Презентация на тему : Алексей Гаврилович Венецианов (1780 - 1847 гг.). Автопортрет А. Г. Венецианова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Алексей Гаврилович Венецианов родился в 1780 году, в Москве в семье купца. В двадцать два года он отправился в Петербург и поступил на государственную.
Advertisements

( )Родился 18 февраля 1780 г. в селе Поддубье Тверской губернии. Выходец из купеческой семьи. Систематического художественного образования не получил,
Исследовательская работа по теме: Венецианов Алексей Гаврилович Работу выполнила: Ефимова Дарья ( изостудия «Спектр»)
Участие воспитанников изостудии «Спектр» МОУ ДОД ДДТ в мероприятиях, посвящённых юбилею художника.
Алексей Гаврилович Венецианов (1780, Москва – 1847, село Поддубье Тверской области), русский живописец, педагог, родоначальник бытового жанра. Сын небогатого.
Жизнь простых людей в творчестве художников 18 века.
Венецианов Алексей Гаврилович
© Фокина Лидия Петровна ВЕНЕЦИАНОВ АЛЕКСЕЙ ГАВРИЛОВИЧ ( )
РУССКАЯ живопись XIX века Работу выполнила ученица 8 класса МОУ СОШ п.Заря Палкина Татьяна.
Алексей Гаврилович Венецианов Автор : Петренко Лариса Евгеньевна МБОУ УСОШ 4 г. Удомля.
Картина «Юный живописец» была написана в восемнадцатом веке, когда жанровая живопись не пользовалась популярностью и не признавалась Академией художеств.
Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов ( ) А. Венецианов был известен как хороший мастер-портретист. Когда художник переехал в свою усадьбу Сафонково.
«Мадонна Литта» ( ) картина великого итальянского художника Леонардо да Винчи.
Певец душевной чистоты и благородства (Алексей Гаврилович Венецианов) Автор : Петренко Лариса Евгеньевна МБОУ УСОШ 4 г. Удомля.
Выполнил Ткачёв Вадим. Милле родился в семье зажиточного крестьянина из маленькой деревушки Грюши на берегу пролива Ла-Манш близ Шербура. Его художественные.
Урок русского языка в 6 классе. Составила: Климова Александра Владимировна.
Житейская драма «маленького человека» Шабайкина Р.К.
Русский язык. 5 класс. Автор: Жилин О. Ю. Сочинение – описание по картине Фёдора Петровича Толстого «Цветы, фрукты, птица»
Беседа о художнике Пластове и его картинах. Аркадий Александрович Пластов.
Выполнили: Ученицы 11 «Б» класса Медведева К. Федотова Л.
Транксрипт:

Презентация на тему : Алексей Гаврилович Венецианов ( гг.). Автопортрет А. Г. Венецианова

Алексей Гаврилович Венецианов - русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венецианской школы, замечательный художник первой половины XIX века, сказавший новое слово в искусстве своего времени. Он прочно утвердил в живописи тему крестьянского труда,воспел личность русского крестьянина, показал его человеческое достоинство и нравственную красоту. Творческий путь Алексея Гавриловича был непохож на путь его собратьев по искусству, проходивших длительный срок обучения в стенах Академии художеств. Много времени начинающий художник отдавал копированию картин знаменитых мастеров в Эрмитаже. В 1807 году Венецианов поступил на службу в Департамент почт и вскоре предпринял издание сатирического журнала «Журнал карикатур на 1808 год в лицах», состоящего из листов с гравюрнами. Но это издание в сумом начале навлекло на себя гнев Александра I. Третий по счету лист «Вельможа» был настолько остросатирическишм, что правительство в день его выхода запретило дальнейшее издание журнала, а вышедшие листы были изъяты. К жанру карикатуры Венецианов обратился еще раз в эпоху войны 1812 года А лексей В енецианов родился 7 (18) февраля 1780 в М оскве. О тец Г аврила Ю рьевич, мать А нна Л укинична. С емья В енецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также к артины. В енецианов служил земле миром при лесном департаменте.

