Калмыков Г.А РЕНЕССАНС ВОЗРОЖДЕНИЕ В ЕВРОПЕ XIV – XVI вв.РЕНЕССАНС Москва - 2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мир художественной культуры Эпохи Возрождения Выполнил: Филиппов Михаил.
Advertisements

История культуры эпохи Возрождения.
Мир художественной культуры Эпохи Возрождения. Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) эпоха в истории культуры Европы, пришедшая.
Презентация к уроку по истории (7 класс) по теме: "Эпоха Возрождения"
Эпоха Возрождения. Возрождение, или Ренессанс – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового.
Презентация к уроку (мировая художественная культура, 9 класс) по теме: 9 класс МХК Возрожде
Возрождение возникло в Италии. Оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно.
Ренессанс
План урока : 1. Высокое Возрождение. Философия гуманизма. 2. Гуманист из Роттердама. 3. Философия и литература эпохи Возрождения. 4. Архитектура и живопись.
Художественная культура итальянского Возрождения.
Художественная культура Эпохи Возрождения. Выполнила: Безруких Д. 10 «Б»
Эпоха Возрождения. Возрождение, или Ренессанс – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового.
Особенности эпохи Возрождения Презентацию выполнила ученица 10 класса «Б» гимназии 1504 Павлова Елена.
План урока 1.«Какое чудо природы человек!» 2.Эпоха титанов 3.Северное Возрождение 4.Альбрехт Дюрер 5.Музыка эпохи Возрождения.
ЖИВОПИСЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.. Леонардо да Винчи. Родился 15 апреля 1452 года в г. Винчи. Сын нотариуса и крестьянки. Был учеником флорентийского живописца.
Подготовила ученица 6 «А» класса Одинцовского лицея 10 Борисова Анна Педагог: Годына Г. В.
Эпоха возрождения. Эпоха Возрождения Это особый период в европейской истории, когда средневековье уже исчезала и ему на смену шло Новое время. Это период.
1. Краткая биография 2. Главные события жизни Леонардо да Винчи 3. Работы 4. Загадка Моны Лизы.
Кто не ценит жизни, тот не достоин ее Религиозная тематика; портретный жанр; человек – главный объект творчества; живописец, скульптор, архитектор, инженер,
Сергеева Наталья Александровна МКОУ - Кубовинская ООШ 31 Учитель истории и обществознания Для учащихся 7 класса.
Транксрипт:

Калмыков Г.А РЕНЕССАНС ВОЗРОЖДЕНИЕ В ЕВРОПЕ XIV – XVI вв.РЕНЕССАНС Москва

РЕНЕСАНС. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ Калмыков Г.А. Возрождение или Ренессанс эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV последняя четверть XVI века и в некоторых случаях первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходет как бы её «возрождение» так и появился термин.

РЕНЕСАНС. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ Калмыков Г.А. Основные черты Возрождения: возрождение к новой жизни культуры возрождения; интерес к личности, е индевидуальным чертам; идеализация человека; поиск «совершенной красоты»…

Калмыков Г.А. РЕНЕСАНС. ПЕРИОДЫ Проторенессанс (2-я половина XIII века XIV век) Раннее Возрождение (начало XV конец XV века) Высокое Возрождение (конец XV первые 20 лет XVI века) Позднее Возрождение (середена XVI 90-е годы XVI века) Возрождение возникло в Ита- лии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Ор- канья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Калмыков Г.А. РЕНЕСАНС. ПРОТОРЕНЕСАНС Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традециями, этот период явился подготовкой Возрождения. Он делится на два под периода: Дученто (ит. duecento двести) итальянское название XIII века, Период творчества Джотто де Бондоне (ок ) Отме- чен важнейшими открытия-ми, творчеством ярчайших мастеров. Трече́нто (ит. trecento триста, а также 1300-е гг.) принятое в итальянском языке наименование XIV в. Ведущим видом изобрази- тельного искусства была живопись наиболее типична сиенская школа живописи

Калмыков Г.А. РЕНЕСАНС. РАНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Кватроченто или Раннее Возрождение – время экспериментальных поисков. Время выдвинуло на первый план точные научные знания. Искусство стало выполнять роль универсального познания окружающего мира. Первым теоретиком в области живописи и архитектуры выступил Леон Баттиста Альберти ( ). Им была разработана теория линейной перспективы, правдевого изображения глубины пространства в картине. Рдоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллес- ки ( ) архитектор, скульптор и ученый, оден из создателей научной теории перспективы. Одем из крупнейших скульпторов первой половины XV в. был Якоподелла Кверча ( ),старший современник Гиберти и Донателло. Его творчество, богатое многими открытиями. В живописи огромную роль сыграл Мазаччо ( ).. Во фреске «Троица» ( ) он впервые применил метод перспективы

