Бахытжан Байкадамов – яркое самобытное явление в музыкальной жизни Казахстана.
Казахский композитор, один из основоположников профессионального музыкального искусства Казахстана (1917–1977). Основоположник хорового пения в Казахстане, первый аранжировщик киев и народных песен.
Музыкальные способности Бахытжана проявились рано, и отец всячески способствовал их развитию. С детства Бахытжан уже знал музыкальную грамоту, играл на домбре, сыбизгы, сочинял стихи. Его наставниками были известные музыканты – Уахаб Кабигожин и Науша Букейханов.
После трагической гибели отца (1930), Бахытжана определяют в интернат опытно–показательной школы Кизыл– Орды, где он играет на трубе и ударных инструментах в составе духового оркестра.
Руководит самодеятельными коллективами, побеждая на художественных смотрах и конкурсах. В 1938 году на республиканском смотре народных талантов со своей "Песней пионеров" он занимает 2–е место, уступив лишь Кенену Азербаеву.
В эти годы учительства Б. Байкадамов пишет и первые свои сочинения, которые сразу же становятся популярными. С песней "Айг ө лек" (1938) к нему приходит народное признание.
Песни «Айголек», «Марш пионеров», "Домбыра", "А қ бидай", "Су тасушы қ из" ("Девушка–водовоз"), " Ө зі ң сі ң ", "С ү йген С ә улем", "Теміртау жастарыны ң марши", сочинения для хоровой капеллы «Песни радости», «Кукушка», «Водовоз», «Яблони цветут».
Б. Байкадамов полностью посвящает себя музыке – занимается в кружке у Е. Брусиловского, в годы войны берет уроки по гармонии и полифонии у эвакуированного профессора Киевской консерватории М. Скорульского.
Переломный 1944 год! С открытием консерватории уже признанный 28–летний автор (член Союза композиторов СССР с 1943 года) – в числе первых студентов профессора Е. Брусиловского. В личной жизни композитора судьбоносной в этот год оказалась встреча с дочерью легендарного полководца, генерала И. Панфилова – Валентиной.
Как композитор–хоровик Бахытжан Байкадамов прославился не только мастерской обработкой казахских народных песен, но, прежде всего, как создатель новых для казахского искусства жанров – хоровой сюиты, хоровой поэмы, хорового кия. В хоровом творчестве композитор проявил себя истинным новатором.
В его творчестве наиболее ярко определяются два направления создание крупных оригинальных хоровых поэм, художественные транскрипции для хора казахских инструментальных киев, получившие широкое признание слушателей.
Хоровые обработки «Акпай», «Шалкыма», «Би кюи», «Келиншек», «Айжан киз» «Саулем-ай», «Жариям ай-ай», «Оналты киз».
Обработанные кюи Народные кюи «Айжан киз», «Келиншек», кюи Курмангазы «Акбай», «Аксак киик».
Б. Байкадамов был художественным руководителем Государственной капеллы. Она вошла в состав Казахской Государственной филармонии им. Жамбыла в 1935 году. Вначале она представляла собой небольшой смешанный хор, а в феврале 1939 года этот коллектив постановлением Правительства Республики был преобразован в Казахскую Государственную хоровую капеллу. Государственного ансамбля песни и танца КазССР (1956) Для ансамбля он сочинил несколько вокально– хореографических композиций. Одна из них – "Саяхатта" – была представлена на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, и композитор был награжден Золотой медалью первой степени (1957).
Государственная хоровая капелла им. Б. Байкадамова
Б. Байкадамову принадлежит идея создания сети музыкальных факультетов при педагогических институтах, призванных готовить учителей музыки для общеобразовательных школ. Добрую память о себе Б. Байкадамов оставил и как организатор единственной в республике научно–экспериментальной музыкальной мастерской.
Истинно народный композитор имел звание "Заслуженного деятеля искусств КазССР" (1957), орден "Трудового Красного Знамени" (1959), медали "За трудовое отличие", "За освоение целинных земель".
Труды научный труд «Решения проблем лада на основе музыкальных акустических законов», «Основы теории музыки».
Сегодня его имя носит Казахская государственная капелла, школа искусств в городе Аркалык, улица в городе Алматы, открыта мемориальная доска в доме, где он жил.
Творчество Бахытжана Байкадамова – одна из самых ярких и значительных страниц в истории музыкальной культуры Казахстана.