Алексей учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского. В молодости писал лирические портреты матери (1802), А. И. Бибикова (1805), М. А. Фонвизина (1812).

А.Г. Венецианов Портрет Кирилла Ивановича Головачевского ( ) В 1811 году Венецианов получил признание Академии как портретист. За представленный «Автопортрет» ему было присуждено звание назначенного. Образ художника-труженика с палитрой и кистью в руке, пристально вглядывающегося в натуру, передает поэзию сосредоточенного, вдумчивого труда. В том же году Венецианов получил звание академика за портрет инспектора Академии художеств К.И. Головачевского с тремя воспитанникнами Академии.

Среди галереи портретов конца 1810-х - начала 1820-х годов привлекает своей тонкостью небольшой портрет В.С. Путятиной. Задумчивая хрупкая девушка с книгой в руке, в свободном легком платье, сидящая на фоне пейзажа, кажется такой естественной, погруженной в свой мир, как будто зритель застал ее случайно. По настроению этот портрет напоминает портреты В.Л. Боровиковского, но в нем больше душевной интимности, простоты. А.Г. Венецианов Портрет княжны В. С. Путятиной Вторая половина 1810-х

«Гумно» было закончено Алексеем Гавриловичем Венециановым в 1822 году. Эта картина позиционируется как одна из первых работ бытового жанра, описывающего крестьянский быт. А. Г. Венецианов Гумно 1822 г

В картине «Утро помещицы» Венецианов показывает поэзию обыденного человеческого быта, его скромной обстановки. Изображена часть комнаты небогатого дома. Сидящая у стола молодая помещица принимает работу у пришедших крестьянок. Льющийся из окна дневной свет мягко окутывает фигуру женщин, отражается на поверхности стола, шкафа, на полу. Облик крестьянок полон спокойствия и достоинства: крепкие, статные фигуры, здоровые лица, сильные руки, красивые одежды - красные и темно-синие сарафаны, белые кисейные рубахи. Привлекают в картине удивительная живописность сочетаний насыщенных тонов, свобода самого мазка. А. Г.Венецианов Утро помещицы

А. Г. Венецианов Захарка 1820 г А. Г.Венецианов Крестьянские дети в поле (Мальчик с двумя девочкнами) 1820-е

Эта симпатичная картина Венецианова Захарка была написана художником в 1825 году. На роль персонажа картины живописец выбрал простого крепостного мальчика, уверенно по деловому шедшего из деревушки Сливнево в лес с топориком, видимо на помощь своему отцу крепостному Федулу Степанову. По виду наш мальчуган показался художнику очень занятым и энергичным. Конечно Венецианов не мог не очароваться характером этого мальчишки, какой типаж, подумал художник, ведь он как раз, подходил на роль Ззахарки к задуманной картине портрету. Конечно Венецианов понимал все это бедственное положение крепостных детей и сожалел об этом, поэтому он предложил ему попозировать для его работы и соответственно пообещал мальчишке денежную компенсацию. Мальчик конечно удивился такому неожиданному предложению, но не мешкая согласился. Живописец усадил нашего Захарку в необходимую позу и приступил к работе. В результате на картине мы видим без особой скромности, несколько настороженного мальчугана, в простом крестьянском одеянии, на голове большая зимняя шапка, видимо отцовская. Сей головной убор говорит нам, что на дворе холодное время года. Правой рукой в рукавице с плеча мальчонка держит за топорище свой небольшой топор. Обаятельный характер этого совсем молодого человечка, завораживает всех нас своей непосредственностью и реалистично живым детским невинным взглядом. Картина представляет сцену из обыденной крестьянской жизни : две девочки принесли обед в поле мальчику - пастушку. Максимально приближены к переднему краю фигуры детей. Захватывают их отношения, выраженные всего несколькими точными штрихнами : робко протянутый в руке хлеб, нежность, с которой одна девочка, приобняв подругу, положила голову ей на плечо. Так же тих и прост колорит картины, спокойствие которого нарушается всего лишь несколькими яркими цветовыми пятннами. В 1838 под названием « Мальчик с двумя девочкнами » разыгрывалась во 2- й лотерее Общества поощрения художников.