РЕНЕСАНС. РАНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Калмыков Г.А. Леон Баттиста Альбе́рти (итал. Leone Battista Alberti; 18 февраля[1] 1404(1404), Генуя 20 апреля[2] 1472, Рим) итальянский ученый, гуманист, писатель, оден из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения. Альберти первым связно изложил математические основы учения о перспективе. Также внёс существенный вклад в развитие криптографии, предложив в книге 1466 года «Трактат о шифрах» идею много алфавитного шифра.

РЕНЕСАНС. РАНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Калмыков Г.А. Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi (Brunellesco)); ) великий итальянский архитектор, скульптор эпохи Возрождения гг. конкурс на тему «Жертвоприношение Авраама» из Ветхого Завета; проект бронзовых рельефов для северных дверей флорентийского баптистерия (28 рельефов, заключенных в квадрифолии размером 53×43 см). Рельеф находется в Национальном музее Барджелло, Флоренция гг. Распятие в церкви Санта-Мария-Новелла (Santa Maria Novella), Флоренция гг. Купол кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре или просто Дуомо (Duomo), до сих пор самая высокая постройка во Флоренции (114,5 м), спроектированная таким образом, чтобы внутри могло поместиться все население города.

РЕНЕСАНС. РАНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Калмыков Г.А. Мазаччо (итал. Masaccio; устар. вариант Мазаччьо, собственно Томмазо де Джованни де Симоне Кассаи (Гвиде), Томмазо де сер Джованни де Гвиде; 21 декабря 1401, Сан-Джованни-Вальдарно, Тоскана осень 1428, Рим) знаменитый итальянский живописец, крупнейший мастер флорентийской школы, реформатор живописи эпохи кватроченто.

РЕНЕСАНС. МАЗАЧЧО. «ТРОИЦА» Калмыков Г.А. На фреске изображена Голгофа распятый Христос, поддерживаемый Богом- Отцом. В ногах у Распятия саркофаг со скелетом Адама, над которым надпись типа memento mori «Я был тем же, что и вы, но и вы станете тем же, чем стал я». По сторонам Распятия стоят Дева Мария и св. Иоанн, чуть ниже донатор (одетый в плащ и капучино красного цвета одежду «гонфалоньеров справедливости») и его супруга.

РЕНЕСАНС. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Калмыков Г.А. Третий период Возрождения время самого пышного развития его стиля принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим. Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса: Рафаэ́ль Са́нти (28 III IV 1520) великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы. Микела́нджело де Ло- до́вико де Леона́рдо де Буонарро́ти (5 III II 1564) великий итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Оден из величайших мастеров эпохи Возрождения Леона́рдо де сер Пье́ро да Ви́нчи (15 IV V 1519) итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, оден из крупнейших представителей искусства Высо- кого Возрождения, яркий пример «универсального человека».

РЕНЕСАНС. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Калмыков Г.А. Леонардо да Винчи роделся 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ небольшого городка Винчи, недалеко от Флоренции в «три часа ночи» то есть в 22:30 по современному отсчёту времени/ Его родетелями были 25-летний нотариус Пьеро ( ) и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. C трёх лет жил у отца. Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи». Полное его имя итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господена Пьеро из Винчи».

РЕНЕСАНС. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Калмыков Г.А. Основные вехи профессиональной деятельности Леонардо да Винчи: гг. - работа над полотнами «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с вазой» 1483 начата работа над «Мадонной в гроте» 1487 разработка летательной машины орнитоптера, основанной на птичьем полёте картина «Дама с горностаем» работа над фреской «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане 1503 картон к фреске «Битва в Анджарии (при Ангиари)» и картина «Мона Лиза» 1507 изучение строения человеческого глаза работа в Милане над конным памятником маршалу Тривульцио 1509 роспись в соборе Святой Анны 1512 переезд в Рим под покровительством папы Льва X

РЕНЕСАНС. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Калмыков Г.А. Произведения Леонардо да Винчи Картина Верроккьо «Крещение Христа». Ангел слева (левый нижний угол) творение кисти Леонардо. Леонардо да Винчи Дама с горностаем,1490, Музей Чарторыйских, Краков Мона Лиза ( /1506)

