1 Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь РУП «Бел НИЦ «Экология» Орхусская конвенция и протокол о регистрах выбросов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
LOGO Разработка Национального регистра выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ) в Республике Беларусь "Получи право на здоровое сообщество Субрегиональный.
Advertisements

ОТЧЕТНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДИАЛОГА Е.А. Васильева директор ИЦ «Волгоград-Экопресс» 4 – 6 сентября Варшава Польша.
Процедура присоединения к Протоколу РВПЗ в Беларуси Елена Лаевская, доцент юридического факультета БГУ Минск 2011.
Орхусский центр г. Гродно: содействие доступу к экологической информации Романович Иоланта Николаевна, координатор Орхусского центра г. Гродно 26 июня.
ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ СТРОЕВА МАРИЯ, МАЛКОВА ПОЛИНА.
Экологический аудит: цели и задачи. Экологический аудит независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых.
Е.П. Богодяж*, А.П. Станкевич** * Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов,
Нормативы качества окружающей среды. Понятие "нормативы качества окружающей среды" закреплено в Законе Республики Беларусь "Об охране окружающей среды"
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
AES УСТЬ – КАМЕНОГОРСКАЯ ТЭЦ ОПЫТ РАБОТЫ АО « AES УСТЬ – КАМЕНОГОРСКАЯ ТЭЦ» (КАЗАХСТАН) ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ МОНИТОРИНГУ И ОТЧЕТНОСТИ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ.
Орхусская конвенция. Конвенция ЕЭК ООН "О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся.
Система природоохранного законодательства Казахстана включает следующие нормативно-правовые акты: 1) Конституция РК; 2) законы и ко­дексы в области охраны.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
Оценка воздействия на окружающую среду. Проектная документация.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
Разработка системы управления экологической безопасностью территории ООО фирма «Экоаналитика»
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
Использование Интернет-технологий для повышения информированности о состоянии окружающей среды в Кыргызской Республике Афанасенко Виктория Львовна Начальник.
ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.
Транксрипт:

1 Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь РУП «Бел НИЦ «Экология» Орхусская конвенция и протокол о регистрах выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ).

2 Национальное законодательство Орхусская конвенция была ратифицирована Республикой Беларусь: г., Орхусская конвенция была ратифицирована Республикой Беларусь: г., Указом Президента Республики Беларусь 726 "Об утверждении Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды". Вступила в силу для Республики Беларусь: г. Вступила в силу для Республики Беларусь: г.

3 В соответствии с законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» Конвенция рассматривается как часть законодательства Республики Беларусь и ее положения обязательны к выполнению всеми правоприменительными органами, должностными лицами и гражданами.

4 Создание Орхусского центра В целях реализации положений Орхусской конвенции 30 декабря 2005 года в рамках совместного проекта Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Офиса ОБСЕ в Минске был создан Орхусский центр Республики Беларусь.

5 Достижения Орхусского центра 1.Высокий интерес общественности к реализации положений Конвенции и присоединению к протоколу о РВПЗ. 2.Четкие дифференциация тематики и формулировка запросов, поступающих в Орхусский центр. 3.Высокий уровень профессионализма и ответственности специалистов различных природоохранных направлений при проведении консультаций по запросам граждан. 4.Подготовительная работа к присоединению к протоколу о РВПЗ.

6 Трудности 1.Недостаточная информированность госслужащих и общественности об их правах/обязанностях по отношению к получению/предоставлению экологической информации. 2.Необходимость дополнительных финансовых средств для создания областных Орхусских центров. 3.Необходимость организации широкой рекламной кампании при одновременном увеличении численности персонала Орхусского центра.

7 4. Повышение ответственности сотрудников территориальных природоохранных органов за предоставление информации, входящей в их компетенцию. 5. Проведение разъяснительной работы среди специалистов территориальных органов Минприроды.