А. Г. Венецианов Вот-те и батькин обед 1826 г

Сюжет картины пояснялся названием, по которым картина демонстрировалась на выстав ­ ке : « Мальчик, горюющий о том, что уронил бурак с молоком и пролил ». На картине изображён светловолосый мальчишка. Он грустно смотрит на опрокинутую посуду, где было молоко. Рядом сидит верный пёс, который с сочув ­ ствием смотрит на хозяина. Собака словно понимает настроение мальчика, и хочет его утешить. Можно догадаться, что мальчик из бедной семьи. Он не видит вдоволь еды, поэтому ему очень жаль разлитого молока. Возможно, он нёс кувшин с мо ­ локом и кусок хлеба отцу, который работает в поле. Этот скудный обед кусок хлеба и кувшин молока предназначался отцу на целый день. Мальчик не знает, что ему делать. Разумеется, отец очень рассердится, что сын не смог принести ему обед. Тягостные думы одолевают малыша. Ребёнок на картине не может не вызвать симпатии и сочувствия. Мальчик одет в белую рубаху. Он выглядит опрятным и ухоженным, несмотря на босые ноги. На вид ребёнку лет шесть - семь. Герой картины понимает ценность продуктов, по ­ этому так переживает из - за пропавшего обеда. Истин ­ ная ценность этого произведения в том, что художник не только мастерски передаёт отдельный момент жиз ­ ни, но и показывает внутренний мир героя. Мы ничего не знаем о мальчике, но можем догадаться, что это очень ответственный и совестливый ребёнок. Он слу ­ чайно пролил молоко, может быть, это произошло во время игры. А, может быть, кувшин оказался слиш ­ ком тяжёл для хрупкого мальчика. И он не удержал в руках свою ношу. Мальчишка чувствует свою вину перед отцом. И его настроение передаётся зрителям. Картина не может оставить нас равнодушными. Она позволяет заглянуть в далёкое прошлое, осознать, насколько трудна была жизнь простых людей. Картина выполнена в тёплых тонах. Художник особым образом использует освещение пространства на полотне. Ему удаётся сконцентрировать внимание зрителей на главном герое этого произведения.

А. Г. Венецианов Жнецы 1825 г

О пределяющим в творчестве В енецианова является свойственное значение г глубочайшей в еры в благородную поэтическую характерность русского крестьянина. Вглядевшись в к артину « Жнецы », м ы с нами т ого н е с узнавая словно п проникаем в атмосферу крестьянского т руда. Х удожник пишет свое города « обманку », рисуя л легкокрылых с темных бабочек так, ч то н е с разу даже трудно разобрать настоящие о ни и ли нет. Серпы и колосья, изображенные н а к артине, помогают н ам глубже понять сюжетную л инию картины. О днажды художник у видел, как мать и сын за любовались б абочкнами, н а мгновение присевших н а р уку женщины, и п опросил и х немного по позировать. Т алантливый живописец сумел выразить в э том произведении с вою мысль, ч то м ир всегда прекрасен. И крестьяне, которые так б лизки к земле, могут почувствовать э то лучше всех. Мальчик с детским восторгом и некоторым изумлением смотрит н а бабочек н а р уке е го матери. В э том возрасте, м ир д ля н его п ока еще бесконечный праздник. А в от н а лице женщины с снисходительная материнская улыбка н е может с крыть усталость. На холсте изображен крестьянский мальчишка З ахарка, довольно часто п озоровавший А лексею Венецианову, а также в р оли молодой женщины е му позировала е го мама А нна С тепанова. Сюжет довольно лаконичен, фигуры людей н а с умом переднем ф оне, а задний ф он к артины выражен с тиной и з спелых, только ч то с жатых колосков. О бъемные лица крестьян. Г устые мазки художника и в от у же обозначена одежда женщины : беленая холщовая рубаха, русский деревенский сарафан, п латок и даже у крашения – д ва р яда дешевых б ус и колечко. А как различаются р уки : нежное женское запястье и обветренные р уки З захарки. Ч увствуется искренняя симпатия а втора к артины к с умышленному, л любознательному подростку. А в лице женщины художник подчеркивает е е застенчивость и доброту. Это небольшое полотно а втор п одарил императору А лександру I д ля коллекции Э рмитажа Сейчас к артина « Жнецы », В енецианова А. Г. написанная позже 1825 г ода, находится в экспозиции Г осударственного Р усского музея П етербурга.

