Анализ современного урока. Анализ урока. «Анализ урока – средство систематического и всестороннего контроля за учебным процессом». (инспектор) М.И. Махмутов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ И САМОАНАЛИЗУ УРОКА как средство управления проектированием процесса обучения.
Advertisements

Анализ урока Сафронова Т.Н. старший методист Краснодарского ПКУ 2012 г.
Современные подходы к анализу урока русского языка Педсовет
Анализ современного урока. Современный урок Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель.
Анализ и самоанализ урока русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 26 Рыжков И.П.
Анализ современного урока. Современный урок "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ. Наблюдение за занятием должно охватывать: 1. Организационную сторону занятия 2. Содержание занятия 3. Воспитывающую.
Общие сведения: класс, дата проведения урока интегрируемые предметы.
Подготовила преподаватель химии ААТК Плиева Э. П г.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
«Современный самоанализ урока как средство профессионального развития педагога» учитель I категории Черных Л.П.
Самоанализ урока. Требования к уроку 1. Научность. 1. Научность. 2. Воспитывающий и развивающий характер каждого урока. 3. Осуществление связи с жизнью,
Современные требования к анализу и самоанализу урока Кондратович М.К., учитель начальных классов ГУО «СШ 6 г. Сморгони»
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ УРОКА. АНАЛИЗ УРОКА это сравнение конкретного, проведенного учителем урока с теоретической моделью урока, составленной в.
Критерии оценки эффективности и качества урока. усвоение учащимися определенных знаний; развитие общеучебных умений и навыков; включенность учащихся в.
Анализ современного урока В помощь учителю
Рекомендации по анализу урока с позиций требований ФГОС Попова Светлана Николаевна, заместитель директора по учебной работе.
Транксрипт:

Анализ современного урока

Анализ урока. «Анализ урока – средство систематического и всестороннего контроля за учебным процессом». (инспектор) М.И. Махмутов «Анализ урока призван помочь учителю в овладении более высоким уровнем мастерства и в повышении результативности своего труда» Из книги «Выбор методов обучения» «Анализ урока – это метод инструктирования, способ совершенствования педагогического мастерства «учителя» В.П. Симонов «Анализ урока – деятельность по представлению его в понятиях науки, направленная на приведение в соответствие наблюдаемого нормативному, осуществляемая в ходе наблюдения и обсуждения урока» Н.Л. Терский «Системный подход к анализу урока – это непривычный подход к привычным делам. Это своего рода «указатель атаки» на старое». (учитель)Ю.А. Конаржевский

Программа общего анализа урока 1.Достижение целей урока и реализация его познавательной, развивающей и воспитывающей функций. 2.Чёткость доведения до учащихся темы и задач урока и установление связи данного урока с предыдущими. 3.Целесообразность структуры и последовательности отдельных её частей. 4.Соответствие содержания урока его целям. 5.Соответствие приёмов и методов обучения содержанию, цели урока и воздействий особенностям учащихся.

6.Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учащихся на разных этапах урока. Эффективность приёмов, методов и форм работы. 7.Особенности контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся. 8.Психологическая характеристика деятельности учащихся на уроке: интерес, активность, понимание материала и его значимости. 9.Характеристика отношений между участниками учебного процесса: наличие доброжелательности, жизнерадостности, взаимного расположения, сопереживания, поддержки, взаимного уважения и справедливости. 10.Общая оценка урока. Выводы и предложения

АНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ ПОСЛЕ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ Анализ своего урока учителем - это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществлен­ным с учетом успехов и продвижения учащихся.

Этапы анализа своего урока: Первый этап: 1.- каковы первые впечатления; 2.- какая общая оценка урока; 3.- какое настроение (хорошее, среднее, плохое, очень плохое); 4.- доволен (недоволен) собой; 5.- все ли задуманное выполнено, или многое не успели; 6.- доволен ли ребятами, или они не понравились по своему отношению к учению; 7.- какова дисциплина на уроке и др.

Второй этап: 1.- достигнуты ли на уроке поставленные задачи; 2.- оптимально ли протекал учебный процесс; 3.- целенаправленно ли осуществлялось обучение, воспитание и развитие учеников; 4.- формировался ли познавательный интерес школьников; 5.- достигнута ли взаимосвязь в формировании знаний, умений, навыков учащихся; 6.- соблюдались ли на уроке требования научной организации труда); 7.-как работали учащиеся на уроке; 8.- удалось ли установить контакт с учащимися; 9.- довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения урока; 10. – что надо срочно исправить, изменить, дополнить на следующем уроке.