8 Национальный РВПЗ Разработка Национального РВПЗ осуществляется в целях: Разработка Национального РВПЗ осуществляется в целях: -обеспечения конституционного права населения на благоприятное состояние окружающей среды (ст. 16 Конституции Республики Беларусь) -обеспечения конституционного права населения на благоприятное состояние окружающей среды (ст. 16 Конституции Республики Беларусь) -выполнения международных обязательств Республики Беларусь по Орхусской конвенции - выявления основных источников выбросов и переноса загрязнителей; -выполнения международных обязательств Республики Беларусь по Орхусской конвенции - выявления основных источников выбросов и переноса загрязнителей; -количественного определения выбросов и переноса загрязнителей на локальном уровне; -количественного определения выбросов и переноса загрязнителей на локальном уровне;

9 Цели (продолжение) -отслеживания тенденций выбросов конкретных веществ -отслеживания тенденций выбросов конкретных веществ -анализа и прогнозирования выбросов и переноса загрязнителей в пределах Республики Беларусь; -анализа и прогнозирования выбросов и переноса загрязнителей в пределах Республики Беларусь; -определения экологически неблагополучных территорий; -определения экологически неблагополучных территорий; -выявления возможностей для снижения экологического риска; -выявления возможностей для снижения экологического риска; -содействия внедрению более чистого производства -обобщения и гармонизация требований отчетности; -содействия внедрению более чистого производства -обобщения и гармонизация требований отчетности; -предоставления общественности экологической информации; -предоставления общественности экологической информации;

10 Основные принципы разработки РВПЗ – создание доступного общественности и удобного в использовании РВПЗ, действующего на основе обязательной схемы ежегодного представления отчётности; – создание доступного общественности и удобного в использовании РВПЗ, действующего на основе обязательной схемы ежегодного представления отчётности; – охватить те загрязнители, которые представляют наибольшую угрозу для окружающей среды и здоровья; – охватить те загрязнители, которые представляют наибольшую угрозу для окружающей среды и здоровья; – предоставление отчётности тепловыми электростанциями и предприятиями нефтеперерабатывающей, химической и горно-перерабатывающей промышленности, включая производства по переработке бумаги и древесины а также мусоросжигательные заводы и сельскохозяйственное производство – предоставление отчётности тепловыми электростанциями и предприятиями нефтеперерабатывающей, химической и горно-перерабатывающей промышленности, включая производства по переработке бумаги и древесины а также мусоросжигательные заводы и сельскохозяйственное производство – часть представляемой информации, касающейся коммерческой тайны, национальной обороны и безопасности, остаётся конфиденциальной; – часть представляемой информации, касающейся коммерческой тайны, национальной обороны и безопасности, остаётся конфиденциальной; - информация представляется с указанием конкретных объектов и доступна в Интернете. - информация представляется с указанием конкретных объектов и доступна в Интернете.

11 Структура управления РВПЗ Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды выполняет функции координации работ по РВПЗ и отвечает за опубликование данных РВПЗ на доступном для общественности веб-сайте и реагирование в соответствующем порядке на обращения граждан. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды выполняет функции координации работ по РВПЗ и отвечает за опубликование данных РВПЗ на доступном для общественности веб-сайте и реагирование в соответствующем порядке на обращения граждан. «Бел НИЦ «Экология» является Компетентным органом, который отвечает за выбор предприятий и организаций, включаемых в РВПЗ, осуществляет сбор информации, оценку качества, её обработку, анализ и формирование электронной базы «Бел НИЦ «Экология» является Компетентным органом, который отвечает за выбор предприятий и организаций, включаемых в РВПЗ, осуществляет сбор информации, оценку качества, её обработку, анализ и формирование электронной базы Владельцы или операторы объектов, включённых в РВПЗ, отвечают за сбор данных, необходимых для определения имевших место на объекте выбросов и переносов за пределы участка с использованием достоверной информации, Владельцы или операторы объектов, включённых в РВПЗ, отвечают за сбор данных, необходимых для определения имевших место на объекте выбросов и переносов за пределы участка с использованием достоверной информации,

12 Сбор информации Сбор информации осуществляется с использованием специальных форм отчётности ежегодно и классифицируется по: Сбор информации осуществляется с использованием специальных форм отчётности ежегодно и классифицируется по: -конкретным объектам; -конкретным объектам; -диффузным источникам для территорий; -диффузным источникам для территорий; -отдельным загрязнителям или по отдельным отходам; -отдельным загрязнителям или по отдельным отходам; -компонентам окружающей среды, с разделением выбросов в воздух, землю и воду; -компонентам окружающей среды, с разделением выбросов в воздух, землю и воду; -направлениям переноса загрязнителей. -направлениям переноса загрязнителей.