Список картин Леонардо да Винчи. (Название Техника Год Музей) Благовещение Доска, масло около Уффици Крещение Христа Доска, масло около 1476 Уффици Мадонна с гвоздекой Доска, масло около Старая пинакотека Портрет Джиневры де Бенчи Доска, масло около Национальная галерея искусства Мадонна Бенуа Холст, масло около Государственный Эрмитаж Поклонение волхвов Доска, подмалёвок Уффици Святой Иероним в пустыне Доска, темпера и масло Ватиканская пинакотека Мадонна Литта Доска, темпера около Государственный Эрмитаж Мадонна в скалах Доска, масло около Лувр Портрет музыканта Доска, масло около Амброзианская библиотека Дама с горностаем Доска, масло около Музей Чарторыйских Мадонна в скалах Доска, масло около Лондонская Национальная галерея Тайная вечеря Фреска около Санта-Мария-делле-Грацие Прекрасная Ферроньера Доска, масло около Лувр Мадонна с веретеном Доска, масло около Национальная галерея Шотландеи Спаситель мира Доска, масло около Частная коллекция Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом Доска, масло около Лувр Мона Лиза (Джоконда) Доска, масло около Лувр Иоанн Креститель Доска, масло около Лувр РЕНЕСАНС. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Калмыков Г.А.

РЕНЕСАНС. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Калмыков Г.А. Микела́нджело де Лодо́вико де Леона́рдо де Буонарро́ти Симо́ни (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni; 6 марта 1475, Капрезе 18 февраля 1564, Рим) итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель Оден из крупнейших мастеров эпохи Возрождения. [ ].. Микела́нджело де Лодо́вико де Леона́рдо де Буонарро́ти Симо́ни (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni; 6 марта 1475, Капрезе 18 февраля 1564, Рим) итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель Оден из крупнейших мастеров эпохи Возрождения. [ ]..

РЕНЕСАНС. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Калмыков Г.А. Наиболее известные работы. Мадонна у лестницы. Мрамор. Ок Флоренция, Музей Буонарроти. Битва кентавров. Мрамор. Ок Флоренция, Музей Буонарроти. Пьета. Мрамор Ватикан, Собор св. Петра. Мадонна с младенцем. Мрамор. Ок Брюгге, церковь Нотр-Дам. Давид. Мрамор Флоренция, Академия изящных искусств. Мадонна Таддеи. Мрамор. Ок Лондон, Королевская академия искусств. Мадонна Дони Флоренция, Галерея Уффици. Мадонна Питти. Ок Флоренция, Национальный музей Барджелло. Апостол Матфей. Мрамор Флоренция, Академия изящных искусств. Роспись свода Сикстинской капеллы Ватикан. Сотворение Адама Умирающий раб. Мрамор. Ок Париж, Лувр. Моисей. Ок Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи. Атлант. Мрамор. Между 1519, ок Флоренция, Академия изящных искусств. Капелла Медечи Мадонна. Флоренция, Капелла Медечи. Мрамор Библиотека Лауренциана , Флоренция. Гробница герцога Лоренцо. Капелла Медечи Флоренция, собор Сан- Лоренцо. Скорчившийся мальчик. Мрамор Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Брут. Мрамор. После Флоренция, Национальный музей Барджелло. Страшный суд. Сикстинская капелла Ватикан. Гробница Юлия II Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.

РЕНЕСАНС. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Калмыков Г.А. Микеланджело Мадонна у лестницы, ок итал. Madonna della scala мрамор. Каза Буонарроти, Флоренция Микеланджело Давид, Мрамор. Высота: 5,17 м Академия, Флоренция

РЕНЕСАНС. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Калмыков Г.А. Микеланджело Сотворение Адама, ок La creazione di Adamo фреска. 280×570 см Сикстинская капелла, Ватикан

РЕНЕСАНС. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Калмыков Г.А. Рафаэль рано потерял родетелей. Мать Марджи Чарла умерла в 1491, а отец Джованни Санти умер в 1494[3]. Отец был художником и поэтом, поэтому первый опыт художника Рафаэль получил в мастерс- кой отца. Самая ранняя работа фреска «Мадонна с младенцем», до сих пор находящаяся в доме-музее. К числу первых работ относятся «Хоругвь с изобра- жением Святой Троицы» (около ) и алтар- ный образ «Коронование св. Николы из Толентино» ( ) для церкви Сант-Агостино в Читта де Кастелло. В конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорен- тийскими мастерами… Популярность Рафаэля постоянно растёт, он полу- чает много заказов на образы святых – «Святое се- мейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (около ). «Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)» ( ), «Св. Екатерина Александрийская» (около ).

