Анализ стихотворений Лермонтова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Михаил Юрьевич Лермонтов. Бородино Кутузов Погиб поэт!- невольник чести - Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой.
Advertisements

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 ст. Ольгинской, Приморско- Ахтарского района, Уринова Н.А. Михаил Юрьевич Лермонтов.
Презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме: Презентация "М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта"
Михаил Юрьевич Лермонтов ( ) Элегия «Дума»
Лики любви (Какою может быть любовь?) По лирике М.Ю.Лермонтова Выполнила: Корнишова Н.А., учитель МБОУ «Верхне-Кубинская СОШ»
« Ночное светило русской поэзии ». В русской литературе М. Ю. Лермонтов продолжал дело А. С. Пушкина. Стихотворение « Смерть поэта » возвестило о рождении.
Молитва как жанр в поэзии М.Ю.Лермонтова. Цель урока: Уяснить особенности такого жанра поэзии Лермонтова, как молитва.
Мои обманчивые сны Любовь в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
ПРИРОДА И РОДИНА В ЛИРИКЕ ЛЕРМОНТОВА. В живописных полотнах Лермонтова проступает восхищение бесконечностью природы, ее покоем, ее гармонией, сближающей.
Судьба поколения в лирике М.Ю. Лермонтова Подготовили учащиеся 9 Б класса МОУ «Первомайская сош» Тамбовской области Жукова Анастасия Жукова Екатерина Учитель.
Тема: «Причастный оборот. Его роль в речи. Выделение причастного оборота на письме». Цели урока для учащихся: 1. Понять, что такое причастныйоборот; 2.
Стихотворение «Смерть Поэта» написано 1837 году, сразу после смерти Пушкина, лишь только весть о ней облетела Петербург. Оно представляет собой лирический.
Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю.
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 ст. Ольгинской, Приморско- Ахтарского района, Уринова Н.А. М.Ю.Лермонтов «Смерть.
Адресаты любовной лирики Лермонтова. Он громкий звук внезапно раздаёт, В честь девы, милой сердцу и прекрасной, - И слышится начало песни!- Но напрасно!-
1 2 ЗДРАВСТВУЙТЕ! 4 УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ.
195-летию со дня рождения Михаила Юрьевич Лермонтова посвящается … 195-летию со дня рождения Михаила Юрьевич Лермонтова посвящается …
Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова и А.С. Пушкина. Роль многозначной метафоры в идейно- художественном своеобразии поэтического произведения. Теория.
Работу выполнила : Красноперова Евгения, ученица 6 а класса.
ЛЕРМОНТОВ Г. ТЕМА: СМЕРТЬ ПОЭТА!!!. СМЕРТЬ ПОЭТА (1) ОСНОВНАЯ ВЕРСИЯ: 15-ГО ИЮЛЯ СОСТОЯЛАСЬ ДУЭЛЬ МЕЖДУ ЛЕРМОНТОВЯМ И МАРТЫНОВЫМ. ПЕРВЫМ СТРЕЛЯЛ.
Транксрипт:

Анализ стихотворений Лермонтова. Выполнила: Ученица 9 класса Байкина Екатерина МБОУ Сергачская СОШ 6

«Нищий» Стихотворение было написано М.Ю. Лермонтовым в 1830 го­ду. В основе этого стихотворения лежит реальное событие, замеченное поэтом: он увидел, как молодежь бросала слепому нищему камушки вместо подаяния. Бессердечие этого поступка глубоко поразило Лермонтова. Барышня, в которую он был влю­лен (Е. Сушкова), не отвечала ему взаимностью, была холодна, в определенном смысле жестока, и в душе его рождались горькие чувства. Так родилось стихотворение «Нищий». В основе композиции стихотворения лежит сопоставление безнадежно влюбленного героя с нищим, которому бросают камушки. Все лучшее, что есть в душе лирического героя, любовь, поклонение, восхищение, все это попрано юной героиней. В ответ на молитву о любви он получает лишь обман, подобно нищему. Лирический герой понимает, что счастье его несбыточно, он словно прощается со своей мечтой о любви. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть картина жизни бедняка, увиденная поэтом. Вторая часть жизненная история лирического героя.

Нищий У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку. Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!

