Подготовила: Литвинова Лена, ученица 9 «Б» кл, МОУ СОШ с. Узюково, 2010 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Молитва как жанр в поэзии М.Ю.Лермонтова. Цель урока: Уяснить особенности такого жанра поэзии Лермонтова, как молитва.
Advertisements

Лики любви (Какою может быть любовь?) По лирике М.Ю.Лермонтова Выполнила: Корнишова Н.А., учитель МБОУ «Верхне-Кубинская СОШ»
Вы узнаете: - Что такое православие - Что значит слово благодать - Кто такие святые -О молитве Отче наш. Автор: Безуглова Ольга Геннадьевна, МБОУ СОШ 9.
«…Чтоб душой с другими поделиться…» (О стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Ангел», «Молитва»)
Работу выполнила : Красноперова Евгения, ученица 6 а класса.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Кадетская школа г.Барнаула Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова Урок литературы,5 класс, УМК Т. Ф.Курдюмовой.
Средство создания образа на примере стихотворения А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» Урок литературы в 9 классе Учитель МОУ - СОШ 16 Воловичева Н.П.
ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА Беляева И.В., учитель начальных классов Беляева И.В., учитель начальных классов МОУ СОШ 5 им. П.Н. Бучина г. Тутаев 2011 г.
« Вот, иду скоро ; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего » Откр. 3:11.
Презентацию подготовила учитель начальных классов: Саулова Г.Б. г.Каменск-Шахтинский 2011г. А.Кураев. 4 класс.
М Ю Лермонтов- «поэт совсем другой эпохи» Чем поэт Лермонтов поразил маленького Диму Мережковского? Почему поэзия Лермонтова близка поэту и философу Дмитрию.
В минуту жизни трудную, Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть. С души как бремя скатится, Сомненье далеко – И верится, и плачется,
Тема урока: «Православная молитва» г..
Христианские мотивы в лирике поэта. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова Мотив одиночества «Парус», «Листок», «Тучи» Тема о природе «На севере диком»,
Мотив одиночества в лирике Серебряного века (А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский) Выполнила Щепетилова Оксана, ученица 11 класса МОУ СОШ 2.
ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЛИТЕРАТУРЫ. Подготовили учителя русского языка и литературы МОУ Островская средняя.
День матери МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Учреждение образования «Гомельский Государственный университет имени Франциска Скорины» Выполнили:
Мотив одиночества в лирике Серебряного века (А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский) Выполнила Щепетилова Оксана, ученица 11 класса МОУ СОШ 2.
«я помню чудное мгновенье...» «я помню чудное мгновенье...» Гриневич Л.А., учитель физики МОУ СОШ 1 г. Богданович.
Даже хрупкую траву. 1) Даже хрупкую траву, Что растёт всего лишь день один Одевает так Господь И росой её поит.
Транксрипт:

Подготовила: Литвинова Лена, ученица 9 «Б» кл, МОУ СОШ с. Узюково, 2010 г.

Научи меня молиться, Добрый Ангел, научи! Уст твоих благоуханьем Чувства добрые смягчи; Да во глубь души проникнут Солнца вечного лучи, Да в груди моей забьются Благодатных слез ключи! Петр Вяземский.

Показать высоко художественные ценности стихотворной молитвы для современников как образцов высокого слова. 1. Проанализировать стихотворные молитвы Лермонтова, Ахматовой, Цветаевой, Набокова, Гумилева, Бунина. 2. Сопоставить эти молитвы. 3. Выявить отличительные черты молитвы как жанра литературы.

«Великое благо для человека – быть с Богом и иметь надежду на спасение своей души в будущей, вечной жизни»

Откроем «Большой энциклопедический словарь» и определим значение слова молитва. «Молитва – это 1) обращение верующего к божеству, 2) канонизированный текст обращения».

свидетельствует и о таком молитвенном опыте: «В комнате я – и Господь, и нам хорошо друг с другом, даже без слов».

-это не абстракция, не «почта в один конец», как сказал Иосиф Бродский в стихотворении «Разговор с Небожителем» (1970), а живое собеседование, полет сердца в горние выси духа, к Богу, от Которого ждут ответа проявляющегося в самом разном: ниспослании душевного равновесия, облегчения, духовной и физической поддержки.

Царю небесный! Утешитель! Дух истинный! Везде все сущий Исполнитель! Сокровище благих! Податель живота! Вселися в нас, чтоб Вся прошла нечистота; Твоею благостью рабов Твоих настави И души наши Ты избави. Павел Голенищев-Кутузов.

«В их понимании искусство и молитва – «это две формы жизни, которые требуют всего человека», следовательно, не могут существовать вместе.»

Выдающийся русский философ Н.А. Бердяев, напротив, был глубоко убеждён, что именно творчество выстраивает вертикаль отношений между Богом и человеком. Под творчеством Бердяев, главным образом, понимал «не создание культурных продуктов, а потрясение и подъём всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию».

«В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть… Такое стихотворение никого не оставит равнодушным. Оно поражает красотой слова. Речь лирического героя, самого поэта, образна, она расцвечена эпитетами («трудную», «чудную», «благодатная», «непонятная», «святая»), метафорами («теснится грусть», «есть сила благодатная в созвучье слов живых», «и дышит непонятная, святая прелесть»), сравнением («как бремя скатится»).