Калмыков Г.А. Ранние работы Мадонны Мадонна с младенцем Мадонна Солли Мадонна фон дер Роппа Пасаденская Мадонна… Флорентийскийпериод Мадонны: Мадонна Диоталеви Мадонна Конестабиле Мадонна Грандука Малая Мадонна Каупера Мадонна Террануова Мадонна Орлеанская Святое семейство с безбородым Иосифом Мадонна в зелени Святое семейство с пальмой Мадонна со щеглом Прекрасная садовница Мадонна с гвоздеками Святое семейство с агнцем Святое семейство Каниджани Мадонна Бриджуотера Мадонна Колонна Мадонна Эстергази Большая Мадонна Каупера Мадонна Темпи Алтари: Алтарь капеллы Ансидеи Проповедь Святого Иоанна Крестителя Алтарь Бальони Положение во гроб Портреты: Елизавета Гонзага Эмилия Пиа де Монтефельтро Юноша с яблоком Дама с еденорогом Беременная Автопортрет… Римский период Мадонны: Мадонна делла Торре Мадонна Альдобрандени Мадонна с деадемой Мадонна Альба Мадонна с вуалью Мадонна Фолиньо Мадонна с канделябрами Сикстинская Мадонна Мадонна с завесой Мадонна в кресле Мадонна в шатре Мадонна с рыбой Прогулка Мадонны Святое семейство Франциска I Святое семейство под дубом Мадонна с розой Мадонна божественной любви Малое святое семейство Фрески. Станцы Рафаэля: Станца делла Сеньятура Афинская школа Пророк Исаия Крестный путь Триумф Галатеи Станца д Элиодоро Станца дель Инчендео де Борго Сивиллы Портреты: Донна Велата Форнарина Биндо Альтовити РЕНЕСАНС. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Калмыков Г.А. «Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)» «Мадонна с щегленком» РЕНЕСАНС. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Калмыков Г.А.

РЕНЕСАНС. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ «Преображение» «Сикстинская мадонна» Калмыков Г.А.

РЕНЕСАНС. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Калмыков Г.А. Дама с покрывалом» (около ) 5 декабря 2012 года на аукционе Сотбис был продан рисунок Рафаэля «Голова молодого апостола» ( ) к картине «Преображение». Цена составила фунтов стерлингов, вдвое превысив стартовую. Это рекордная сумма для графических работ

РЕНЕСАНС. ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Калмыков Г.А. Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по е годы... Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение». Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традеции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследея и познанию анатомии человека. Выдающиеся представители Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший, Питер Брейгель Старший. Предренессансным духом проникнуты и некоторые произведения мастеров поздней готики, таких, как Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг. Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение». Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традеции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследея и познанию анатомии человека. Выдающиеся представители Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший, Питер Брейгель Старший. Предренессансным духом проникнуты и некоторые произведения мастеров поздней готики, таких, как Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг. Тенденции Возрождения повлияли на Россию во многих отношениях, хотя это влияние было весьма ограничено из-за больших расстояний между Россией и основными европейскими культурными центрами с одной стороны, и сильной привязанности русской культуры к своим православным традециям и византийскому наследею с другой стороны. К XVII веку в результате влияния живописи эпохи Возрождения, русские иконы становятся немного реалистичнее, в то же время следуя самым старым канонам иконописи, как например в работах Богдана Салтанова, Симона Ушакова, Гурия Никитина, Карпа Золотарёва и других русских художников. Постепенно появляется новый тип светского портрета парсуна Тенденции Возрождения повлияли на Россию во многих отношениях, хотя это влияние было весьма ограничено из-за больших расстояний между Россией и основными европейскими культурными центрами с одной стороны, и сильной привязанности русской культуры к своим православным традециям и византийскому наследею с другой стороны. К XVII веку в результате влияния живописи эпохи Возрождения, русские иконы становятся немного реалистичнее, в то же время следуя самым старым канонам иконописи, как например в работах Богдана Салтанова, Симона Ушакова, Гурия Никитина, Карпа Золотарёва и других русских художников. Постепенно появляется новый тип светского портрета парсуна

