Презентация учителя ГБОУ СОШ с. Узюково Фроловой Т.В.. 2013 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ поэтического текста Ф.И.Тютчева «Я встретил вас..» Любовь, любовь – гласит преданье- Союз души с душой родной Ф.И.Тютчев.
Advertisements

Анализ стихотворного произведения В помощь учащимся Учитель – Дмитриева О.С. «СОШ 50» г.Курган.
Любовь в жизни и лирике Ф.И.Тютчева. Федор Иванович Тютчев Любовь, любовь- гласит преданье. Союз души с душой родной- Их съединенье, сочетание И поединок.
Особенности поэзии «чистого искусства» Признаки 1 Поэзия намёков, догадок, умолчаний. 2 Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли.
Ф.И.Тютчев «Я встретил вас..» Истолкование стихотворения (9 класс) Подготовила ученица 9 «Б» класса МОУ «Первомайская сош» Тамбовской области Воробьёва.
Осветим друг друга любовью. Без любимого и мир постыл. Был бы милый по душе,проживем и в шалаше. Верная любовь ни в огне не горит,ни в воде не тонет.
Что ты клонишь над водами Ива, макушку свою? И дрожащими листами, Словно жадными устами, Ловишь беглую струю?.. Хоть томится, хоть трепещет Каждый лист.
Очарование русского романса Урок музыки в 6 классе Радионова Е. Л., учитель музыки ВКК, МОУ СОШ 3 г. Комсомольск-на-Амуре, 2010 г. г. Комсомольск-на-Амуре,
Федор Иванович Тютчев. Основные темы, мотивы и образы поэзии Ф. И. Тютчева. Произведения Тютчева составляют единое поэтическое целое. Произведения Тютчева.
«Чем старинней наивность романса, Тем живее его соловьи».
Тема: «Не то, что мните вы, природа…»Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева. Цель: знакомство с поэтическим взглядом Ф.И.Тютчева на природу. Освоение навыков анализа.
Федор Иванович Тютчев ( ). Начал печататься в 16 лет, но печатался редко, в малоизвестных альманахах. Большую известность получил посмертно. Но.
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Смотри, как на речном просторе...»
Афанасий Афанасьевич Фет ( ) Работу выполнили ученицы 10 класса: Елсукова Марианна и Бояршинова Татьяна.
Анализ рассказа И.С.Тургенева «Живые мощи». Совершенствовать умение выражать свои мысли, чувства, понимание и оценку произведения Совершенствование навыков.
Презентацию создала Тонких Мария, ученица 5 класса БОУ «Ольгинская СШ» Полтавского района Омской области.
« Здесь духа мощного господство …» Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета.
О, вещая душа моя! О, сердце, полное тревоги! О, как ты бьёшься на пороге Как бы двойного бытия.
Краткие биографические сведения: Родился в 1803 году. Первое своё стихотворение этот поэт написал в 14 лет, а первая его книжка вышла, когда ему было.
Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева. Ф. И. Тютчев известный русский поэт XIX века. Его творчество необыкновенно эмоционально и разнообразно. Одной из главных.
Транксрипт:

Презентация учителя ГБОУ СОШ с. Узюково Фроловой Т.В год.

Темы поэзии Ф.И. Тютчева: Философская ( О смысле жизни, мироздании, космосе, хаосе ). Гражданская. Тема природы. Любовная.

Особенности поэзии. Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Тютчева. Картины природы воплощают глубокие, напряжённые, трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве, мироздании. Природа в его поэзии изменчива, динамична. Динамику создают глаголы. Природа многолика, насыщена звуками, красками, запахами.

« На бесконечном, на вольном просторе/ Блеск и движение, грохот и гром…» Лирика проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Поражает диапазон художественного видения поэта – от тонкого волоса паутины, что «блестит на праздной борозде», до океана вселенной, объемлющего «шар земной». Неожиданны, непредсказуемы эпитеты и метафоры, передающие столкновение и свободную игру природных сил.

«Дума за думой, волна за волной – Два проявленья стихии одной» Солнечный день поэт называет «мглистым», пышность древесного убора – «ветхой», сияние ночного моря – «тусклым». Особенно привлекают Тютчева переходные, промежуточные моменты жизни природы. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете (« Есть в осени первоначальной…»), или же осенний вечер – предвестие зимы («Осенний вечер», 1830 г.). Он рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне («Ещё зимы печален вид /А воздух уж весною дышит…», 1836 г.).

«В ней есть любовь, в ней есть свобода,/В ней есть любовь, в ней есть язык…» Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренно близка и понятна человеку, родственна ему. Словно живое мыслящее существо, она чувствует, радуется и грустит. «Лазурь небесная смеётся», полураздетый лес грустит», «с небес глядят «чуткие звёзды». У Тютчева не просто олицетворения и метафоры: живую красоту природы он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину…».

«Душа, душа, спала и ты…» Природа и человек образуют в лирике Тютчева глубинное единство, граница между ними подвижна, проницаема: «Дума за думой, волна за волной -/Два появленья стихии одной» («Волна и дума», 1851 г.). С этой точки зрения постижение природы есть созерцание самого себя в природе. Вот почему полна глубокого смысла двухчастная композиция многих стихотворений Тютчева, построенных на параллелизме между жизнью природы и жизнью души человеческой.

Бесконечно богатая, изменчивая, природа в стихах Тютчева предстаёт как гигантское целое, как единый организм, живущей своей особенной жизнью. Пейзажи проникнуты типично романтическим чувством «вселенской жизни»., ощущением целостности мирового бытия. В сущности, это не картины, не описания природы, а живые сценки, драматические сценки некоего сплошного действа. («Весенние воды», 1830 г.; «зима недаром злится», 1836 г.)

