ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА О создании федеральной контрактной системы.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием.
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 1.
Контрактная система Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.
«Практика применения 223- ФЗ: способы осуществления закупок – выбор и порядок проведения»
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Федеральный закон 94-ФЗ и 223-ФЗ: сходство и различия Начальник юридического отдела Главного управления материальных ресурсов Челябинской области Сухова.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ (ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В 94-ФЗ) В соответствии.
«Анализ типовых нарушений при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд» Семинар-совещание
Электронные закупки 1. Открытый аукцион в электронной форме В настоящее время в Российской Федерации более 25 процентов государственных контрактов в стоимостном.
Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Управление государственного заказа Мурманской области Предложения по оптимизации системы государственных закупок Мурманской области.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ (ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В 94-ФЗ) В соответствии.
Киров, декабрь 2012 г. О практике реализации Закона 94-ФЗ. Основные проблемы. Концепция ФКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Г. Нижний Ломов 2014 г. Планирование закупок и проведение экспертизы в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года 44-ФЗ «О контрактной системе в.
Некоторые особенности применения Правил оценки заявок на участие в конкурсе (ПП РФ от вступил в силу )
Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Федеральная контрактная система. Реформа.
Транксрипт:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА» (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ 94-ФЗ И ИЗМЕНЕНИЕ ИНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ) В соответствии с поручением Президента РФ от Пр-3534 и поручением Председателя Правительства РФ от ВП-П Москва, 2011

СОДЕРЖАНИЕ 1. Реформа госзаказа г.г Аналитика. Результаты реформы Предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства о размещении заказа: стадия планирования стадия отбора исполнителя контракта стадия исполнения контракта Результаты реализации концепции …

Реформа госзаказа Информация размещалась только в печатных СМИ органов власти, т.е. была доступна только для местных предпринимателей Чиновники устанавливали к участникам любые требования, т.е. описывали «свою» компанию и не пускали остальных (административная предквалификация) Любой чиновник мог произвольно определить победителем «свою» компанию Вся информация о государственных закупках размещается на едином общероссийском портале (информация стала общедоступной, появился общественный контроль за госзакупками) Произвольные требования чиновников заменены на финансовое обеспечение качественного исполнения контракта (административная предквалификация заменена на экономическую) Введены аукционы в электронной форме, создана конкурентная среда (заказчик получает товар заданного им качества по минимальной цене) До 94-ФЗ (до 1 января 2006 г.)После принятия 94-ФЗ (после 1 января 2006 г.) 3

Реформа госзаказа Результаты торгов можно обжаловать только в суде в течении многих месяцев (к этому времени контракт исполнен) Результаты торгов можно обжаловать только в суде в течении многих месяцев (к этому времени контракт исполнен) Возможность изменения сторонами любых условий заключенных контрактов, в том числе увеличение цены контракта Введены ограничения на возможность произвольного изменения условий заключенных контрактов Введена короткая процедура обжалования действий заказчика в ФАСе, Рособоронзаказе (решение - за 5 дней). У предпринимателей появилась возможность действенной защиты своих прав. По данным Аналитического доклада «Неправильные» госзакупки» (И.А.Новиков, А.М. Калинин, Аудиторско-консалтинговая компания ФБК, 2004г.) до 94-ФЗ, в годах, доля честных конкурсов (когда победитель не был известен заранее) в общем количестве процедур госзакупок не превышала 1 %. До 94-ФЗ (до 1 января 2006 г.)После принятия 94-ФЗ (после 1 января 2006 г.) 4

Единое экономическое пространство размещения государственного заказа в Российской Федерации Операторы электронных площадок Москва Сбербанк ТатарстанММВБРТС Независимый регистратор 5

Соотношение процедур размещения госзаказа* Вывод: 83% средств госзаказа размещается на конкурентных процедурах. При этом доля контрактов, размещаемых у единственного поставщика без конкурентных процедур (в т.ч. малые закупки до 100 т. р. и коммунальные услуги) в общей стоимости размещаемых заказов составляют не более 17%. Несостоявшиеся процедуры в общем количестве конкурентных процедур составляют 26%, а в стоимостном выражении их доля составляет 45%, поскольку несостоявшимися в основном являются крупные заказы, так как в настоящее время при их проведении конкурентная среда еще не развита. * по информации Росстата за 2010 год по федеральным и региональным заказам В количестве В деньгах В количестве Состоявшиеся Несостоявшиеся Конкурентные процедуры Единственный поставщик (коммунальные услуги и т.п.) Малые закупки (до 100 тыс.) 6

Основные причины, по которым 26,4% электронных аукционов становятся несостоявшимися* * По данным ЗАО «Сбербанк-АСТ», ОАО «ЕЭТП», ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» Выводы: 64,3% 26,9% 6,4% 2,4% Подана только 1 заявка Не подано ни одной заявки Допущено несколько заявок, но было сделано не более одного предложения о цене Заявки отклонены по формальным основаниям 1. Основными причинами несостоявшихся электронных аукционов являются отсутствие заявок или подача только одной заявки (до 91,2 %) в результате затачивания под конкретного производителя или поставщика. 2. Признаки сговора участников на электронных аукционах имеются только в 2,4% случаев. 3. На электронных аукционах, по сравнению с обычными торгами, исключены формальные причины отклонения заявок (встречаются только в 6,4% случаях). 7 91,2 %

