Презентацию подготовила ученица 8 класса ГБОУ СОШ с. Узюково Тюлькина Кристина. Руководитель: Фролова Т.В., учитель ГБОУ СОШ с. Узюково С. УЗЮКОВО, 2014 год.
Пушкин для каждого россиянина начинается с раннего детства, с чудесных и добрых сказок, стихотворений, поэмы «Руслан и Людмила». Произведения великого русского классика XIX века с каждым годом всё больше волнуют сердца любопытных читателей нашей планеты, воспитывают в нас лучшие человеческие качества: доброту, искренность, дружелюбие, понимание, умение ценить прекрасное.
Проследить на примере стихотворений «Зимнее утро», «Бесы» и повестей «Метель», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, как поэт изображает силы природы и какое воздействие они оказывают на судьбу человека.
1. Прочитать стихотворения, проанализировать их. 2. Прочитать повесть «Метель», найти описание метели и проследить за тем, как она повлияла на судьбу героев. 3. Прочитать повесть «Капитанская дочка», найти описание природы и проследить за влиянием на судьбу героев, выбрав отрывки. 4. Прочитать статью Белинского, выбрав отрывки для подтверждения своей точки зрения. 5. Прочитать статьи. 6. Написать реферат и подготовить презентацию.
Практическое применение: использование на уроке литературы как дополнение к учебнику. Объект исследования: описание метели в стихотворениях «Зимний вечер», «Зимнее утро» «Зимняя дорога», «Бесы», повестях «Метель», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.
Поэт обращается к природе, потому считает её матерью всего живого, и она должна влиять на судьбы людей. В повестях «Капитанская дочка», «Метель», стихотворениях «Бесы», «Зимнее утро», «Зимний вечер» мы наблюдаем такое явление природы, как метель. Она или помогает героям ( «Капитанская дочка», «Метель»), или наоборот пугает ( «Бесы», «Зимнее утро»), или соответствует настроению поэта( «Зимний вечер»).
Его стихи «Бесы», «Зимний вечер» и другие – это пьесы, образующие отдельный мир русско-народной поэзии в художественной форме. Они доказывают непостижимый поэтический такт Пушкина и гибкость его таланта.
. По мнению Алпатовой, «теснее буран «Капитанской дочки» связан с картинами стихотворения «Бесы»». ( 1 ) Автор статьи описывает состояние героев во время страшной метели и убеждает в том, что у Пушкина ничего случайного в описаниях разбушевавшейся стихии нет, она приводит к мысли о влиянии сил природы в этих произведениях на судьбу героев.
«Метель» - повесть о том, как живая жизнь побеждает книжное представление о жизни; повесть о следовании духу судьбы, что подчёркнуто уже эпиграфом из христианско-философской баллады Жуковского «Светлана» - баллады, в которой раскрывается безрассудство ропота человека на свою судьбу и провозглашает благость Божьего промысла. «Символом живой жизни, - как пишет Н. Зуев, - в повести является метель.
«Зимнее утро» «Зимняя дорога» «Зимний вечер» «Бесы» «Метель» «Капитанская дочка»
Для описания страшной картины ночной метели поэт использовал аллитерацию, которая образуется из повторяющихся глухих согласных звуков [ ч ], [п ], [т], [c ], [к ] в сочетании сонорных [ р, м, н, л, й ] и звонких [ г, з, б, гл, дн, ж ]. Большую роль играют глаголы, они создают динамику действия, помогают усилить переживания лирического героя, в сочетании с неживыми предметами они образуют олицетворения: «вьюга злилась», « мгла носилась».
Перед нами открывается картина, созвучная с предыдущими стихотворениями и очень напоминающая картину бурана в повести «Капитанская дочка» : «… Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересечённые холмами и оврагами, всё покрыто было снегом…» ( 4 ж ) Ключевой для обеих картин эпитет – «печальный» - определяет и лирическое настроение: человек, затерянный в бескрайней степи, погружается в воспоминания, тоскливые размышления…
В романе «Капитанская дочка» мы читаем описание бури: «…Я выглянул из кибитки; всё было мрак и вихрь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым…» ( 1 ) Стихия приобретает нечто человеческое, прикидывается живым, ищущим помощи существом, в то же время в себе самой заключая источник гибели.
Стихотворение необыкновенно богато примерами аллитера ции (звукописи). Лирический герой стихотворения «Бесы» - тонкий лирик, он сумел не только нарисовать страшную картину метели, по народным представлениям, являющую собой или игру бесов, или веселье ведьмы, способной заманить путников, ямщика и барина, и даже их погубить. Настроение героя очень тревожное, печальное.
Страшно становится и главному герою повести «Капитанская дочка»: «…Я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жила или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели…вдруг увидел я что-то чёрное…» ( 5 ж ) Сцена метели имела очень важное и символическое значение в повести, ведь именно метель свела Гринёва с вожатым, будущим Пугачёвым.
В повести Пушкина стихия – метель – сотворяет то, что распадается нежизнеспособная романтическая любовь и неожиданное продолжение и разрешение получает поговорка родителей Марьи Гавриловны «Суженого конём не объедешь».
В решающую для Марьи Гавриловны и Владимира ночь вмешиваются какие- то высшие, необъяснимые и неподвластные человеку силы, они-то и решили сыграть злую шутку над героями. «На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием…»
В повести «Капитанская дочка» метель помогла Петру Гринёву встретить Пугачёва и раскрыть человеческие качества бунтовщика, а впоследствии сохранить жизнь Петруше и его любимой Марии Ивановне. В этой повести метель явилась символом бунта. В повести «Метель» символом жизни является метель. Она сыграла важную роль в судьбе героев Марии Гавриловны и Бурмина. По ходу повести автор утверждает, что метель метафора жизни. И в стихотворениях «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога» мы переживаем за судьбу героев в разыгравшихся сценах метели. Но ближе к повестям «Метель» и «Капитанская дочка» по описанию, по силе своего проявления метель в стихотворении «Бесы». Эти произведения становятся философскими о человеческом бытии, о благости Божьего промысла, о способности слышать голос судьбы.
Алпатова Т.А. «Возвращение мотивов. «Капитанская дочка» в поэтическом мире А.С. Пушкина». / ж-л «Литература в школе», 7, М., ред. «Лит-ра в школе», 1997 г., стр.5 – 19. Белинский В.Г. «Сочинения Александра Пушкина». Статья пятая. / Избранные статьи. М., «Детская литература», 1974 г., стр Зуев Николай «Одна из вершин русской философской прозы. «Повести Белкина» А.С. Пушкина». / ж-л «Литература в школе», 7, М., ред. «Лит-ра в школе», 1997 г., стр. 21 – 35. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 6 т., т.1/ «»Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «О, сколько нам открытий…», «Бесы». / Стихотворения. М, изд. «Правда», а).стр.245, б). стр. 261, - 262, в). стр. 311 – 312, г). стр. 319, д). стр. 328 – 330. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 6 т., т.4./ «Метель», «Капитанская дочка»./ М, изд. «Правда», е). стр. 219 – 229, ж). стр. 302 – doroga/ doroga/ стихотворения%20Зимняя%20 дорога.html
А.С.Пушкин