Его поэзия устремлена к величественному, бесконечному, её преимущественная сфера – жизнь стихий. Отсюда – тяготение Тютчева к одической традиции 18 века, к архаизированной, торжественно- величавой речи. Эта традиция сочетается с характерной для немецкой романтической лирики формой фрагмента. Помимо обращения к архаизмам ( «мысль изреченная», «оный час») использует удлинённые многосложные слова, необычные, экзотические.

Поэт убеждён, что «мировая душа» находит своё выражение как в природе, так и во внутренней жизни человека. Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мертвый в поле стебли колышет, И елей ветви шевелит Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась... Душа, душа, спала и ты... Но что же вдруг тебя волнует, Твой сон ласкает и целует И золотит твои мечты?.. Блестят и тают глыбы снега, Блестит лазурь, играет кровь... Или весенняя то нега?.. Или то женская любовь?..

Особенности лексики стихотворений Тютчева о природе: составные эпитеты ( «пасмурно-багровый», «родственно-легко», «громокипящий», «молниевидный», «мглисто-лилейно», тяготение к ораторским, дидактическим, полемическим интонациям, в его пристрастии к витийственно-пророческому пафосу ( «Не то, что мните вы природа…»; «Смотри, как на родном просторе», 1851 г.)

Возвышенный мир природы, родственный душе человека, выступает у Тютчева как антипод человеческой деятельности. Человек для Тютчева - «грёза природы», «ничтожная пыль», «мыслящий тростник», «злак земной». С удивительной лёгкостью исчезает он с лица земли, точно льдина растворяясь в мировом океане. Человек в поэзии Тютчева и слаб, и величествен одновременно. Стихийная катастрофичность жизни не просто ужасает поэта, но притягивает его.

«Эти бедные селенья, Эта скудная природа…»

Эти бедные селенья, Эта скудная природа - Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной. Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исходил, благословляя.

Особенности синтаксиса Поэт использует анафору: «Эти бедные», «Эта скудная» ( «эти», «эта»). Анафора «край». Параллелизм : изображение природы сопоставляется с описанием чувств человека. Поэт использует инверсию: «в наготе твоей смиренной», «царь небесный», «исходил, благословляя». Использование глаголов создают динамику: «не поймёт и не заметит», «сквозит и светит», «исходил».

Анализ стихотворения. Стихотворение написано 13 августа 1855 года. Стихотворение вызывает грустные и одновременное торжественные чувства. Картины, которые открываются при чтении читателю, - это сниженная природа, это убогая, нищенская, простая деревенская Россия. Стихотворение состоит из 3-х строф, каждая из которых представляет четверостишие.

Размер, рифма, особенности поэтики Размер двусложный | - ~ |. Четырёхстопный хорей. Рифма перекрёстная: « селенья – долготерпенья» ( 1-3 строки), «природа – народа» (2-4 строки). Эпитеты: «бедные», «скудная», «родной», «русского». Метафоры: «гордый взор иноплеменный», «в наготе твоей смиренно», «удручённый ношей крестной», « в рабском виде». Глаголы с отрицанием, создающие динамику: «не поймёт и не заметит». Глаголы, помогающие ощутить образ, чуждый России: « сквозит и светит». Образ Бога передан глаголом «исходил» с уточнением «благословляя».

…Мысль г.Тютчева всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им. ( И.С.Тургенев) Автор использует противопоставление «своего» и «чужого», «родного» и «инородного». Иноземец не в силах понять истинную русскую действительность. Самая высшая красота – это религиозное чувство. Россия - страна, хранимая Богом, благословленная им. И в стихотворении появляется религиозная символика. Бог становится свидетелем долготерпения народа, его страдания.

Образ лирического героя Лирический герой - единомышленник автора. Он и слаб, потому что переживает унижения, нищету народа. Он и величествен одновременно. Он верит в преобразования России, в её лучшее завтра.

У него не то что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль: не чувство рассуждающее, мыслящее – а мысль, чувствующая и живая. Поэт использует в стихотворении аллитерацию: звуки «дн», «л», «кр», «с», «рт». Эти звуки помогают созданию образов стихотворения и выражению настроения лирического героя, грустного и одновременно торжественного, помогают прочувствовать веру в лучшее завтра русского народа.

Стихотворение «Эти бедные селенья» можно сопоставить с картинами русских художников, со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Родина».

Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовь для поэта – «и блаженство, и безнадёжность»,, напряжённое, трагическое чувство, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец. «Блаженно-роковое» чувство, требующее высшего напряжения душевных сил, любовь стала для поэта прообразом, символом человеческого существования вообще.

«Я встретил вас, и всё былое в отжившем сердце ожило…» ( К.Б.)

История стихотворения. Тютчев, будучи в 1823 году в Баварии, влюбился Амалию Лерхенфельд. Поэт сделал Амели предложение руки и сердца, но получил отказ. Поэт встретил Амели, когда она уже была замужем. Встреча состоялась в 1870 году в Карлсбаде. Это была баронесса Крюденер. Этой встрече Тютчев посвятил своё стихотворение «Я встретил вас…»

К.Б. ( Баронессе Крюденер) Я встретил вас, и всё былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время молодое,- И сердцу стало так тепло… Как поздней осени порою, Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенётся в нас. Так, весь обвеян дуновеньем Тех лет душевной теплоты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты. Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне,- И вот – слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне… Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,- И то же в нас очарованье, И та ж в душе моей любовь!..

Спасибо за внимание!