Основные требования к анализу урока учителем 1.Цель и задачи анализа. 2.Место разбираемого урока в системе уроков темы. 3.Знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций. 4.Умение выделить позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок. 5.Характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке. 6.Обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока. 7.Обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств. 8.Психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке.

9.Оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока. 10.Выполнение намеченных задач урока. 11.Оценка не фактов или действий, а их педагогической целесообразности. 12.Умение оценить не только этапы урока, но и показать их взаимосвязь. 13.Удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами). 14.Объективность оценки учителем результатов своего урока. 15.Намечаемые учителем меры по устранению недостатков. 16.Запись конкретных коррективов в поурочный и тематический планы по совершенствованию своего мастерства.

Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.

Планирование учителем образовательно-воспитательно-развивающих задач урока 1.Полнота, комплексность, разносторонность задач урока, вытекающих из содержания учебного материала. 2.Учет особенностей учащихся данного класса при планировании задач и возможностей их принятия школьником. 3. Образовательные задачи урока. 4. Воспитательные задачи урока. 5. Задачи развития учащихся на уроке. 6.Целенаправленная деятельность учителя в развитии познавательных процессов учащихся. 7.Наличие дифференцированных задач для учащихся различного уровня подготовки, с учетом их индивидуальных особенностей. 8.Правильное выделение среди всего круга задач главных, основных,наиболее существенных в данных условиях.

Организация учителем повторения пройденного материала 1.Четкая устремленность в работе, осознание учениками стоящих перед ними задач. 2.Знание учениками цели и плана работы по повторению. 3.Мобилизация усилий учащихся на преодоление трудностей, встречающихся при повторении. 4.Тщательный отбор и планирование материала для повторения. 5.Предупреждение возможных ошибок при повторении. 6.Обеспечение органической связи между ранее пройденным и новым материалом 7.Разнообразие приемов для повторения. 8.Внесение элементов нового. 9.Правильное распределение времени на повторение. 10.Стимулирование активности учащихся в процессе повторения. 11.Соблюдение сочетания различных видов повторения.

Оптимальность типа и структуры урока 1.Тип урока, его место в системе уроков по теме. 2.Соответствие структуры урока его типу. 3.Как этапы урока способствуют выполнению главной дидактической цели. 4.Макро- и микроэлементы структуры урока, соблюдение требований к каждому элементу урока. 5.Дозировка времени, эффективность использования времени на уроке. 6.Соответствие последовательности элементов урока (повторение пройденного, изучение нового материала, подготовленность учеников, уровень их работоспособности и т.д.). 7.Оптимальное сочетание на уроке коллективных, групповых, парных и индивидуальных форм обучения. 8.Оснащенность урока наглядными пособиями, техническими средствами обучения.

Соблюдение требований к содержанию урока 1.Соответствие требованиям программы. 2.Реализация основных дидактических принципов. 3.Отбор главного материала. 4.Научность изучаемых явлений. 5.Дидактическая обработка учебного материала. 6.Осуществление внутрипредметной связи, подготовка учащихся к восприятию нового материала на основе изученного ранее. 7.Установление межпредметных связей, понятий. 8.Связь изучаемого материала с жизнью, с практикой, с опытом учащихся. 9.Ошибки при отборе содержания урока.

Выбор методов, приемов и средств обучения 1.Соответствие методов общей направленности обучения задачам обучения, дидактической цели, содержанию материала, возрасту учащихся, специфике предмета. 2.Методы изучения нового материала, приемы новых технологий обучения. 3.Методы закрепления и выработки умений и навыков. 4.Методы стимуляции и мотивации учебной деятельности. 5.Методы контроля и самоконтроля учащихся. 6.Виды самостоятельных работ, методика их организации. 7.Оптимальное сочетание различных методов. Обоснованность выбора методов соответствующих содержанию урока. 8.Использование учебных пособий, дидактического материала, наглядных пособий и технических средств обучения и контроля. 9.Использование учителем преимуществ кабинетной системы.

