ФИЛОСОФИЯИСКУССТВА ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА. ПЛАН 1. Эволюция понятия искусства 2. Взаимодействие философии и искусства 3. Понятие и структура явления искусства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
PPTzone.ru 1. Основные функции искусства 2. Предмет искусства 3. Основные эстетические концепции 4. Герменевтика как метод понимания художественного произведения.
Advertisements

Основы теории искусства План: Искусство как феномен культуры Искусство как феномен культуры Понятие художественной культуры Понятие художественной культуры.
Философия и эстетика романтизма Философия - от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость; любовь к мудрости. Наука о наиболее общих законах развития природы,
Тема 1. 1.Структура и основные формы бытия 2.Становление проблемы бытия в западноевропейской философии (античность, средневековье, Новое время). 3.Попытки.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Учёный родился 22 июня 1767 года в Потсдаме.
Учитель: Е.В.Поварова. Наука сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.
Художественное познание.
ИСКУССТВО – практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. ИСКУССТВО - специфическая форма общественного.
Искусство Искусство Презентация к уроку обществознания Автор Завезёнова Ирина.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
ИСКУССТВО 9 класс. ИСКУССТВОИСКУССТВО в широком смысле – это художественное творчество в целом: литература, архитектура и другие разновидности человеческой.
Философия как тип мировоззрения Лекция 1 Черепанова М.В. ассистент кафедры философии 900igr.net.
УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 10 КЛАСС РАЗРАБОТАЛ УЧИТЕЛЬ: ИОСТ ЛАРИСА ИВАНОВНА ИСКУССТВО.
Искусство это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Подготовила Цыганова О.С.. Культурно-познавательная компетентность: способность интегрировать полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения.
Духовный мир человека и деятельность. Деятельность в сфере духовной культуры.
Тема: Знание и познание Выполнила ученица класса И-10-2 Еремеева Екатерина Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич
Искусство в жизни современного человека. Что такое искусство? Какие виды искусства существуют? Какие функции они выполняют в жизни человека, общества?
Познание и знание Урок 1 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
Транксрипт:

ФИЛОСОФИЯИСКУССТВА ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА

ПЛАН 1. Эволюция понятия искусства 2. Взаимодействие философии и искусства 3. Понятие и структура явления искусства 4. Эстетика как философия искусства 5. Искусство как совокупность высших достижений гения 6. Философия искусства Шеллинга

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ ИСКУССТВА Искусство Искусство - особый элемент системы духовной жизни человечества. Оно в той или иной мере входит в повседневную жизнь каждого человека.

ГИПОТЕЗЫ ГЕНЕЗИСА ИСКУССТВА На протяжении всей истории человечества ему сопутствует искусство. искусство. Оно возникает в эпоху палеолита тысяч лет тому назад.

СУЩЕСТВУЮТ И ДРУГИЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА игровая концепция "имитативная теория" реализация инстинкта украшения

ИГРОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ Игровая культура впервые целостно была сформулирована голландским историком Йохан Хейзинга ( ) в работе \"Homo ludens\" Статья по истории культуры \"(1938) Исследователь исходил из идей И Канта, Ф Шилле. Искусство и есть разновидность игры. В веселой игре искусстве люди избавляются от забот и невзгод.

ИМИТАТИВНАЯ ТЕОРИЯ В ней утверждается, что в искусстве проявляется инстинкт подражания (Лукреций Кар, О. Конт, Ж.Л. Даламбер и др.). Искусство – это мимесис, или подражание природе (Демокрит).

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНСТИНКТА УКРАШЕНИЯ Некоторые ученые рассматривают искусство как реализацию инстинкта украшения, средство полового привлечения (Ч. Дарвин, О. Вейнигер, К. Грос и др.)

Античность Аристотель "Об искусстве поэзии", "мимесис" - подражание. "Подражание присуще людям с детства, и они тем отличаются от прочих животных, что наиболее способны к подражанию, благодаря которому приобретают и первые знания". Высшими видами искусства Аристотель считал поэзию и музыку.