13 Перечень загрязнителей Исходя из возможностей сбора информации по загрязнению окружающей среды и учитывая подход к созданию национального РВПЗ, основанный на первоначальном учете ограниченного перечня загрязняющих веществ и объектов с последующим его расширением, в базовой модели национального РВПЗ предлагается учитывать 11 загрязнителей выбрасываемых в воздух и 16 загрязнителей сбрасываемых со сточными водами из 86 загрязняющих веществ, указанных в Приложении II к Протоколу о РВПЗ. Исходя из возможностей сбора информации по загрязнению окружающей среды и учитывая подход к созданию национального РВПЗ, основанный на первоначальном учете ограниченного перечня загрязняющих веществ и объектов с последующим его расширением, в базовой модели национального РВПЗ предлагается учитывать 11 загрязнителей выбрасываемых в воздух и 16 загрязнителей сбрасываемых со сточными водами из 86 загрязняющих веществ, указанных в Приложении II к Протоколу о РВПЗ. Антропогенное воздействие объектов Национального РВПЗ, связанное с образованием, перемещением, накоплением отходов производства и потребления, отражается с помощь включения в регистр показателей выбросов в землю и переноса отходов за пределы участка. Антропогенное воздействие объектов Национального РВПЗ, связанное с образованием, перемещением, накоплением отходов производства и потребления, отражается с помощь включения в регистр показателей выбросов в землю и переноса отходов за пределы участка.

14 Газообразные загрязнителей (1А) А – Поступление загрязняющих веществ в атмосферный воздух А – Поступление загрязняющих веществ в атмосферный воздух Общий выброс по объекту: Общий выброс по объекту: Метан (СH4) Метан (СH4) Углерод оксид (СО) Углерод оксид (СО) Аммиак (NH3) Аммиак (NH3) Азот (II) оксид (NO) Азот (II) оксид (NO) Азот (IV) диоксид (NO2) Азот (IV) диоксид (NO2) Сера диоксид (SO2) Сера диоксид (SO2) Гексахлорбензол (C6Cl6) Гексахлорбензол (C6Cl6) Винилхлорид Винилхлорид Бензол (C6H6) Бензол (C6H6) Хлор и неорганические соединения (в виде HCl) Хлор и неорганические соединения (в виде HCl) Фтористые газообразные соединения (в пересчете на фтор) Фтористые газообразные соединения (в пересчете на фтор)

15 Загрязнители воды Б – Поступление загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды Б – Поступление загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды В – Перенос за пределы участка загрязняющих веществ со сточными водами В – Перенос за пределы участка загрязняющих веществ со сточными водами Общий объем сброса сточных вод Общий объем сброса сточных вод Общее количество азота Общее количество азота Общее количество фосфора Общее количество фосфора Мышьяк, неорганические соединения (в пересчете As) Мышьяк, неорганические соединения (в пересчете As) Кадмий, неорганические соединения (в пересчете на Cd) Кадмий, неорганические соединения (в пересчете на Cd) Хром, неорганические соединения (в пересчете на Cr) Хром, неорганические соединения (в пересчете на Cr) Медь, неорганические соединения (в пересчете на Cu) Медь, неорганические соединения (в пересчете на Cu) Ртуть, неорганические соединения (в пересчете на Hg) Ртуть, неорганические соединения (в пересчете на Hg) Никель, неорганические соединения (в пересчете на Ni) Никель, неорганические соединения (в пересчете на Ni) Свинец, неорганические соединения (в пересчете на Pb) Свинец, неорганические соединения (в пересчете на Pb) Цинк, неорганические соединения (в пересчете на Zn) Цинк, неорганические соединения (в пересчете на Zn) 1,2,3,4,5,6-Гексахлорциклогексан (C6H6Cl6) 1,2,3,4,5,6-Гексахлорциклогексан (C6H6Cl6) Фенол (С6H6O) Фенол (С6H6O) Углеводороды предельные C12-С19 Углеводороды предельные C12-С19 Ксилол (C8H10) Ксилол (C8H10) Хлориды в виде общего Cl Хлориды в виде общего Cl

16 Загрязнители почвы Г – Поступление загрязняющих веществ в почву Г – Поступление загрязняющих веществ в почву Д – Перенос за пределы участка отходов Д – Перенос за пределы участка отходов Общий объем переноса за пределы участка отходов для захоронения Общий объем переноса за пределы участка отходов для захоронения Объем переноса за пределы участка отходов 1-3 классов опасности Объем переноса за пределы участка отходов 1-3 классов опасности Объем переноса за пределы участка отходов 4 класса опасности и неопасных Объем переноса за пределы участка отходов 4 класса опасности и неопасных Общий объем размещаемых отходов на объекте Общий объем размещаемых отходов на объекте Объем размещаемых отходов 1-3 классов опасности Объем размещаемых отходов 1-3 классов опасности Объем размещаемых отходов неопасных и 4 класса опасности Объем размещаемых отходов неопасных и 4 класса опасности

