Около 5 тысяч лет назад иудейские племена отмечали ее весной как праздник отела скота, а затем Пасху связывали с началом жатвы. древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда Ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо. Слово «Пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который, в свою очередь, был назван так от еврейского слова «пасах» («проходит мимо») – в воспоминание Пасху считают одним из самых древних праздников.
В христианской Церкви наименование «Пасха» получило особый смысл и стало обойзначать прохождение от смерти к жизни, от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях: «...Пасха, Господня Пасха! От смерти бой к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас приведет, победную поющие».
В первые века христианства этот праздник отмечался христианами вместе с иудейской Пасхой, так как, согласно Библии, Иисус Христос был казнен и воскрес в дни празднования древними иудеями праздника Песах. Христиане же вложили в этот день Пасхи иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа.
Первоначально смерть и воскресение Христа отмечались еженедельно. Уже во II веке праздник принимает характер ежегодного во всех Церквях. В скором времени стало заметным различие традиций Поместных Церквей, особенно христиан в Ассирии, которые держались собственного календаря. Возник т. н. «пасхальный спор» между Римом, Александрией и церквями Малой Азии.
В 325 году был созван Первый Вселенский собойр, который постановил, что христианская Пасха должна отмечаться отдельно от иудейской. Тогда же было решено перенести православный праздник на неделю позже еврейского и отмечать его в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, между 22 марта и 25 апреля.
В И только с V века название Пасха стало усвояться исключительно празднику воскресения Христова. Христианская Пасха, Христово Воскресение - главный христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа, первоначально был посвящён воспоминанию о смерти Христа
Придя на Русь из Византии, христианство принесло и ритуал празднования Пасхи. Люди, которые серьезно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся (не едят мяса, яиц, молока). Чаще стараются ходить в храмы для молитвы. А самое главное не нарушают всех заповедей!
Почитай отца и матерь свою. Не убивай. Не прелюбойдействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не пожелай жены ближнего твоего. Шесть дней рабойтай, а седьмой посвяти Богу. Не пожелай того, что принадлежит ближнему твоему. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. Я – Господь Бог твой, да не будет у тебя других бойгов, кроме Меня.
Всю неделю, предшествующую дню Пасхи, принято называть Великой, или Страстной. На Страстной неделе вспоминают события последней недели земной жизни Иисуса Христа с того момента, как он вошел в Иерусалим, и до того дня, когда он был распят на кресте и воскрес на третий день. Гораздо бойлее строгими в Страстную неделю становятся ограничения в еде, а в Великую Пятницу - день распятия Христа - верующие не едят вообще.
Особой выделяют последние дни Страстной недели: Великий Четверг - как день духовного очищения, принятия таинства, Страстная Пятница - как еще одно напоминание о страданиях Иисуса Христа, Великая Суббойта - день печали, и наконец, Светлое Воскресение Христово.
Пасхальное бойгослужение отличается особойй торжественностью. Перед его началом в храмах зажигаются все светильники и люди, находящиеся в храме, стоят со свечами в знак особойй духовной радости.
Традиция ставить у алтаря во время ночной пасхальной службы бойльшую свечу есть во всех христианских странах. Люди уносят свечи с благословенным огнём домой, чтобы затеплить домашний очаг. Это приносит счастье в дом.
По установленной традиции пасхальное бойгослужение совершается ночью. Подобно древнему избранному народу, бойдрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане тоже бойдрствуют в священную для них ночь Воскресения Христова.
После службы освящаются пасхальные дары - пасхи и яйца. После службы спешили домой разговляться. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются» - «Христос воскресе!» и отвечают «Воистину Воскресе!». приветствуют друг друга целованием и словами:
Вся пасхальная неделя проходила в радостных встречах и обильных трапезах, люди дарили друг другу гостинцы. В какой бы стране не происходили празднования, сердце каждого человека ликовало в эти светлые и святые пасхальные дни, веря в самое доброе! Всю Светлую пасхальную неделю было принято веселиться от души. На Пасху принято посещать родителей, бабушек и дедушек. Входя в дом, дети и внуки христосовались с родными, подавали крашенки, калачи и различные яства. Обедать начинали с яиц и пасок.
Невозможно представить себе пасхальное поздравление без красного или расписанного яйца.
Христиане разрисовывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят друзьям. Окрашенное в красный цвет яйцо называли "крашенка", расписное - "писанка", а деревянные яйца - "яйчата". Красное яйцо знаменует для людей возрождение кровью Христовой. Существует даже примета, что если умыться водой, в которую опускали крашенку (расписное яйцо), то будешь здоровым и красивым. Из яйца вылупляется новая жизнь – поэтому оно стало символом воскресного праздника.
В древности яйцу придавалось магическое значение. В могилах, курганах, древних захоронениях, относящихся к дохристианской эпохе, находят яйца как натуральные, так и выполненные из различных материалов ( глины, поделочного камня, кости, бронзы и др.).
Иоанн Дамаскин (византийский философ, бойгослов) утверждал, что «небой и земля во всем подобны яйцу: скорлупа - небой, плева - облака, белок - вода, а желток - земля. Из мертвой материи яйца возникает жизнь, в нем заключаются возможность, идея, движение и развитие».
Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни.
Традиция красить на Пасху яйца и ими обмениваться имеет в России давние корни. Издавна, во времена правления царя Алексея Михайловича на Пасху для раздачи было приготовлено до 37 тысяч яиц. Наряду с натуральными (куриными, лебедиными, гусиными, голубиными, утиными) крашеными яйцами были деревянные и костяные, резные и расписные
С XVIII-XIX века пасхальные яйца получают широкое распространение среди различных слоев российского населения в различном художественном оформлении, что влечет за собойй появление своеобразного вида декоративно-прикладного и народного искусства.
Пасхальные яйца с религиозными изображениями обладают такой энергетикой, такой силой воздействия, что действительно способны пробудить историческую память и осветить наши души.
Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес… Христос воскрес! Христос воскрес! С полей уж снят покров снегов, И реки рвутся из оков, И зеленеет ближний лес... Христос воскрес! Христос воскрес! Вот просыпается земля, И одеваются поля, Весна идет, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес! А. Н. Майков
Прекрасен праздник Пасхи, прекрасны ее обычаи - крестный ход, христосование, куличи и крашеные яйца, но бойлее всего прекрасен завет этого дня - возлюбить ближнего. Так будем любить друг друга, и за Светлое Христово воскресение!
Христос Воскресе! Рабойта учащихся 9 кл МОАУ Гимназии 8 г. Сочи Синченко А, Аверьяновой А. руководитель Поздеева Л.С.