Общие закономерности роста и развития организма. Впервые идея о существовании физиологических механизмов, поддерживающих постоянство внутренней среды.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
8 класс Л.А. Куликова Учитель биологии МОУ школа 166 г. Самара.
Advertisements

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. Тема урока:
Регуляция и гомеостаз. Организм Окружающая среда Относительное постоянство Необходимое условие жизнедеятельности организма.
Адаптация Автор: Байбухтин Дмитрий. Адаптация Это процесс приспособления, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость.
ОРГАН – часть тела, имеющая определенную форму, строение, место расположения и выполняющая одну или несколько функций. СЛОВАРЬ Приведите примеры органов.
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Курс «Возрастная физиология и психо- физиология» представляет собой совокупность естественно-научных знаний об.
Закономерности психического развития детей с нарушением слуха.
Задачи урока : изучить особенности компонентов внутренней среды организма человека и установить их значение. подробно изучить состав составляющих компонентов.
Гормоны и гомеостаз Тема урока:. дать определение понятию «гомеостаз » и привести примеры гормонов, участвующих в гомеостазе различать и определять расположение.
Автор Долгорукова С.В., учитель биологии и географии высшей категории МОУ гимназии 2 г.Екатеринбурга.
Учебный проект учащихся 10 «А» класса школы 8 г. Мончегорска Мурманской области Пантюхова Александра, Удовенко Алексея Цель проекта. Наглядное объяснение.
Выполнили : Кангин Д. Н., ИУ 7-22 Середин Е. А., ИУ Прыгунов Д. Н., ИУ 7-23 © 2007 ИУ 7.
ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ П.К. АНОХИНА Подготовил студент 1 курса ДБХ -101 Полянских Антон.
Общий обзор организма человека Анатомия, 8 класс Орлова Ю.Ю. Урок 6.
ПОНЯТИЕ СТРЕССА 1. Понятие «адаптация», этапы развития адаптационных реакций. 2. Понятия «стресс», «стрессор». 3. «Триада признаков» стресса по Г.Селье.
Физкультура в школе. . Занятия спортом вообще и физкультурой, в частности, - это не потеря времени, а его приобретение. Не сделав физическую зарядку,
LOGO Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте Автор: Коробков А.В. – учитель ОБЖ МБОУ «СОШ 1», г.Жиздра.
«ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ» «ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ» МДОУ «ДЕТСКИЙ САД 9 «ЛАСТОЧКА»
Над презентацией работал Салтыков Олег 9 «А» класс.
ФИЗИОЛОГИЯ И ЭТОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ: Курс лекций Профессор В.И. Максимов (ФГБОУ ВПО МГАВМиБ им. К.И. Скрябина) Лекция 4 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПО ПРИНЦИПУ.
Транксрипт:

Общие закономерности роста и развития организма

Впервые идея о существовании физиологических механизмов, поддерживающих постоянство внутренней среды организма, была высказана французским ученым-физиологом Клодом Бернаром В первой половине ХХ в. Для определения состояний и процессов, обеспечивающих устойчивость организма в непрерывно меняющейся внешней среде, американский физиолог Уолтер Кеннон предложил термин гомеостаз (греч. gomoios – равный, одинаковый; stasis – состояние)

Гомеостаз (от греч. homoios - подобный и stasis - неподвижность) - процесс, за счет которого достигается относительное постоянство внутренней среды организма (постоянство температуры тела, кровяного давления, концентрации сахара в крови).

Для обеспечения постоянства внутренней среды организма необходима координация всех происходящих в нем жизненных процессов. Такая координация достигается благодаря согласованной деятельности координирующих (регулирующих) систем: нервной и гуморальной

Тип регуляции НервнаяГуморальная Быстродействие БыстраяМедленная Принцип работы ЭлектричествоДиффузия Носитель НервыЖидкие среды Действующее вещество Медиаторы Гормоны Происхождение МолодаяДревняя

Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни.

Рост- количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток (гиперплазия), их размеров (гипертрофия) и увеличением межклеточного вещества (аккреция).

Созревание отражает темпы и сроки процесса перехода к взрослому состоянию. Основное различие между ростом и созреванием состоит в том, что рост фокусируется на размерах тела, а созревание – на темпах их достижения, но оба процесса неразрывно связаны. Как правило, всегда сопровождаются еще одним понятием – «развитие». Этот термин включает в себя два основных аспекта: 1)биологический когда речь идет о развитии тканей, систем организма и т.д.; 2) поведенческий (психологический, социальный), когда ребенок осваивает навыки общения и поведения в контексте того или иного социально-культурного окружения.

Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: -рост - дифференцировку органов и тканей -формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Закономерности онтогенетического развития К важным закономерностям роста и развития детей относятся : -необратимость и непрерывность роста и развития -постепенность -гетерохрония

Необратимость характеризуется невозможностью возвращения растущего организма к предыдущим стадиям. Постепенность человек проходит в процессе онтогенеза ряд этапов, идущих последовательно один за другим. При нормальном развитии организм пропустить какой-либо из этапов не может.

Гетерохрония проявляется в том, что разные системы организма и разные признаки растут и развиваются неодновременно. На начальных этапах онтогенеза созревают наиболее важные, жизненно необходимые системы. Одним из первых в онтогенезе созревает мозг. Учение о гетерохронии (неравномерное созревание функциональных систем) выдвинул П. К. Анохин и, вытекающее из него, – учение о системогенезе. Согласно его представлениям, под функциональной системой следует понимать широкое функциональное объединение различно локализованных структур на основе полу­чения конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент (например, функциональная система акта сосания, функциональная система, обеспечивающая передвижение тела в пространстве, и др.). Функциональные системы созревают неравномерно, включают­ ся поэтапно, сменяются, обеспечивая организму приспособление в различные периоды онтогенетического развития.

Процесс онтогенетического развития имеет переходные (критические) периоды. Выделяют три основных критических периода : -эмбриональный -неонатальный -пубертатный. В эти периоды организм имеет высокую чувствительность к различным раздражителям и низкую резистентность.

Возрастная периодизация онтогенеза человека Цель возрастной периодизации – установить границы отдельных этапов развития в соответствии с физиологическими нормами реагирования растущего организма на воздействие факторов внешней среды. Существует немало периодизаций онтогенеза, древнейшие из которых принадлежат еще античным ученым. Так, древнегреческий философ Пифагор (VI– V вв. до н.э.) выделял в жизни человека весну (до 20 лет), лето (20–40 лет), осень (40–60 лет) и зиму (60–80 лет), которые соответствовали становлению, молодости, расцвету сил и угасанию.

В.В.Бунак предложил весь онтогенез делить на три стадии : - прогрессивную - продольный рост тела, прекращение которого означает конец стадии -стабильную - увеличение жирового слоя, нарастание веса, стабильный уровень функциональных показателей -регрессивную - падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменение покровов, осанки, скорости движений

Термин «акселерация» (от латинского акцелератио – ускорение) был введен в литературу Е.В. Кохом в 1935 г. для обозначения ускоренного соматического развития и физиологического созревания детей и подростков. Секулярный тренд (вековая тенденция), тенденция, наблюдающуюся примерно в течение века, к ускорению физического развития всего организма, от внутриутробного периода до взрослого состояния.