Экономия средств бюджета* (разница между начальной ценой и ценой заключенных контрактов) Сравнение экономии средств федерального бюджета за 2009 год и 2010 год (млрд. руб.) * Вывод: за счет введения электронных аукционов экономия увеличилась более чем в 2 раза Один из мифов про 94-ФЗ, что достигнутая экономия – это просто завышенные начальные цены. Действительно необходимо вводить процедуры определения корректной начальной цены. Однако отсутствие конкурентных процедур всегда приводит к заключению контрактов по начальной цене (вне зависимости от ее корректности), как это было раньше до 94-ФЗ. * по данным Росстата 8

Экономия средств бюджета в млрд. руб.* (разница между начальной ценой и ценой заключенных контрактов) Всего за пять лет ( ) совокупная экономия бюджетов составила более 1 трлн 132 млрд руб. это новые возможности по приобретению необходимых товаров, а также строительству инфраструктуры * по данным Росстата 9 С учетом сокращения лимитов МЛРД РУБ Муниципаль ный уровень Федераль- ный и субъектовый уровень

Эффект электронных аукционов Факторы, влияющие на экономию КонкурсАукционЭлектронный аукцион Наличие субъективной оценки со стороны заказчика Да НЕТ Отсутствует субъективная оценка Возможность оказывать давление на участников (использовать административный ресурс) Да НЕТ Заказчик заранее не знает, кто является участником аукциона, так как сведения об участниках раскрываются только после проведения торгов Возможность сговора между участниками на торгах НЕТ Да НЕТ Участникам не известны конкуренты, сведения о других участниках раскрываются только после проведения торгов. Возможность сговора остается только на высококонцентрированных рынках Возможность сговора между участником и заказчиком Да НЕТ Заказчик заранее не знает, кто является участником аукциона, так как сведения об участниках раскрываются только после проведения торгов 10

Процент экономии на электронных аукционах в зависимости от числа участников на строительство* * Данные представлены ЗАО «Сбербанк АСТ», ГУП «Агентство по государственному заказу РТ», ОАО «ЕЭТП» за период с по Вывод: увеличение количества участников приводит к большему снижению начальных цен за счет повышения конкуренции между участниками. Количество участников до 15 млн руб. свыше 15 до 50 млн руб. свыше 50 до 300 млн руб. свыше 300 млн. до 1 млрд руб ,110,27,97, ,119,614,79,9 более 6 26,327,324,4 – 11

Вывод: при существенном снижении (более 20%) прошедших госэкспертизу цен, победителями становятся крупные компании и контракты исполняются надлежащим образом. Положительные примеры проведения электронных аукционов на строительство п/п Наименование электронного аукциона Кол-во участников всего/ допущенных к аукциону Начальная цена, рублей Итоговая цена контракта, рублей Процент снижения Наименование победителя 1 Строительство трех жилых домов в войсковой части / ,4% ООО «Строительная компания Премьер». Опыт: международный аэропорт «Шереметьево» 2 Строительство и реконструкция мультисервисной телекоммуникационн ой системы ГУВД по Краснодарскому краю 4/ ,7 % ЗАО «Компания ТрансТелеКом» Опыт: разработка и внедрение системных телекоммуникационных решений, комплексное строительство объектов связи для ОАО «Сбербанк России», ОАО «ВолгаТелеком», ОАО «МегаФон», ЗАО «Самара - ТрансТелеком», ГУВД по Самарской области. 3 Реконструкция административного здания Калининградстата, с проведением работ по обследованию объекта 5/ ,4% Инженерно-строительное ООО «Евроросс». В сферу деятельности компании входит: инвестирование, выполнение функций заказчика- застройщика и генподрядчика, а также осуществление строительно-монтажных работ в Калининграде и за его пределами. 12

Процент экономии на электронных аукционах в зависимости от числа участников на медицинское оборудование и лекарственные средства * * Данные представлены ЗАО «Сбербанк АСТ», ГУП «Агентство по государственному заказу РТ», ОАО «ЕЭТП» за период с по Вывод: увеличение количества участников приводит к большему снижению начальных цен за счет повышения конкуренции между участниками. Количество участников до 15 млн руб. свыше 15 до 50 млн руб. свыше 50 до 300 млн руб ,72,31, ,08,97,2 более 6 40,29,2 – 13

Сравнение результатов состоявшихся торгов на конкурсе и на электронном аукционе по строительству и ремонту * Показатель Электронный аукцион Открытый конкурс Электронный аукцион Открытый конкурс Торги < 50 млн. рублейТорги > 50 млн. рублей Среднее кол-во участников, подавших заявки 4,82,14,92,4 Среднее кол-во участников, допущенных к торгам3,51,83,81,9 Среднее количество участников, подававших предложения о цене 2,7 – 3,2 – Средняя достигнутая экономия (%) 20,310,913,24,0 * По информации, представленной ЗАО «Сбербанк АСТ», ГУП «Агентство по государственному заказу РТ», ОАО «ЕЭТП», и данных с официального сайта за период с по Вывод: на электронных аукционах по сравнению с конкурсами в 2 раза увеличилось количество участников, что привело к увеличению экономии в 2-3 раза. Средняя достигнутая экономия (%) 14

