Канн С.К. Российские моряки в горах Прибайкалья (верхнеангарская экспедиция 1902 г.) (Новосибирск: НГАВТ, 2014)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Колчак Александр Васильевич (биография)
Advertisements

Георгий Яковлевич Седов Автор-составитель Большаков С. В.
Презентация Ундуска Алексея Крейсер Аврора.
Путешественники нового времени. Михаил Петрович Лазарев родился в далёкой от морей Владимирской губернии 14 ноября 1788 года в семье правителя Владимирского.
Канн С.К. Военно-политические аспекты сооружения Сибирской железной дороги в конце XIX – начале XX в. (Новосибирск, 2014)
Обучающаяся 6 а МОБУ СОШ 9 имени Кершенгольца городского округа г. Якутск 2011 Адасько Диана.
Иван Федорович Крузенштерн ( гг.). Юность Иван Фёдорович Крузенштерн (Адам Иоганн фон Крузенштерн; русское имя Иван Фёдорович) родился 19 ноября.
Подготовил: Ученик 8 класса «А» ООШ 34 г.Севастополя Самойлов Иван.
Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в Череповце (тогда Новгородской губернии) в семье помещика. У него было три брата. Все были определены.
Автор Колпащикова Кристина Владимировна ученица 6-го класса МБОУ «центр образования с. Алькатваам.
РЕКА СЕЛЕНГА-ГЛАВНЫЙ УЧАСТОК ТРАНЗИТНОГО ВОДНОГО ПУТИ (ВЕЛИКИЙ ЧАЙНЫЙ ПУТЬ) Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Байкальский институт.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Актуальные вопросы технологии реализации ФГОС ВПО.
Окружающий мир 2 класс Довгаль Наталья Валентиновна Учитель начальных классов МОУ «Школа 79» г. Владивосток.
Подвиг крейсера «Варяг». В декабре 1902 года Всеволод Фёдорович Руднев был назначен командиром крейсера «Варяг». На «Варяг» Руднев пришёл уже опытным.
Русские исследователи Северной Америки Проект по географии ученицы 7 «Б» класса Бакир Марям.
Новосибирская область субъект Российской Федерации. Входит в состав Сибирского федерального округа. Новосибирская область образована 28 сентября 1937.
Невельской Г. И. и Путятин Е. Ф.-исследователи Дальнего востока
Светлой памяти прадедов – героев Великой Отечественной Войны Ромы Боровых посвящается. Учитель: Тулупова О.Н.
Одну из первых географических карт составил древнегреческий ученый Гекатей (VI-V вв. до н. э.)
Транксрипт:

Р оссийские моряки в горах П рибайкалья Канн Сергей Константинович снс ГПНТБ СО РАН

Прибайкальский регион в кон. XIX нач. XX в. Строительство Сибирской железной дороги обратило внимание правительства на изучение и освоение Прибайкальского региона В конце 1892 г. создан Комитет Сибирской железной дороги, под эгидой которого снаряжались экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток Вопросам изучения Байкала Комитет посвятил не менее 30 дел, а общие затраты на исследования составили около полумиллиона рублей 2

Гидрографическая экспедиция Ф.К. Дриженко ( ) Летом 1896 г. на Байкал был командирован опытный гидрограф Фёдор Кириллович Дриженко для предварительной рекогносцировки озера и подготовки программы работ На винтовом пароходе «Иннокентий» купца Немчинова Дриженко обошёл всё озеро и составил пятилетний план мероприятий по описанию Байкала За 6 лет гидрографических работ моряки сняли 3900 вёрст побережья, прошли шлюпочным и судовым промером более 9 тыс. вёрст и измерили 275 тыс. глубин Экспедиция подготовила временную меркаторскую карту судоходной части озера (10 вёрст в дюйме), «Атлас Байкала» на 31 листе и подробнейшую «Лоцию и физико-географического очерк озера Байкал», изданную в 1908 г. 3 Ф.К. Дриженко ( ) в мундире генерала Корпуса гидрографов (фото 1913)