«Расстались мы, но твой портрет...» В этом стихотворении поэт признается, что бережно хранить на своей груди портрет той, к которой долгие годы испытывал безответную любовь. Действительно, по воспоминаниям очевидцев, Лермонтов вместе с нательным крестом носил на шее медальон с миниатюрным портретом Сушковой и расстался с этим дорогом для него украшением лишь незадолго до гибели на дуэли. Для поэта портрет возлюбленной «бледный призрак лучших дней», которые согревает его душу воспоминаниями о беззаботной юношеской поре, когда, казалось, весь мир лежит у его ног. Кроме этого, автор признается, что «новым преданный страстям, я разлюбить его не мог», Этой фразой Лермонтов подчеркивает, что он по-прежнему влюблен, однако не в нынешнюю первую красавицу Санкт- Петербурга, а в беззаботную юную особу, которой была Сушкова много лет назад. Поэт любит саму память о ней, прекрасно отдавая себе отчет, что его избранница в своей нынешней ипостаси, увлеченная балами и поисками состоятельного супруга, не имеет с той кокетливой девочкой, которую он помнит, ничего общего. Но, в то же время, Лермонтов отмечает, что «храм оставленный все храм, кумир поверженный все Бог». Финальная фраза стихотворения означает, что чувства, которые доводится испытать человеку в жизни, навсегда останутся в его душе. И даже если сама любовь угасла и ушла безвозвратно, воспоминания о ней, овеянные легкой грустью, по-прежнему будут согревать сердце и дарить ощущение радости.

«Расстались мы, но твой портрет» Расстались мы, но твой портрет Я на груди моей храню; Как бледный призрак лучших лет, Он душу радует мою. И новым преданный страстям Я разлюбить его не мог: Так храм оставленный - всё храм Кумир поверженный - всё бог!

«Нет, не тебя так пылко я люблю» Стихотворение написано в 1841 году. Лермонтов в своём стихотворении обращается к молодой девушке, дальней родственнице Лермонтова Екатерине Быховец, которая напомнила поэту Варвару Александровну Лопухину. С помощью данного лирического произведения Лермонтов стремится передать собственные философские переживания, свое отношение к миру, вызванное любовью. В стихотворении не создается образ любимой женщины, нет признания ей в любви. По словам B.C. Соловьева, «Во всех любовных темах Лермонтова главный интерес принадлежит не любви и не любимому, а любящему «Я», во всех его любовных произведениях остается нерастворенный осадок торжествующего, хотя бы и бессознательного, эгоизма». В стихотворении преобладает субъективное начало. Любовь не разрушает одиночество лирического героя. Внешне собеседница напоминает поэту «подругу юных дней», но таинственный разговор ведется лирическим героем с женщиной, оставшейся в прошлом, которая пробуждала пылкие чувства. Но сейчас вспоминаются лишь «прошлое страданье», погибшая молодость, «огонь угаснувших очей». Это впечатление контрастно усиливается настоящей собеседницей, чья красота блистает, чьи глаза и уста живые.

Нет, не тебя так пылко я люблю... Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье: Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою. Когда порой я на тебя смотрю, В твои глаза вникая долгим взором: Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю. Я говорю с подругой юных дней, В твоих чертах ищу черты другие, В устах живых уста давно немые, В глазах огонь угаснувших очей.

«Родина» Стихотворение написано в 1841 году. По своему содержанию оно резко контрастирует с другим лирическим произведением поэта «Прощай, немытая Россия». В «Родине» выражена тонкая, чистая любовь к России.Композиционно в произведении можно выделить две части: в первой части поэт с присущей ему экспрессивностью, страстностью отвергает все формы казенного патриотизма, признается в искренней любви к истинной родине: Люблю отчизну я, Но странною любовью, Не победит ее рассудок мой… Лирический герой видит в России и долготерпенье русского народа, и величавую неподвижность, и патриархальность. Но эти «допетровские идеалы» не пробуждают души лирического героя. Со слов «Но я люблю, за что, не знаю сам…» начинается вторая часть стихотворения, в которой сначала изображается широкий вид всей России. Взгляд поэта останавливается на все более конкретных деталях: Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно… Поэт как бы вбирает все то, что дорого обычному крестьянину, простому русскому человеку. Непосредственная тема стихотворения – не любовь к родине как таковая, а размышление о «странности» этой любви. Это придает произведению полемический и программный характер.

Родина Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю - за что, не знаю сам - Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям; Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень; Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков.

«Дума» Стихотворение было написано 1838 году. Основная мысль стихотворения - размышление о судьбах молодого поколения России той поры. Время написания "Думы" - одно из наиболее мрачных в истории страны. "Дума" - это гражданский суд над своим поколением. Автор показывает его пассивность и пустоту жизни в эпоху, когда борьба необходима. Это не взгляд со стороны, а откровение человека, принадлежащего к тому же поколению. Композиция произведения подчинена авторскому замыслу. Поэта огорчает, что многие его современники живут "ошибками отцов и поздним их умом. Лермонтов убежден, что за свободу нужно бороться, а не склонять покорно голову перед силами реакции. Его глубоко тревожит то, что у его современников - образованных людей - нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений.