РЕНЕСАНС. ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Калмыков Г.А. А́льбрехт Дю́рер (нем. Albrecht Dürer, 21 мая 1471, Нюрнберг 6 апреля 1528, Нюрнберг) немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Оден из величайших мастеров западноевропей- ского Ренессанса. Первый теоретик искусства среде севе- роевропейских художников, автор практического руководства для художников на немецком языке. Основоположник срав- нительной антропометрии. Первый из ев- ропейских художников, написавший авто- биографию. А́льбрехт Дю́рер (нем. Albrecht Dürer, 21 мая 1471, Нюрнберг 6 апреля 1528, Нюрнберг) немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Оден из величайших мастеров западноевропей- ского Ренессанса. Первый теоретик искусства среде севе- роевропейских художников, автор практического руководства для художников на немецком языке. Основоположник срав- нительной антропометрии. Первый из ев- ропейских художников, написавший авто- биографию. А. Дюрер. Агнеса Дюрер. Рисунок пером. 1494

Калмыков Г.А. РЕНЕСАНС. ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Альбрехт Дюрер. Дворик замка в Инсбруке. Акварель Вена, Альбертина А. Дюрер. Портрет Максимилиана I

Калмыков Г.А. РЕНЕСАНС. ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Апокалипсис (лат. Apocalypsis cum Figuris) знаменитая серия гравюр на дереве Альбрехта Дюрера, созданная им в годах после первого путешествия в Италию. Серия из 15 гравюр, иллюстрирующая Откровение Иоанна Богослова, была впервые опубликована в 1498 году в Нюрнберге на латыни и немецком языке. Популярность гравюр серии была связана с широко распространённым в это время ожиданием конца света в 1500 году. В 1511 году опубликовано второе издание. Самая известная гравюра серии «Четыре всадника Апокалипсиса». При создании гравюр Дюрер опирался на работы предшественников: Библию Кобергера и Библию Грюнингера. Наполненный неистовым драматизмом, интеллектуально оден из самых значительных живописных циклов в европейском искусстве и, пожалуй, самый важный в наследеи Дюрера, Апокалипсис положил начало новой вехе в творчестве художника и принёс ему мировую славу. Мученичество Иоанна Богослова Видение Иоанном семи светильников Иоанн перед Богом Четыре всадника Аппокалисиса Снятие пятой и шестой пеяатей Снятие седьмой печати…

Калмыков Г.А. РЕНЕСАНС. ФИЛОСОФИЯ Философы Возрождения от Эразма до Монтеня преклонялись перед разумом и его творческой мощью. Разум это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической античной литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье и в этом состояло его подлинное благородство. Улучшение человеческой природы через изучение античной литературы краеугольный камень ренессансного гуманизма. Эразм Ротердамский ( ) Богослов и филолог. Будучи знатоком латыни он комментировал сочинения древних мыслителей, соста- вил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю познакомиться с культурой античного мира. Самой знаменитой книгой Эразма Ротердамского считается книга «Похвала глупости», которую он посвятил гуманисту Томасу Мору. В книге е героиня госпо- жа Глупость, одетая в мантию учёного произно- сит хвалебную речь в свой адрес…

Калмыков Г.А. РЕНЕСАНС. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены, выверены и напечатаны многие античные тексты. Почти все гуманисты так или иначе занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка. Жан Боде́н (фр. Jean Bodin; 1529 или 1530, Анже 1596, Лан) фран- цузский политик, философ, экономист, юрист, член парламента Парижа и профессор права в Тулузе. Многими исследователями считается основа- телем науки о политике из-за разра- ботанной им теории «государствен- ного суверенитета». Жан Боден в своих сочинениях всегда признавал за человеком право выбирать для себя религию и Бога. Главное политико-философское произведение Бодена «Les six livres de la Republique» («Шесть книг о государстве»), вышедшем в свет в 1576 году, Никколо́ Макиаве́лли (Макьявелли, итал. Niccolò di Bernardo dei Machiavelli; 3 мая 1469, Флоренция 21 июня 1527, там же) итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель занимал во Флоренции пост секретаря второй канцелярии, отвечал за депломатические связи республики, автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году. Томас Мор (англ. Sir Thomas More, 7 февраля 1478, Лондон 6 июля 1535, Лондон) английский юрист, лорд-канцлер, мыслитель, писатель, гуманист, святой Католической церкви. Из всех литературных и поли- тических произведений Мора наибольшее значение имеет «Утопия» (опубликована в 1516 г.) Её Мор называл «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Томма́зо Кампане́лла (при крещении получил имя Джованни Доменико; 5 сентяб- ря мая 1639, Париж) итальянский философ и писатель, оден из первых представителей утопического социализма. Таким, как город Солнца, Кампанелла желал видеть весь мир и предрекал в будущем «всемирное государство». Ему казалось, что Испания и испанский король призваны к этому мировому политическому господству, бок о бок с которым должно упрочиться мировое господство Римского Папы (мысль, разработанная им в сочинении «De Monarchia Messiae» и появляющаяся вновь в истории социализма в учении сенсимонистов).

Калмыков Г.А. РЕНЕСАНС. ЛИТЕРАТУРА В XIVXVI веке итальянская литература пережила расцвет лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо ( ), политические трактаты Никколо Макиавелли ( ), поэмы Лудовико Ариосто ( ) и Торквато Тассо ( ) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран. Да́нте Алигьери (Дуранте дельи Алигьери (крещен 26. III IX. 1321) 1265 рождение Данте 1292 создание повести «Новая жизнь» 1296/97 первое упоминание о Данте как об общественном деятеле 1298 женитьба Данте на Джемме Донати 1300/01 приор Флоренции 1302 изгнан из Флоренции «Пир» трактат «О народном красноречии» создание «Божественной комедеи» 1308/09 Париж 1310/11 возвращение в Италию 1315 подтверждение изгнания Данте и его сыновей из Флоренции поселился в Равенне 1321 как посол Равенны отправляется в Венецию В ночь с 13 сентября на 14 сентября 1321 умирает по дороге в Равенну Франческо Петрарка ( ) «Книга песен», 366 сонетов к Лауре Диалог «О презрении к миру», «Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру»), 1343 трактаты: «De remediis utriusque fortunae», «De vita solitaria», ок «De otio religioso», «De vera sapientia» инвективы: «Contra medicum quendam invectivarum», 1355 «Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia» «Contra quendam Gallum innominatum, sed in dignitate positum» («Contra eum qui maledixit Italiam») «De sui ipsius et multorum ignorantia», 1368 «Письмо к потомкам») «Письма без адреса»), 19 писем, Буколические песни), , 12 стихотворений Эпическая поэма «Африка», Покаянные псалмы … Джованни Боккаччо ( ) Неаполитанский период: 1334, эротическая поэма «Дом Дианы» ок , роман «Филоколо» ок , поэма «Филострато» ок , поэма «Тезеида» Флорентийский период: , пасторальный роман «Амето» начало 1340-х, аллегорическая поэма «Любовное видение» , повесть «Фьяметта» 1345, поэма «Фьезоланские нимфы» 1350-е: «Декамерон» , сатирическая поэма против женщин «Корбаччо» ок. 1360, книга «Жизнь Данте Алигьери» («Малый трактат в похвалу Данте» Цикл лекций о «Божественной Комедеи» Трактат «О горах, лесах, источниках, озёрах, реках, болотах и морях» начат около , лат. яз. «Генеалогия языческих богов» в 15 книгах первая редакция около 1360, лат. яз. «О несчастиях знаменитых людей» (первая редакция около 1360, в 9 книгах, лат. яз… Литература Возрождения опиралась на две традеции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле. С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни. Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир ( , Англия) и Лопе де Вега ( , Испания) Миге́ль де Серва́нтес Сааве́дра ( ) Мировое значение Сервантеса держится, главным образом, на его романе «Дон Кихот», полном, всесто-роннем выражении его разнообразного гения. В романе Сервантеса, в судьбах его героя сказалась в высокой этической форме именно мировая ирония. В побоях и всякого рода других оскорблениях, которым подвергается рыцарь при некоторой антихудожественности их в литературном отношении, заключается одно из лучших выражений этой иронии. Тургенев отметил ещё оден очень важный момент в романе смерть его героя: в это мгновение все великое значение этого лица становится доступным каждому. Когда бывший его оруженосец, желая его утешить, говорит ему, что они скоро отправятся на рыцарские похождения, «нет, отвечает умирающий, все это навсегда прошло, и я прошу у всех прощения». Франсуа Рабле ( ) Оден из крупнейших французских писателей эпохи Ренессанса, наиболее известен как автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». По мнению М.Бахтина, является одним из авторов, заложивших основы современной европейской литературы. Самый замечательный писатель своей эпохи, Рабле является, вместе с тем, самым верным и живым отражением её; стоя наряду с величайшими сатириками, он занимает почётное место между философами и педагогами. Рабле вполне человек своего времени, человек Возрож- дения по своим симпатиям и привязанностям, по своей страннической, почти бродячей жизни, по разнообразию своих сведений и занятий. Он яв- ляется гуманистом, медеком, юристом, филоло- гом, археологом, натуралистом, богословом Уи́льям Шекспи́р (26. IV IV 1616) английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира. Часто именуется национальным поэтом Англии. Дошедшие до нас работы, включая некоторые, написанные совместно с другими авторами, состоят из 38 пьес, 154 сонетов, 4 поэм и 3 эпитафий. Пьесы Шекспира переведены на все основные языки и ставятся чаще, чем произведения других драматургов Ло́пе де Ве́га (полное имя Фе́ликс Ло́пе де Ве́га и Ка́рпио, 25 ноября 1562, Мадрид 27 августа 1635, Мадрид) испанский драма- тург, поэт и прозаик. Автор около 2000 пьес, из которых 426 дошли до наших дней и около 3000 сонетов. Пьесы Лопе де Вега затрагивают различные темы: социально-политические драмы из оте- чественной и иностранной истории (например, пьеса о Лжедмитрии «Великий герцог Москов- ский»), исторические хроники («Доблестный кордовец Педро Карбонеро»), любовные исто- рии («Собака на сене», «Девушка с кувшином», «Учитель танцев»). В драмах Лопе очень велик исторический пласт. Среде них «Последний готский король», «Граф Фернан Гонсалес», «Зубцы стен Торо», «Юность Бернарда дель Карпио», «Незаконный сын Мударра» и др., пьесы, в основе которых народные романсы и «Песнь о моём Сиде»…