Библиография Колотило Леонид Григорьевич. Военные моряки Байкала: проблемы исторической реконструкции деятельности военных моряков российского флота по физико- географическому изучению и освоению озера Байкал в ХVIIIXX вв. / науч. ред. Б.П. Полевой; отв. ред. В.Д. Доценко; Рус. геогр. ово, Лимнол. инт СО РАН. СПб.: Наука, с.: ил. Указ. имен: с Библиогр.: с экз. Колотило Леонид Григорьевич. Трансбайкальский перекресток : проблемы транспортных путей и железнодорожной паромной переправы через озеро Байкал на рубеже XIXXX вв. / Л.Г. Колотило, В.Г. Андриенко; отв. ред. К.Я. Кондратьев; Рус. геогр. ово, Лимнол. инт СО РАН. СПб.: Наука, с.: ил. (Серия «Baicalica»; кн.2). Указ. имен: с Библиогр.: с экз. 4 Л.Г. Колотило

Работы экспедиции Ф.К. Дриженко Колёсный пароход «Иннокентий»

Потери экспедиции В последний год 5-летней программы работ (1901) экспедиция исследовала северную часть Байкала до устьев рек Кичеры и Верхней Ангары. В этом году моряки впервые понесли потери в личном составе при переправах на маленьком плоту и тунгусской шлюпке из берёзовой коры погибли матросы Тихон Светлишин и Алексей Полевик В «Отчёте о работах» за 1901 г. начальник экспедиции Ф.К. Дриженко писал, что оба случая «являются следствием избытка отваги и лихости команды, но, к сожалению, в данном случае неудачно приложенной» По ходатайству морского министра Тыртова семьям погибших (вдове, малолетнему сыну и престарелым родителям Полевика и старикам- родителям Светлишина) Комитет Сибирской железной дороги выделил 150 рублей. Положение о выдаче пособия подписал лично Николай II РГИА. Ф Оп. 27. Д. 63. Л. 196,

Освоение Северного Прибайкалья За три года моряки построили на Байкале 10 маяков. О суровой жизни их смотрителей Дриженко написал в отчёте за 1901 г.: «Жизнь этой маленькой семьи (смотрителя и его жены на острове Ушканьем), затерянной среди Байкала в обществе диких зверей, на глазах у них разорвавших двух собак, была настолько тягостна, что когда в июне пришел туда снова "Иннокентий", то здоровый и сильный мужчина не смог удержать слез, разговаривая снова с живыми людьми...» После завершения работ экспедиции правительство предполагало развивать судоходство на Байкале и, в частности, организовать широкую доставку грузов на золотые прииски на севере озера Купец А.Я. Немчинов вложил 20 тыс. р. в изучение пути до Бодайбо, сокращавший дорогу по Лене и Витиму на 700 верст. Но в июле 1900 г. он умер и замысел конно- железного «волока» через горные перевалы остался нереализованным 7

Северное Прибайкалье 8

Исследование пути от Байкала на Витим Дриженко настоял на том, чтобы летом 1902 г. продолжить отыскание удобного пути на Витимские прииски Дорога должна была не только оживить золотодобычу, но и способствовать хозяйственному освоению Прибайкалья, богатого строевым лесом, покосами и рыбными промыслами Перевозку грузов через водораздел к Витиму Дриженко предлагал поручить локомобилям, способным тянуть по плохой дороге 4 груженых вагона со скоростью 8 вёрст в час (такие использовал золотопромышленник Грот в Урге) 9

Программа работ верхние ангарской экспедиции 1902 г. Предполагалось, что изучение реки Верхней Ангары захватит 230 вёрст до впадения в неё р. Чуро. Кроме того, проектировалось исследование «волока» в 300 вёрст от устья Чуро до резиденции Бодайбо 10 Экспедиция разделилась на 5 партий: I-ю (лейтенанта Белкина) «Бодайбинскую» (капитана Иванова) II-ю (капитана Рощина) III-ю (капитана Васильева) и партию начальника экспедиции (Дриженко)

Бодайбо основан в 1864 г. В начале XX в. Бодайбо представлял собой довольно значительное селение (с 1903 город). Здесь располагались резиденции пароходных и золотопромышленных компаний, торговые учреждения, отделение Русско-Китайского банка, телеграф, узкоколейная железная дорога к приискам. Ежегодно на прииски доставлялось около 3 млн пудов грузов. Перевозка зависела от полноводности р. Лены, отнимала много времени и средств 11