17 Объекты РВПЗ Включенные в РВПЗ объекты отвечают следующим условиям: Включенные в РВПЗ объекты отвечают следующим условиям: - подпадают по видам своей деятельности под приложение I к Протоколу о РВПЗ; - подпадают по видам своей деятельности под приложение I к Протоколу о РВПЗ; - отчитываются в обязательном порядке по формам государственной статистической отчетности; - отчитываются в обязательном порядке по формам государственной статистической отчетности; - осуществляют проведение локального мониторинга окружающей среды в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь в установленном порядке; - осуществляют проведение локального мониторинга окружающей среды в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь в установленном порядке; Экологическая опасность объекта РВПЗ применяемая в целях оценки уровня антропогенного воздействия, осуществляемого объектами РВПЗ, отражает их экологическую опасность для населения и природы в целом. Экологическая опасность объекта РВПЗ применяемая в целях оценки уровня антропогенного воздействия, осуществляемого объектами РВПЗ, отражает их экологическую опасность для населения и природы в целом. В настоящее время 224 объекта включены в РВПЗ В настоящее время 224 объекта включены в РВПЗ

18 Карта РБ с городами, объекты которых включены в РВПЗ

19 Ведение РВПЗ включает: -сбор исходной информации от точечных источников, включённых в РВПЗ; -сбор исходной информации от точечных источников, включённых в РВПЗ; -анализ и систематизация собранной информации; -анализ и систематизация собранной информации; -проверка качества получаемой информации; -проверка качества получаемой информации; -агрегирование собранной информации по территориальному признаку (административные районы, области, страна в целом); -агрегирование собранной информации по территориальному признаку (административные районы, области, страна в целом); -получение недостающей информации от министерств и ведомств; -получение недостающей информации от министерств и ведомств; -формирование баз данных и архива информации РВПЗ. -формирование баз данных и архива информации РВПЗ.

20 База данных Разработана структура базы данных Национального регистра выбросов и переноса загрязнителей, схема связей различных таблиц, создан скрипт, позволяющий развернуть базу данных на сервере в сети Интернет в среде MySQL. Разработана структура базы данных Национального регистра выбросов и переноса загрязнителей, схема связей различных таблиц, создан скрипт, позволяющий развернуть базу данных на сервере в сети Интернет в среде MySQL.

21 Предоставление информации Сведения из Национального регистра выбросов и переноса загрязнителей носят открытый характер. Сведения из Национального регистра выбросов и переноса загрязнителей носят открытый характер. В Национальный РВПЗ не включаются сведения, составляющие государственные секреты, а также иная информация, охраняемая в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В Национальный РВПЗ не включаются сведения, составляющие государственные секреты, а также иная информация, охраняемая в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Сведения Национального РВПЗ предоставляются заинтересованным посредством свободного доступа к вебсайту через интернет, а также по письменному заявлению в компетентный орган в установленном законодательством порядке на безвозмездной основе. В случае использования получателем сведений для создания производной информации в целях ее коммерческого и иного распространения необходимо обязательное указание источника информации. Сведения Национального РВПЗ предоставляются заинтересованным посредством свободного доступа к вебсайту через интернет, а также по письменному заявлению в компетентный орган в установленном законодательством порядке на безвозмездной основе. В случае использования получателем сведений для создания производной информации в целях ее коммерческого и иного распространения необходимо обязательное указание источника информации.

22 Присоединение к РВПЗ Подготовлено обоснование о целесообразности присоединения Республики Беларусь к Протоколу о регистрах выбросов и переноса загрязнителей Орхусской конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды Подготовлено обоснование о целесообразности присоединения Республики Беларусь к Протоколу о регистрах выбросов и переноса загрязнителей Орхусской конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды Для проведения юридической процедуры присоединения к Протоколу РВПЗ необходимо подготовить: Для проведения юридической процедуры присоединения к Протоколу РВПЗ необходимо подготовить: - Экономическо-финансовое обоснование присоединения к Протоколу о РВПЗ; - Экономическо-финансовое обоснование присоединения к Протоколу о РВПЗ; - Проект Указа Президента о присоединении к Протоколу о регистрах выбросов и переноса загрязнителей Орхусской конвенции. - Проект Указа Президента о присоединении к Протоколу о регистрах выбросов и переноса загрязнителей Орхусской конвенции.

23 Спасибо за внимание!