Столь же поэтичен и одухотворен скромный пейзаж в известной картине «Спящий пастушок». Блестит среди трав небольшая тихая речка Ворожба, сидит мальчик с удочкой, идет за рекой крестьянка с коромыслом, желтеют поля с перелескнами, и среди них возвышаются тонкие ели, виден сарай, крытый соломой, на горизонте холмы - типичная русская равнина с ее мягкостью красок, задумчивой прелестью. В фигуре спящего мальчика разлито глубокое спокойствие, в ней как бы сосредоточилась мирная тишина лесов и полей. А. Г. Венецианов Спящий пастушок

К первым жанровым картинам Венецианова, в которых большое внимание уделено пейзажу, можно отнести небольшое полотно «На пашне. Весна». Красочные созвучия заставляют нас ощутить весенний воздух, почувствовать радость пробуждения природы. Мы любуемся прекрасным, идеальным в представлении художника, обликом молодой труженицы, ее грациозной фигурой, легкой поступью, нарядным розовым сарафаном. Ее ласковая материнская улыбка обращена к ребенку, играющему с цветнами. С каким глубоким уважением и поэзией написал художник человека труда, крепостную крестьянку! Пленителен тонкий по настроению пейзаж: простор свежевспаханного поля, нежная травка, прозрачная зелень листвы, легкие облачка, высокое небо. А. Г. Венецианов На пашне. Весна г

Значителен вклад Венецианова в распространение на Руси техники литографии. Художника привлекали возможности литографии как наиболее демократического, доступного широкому кругу людей искусства. Радея о просвещении народа, стремясь к популяризации истории родной страны, Венецианов в конце 1810-х годов предполагал издать литографированные портреты исторических деятелей России с жизнеописаниями каждого из них. Изданием литографий занималось основанное в 1820 году в Петербурге Общество поощрения художников. Венецианов стал деятельным членом общества. Первые литографии были сделаны с его картин. Наиболее известны работы А. Тыранова, ученика Венецианова, с картин учителя - «Васютка с Максихи», «Пелагея», «Параня со Сливнева», «Капитошка». Сам Венецианов исполнил в 1834 году в технике литографии портрет Н.В. Гоголя. В 1830-е е годы Венецианову приходится вести борьбу с Академией художеств за признание своего метода работы. Эта борьба имела глубоко идейный принципиальный характер. Академия не признавала бытовой живописи, считала ее низшим жанром. Венецианов боролся за утверждение национального характера в отечественном искусстве. Он рассматривал свою деятельность как общественный долг. Обладая широтой воззрений, Венецианов неразрывно связывал искусство с просветительством, верил в то, что оно призвано содействовать просвещению людей. «Искусство рисования и самая живопись суть не что иное, как орудия, содействующие... просвещению народа», - писал он. Чтобы расширить сферу своей педагогической деятельности, утвердить свой метод работы на натуре, Венецианов стремился попасть в число преподавателей Академии и с этой целью участвовал в конкурсе на историческую картину из эпохи Петра I, организованном в 1837 году. Он написал большое полотно «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга». Однако премии не получил. Академия художеств, чувствуя чуждое ей направление, старалась не допустить Венецианова в свои стены.