Слова, передающие чувства («в сердце, теснится грусть, с души, верится, плачется, легко»), вовлекают нас в богатый духовный мир лирического героя. Используются старославянизмы – торжественные слова («молитва, благодатная, святая, прелесть»), а также разговорные, слова эмоционально –оценочной лексики («теснится, твержу, плачется, верится, легко»). Поэт использует инверсию «В минуту жизни трудную / Теснится ль в сердце грусть», звукопись с использованием согласных в начале «Молитвы» «н»-«зн»-«тр»-«дн»-«т»-«сн»-«с»-«рц»-«гр»-«ст» - мягкое сочетание сонорных с глухими согласными для передачи неспокойного состояния, поиска решения проблемы. Стихотворение заканчивается также с использованием звукописи: в`-р-ц-пл-ч`-ц-т-к-л`-х-к-л`-хк-с-н-д-л`-к.

Стихотворение Лермонтова «Молитва» можно сопоставить со стихотворением Б. Пастернака «Моя молитва» Отец небесный, снизойди ко мне. Утихомирь мои земные страсти. Нельзя отцу родному без участья Смотреть на гибель сына в западне. Не дай отчаяться и обнадежь, Адам наказан был, огнем играя, Но все-таки вкусил блаженство рая. Дай верить мне, что помощь мне пошлёшь.

Бог для поэта – «Отец небесный», «Отец родной», «Сердцевед», «Ключ жизни», который видит всё, чем живёт Россия, чем живёт поэт. Отец небесный знает всё, о чём думает лирический герой, знает обо всех умолчаниях, обо всём, что герой скажет заранее. Образ Адама выступает как образ грешника, который был наказан Богом, но затем прощён. Лирический герой знает «Библию», знает молитвы, верит в Бога, поэтому он смеет просить о помощи Божьей. Россия х годов бурлит мирскими пороками. А жизнь поэта – «чёлн», который попал в «морскую бурю». Поэт просит Бога спасти от моря страстей, его лодку («чёлн») и причалить «в пристань тихую».

Окружи счастьем душу достойную, Дай ей спутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования. Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную.

Анна Ахматова обращалась к жанру молитвы не раз на протяжении своей жизни. Она писала просительные молитвы, благодарственные молитвы и молитвы-воздыхания. А. Ахматова, как православный человек, считала молитву дыханием души, доказательством «разумной личности, богообразности, будущего обожения и блаженства», как справедливо отмечает Святой Православный Иоанн Кронштадтский.[ 2008: 3]. Молитвенный жанр в структуре лирического стихотворения А. Ахматовой выступает как «проводник» в иной мир, в мир христианского бытия, который вводит стихотворение во вневременной контекст. В молитве лирическая героиня наиболее полно выражает свои переживания, соотносит свою волю с Божией волей. Господи! Ты видишь, я устала Воскресать, и умирать, и жить. Всё возьми, но этой розы алой Дай мне свежесть снова ощутить.

Солнце свирепое, солнце грозящее, Бога, в пространствах идущего, Лицо сумасшедшее, Солнце, сожги настоящее Во имя грядущего, Но помилуй прошедшее!

Гадать по звездам в черной башне, Вести детей вперед, сквозь тень… Чтоб был легендой день вчерашний, Чтоб был безумьем каждый день! Люблю и крест, и шелк, и каски, Моя душа мгновений след… Ты дал мне детство – лучше сказки И дай мне смерть в семнадцать лет! Лирическая героиня этого стихотворения исполнена лихорадочной, вдохновенной силы любви к жизни, от которой она ждёт абсолюта: «Я жажду сразу всех дорог!»Для героини – Цветаевой – важно успеть много сделать.

За все тебя, Господь, благодарю! Ты, после дня тревоги и печали, Даруешь мне вечернюю зарю, Простор полей и кротость синей дали. Я одинок и ныне – как всегда.

О, воскреси душистую, родную, косноязычный сон ее гнетет. Искажена, искромсана, но чую ее невидимый полет. И ждет со мной ночь темно-голубая, и вот, из мрака, церковь огибая, пасхальный вопль опять растет. Тебе, живой, тебе, моей прекрасной, вся жизнь моя, огонь несметных свеч. Ты станешь вновь, как воды, полногласной, и чистой, как на солнце меч, и величавой, как волненье нивы. Так молится ремесленник ревнивый и рыцарь твой, родная речь.

«Поэтическая молитва – это художественное высказывание, направленное к Богу, реализующее определенную жанровую схему, основанную на диалогической форме текста, его апеллятивном характере, а также на вводимых в язык элементах, возвышенных и освящающих, которые могут быть связаны (хотя необязательно) с демонстрацией религиозности поэта, отражением его творческой деятельности и его сознания, обращенного непосредственно к Абсолюту» [Войтак 2000: 47].

По мнению М.С. Руденко, «поэтическая молитва является особым способом выражения в форме искусства религиозных чувств; обращение к данному жанру позволяет художнику раскрыть глубинные пласты своего творческого и человеческого «я», высказать то, что обычно относится к области несказанного».

В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь нужно учиться своему природному. Нам, русским, ещё более труда, нежели другим.