевает самолюбие студента, унижает его достоинство 5 - студент сознательно и упорно не принимает требований преподавателя или, что еще серьезнее, - всего коллектива

Вопрос 3 Роль влияния среды в процессе обучения

Компоненты среды: Окружающая среда; Средства массовой информации; Трудовая деятельность; Спорт; Игровая и досуговая деятельность.

Составные компоненты процесса обучения

Целевой Стимулирующе - мотивационный Содержание Операционно- деятельностный Контрольно- регулировочный Оценочно- результативный

Компонент Содержание компонента Целевой компонент Осознание педагогами цели и задач изучения темы принятие учениками цели и задач изучения темы. Стимулирующе - мотивационный Педагог стимулирует у учащихся интерес и потребность в учении. Ученики - внутренний процесс развития мотивов обучения. Содержание Определяется: учебным планом, государственными учебными программами учебниками по данному предмету. Содержание уроков конкретизируется учителем с учетом: поставленных задач, специфики производственного и социального окружения школы, уровня подготовленности, интересов учеников. Операционно- деятельностный Отражает процессуальную сущность обучения. В деятельности педагогов и обучаемых, в их взаимодействии, протекающем во времени, и реализуется задача присвоения школьниками широкого социального опыта человечества. Реализуется посредством определенных методов, средств и форм организации преподавания и учения. Контрольно- регулирующий Предполагает контроль преподавателя и самоконтроль обучаемых. С помощью контрольных работ, опросов, зачетов и экзаменов. Самоконтроль включает самопроверку учеников, которые самостоятельно проверяют степень усвоения изучаемого материала. Оценочно- результативный Предполагает: оценку педагогами и самооценку учениками достигнутых в процессе обучения результатов, установление соответствия их поставленным учебно-воспитательным задачам, выявление причин недостатков, проектирование новых задач, учитывающих также и необходимость восполнения обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.

обеспечивают функционирование обратной связи в учебном процессе получение учителем информации о степени затруднений, о качестве процесса обучения. Обратная связь вызывает необходимость корригирования, регулирования учебного процесса, внесения изменений в методы, формы и средства обучения. Регулирование процесса проводится не только учителем, но и самими учениками (саморегулирование своих действий, работа над ошибками, повторение вопросов, вызывающих затруднения).

Цель обучения определяет его содержание Цель и содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и организации обучения По ходу обучения необходим текущий контроль и регулирование процесса Наконец, все компоненты процесса обучения в своей совокупности обеспечивают определенный результат

Различают стили коммуникативного взаимодействия порождающие несколько моделей поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях. Условно их можно обозначить следующим образом: 1. Модель диктаторская ("Монблан"); 2. Модель неконтактная ("Китайская стена"); 3. Модель дифференцированного внимания ("Локатор"); 4. Модель гипорефлексная ("Тетерев"); 5. Модель гиперрефлексная ("Гамлет"); 6. Модель негибкого реагирования ("Робот"); 7. Модель авторитарная ("Я - сам"); 8. Модель активного взаимодействия ("Союз"). Задание: Опишите каждый из этих моделей. Какая модель встречалась вам в вашей жизни обучаемого? Какая модель по вашему мнению наиболее продуктивна в преподавательской деятельности (ответ обоснуйте)?

Функции студентов в обучении (самооценка)

Соотношение методов обучения и учебных действий в учебной деятельности студентов

Мотивы учения студентов в вузе 5 % - Функционального благополучия 9 % - Творческие 10% - Достижения успеха 12 % - Ситуативные 4 % - Получения поощрения 5 % - Широкие социальные 25 % - Личность преподавателя 16 % - Познавательно-утилитарные 23 % - Учебно-познавательные 62 % - Непосредственный интерес

Цели обучения студентов в вузе «Я учусь в вузе для того, чтобы…» Приносить пользу обществу 4% Расширить круг общения 4% Развиваться и само реализовываться 36% Решить проблемы с родителями 2% Добиться успехов в будущем 8% Получить диплом 8% Получить знания 33% Получить образование 32% Стать профессионалом 58%

Психолого-педагогические условия повышения эффективности обучения с точки зрения студентов СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: Связь учебных дисциплин с будущей профессией Гуманитаризация ( культурология, эстетика, этика, политология, экономика, культура речи) Наглядность за счет приведения экспериментальных данных Связь обучения с жизнью Качественная производственная практика Взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного знания Развитие рефлексии Развитие мастерства публичного выступления

Психолого-педагогические условия повышения эффективности обучения с точки зрения студентов МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Исключение надиктовывания лекций («прошлый век») Интернет-конференции Компьютеризация процесса обучения Консультирование Совместная подготовка конференций Дискуссия, обсуждение Групповые формы работы Анализ дискуссий, коллоквиумов, тренингов, конференций, игр Практические занятия Факультативные занятия (по выбору студента) Проблемные задачи Повышение самостоятельности студента в обучении Творческие задания Эмоциональное заражение студентов Увлечение личным примером Пробуждение интереса

Психолого-педагогические условия повышения эффективности обучения с точки зрения студентов ОТНОШЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ: Заинтересованность Демократизм Сотрудничество Уважение Понимание Терпение Сопереживание (эмпатия) Поддерживающая помощь Индивидуальный контакт Эмоциональное заражение Понимание места преподаваемой дисциплины в системе других Создание положительной эмоциональной атмосферы «Преподаватель должен быть в первую очередь Человеком, а затем – носителем знаний»

Психолого-педагогические условия повышения эффективности обучения с точки зрения студентов ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ: Осознанность целей обучения Внутренняя мотивация Осознание необходимости знаний Уважение к Личности Позитивный настрой на учебный предмет Заинтересованность Стремление проявлять себя в дискуссиях Эмоциональность Эмоциональная поддержка друг друга Азарт Стабильная подготовка к занятиям Восторг Ответственность Активная позиция Принятие преподавателя Сосредоточенность Уважение преподавателя Вовлеченность