Характер взаимоотношений учителя и учащихся 1.Организация работы учеников на разных этапах урока. 2.Умение учителя владеть классом, активизировать деятельность учащихся, организовать самостоятельную работу. 3.Индивидуальный подход к учащимся на уроке. 4.Уровень педагогических требований к работе учащихся, к их отве­там, к развитию мышления и речи. 5.Характер постановки вопросов ученикам. 6.Реакция на допускаемые учениками ошибки. 7.Реплики оценочного характера, аргументация отметок. 8.Характер и тон дисциплинарных замечаний. 9.Общая эмоциональная и интеллектуальная атмосфера на уроке. 10.Соблюдение норм педагогической этики. Культура общения. 11.Стиль и темп работы учителя, и их влияние на деятельность уча­щихся (бодрость, решительность, вялость, безучастность и пр.). 12.Стимулирование успехов учащихся и использование арсенала поощрений. 13.Речевое взаимодействие на уроке (культура речи, логическая стройность, эмоциональность и пр.).

Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий 1.Ясность каждому ученику. 2.Регламентированность и согласованность с таковыми других предметов. 3.Установка на индивидуализацию. 4.Возможность проверки задания. 5.Ориентированность ученика на самостоятельный поиск решения, на использование полученных ранее знаний и умений. 6.Разумное многообразие заданий. 7.Наличие в заданиях вопросов для повторения основополагающих знаний (установка на повторение давно пройденного материала). 8.Предполагаемая преодолимая трудность в задании. 9.Наличие фронтальных заданий. 10.Введение инструктажа, алгоритма. 11.Ориентация ученика на аналитико-синтетическую мыслительную деятельность. 12.Интересность заданий, занимательность.

Организация закрепления изученного учебного материала 1.Направленность на усвоение главного материала подобранных вопросов и упражнений. 2.Усложнение заданий с соблюдением их доступности. 3.Дифференцированность заданий по степени сложности учебного материала и с учетом индивидуальных способностей и подготовленности школьников. 4.Эмоциональная привлекательность заданий и упражнений. 5.Включение в задания вопросов, упражнений, операций, обеспечивающих аналитико-синтетическую мыслительную деятельность. 6.Направление мышления ученика на решение общих и частных познавательных задач, требующих творческой переработки информации. 7.Закрепление способов деятельности учащихся. 8.Обеспечение самоконтроля и самооценки работы учащихся. 9.Подведение итогов закрепления учебного материала.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся 1.Место контроля в структуре урока. 2.Методы контроля, целесообразность их применения. 3.Методика проверки домашний заданий (просмотр тетрадей, проверка домашней работы, разбор домашней работы у доски и т.д.). 4.Развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля (взаимная проверка, рецензирование ответов, вопросы отвечающим и т.д.). 5.Число опрошенных учащихся (один, два и более раз). 6.Воспитывающая сторона проверки и оценки знаний учащихся. 7.Учет индивидуальных особенностей учащихся при проверке и оценке знаний и умений. 8.Способы активизации учащихся при проверке и оценке знаний. 9.Сколько и какие отметки были поставлены на уроке, их объектив­ность и аргументация. 10.Содержание и характер вопросов и заданий (воспроизводящие, проблемные, направленные на установление причинно-следственных связей и др.). 11.Оценка качества знаний, умений и навыков (полнота, осознанность, прочность, глубина, наличие системы в ответе, связь с жизнью и т.д.).

Организация познавательной деятельности учащихся 1.Организация восприятия на уроке: подготовка к восприятию; создание условий для успешного восприятия материала; виды восприятия (непосредственное, опосредованное); новые представления, сформированные у учащихся, насколько они правильны и полны; руководство восприятием со стороны учителя. 2.Формирование понятий на уроке: какими знаниями оперируют все ученики класса; выделение в структуре знаний научных фактов, понятий, законов, теорий; формирование новых понятий, теоретические обобщения, вы­ воды (использование анализа, синтеза, сравнения); уровень сформированности понятий; использование внутрипредметных и межпредметных связей; этапы формирования понятий.

3, Организация запоминания изученного материала: установление связи нового материала с ранее пройденным; концентрация внимания учащихся на основном материале; организация повторения основных правил и законов, выведен­ ных на уроке; организация закрепления (место, методы, результативность). 4.Формирование общеучебных умений и навыков на уроке: какие задачи формирования общеучебных умений и навыков были намечены; какие общеучебные умения и навыки формировались и каков уровень их сформированности; какие задания и упражнения предлагались для формирования общеучебных умений и навыков; какие методы работы были избраны и почему; как осуществляется формирование у учащихся навыков планирования учебной работы; как формируется умение выделять главное, существенное в учебном материале; какие затруднения испытывали учитель и учащиеся в решении этой задачи.