Маршрут партий с по г. 12

Героизм моряков 13 Из «Дневника» начальника I-й партии лейтенанта Ф.М. Белкина: 7 августа выйдя в 6 утра умываться, увидел, что всё кругом стало бело... Пошли по тропе натерпелись столько, что даже и не описать вёрст шли целых 6 часов... К вечеру снова пошёл снег, вид совершенно зимний. Не может быть, чтобы зима... во всяком случае до половины августа буду двигаться вперёд.. 22 августа день неудачный, нервы совсем сдали... При переходе через Кункудери сорвался с камня и упал в воду... Заболела нога, пришлось развьючиться и ехать верхом. Теперь уже споткнулся конь при переправе вброд вместе полетели в воду... «От принятой ванны у меня зубы выбивали дробь», нестерпимо ныла нога... «Утешает, что, видимо, удастся довести работу до конца... » РГИА. Ф Оп. 27. Д. 63. Л. 275 об-281 об

Героизм моряков Назад партия Белкина возвращалась в конце августа при зимней непогоде и размокших от снега дорогах. Люди были истощены, лошади питались побегами берёзы. За 9 дней пало 7 лошадей. К счастью, в один из дней (31.08) Белкину удалось убить дикого оленя. Из отчёта Дриженко: «Надо было видеть, с каким напряжённым вниманием наблюдала команда, как лейтенант Белкин полз по грязи к своей добыче, которая благодаря прикрытию из деревьев и шуму р. Чуракана не видела и не слышала своего врага. Ещё оставалось сажен 100, как олень проявил беспокойство и надо было стрелять во что бы то ни стало, а у Белкина был дробовик, заряженный вновь изобретённой нарезной пулей. Все с тоской замерли, когда вслед за выстрелом олень сделал 2 огромных прыжка, но тотчас же свалился; ещё прыжок и мёртвый олень лежал на самом берегу реки. Команда, забыв холод, почти вся бросилась вброд через реку за оленем и с торжеством принесла его в лагерь». РГИА. Ф Оп. 27. Д. 63. Л

Белкин Фёдор Михайлович ( ?) На действительной службе с , служил в Черноморском флоте. Участвовал в Отдельной съёмке Балтийского моря. С назначен помощником начальника Гидрографической экспедиции Байкальского озера избран действительным членом Восточно-Сибирского отдела ИРГО произведён в лейтенанты служил помощником начальника Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (на пароходе «Пахтусов») вновь назначен помощником начальника Гидрографической экспедиции Байкальского озера. 15 БЕЛКИН Федор Михайлович из потомственных дворян Калужской губернии, полковник корпуса гидрографов. Брат подводника Николая Михайловича Белкина.

Война для обучения подводному плаванию Ф.М. Белкин служил вахтенным начальником на миноносце (подлодке) «Дельфин» под командованием кап. II ранга М.Н. Беклемишева командовал миноносцем «Налим» подлодку спустили на воду, а уже 1 ноября вместе с «Налимом» убыл во Владивосток по железной дороге (прибыл 13.12) ротный командир отряда миноносцев зачислен в Сибирский флотский экипаж. Со 2 по временно и.д. заведующего отдельным отрядом миноносцев (подлодок). Во время дежурства по отряду миноносцев в караульном помещении произошла драка пьяных матросов с пьяными мастеровыми. Прекращая беспорядок, Белкин «нанес нескольких ударов по лицу караульному начальнику и караульному матросу», за что временным военно-морским судом Владивостокского порта был приговорен к содержанию на гауптвахте на месяц и 2 недели без ограничения прав и преимуществ переведен из Сибирского флотского экипажа на Балтийский флот и зачислен в 1-й флотский экипаж. 16

Лейтенант Белкин: время и судьба В марте 1902 Фёдор Михайлович Белкин подарил Николаевской Главной физической обсерватории пять своих картин, изображающих северное сияние. Выставлял свои картины на художественных выставках в Иркутске в 1900 и 1902, в Санкт- Петербурге в 1901 и 1910 гг удостоен звания члена-корреспондента Императорской Академии наук. Изобрел инструмент для производства съёмки местности в закрытых местах и тембровое устройство для граммофонов. Пожарский А.М. Подводное плавание в России (биографический справочник). СПб., С

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Канн Сергей Константинович старший научный сотрудник ГПНТБ СО РАН |