ИСКУССТВО ПО ПЛАТОНУ Искусство по Платону – это подражание подражанию. Ораторские и художественные искусства, как подражательные, отвергаются Платоном как несовершенные, лживые и наносящие вред воспитанию человека в обществе. Художником человека делает особое состояние «одержимости», «неистовства». Платон предложил слово Techne – умение создавать вещи по правилам,мастерство. Это - искусство, ремесло, а так же наука.

ИСКУССТВО ПО СОКРАТУ Сократ говорит Сократ говорит, что все искусства можно разделить таким образом: «одни главное место отводят работе и в речах нуждаются мало, а иные из них и вовсе не нуждаются – они могут исполнять свое дело даже в полном молчании, как, например, живопись, ваяние и многие другие. А другие искусства достигают всего с помощью одного слова, о деле же можно сказать, нисколько не нуждаются либо очень мало.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ОБ ИСКУССТВЕ Искусство- это познание правил, с помощью которых можно создавать те или иные вещи, причем познание правил уже существующих, объективных правил - в этом Средневековье не сомневается. Искусство - это познание правил, с помощью которых можно создавать те или иные вещи, причем познание правил уже существующих, объективных правил - в этом Средневековье не сомневается. Искусство - это и строительство корабля или дома, изготовление молота или рисование миниатюры; это кузнец и ритор, поэт и художник, точно также как и стригальщик овец.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ОБ ИСКУССТВЕ теория искусство теория искусство - это теория ремесла. Artifex (творец, создатель) создает нечто такое, что позволяет исправить, дополнить или продолжить природу. Средневековое искусство - особая ступень в мировом художественном развитии. Другой особенностью средневекового искусства была близость его к народному творчеству.

ВОЗРОЖДЕНИЕ И НОВОЕ ВРЕМЯ ОБ ИСКУССТВЕ Лоренцо Валла, автор знаменитого трактата "Об истинном и ложном благе" утверждает, что искусства создаются не из любви к добродетели, а из стремления к наслаждению - архитектура, живопись, музыка и поэзия возникли из потребности в наслаждении и связанной с ней пользы. Лоренцо Валла, автор знаменитого трактата "Об истинном и ложном благе" утверждает, что искусства создаются не из любви к добродетели, а из стремления к наслаждению - архитектура, живопись, музыка и поэзия возникли из потребности в наслаждении и связанной с ней пользы. Искусство тесно связывалось с познавательной деятельностью человека, то наука и искусство понимались как родственные, единые по сути своей формы деятельности. Ш. Батте.Возникает термин "изящные искусства", или "изящное искусство имеющие главной целью выражение эстетического.

ВОЗРОЖДЕНИЕ И НОВОЕ ВРЕМЯ ОБ ИСКУССТВЕ В XVIII в. происходит становление "высокого" профессионального искусства. В XVIII в. возникает эстетика как наука (от греч. aisthetikos – чувствующий, относящийся к чувствующий, относящийся к чувственному восприятию). Ведущими искусствами, становятся театр, литература и музыка, которые порой начинают доминировать над живописью.

ВОЗРОЖДЕНИЕ И НОВОЕ ВРЕМЯ ОБ ИСКУССТВЕ Главной задачей искусства считалось познание мира и жизни, постижение, осмысление тайн мироздания, особенностей бытия человека и общества. Две основных направленности, две, в общем сходящихся линии. Первая - линия реализма, в крайности, доводимая до натурализма. Вторая линия шла по пути продолжения романтизма к символизму и к модернизму. Художники и поэты символисты были озабоченные точной передачей особенностей внешнего мира (природы), особенностей внешнего мира (природы), а изображением своих представлений о нем, с помощью символов, аллегорий.

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЯВЛЕНИЯ ИСКУССТВА Искусство – это практически-духовное освоение мира человеком в художественно-образной форме. Искусство многогранно, это душа человека. Искусство - это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека... Искусство - это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности.

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЯВЛЕНИЯ ИСКУССТВА Это образ - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. Оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в конкретной, чувственно воспринимаемой форме – в форме типических художественных образов.

СПЕЦИФИКА ПОЗНАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСКУССТВА o Отражение мира с помощью художественных образов o Наглядный характер o Субъективное восприятие действительности действительности

ФУНКЦИИ ИСКУССТВА В ОБЩЕСТВЕ o Общественно-преобразующая функция (искусство как деятельность). o Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение. Оно является средством просвещения (передача опыта, фактов). o Информационная и коммуникативная (искусство как сообщение и обобщение). o Воспитательная функция. (формирование целостной личности). Искусство воздействует комплексно на ум и сердце.

ФУНКЦИИ ИСКУССТВА В ОБЩЕСТВЕ o Внушающая функция (воздействие искусства на подсознание). o Эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций). o Геданестическая функция (искусство как наслаждение). Функция творческого самовыражения личности – основная в искусстве

ЭСТЕТИКА КАК ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА В XVIII в. возникает эстетика как наука. Основоположник немецкий просветитель Александр Баумгартен. В 1750 г. опубликовал на латинском языке произведение, которое так и называлось - "Эстетика" (от греч. aisthetikos - чувствующий, относящийся к чувственному восприятию). Он рассматривает эстетику как составную часть гносеологии, относящуюся к чувственному познанию. Для немецкого философа И. Канта эстетика - это наука о чувственности вообще. Прекрасное - коренная категория эстетики

ЭСТЕТИКА КАК ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА Однако подлинным Богом для эстетики явился Г.Ф.В. Гегель. Гегель определил эстетику как философию прекрасного, вернее, как философию искусства, вернее, как философию искусства, Предметом эстетики "является обширное царство прекрасного, точнее говоря, область искусства, или, еще точнее - художественного творчества". Эстетика – «теория искусства», «философия искусства» Гегель определяет искусство как проявление идеала, который следует искать в искусстве, а не в природе. Ведь искусство - это дважды природа, природа, возрожденная в творчестве гения.

ЭСТЕТИКА О СУЩНОСТИ ИСКУССТВА искусство Материалистическая теория Идеалистическая теория Mimesis (греч-изображение)-отражение, имитация действительности. (Аристотель) Phantasia (греч-воображение)-выражение внутренних чувств вечных истин, сути времени. (Платон)

ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ o Концепция прекрасного o теория чувств ( теория заражения Л. Н. Толстой) теория заражения Л. Н. Толстой) o теория выражения «я» художника o гедонистическая теория o теория отражения (отражение действительности в образах) o концепция постижения сущности.

ЭСТЕТИЗМ А.ШОПЕНГАУЭРА И Ф.НИЦШЕ А.Шопенгауэра искусство - это высшая форма познания, высшее достижение человеческого духа, которое может давать нам больше откровения, чем все науки вместе взятые. Гений же - великий художник, великий философ, благодаря своей объективности видит с большей ясностью то, чего другие не видят вовсе. Ницше формулирует стадии художественного творчества: начальная стадия - священное опьянение, охмеление, когда художник словно одержим дионисийским безумием Ницше формулирует стадии художественного творчества: начальная стадия - священное опьянение, охмеление, когда художник словно одержим дионисийским безумием.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ТВОРЧЕСТВА Особое место среди учений, рассматривающих творчество в целом и в частности искусство, имеет психоаналитическая школа, основателем которой явился Зигмунд Фрейд ( ), австрийский невропатолог, психиатр. "Понимание бессознательной душевной деятельности, - писал Фрейд, - впервые дало возможность получить представление о сущности и творческой деятельности "поэта". Источник фантазии находится в бессознательном.

ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА ШЕЛЛИНГА Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг ( ) был видным представителем объективного идеализма немецкой классической философии, другом, затем оппонентом Гегеля. Главная цель философии Шеллинга - понять и объяснить "абсолютное", то есть первоначало бытия и мышления. Исходным пунктом для Философии искусства является объективный идеализм. Искусство - звено между душой человека и природой. искусство есть созерцание абсолюта Метод "конструирования" искусство есть созерцание абсолюта