Дума» Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом. К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно малодушны И перед властию презренные рабы. Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты его паденья час! Мы иссушили ум наукою бесплодной, Тая завистливо от ближних и друзей Надежды лучшие и голос благородный Неверием осмеянных страстей. Едва касались мы до чаши наслажденья, Но юных сил мы тем не сберегли; Из каждой радости, боятся пресыщенья, Мы лучший сок навеки извлекли. Мечты поэзии, создания искусства Восторгом сладостным наш ум не шевелят; Мы жадно бережем в груди остаток чувства - Зарытый скупостью и бесполезный клад. И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. И предков скучны нам роскошные забавы, Их добросовестный, ребяческий разврат; И к гробу мы спешим без счастья и без славы, Глядя насмешливо назад. Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом.

«Нет,я не Байрон,я другой» На творчество Лермонтова значительное влияние оказала личность и творческое наследие выдающегося английского поэта-романтика Джорджа Гордона Байрона. Темой стихотворения является обычное для Лермонтова сравнение своей судьбы с судьбой английского поэта. Здесь он, с одной стороны, не отвергает внутреннего родства с Байроном: оба поэта предстают в стихотворении как романтические странники, переживающие конфликт с толпой и с целым миром, которому они чужды и которым они «гонимы». Объединяет Лермонтова с Байроном избранничество («Еще неведомый избранник...»). Но в то же время в стихотворении намечено не только сопоставление с Байроном, но и противопоставление ему. Судьба поэта «с русскою душой» более трагична: Я раньше начал, кончу ране, Мой ум не много совершит; В последних строках стихотворения подчеркнута незаменимость человеческого и поэтического призвания поэта:...кто толпе мои расскажет думы? Я или Бог или никто!

«Нет, я не Байрон, я другой…» Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. Я раньше начал, кончу ране, Мой ум немного совершит; В душе моей, как в океане, Надежд разбитых груз лежит. Кто может, океан угрюмый, Твои изведать тайны? Кто Толпе мои расскажет думы? Я или бог или никто!

«Смерть поэта» Отмщенье, государь, отмщенье! Паду к ногам твоим: Будь справедлив и накажи убийцу, Чтоб казнь его в позднейшие века Твой правый суд потомству возвестила, Чтоб видел злодеи в ней пример. Погиб поэт!- невольник чести - Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит! Убит!.. К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Что ж? веселитесь… Он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок. Его убийца хладнокровно Навел удар… спасенья нет: Пустое сердце бьется ровно, В руке не дрогнул пистолет. И что за диво?… издалека, Подобный сотням беглецов, На ловлю счастья и чинов Заброшен к нам по воле рока; Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог щадить он нашей славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал!.. И он убит и взят могилой, Как тот певец, неведомый, но милый, Добыча ревности глухой, Воспетый им с такою чудной силой, Сраженный, как и он, безжалостной рукой. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет завистливый и душный Для сердца вольного и пламенных страстей? Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?.. И прежний сняв венок они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него: Но иглы тайные сурово Язвили славное чело; Отравлены его последние мгновенья Коварным шепотом насмешливых невежд, И умер он с напрасной жаждой мщенья, С досадой тайною обманутых надежд. Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать. _____________________ А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда всё молчи!.. Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли, и дела он знает наперед. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!

«Молитва» Стихотворение написано в 1837 году. Введена в текст письма Лермонтова к М. Лопухиной. Главная тема стихотворения тема любви, лирический герой молится не за себя,а за возлюбленную. «Молитва» шедевр любовной лирики Лермонтова. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте. Стихотворение начинает сбивчивая, с нагнетанием все новых обращений и пояснений, почти исступленная речь. И только после того как лирический герой высказывает свою заветную просьбу: Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного Тон стихотворения становится более спокойным и умиротворенным. Строка «теплой заступнице мира холодного» является кульминационной. В ней поэту удалось сконцентрировать одну из главных идей своего творчества, к восприятию которой читатель подготовлен чтением предшествующих стихов. «Холодный мир» для Лермонтова не абстракция, а совершенно определенное понятие, знакомое и по другим стихам поэта. В соединении с «теплой заступницей» другим впечатляющим образом они создают поразительную антитезу. В этой своей молитве Лермонтов глубоко народен, поскольку давно замечено, что русская молитва это в основном молитва к Богоматери и только через Нее ко Христу.

«Молитва» Я, матерь божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием, Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в мире безродного; Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного. Окружи счастием душу достойную; Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования. Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную - Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную.