Реформа́ция ( лат. reformatio исправление, преобразование, реформирование ) широкое религиозное и общественно - политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.
Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера : 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов », в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций.
Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.
Христианская церковь Католическая Протестантская Православная 1054 год 1517 год
Причины Реформации На протяжении всего Средневековья церковь играла значительную роль в жизни общества, идеально вписываясь в господствующий на Западе феодальный строй. Церковная иерархия была полным отражением иерархии светской : подобно тому, как в светском феодальном обществе выстроились разные категории сеньоров и вассалов от короля ( верховного сеньора ) до рыцаря, так и члены клира градуировались по феодальным степеням от папы ( верховного первосвященника ) до приходского кюре. Являясь крупным феодалом, церковь в разных государствах Западной Европы владела до 1/3 количества всей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных, применяя те же методы и приёмы, что и светские феодалы. Узурпируя таким образом готовые формы феодального общества, получая от них бесчисленные плоды, как организация церковь одновременно формировала идеологию феодального общества, ставя своей задачей обоснование закономерности, справедливости и богоугодности этого общества. Монархи Европы в свою очередь шли на любые затраты, дабы получить от клириков высшую санкцию на своё господство.
Феодальная католическая церковь, бывшая идейной санкцией средневекового общества, могла существовать и процветать до тех пор, пока господствовала её материальная основа феодальный строй. Но уже в XIVXV веках сначала в Средней Италии и Фландрии, а с конца XV века и повсюду в Европе началось формирование нового класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, а затем устремившегося и к политической гегемонии, класса буржуазии [1]. Новому классу, претендующему на господство, нужна была и новая идеология. Собственно, она не была такой уж и новой : буржуазия не собиралась отказываться от христианства, но ей было нужно вовсе не то христианство, которое обслуживало старый мир ; новая религия должна была отличаться от католицизма в первую очередь простотой и дешевизной : меркантильной буржуазии деньги были нужны не для того, чтобы бросать их на ветер, строя величавые соборы и проводя пышные церковные службы, а для того, чтобы, вкладывая их в производство, создавать и приумножать свои разрастающиеся предприятия. И в соответствии с этим становилась не только ненужной, но и просто вредной вся дорогостоящая организация церкви с её папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением. В тех государствах, где сложилась сильная королевская власть, идущая навстречу национальной буржуазии ( например, в Аанглиии или Франции ), католическая церковь особыми декретами была ограничена в своих претензиях и этим на время спасена от гибели. В Германии, к примеру, где центральная власть была призрачной и папская курия получила возможность хозяйничать, как в своей вотчине, католическая церковь с её бесконечными поборами и вымогательствами вызывала всеобщую ненависть, а непристойное поведение первосвященников многократно эту ненависть усиливало
Помимо экономического и национального гнёта предпосылкой Реформации послужили гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по - новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, осуществив своего рода ревизионизм, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первой христианства и современной церкви. Люди с пробуждённым рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви.
Предтечи Реформации Экономическое давление, умноженное на ущемление национальных интересов, вызвало ещё в XIV веке протест против авиньонских пап в Аанглиии. Выразителем недовольства масс тогда стал Джон Виклиф, профессор Оксфордского университета, провозгласивший необходимость уничтожения всей папской системы и секуляризации монастырской - церковной земли ]. Виклиф с отвращением относился к « пленению » и расколу и после 1379 года начал выступать против догматизма римской церкви с революционными идеями. В 1379 году он посягнул на авторитет папы римского, выразив в своих сочинениях идею о том, что Христос, а не папа римский, является главой церкви. Он утверждал, что Библия, а не церковь, является единственным авторитетом верующего и что церковь должна строиться по образу Нового Завета. Чтобы подкрепить свои взгляды, Виклиф сделал Библию доступной людям на их родном языке. К 1382 году был закончен первый полный перевод Нового Завета на аанглиийский язык. Николай Герфордский закончил перевод большей части Ветхого Завета на аанглиийский язык в 1384 году. Таким образом, впервые аанглиичане имели полный текст Библии на своём родном языке. Виклиф пошёл ещё дальше и в 1382 году выступил против догмата о пресуществлении, хотя римская церковь полагала, что сущность элементов изменяется при неизменной внешней форме. Виклиф утверждал, что вещество элементов остаётся неизменным, что Христос является духовно присутствующим во время этого таинства и ощущается верой. Принять взгляд Виклифа значило признать, что священник не в состоянии влиять на спасение человека путём запрета ему принимать тело и кровь Христа при евхаристии. И хотя взгляды Виклифа были осуждены в Лондоне и в Риме, его учение о равенстве в церкви было применено к экономической жизни крестьянами и способствовало крестьянскому восстанию 1381 года.
Чехия в это время переживала засилье немецкого духовенства, стремившегося приобрести участки на Куттенберских рудниках. Ян Гус, пастор Вифлеемской часовни, обучавшийся в Пражском университете и примерно в 1409 году ставший его ректором, читал сочинения Виклифа и усвоил его идеи. Проповеди Гуса пришлись на время подъёма чешского национального сознания, выступившего против власти Священной Римской империи в Чехии. Гус предлагал реформу церкви в Чехии, сходную с той, которую провозглашал Виклиф. Стремясь пресечь народное недовольство, император Сигизмунд I и папа римский Мартин V инициировали церковный собор в Констанце, на котором Ян Гус и его сподвижник Иероним Пражский были провозглашены еретиками и сожжены на костре. Еретиком провозглашался и Джон Виклиф.
Католичество Протестантство 1. Источник веры. Библия - единственный источник веры. Библия и жития святых. 2. Доступ к Библии. Каждый человек должен читать Библию сам. У католиков мирянам читает Библию только священник. 3. Переводы библии. Переведена на национальные языки. Не может быть переведена. 4. Роль священника Священник - лишь организатор общины, сами выбирают священника ( можно женщину ). Священник - носитель святого духа, принимающий таинство. Могут быть только мужчины.
Протестантство Католичество 5. Обет безбрачия и иерархия. Нету Есть 6. Отношение к монастырям. Бог создал людей для того, чтобы они учились, размножались и стремились к успеху. Это значит, что монастырей и в помине быть не может. Уход в монастырь - высшее проявление веры. 7. Отношение к человеку. Человека надо судить по его мыслям, а это может делать только Бог, следовательно все мы равны и нет святых. Много святых и они считают, что человека можно судить по его делам. 8. Иконы. Нету. Есть. 9. Разводы Можно Нельзя 10. Таинства Нету Есть
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ПРОТЕСТАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Лютеранство Кальвини́зм Анабаптизм Цвианглиианство Аанглиика́нство ( Мартин Лютер ) ( Жан Кальвин ) ( У́ульрих Цви́англии )
Контрреформация Контрреформация Контрреформация в Западной Европе католическое движение, возникшее после выдвижения идей Лютера, Кальвина, Цвианглии и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж Римско - католической церкви и христианской веры. Итоги Контрреформации В результате католической реформы Церковь претерпела административные изменения, которые укрепили ее положение. Централизация власти в руках папы, появление семинарий и учебных заведений нового типа и, как следствие, обновление состава духовенства, борьба с явными недостатками, на которые давно обращали внимание многие, все это помогло католической Церкви соответствовать эпохе.
Итоги Реформации O Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, католический мир, который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского, прекратил существование. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений ( в основном в форме церковно - приходских школ ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию. O Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам в управлении государством. O Основным же достижением Реформации стало то, что она значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений ( равно как и дорогостоящих богослужений ) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже сама этика протестантов способствовала развитию экономики.