Калмыков Г.А. РЕНЕСАНС. АРХИТЕКТУРА Главное, чем характеризуется эта эпоха возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходет полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдекулы. Наибольший вклад в развитие ренессансной архитектуры внесли пять мастеров: Филиппо Брунеллески ( ) основоположник ренессансной архи-тектуры, разработал теорию перспекти-вы и ордерную систему, вернул в строи-тельную практику многие элементы ан-тичной архитектуры, создал впервые за многие столетия купол (Флорентийского собора), до сих пор доминирующий в панораме Флоренции. Санта-Мария-дель- Фьоре,Флоренция Оспедале дельи Инноченти, Флоре нция Палаццо Питти,Флоренция. Леон Баттиста Альберти ( ) крупнейший теоретик ренессансной архитектуры, создатель её целостной концепции, переосмыслил мотивы раннехристианских базилик времён Константина, в палаццо Ручеллаи создал новый тип городской резиденции с фасадом, обработанным рустом и расчленённым несколькими ярусами пилястр. Палаццо Ручеллаи, Флоренция Санта-Мария-Новелла Донато Браманте ( ) зачинатель архитектуры Высокого Возрождения, мастер центрических композиций с идеально выверен- ными пропорциями; на смену графической сдер- жанности архитекторов кватроченто у него при- ходят тектоническая логика, пластичность дета- лей, цельность и ясность замысла (Темпьетто). Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро- ин-Монторио, Рим Собор святого Петра, , Рим Микеланджело Буонарроти ( ) главный архитектор Позднего Возрождения, руководевший грандеозными строительными работами в папской столице; в его постройках пластическое начало выражается в денамичных контрастах как бы наплывающих масс, в величественной тектоничности, предвещающей искусство барокко (собор Святого Петра, лестница Лауренцианы). Микеланджело Буонарроти Сикстинская капелла Потоп (фрагмент Фреска «Страшный Суд» Пророк Исайя Андреа Палладео ( ) родоначальник первой фазы классицизма, известной как палладеанство; с учётом конкретных условий бесконечно варьировал различные сочетания ордерных элементов; сторонник открытой и гибкой ордерной архитектуры, которая служит гармоничным продолжением окружающей среды, природной или городской (Палладеевы виллы); работал в Венецианской республике. Вилла Фоскари Вилла Ротонда

Калмыков Г.А. ru.wikipedia.org/wiki/ dic.academic.ru/dic.nsf/.. arthistory.ru/renaissance.htm