А. Г. Венецианов Девушка с крынкой молока 1824 г А. Г. Венецианов Крестьянская девушка за вышиванием 1843 г

Венецианов создал целую галерею русских крестьян - сильных, работящих, скромных, пленяющих прирожденным благородством и чувством собственного достоинства. Он утвердил простого человека в праве стать героем картины, доказал его физическую и моральную красоту. Лирически проникновенна « Крестьянка с василькнами ». Задумчивое лицо девушки прекрасно своей душевной ясностью. Чуть опущенные плечи говорят об усталости, большие рабочие руки лежат на охапке пушистых васильков. В этой работе, как и в других, видно стремление художника воплотить новые представления о прекрасном в искусстве, о народной красоте, одухотворенной и благородной. « Крестьянка с василькнами » одно из наиболее значительных в первой трети XIX века достижений в жанре крестьянского портрета. Само появление портрета « человека из народа » говорит о развитии демократических начал в русской культуре. Картина, которая написана в 1829 году, была воплощением желания художника показать истинную красоту, трудящуюся и все же прекрасную, естественную, искреннюю. Эта картина относится к серии картин о крестьянках. Художник как бы пытается нам сказать : посмотрите, какая она красивая в своей усталой тоске. Как она смотрит, какая у нее осанка, а какой взгляд ! Стоящий рядом теленок подчеркивает ее трудолюбие. В нашем восприятии мы так и видим, как эта крестьянка встает и гладит своими натруженными рукнами этого теленка, как она его поит и кормит, как ухаживает. Вся ее работа встает перед ннами. Именно этого и добивался Венецианов, когда рисовал и творил, стремясь натурально передать жизнь.

А. Г. Венецианов Кретьянка с василькнами 1830-е А. Г. Венецианов Девушка с теленком 1829 г

А. Г. Венецианов Молочница Не позднее 1826 г

Искусство Венецианова неувядаемо и сейчас: в нем выражена глубокая вера в гармоническую личность человека, в красоту его труда. Наследие Венецианова стало неотъемлемой частью русской художественной культуры. Автор отступил от традиционного для классицизма пристрастия к эффектному пейзажу, обратившись к неброскому очарованию русской природы её необозримым просторам, прозрачным небесам и мягкому, рассеянному солнечному свету. Тихое обаяние северной земли Венецианов передаёт посредством светлых, лёгких красок. Вместе с тем ни одно из полотен мастера не обходится без присутствия человека, ведь гармония для Венецианова заключалась в духовном единстве людей и природы. Стремясь поведать зрителю о красоте, являющейся основой такого союза, художник идеализирует образы крестьянского быта. Создавая свои полотна, Венецианов продолжал преподавать. Школа Венецианова это плеяда талантливых живописцев х гг. XIX в. (Г. В. Сорока, А. В. Тыранов, Е. Ф. Крендовский, К. А. Зеленцов, Н. С. Крылов, С. К. Зарянко и др.). 16 декабря 1847 г. жизнь Венецианова прервала трагическая случайность: повозка, на которой художник ехал в Тверь, слетев с обледеневшей горки, разбилась о каменную постройку. Венецианов не успел выпить чашку чая, когда в дверь вошли кучер Григорий Лаврентьев и крестьянин Агап Богданов. Он обернулся к дочери, благословил; целуя, сказал: «Не провожай меня, Сашурушка!». Григорий вскочил на облучок, рядом с ним сел Агап. Венецианов помахал дочери, и колокольчик зазвенел… Кучер отпустил вожжи, и на ухабе его выбросило в сугроб. Обезумевшие лошади летели все быстрее. Кибитку завалило набок и нещадно мотало во все стороны. Венецианов из последних сил сумел ухватить вожжи, но это только ухудшило дело его поволокло по земле, ударяя о деревья. После особенно сильного удара перчатка соскочила с руки, и тело отбросило в сторону… Венецианов был мертв. Венецианов похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

Спасибо за внимание !! Презентацию выполнила студентка 4-го курса Исторического факультета Специальность «Музейное дело» Астнамирова Зухра М. Преподаватель: Гелагаева Алиса М.