ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Анализ результатов мониторинга цен на лекарственные средства по итогам 2009 года Управление контроля социальной сферы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Анализ результатов мониторинга цен на лекарственные средства по итогам 1 квартала 2010 года Управление контроля социальной.
Advertisements

Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Дальневосточного федерального округа в январе- июне 2011 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в январе-декабре 2009.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Дальневосточного федерального округа в январе- феврале 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Дальневосточного федерального округа в январе- декабре 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в январе-ноябре 2009.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в январе-октябре 2009.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Дальневосточного федерального округа в январе 2012 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в январе-сентябре.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Дальневосточного федерального округа в январе- мае 2011 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе- феврале 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа, в январе-декабре 2009.
1 2 Федеральный закон от 22 июня 1998 г. 86-ФЗ «О лекарственных средствах» Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. 239 «О мерах.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе- апреле 2011 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе- декабре 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа, в январе-ноябре 2009 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Дальневосточного федерального округа в январе 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, в январе-сентябре.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Северо-западного федерального округа в январе- феврале 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе- марте 2010 года.
Транксрипт:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Анализ результатов мониторинга цен на лекарственные средства по итогам 2009 года Управление контроля социальной сферы и торговли, Шаравская Н.А.

2 ВВЕДЕНИЕ Основания: - Пункт 7 вопроса II Протокола заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 10 марта 2009 г. 9, - Поручение ФАС России от АК/1810-ПР. Основные характеристики мониторинга: Участники мониторинга: аптечных учреждений. Контрольные даты: - 1 января 2009 г., 1 апреля 2009 г., 1 июля 2009 г., 1 октября 2009 г., 1 января 2010 г.

Перечень лекарств: наиболее востребованных населением лекарственных средств (определенны по физическому объему розничных продаж на территории Российской Федерации) - 24 препарата из Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств - 58 препаратов отечественного производства.

4 Результаты мониторинга: На 1 марта 2010 г. УФАС России возбудили и (или) рассмотрели 381 дело, из них: дел по признакам нарушения порядка ценообразования, в том числе: дела по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, дела по признакам нарушения статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дел по признакам нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции (соглашения и согласованные действия); - 2 дела по признакам нарушения пунктов 3 и 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (навязывание контрагенту невыгодных условий, установление различных цен на один и тот же товар) Всего наложено штрафов на сумму около 11 млн. руб.

5 На 1 января 2010 года средняя розничная цена за упаковку включенных в мониторинг лекарств составила по стране 72,3 руб. - средняя цена на ЖНВЛС в рознице ниже средней по всем лекарствам и составила 66,5 руб. - на остальной перечень лекарств средняя цена упаковки составила 74,1 руб. - средняя упаковка отечественного препарата стоила 34,2 руб. - средняя упаковка импортного препарата стоила 129 руб. - Максимальная и минимальная средняя розничная цена в регионах отличается более чем в два раза. –Максимальное значение данного показателя принадлежит Чукотскому автономному округу (161,8 руб.) –Минимальное – Кабардино-Балкарской Республике (70,4 руб.) и Нижегородской области (72,7 руб.). АНАЛИЗ ЦЕН НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

6 Ранжирование субъектов РФ по средней розничной цене одной упаковки включенных в мониторинг лекарств на 1 января 2010 г., руб.

7 Сравнивая средние розничные цены с оптовыми (закупочными) ценами аптечных учреждений можно сделать вывод, что более высокий уровень розничных цен в Чукотском, Ненецком, Ямало-Ненецком автономных округах, Магаданской, Сахалинской, Амурской, Мурманской областях, Республиках Саха (Якутия) и Бурятия и Хабаровском крае связан с более высокими закупочными ценами. Самые низкие средние розничные цены на рассматриваемые лекарства кроме Кабардино-Балкарской Республики и Нижегородской области также зарегистрированы в Чувашской Республике (74,2 руб.), Республике Мордовия (74,3 руб.), городах Санкт-Петербург (74,6) и Москва (75,5), Ульяновской области (75,6).

8 В течение 2009 года средняя оптовая (закупочная) цена 1 упаковки включенных в мониторинг лекарственных средств выросла в целом по стране на на 20,8%, а средняя розничная цена в меньшей степени – на 18,8%. Это свидетельствует о сокращении доходности аптечных учреждений вследствие произошедшего снижения фактических розничных торговых надбавок, связанного с усилением государственного контроля за порядком ценообразования на лекарства и снижения во многих субъектах Российской Федерации установленного нормативными правовыми актами предельного уровня розничных надбавок. Вместе с тем инфляция за 2009 год составила 8,8%, а стоимость бивалютной корзины выросла на 3,9%. То есть объективный рост цен не должен был превысить 13%. Федеральной антимонопольной службой не рассматривается период начала кризиса, когда произошло наибольшее падение стоимости рубля по отношению к основным мировым валютам. Произошедший вследствие этого рост цен на лекарства в рублях в значительной мере проявился в начале охваченного наблюдением 2009 года. Именно поэтому наибольший рост цен в рассматриваемом периоде пришелся на 1 квартал 2009 года. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕН НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

9 Сравнение роста средней оптовой (закупочной) и розничной цен за одну упаковку в течение 2009 года с динамикой изменения инфляции и бивалютной корзины, %

10 Импортные лекарства, включенные в мониторинг, подорожали значительно больше, чем отечественные. Так, если за весь 2009 год цены на отечественные лекарства выросли всего на 8,6%, то цены на импортные препараты выросли значительнее – на 23,4%. Из всего списка мониторируемых лекарственных средств наибольший процентный рост розничных цен за 2009 год произошел на такие отечественные лекарства как Аллохол (на 376,9%), Мукалтин (на 247,9%), Таблетки от кашля (на 123,2%) и Глицин (на 111,6%). Однако во всех названых случаях рост розничной цены немного отставал от роста закупочной (оптовой) цены, а значит был связан с компенсацией розничными продавцами возросших затрат на закупку лекарственных средств. Розничные цены на включенные в мониторинг ЖНВЛС растут медленнее, чем цены на остальные препараты. За год цены на жизненно-важные лекарства выросли по стране в среднем на 10,9%, тогда как цены на остальные увеличились на 21,2%. Наибольшие значения абсолютный рост цен в рублях за 2009 год составил на такие препараты, входящие в Перечень ЖНВЛС, как Панангин (на 43,13 руб.), Тавегил (на 30,89 руб.), Но-шпа (на 28,43 руб.) и Супрастин (на 23,88 руб.), а также на такие препараты, не входящие в Перечень ЖНВЛС, как Лиотон 1000 (на 120,9 руб.), Эссенциале Форте (на 114,33 руб.), Магне В6 (на 106,44 руб.) и Биопарокс (на 88,23 руб.).

11 Сравнение роста в течение 2009 года средней розничной цены на отечественные и импортные, жизненно-необходимые и остальные лекарства, %

12 В разрезе регионов наибольший рост розничных цен на включенные в мониторинг лекарственные средства за период с 1 января 2009 года по 1 января 2010 года зафиксирован в Нижегородской (62,04%), Калининградской (51,95%) и Ивановской (47,96%) областях, а также Республике Хакасия (55,45%), Приморском крае (53,48%) и Кабардино-Балкарской Республике (49,14%). Наименьший рост розничных цен на рассматриваемые лекарства произошел в Ненецком (5,25%), Ханты-Мансийском (9,31%) и Ямало-Ненецком (9,33%) автономных округах. Сравнение роста розничных цен с оптовыми (закупочными) ценами позволяет сделать вывод, что розничные продавцы в целом в рассматриваемом периоде повышали цены в результате соответствующего роста закупочных цен у оптовых продавцов.

13 Ранжирование субъектов РФ по величине среднего роста цен на ТОП100 лекарств за период с 1 января 2009 г. по 1 января 2010 г., %

14 АНАЛИЗ ФАКТИЧЕСКИХ РОЗНИЧНЫХ НАДБАВОК Средние фактические розничные надбавки, рассчитанные по отношению к оптовым (закупочным) ценам по стране 1 января 2010 года составили 31,34%, что на 1,09% меньше, чем 1 января 2009 года (32,43%). Динамика изменения средних розничных надбавок, %

Рост надбавок в 4 квартале 2009 года произошел исключительно за счет роста фактических розничных надбавок на лекарства, не относящиеся к жизненно- важным и важнейшим лекарственным средствам. Скорее всего, аптечные учреждения стараются за счет повышения надбавок на обычные лекарства компенсировать недополученные доходы от продажи жизненно-важных лекарств, на которые органы государственной власти субъектов Российской Федерации в течение года снижали предельно- допустимые размеры надбавок. Динамика изменения средних фактических розничных надбавок на ЖНВЛС, % Динамика изменения средних фактических розничных надбавок на остальные лекарства, %

Наибольшие фактические розничные надбавки к закупочным (оптовым) ценам зарегистрированы в Чукотском автономном округе - 102,6%, наименьшие - в Кабардино-Балкарской Республике (17,6%), Республике Дагестан (17,9%) и Тамбовской области (19,1%). В Чукотском автономном округе самые высокие фактические надбавки выявлены как на жизненно-важные и важнейшие лекарственные средства (70%), так и на остальные препараты (113,4%). Это объясняется тем, что на территории Чукотского автономного округа предельный размер торговой надбавки на лекарственные средства, включенные в перечень ЖНВЛС, установлен в размере 70%, а на остальные лекарства торговые надбавки не регулируются. В итоге аптечные учреждения региона за счет надбавок на обычные лекарства компенсируют недополученные доходы, связанные с государственным регулированием цен на Перечень ЖНВЛС. Более 60% средние розничные надбавки составили также в Магаданской области (62,1%) и Ямало-Ненецком автономном округе (60,7%). Розничные надбавки в размере от 40 до 60% зафиксированы в Республике Карелия (58,2%), Камчатском крае (55,8%), городе Москва (52,3%), Ненецком автономном округе (50%), Якутии (50%), Мурманской (46,2%), Архангельской (42,1%), Вологодской (40,9%) и Сахалинской областях (40,9%) и Республике Бурятия (42%).

Ранжирование регионов по величине средних розничных надбавок на 1 января 2010 г., рассчитанных по отношению к оптовым (закупочным) ценам, %

В результате усиления государственного регулирования цен на лекарственные средства в большинстве субъектов Российской Федерации в течение года наблюдалось сокращение фактических розничных надбавок на весь рассматриваемый список лекарств. Наибольшее снижение фактических розничных надбавок выявлено в Сахалинской области (17,4%), а также Владимирской (12,4%) и Смоленской (11,8%) областях и Удмуртской Республике (8,1%). Фактические розничные надбавки значительно выросли за год только в городе Москва (16,76%) и Республике Татарстан (12,07%).

Рост (падение) средних фактических розничных надбавок за период с 1 января 2009 г. по 1 января 2010 г. в разрезе регионов, %

Данные по средним розничным надбавкам на дешевые (до 100 руб.) и более дорогие (от 100 до 1000 руб.) по цене лекарства показывают (см. рис. 9), что аптечные учреждения формируют на дешевые лекарства более высокий уровень надбавок, так как их реализация менее рентабельна. Динамика средних розничных надбавок аптечных учреждений к закупочным ценам на дешевые и более дорогие лекарства, %

ВЫВОДЫ В большинстве субъектов Российской Федерации территориальные органы ФАС России выявляют случаи нарушения хозяйствующими субъектами установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на лекарственные средства. С начала проведения мониторинга цен (июль 2009 г.) территориальные органы ФАС России возбудили и (или) рассмотрели 367 дел по признакам нарушения порядка ценообразования в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Средние розничные цены на включенные в мониторинг лекарства в разных регионах России отличаются более чем в два раза. Наибольшая средняя цена - в Чукотском автономном округе (161,76 руб.), наименьшая – в Кабардино-Балкарской Республике (70,41). Рост цен на лекарства в течение года опережал инфляцию и величину изменения стоимости бивалютной корзины. Розничные цены за год выросли на 18,8%, тогда как инфляция за год составила 8,8%, а рост стоимости бивалютной корзины - 3,9%. Наибольший рост цен произошел в 1 квартале 2009 г. Рост розничных цен аптечных учреждений (18,8%) происходил адекватно и даже немного отставал от роста оптовых цен поставщиков (20,8%) и отпускных цен производителей, то есть в значительной мере был связан с компенсацией розничными продавцами возросших затрат на закупку лекарственных средств.

Отечественные лекарства в течение года подорожали значительно меньше, чем импортные. Отечественные лекарства выросли в цене на 8,6%, а импортные – на 23,4%. Розничные цены на включенные в мониторинг ЖНВЛС растут медленнее, чем цены на остальные препараты. За год цены на жизненно-важные лекарства, включенные в мониторинг, выросли по стране в среднем на 10,9%, тогда как цены на остальные лекарства увеличились на 21,2%. Скорее всего, недополученную прибыль от продажи жизненно-важных лекарств аптечные учреждения закладывают в цены на остальные лекарства. В результате усиления государственного регулирования цен на лекарственные средства в большинстве субъектов Российской Федерации в течение года наблюдалось сокращение фактических розничных надбавок. По итогам года сокращение составило 1,1% (с 32,43% до 31,34%). При этом на ЖНВЛС надбавки сократились за год на 2%, а на остальные лекарства – всего на 0,8%. Из всех субъектов Российской Федерации наибольшие фактические розничные надбавки к закупочным (оптовым) ценам зарегистрированы в Чукотском автономном округе - 102,6%. Вместе с тем, на жизненно-важные лекарства надбавки там почти в два раза ниже, чем на остальные лекарства. В связи с тем, что реализация дешевых лекарств менее рентабельна, розничные продавцы формируют на них более высокий уровень надбавок, чем на дорогие лекарства. На дешевые лекарства стоимостью до 100 руб. надбавки в среднем на 1 января 2010 г. составили 32,3%, на более дорогие лекарства стоимостью от 100 до 1000 руб. – 28,4%.

23 Спасибо за внимание!