Использование критериев оценки заявок на конкурсах на примере закупки медицинского оборудования* * По данным официального сайта Указанная информация получена по результатам анализа 100 конкурсов, отобранных методом случайной выборки. Вывод: Из данных критериев оценки заявок на участие в конкурсе 3 критерия практически не используются, то есть эти критерии заказчикам не нужны, т.к. они устанавливают данные условия как обязательные требования к продукции. Наименование критерияПроцент применения Цена100% Сроки (периоды) поставки товара74% Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, а также квалификация участника 72% Срок предоставления гарантии качества товара58% Расходы на техническое обслуживание товара5%5% Расходы на эксплуатацию товара5%5% Объем предоставления гарантий качества товара1%1% 15

Неисполненные контракты по вине поставщика 8.45% 2008 год2010 год Исполнение контрактов* * По закупкам Правительства Москвы стоимостью более 50 млн руб.. Более 99% контрактов исполнены Вывод: исключение возможности предоставления некачественного обеспечения (страхования ответственности) снизило количество неисполненных контрактов в 11 раз 16

94-ФЗ как проект по модернизации страны Количество аккредитованных участников. Более 70 тыс. компаний. При этом ожидаемое количество компаний около 300 – 500 тыс. Количество заказчиков, зарегистрированных на едином общероссийском портале. Более 170 тыс. заказчиков. При этом ожидаемое количество заказчиков около 200 тыс. Количество ЭЦП, полученных сотрудниками заказчиков. Более 300 тыс. Предполагаемое количество человек, которые получат ЭЦП (сотрудники предпринимателей и заказчиков в совокупности). Более 1,5 - 2 млн человек. Количество запросов интернет-пользователей к единому общероссийскому порталу. Более 2,5 млн запросов в день. 17

94-ФЗ как проект по модернизации страны За счет информационной открытости 94-ФЗ показал происходящее в сфере госзаказа и предложил введение электронных аукционов. В результате общество увидело масштабы коррупции в госзаказе и выразило свое возмущение. Однако вместо поддержания дальнейшего развития реформы в данной сфере сложилось впечатление, что в происходящем виноват сам 94-ФЗ (логическая ошибка). В то же время 94-ФЗ не регулируются вопросы планирования закупки, определения начальной цены, требований к продукции эти вопросы еще не решены. По естественным монополиям и госкорпорациям возмущение общества отсутствует, поскольку в принципе никто не знает, что происходит с их закупками. 94-ФЗ – закон, наступающий на многие финансовые интересы, и именно поэтому он вызывает такое острое недовольство как некоторых представителей органов власти, так и крупного бизнеса, которым конкуренция не нужна. автоматическое внедрение информационных технологий по всей территории страны (более 1,5 - 2 млн человек получат ЭЦП; исключительно электронный документооборот). Электронные аукционы - это: создание единого экономического пространства; 18

Наиболее острые вопросы 94-ФЗ ВопросОтвет Демпинг, фирмы – однодневки В случае неисполнения контракта поставщик теряет денежные средства (финансовое обеспечение). С августа 2010 года вступили в действие поправки, исключающие некачественное финансовое обеспечение, фирмы-однодневки просто не смогут прийти на госзаказ. Перекупщики, посредники Зачастую дилеры (не прямые производители) предлагают существенно лучшие условия. Посредник может выиграть на электронном аукционе только если он предложит ту же продукцию дешевле производителя. При этом производители часто сами не приходят на торги. Возврат от экономической к административной (чиновничьей) предквалификации Законом предусмотрена предквалификация, но она зависит не от субъективного мнения чиновника, а от экономической возможности компании исполнить контракт (участник предоставляет банковскую гарантию, поручительство крупного юридического лица или денежный залог). Победитель определяется только по цене, а качество не учитывается. Не понятно, как закупать сложную (инновационную) продукцию Заказчик должен заранее провести анализ имеющейся продукции на рынке и определиться, какое качество ему надо. При этом качество предлагаемой продукции учитывается в первую очередь, т.к. является критерием допуска к госзаказу, т.е. допускаются к электронному аукциону только те, кто предлагает требуемое заказчиком качество, а побеждает тот, кто предложил его по минимальной цене. Недопустимо расходование бюджетных средств заказчиком, пока он не определится, что ему необходимо. 19

Проблемы госзаказа и их решение Проблема Решение Отсутствует система планирования госзаказа, в результате чего большинство предпринимателей не имеют возможности заранее подготовиться к размещаемому заказу и подать заявки, что приводит к снижению количества участников. Необходимо законодательно установить обязанность заказчиков осуществлять планирование закупок. Система планирования может состоять из долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного периодов. Планы закупок необходимо размещать на едином общероссийском портале. Это позволит большинству предпринимателей заранее подготовиться к размещению заказов и обеспечит большее количество участников при проведении процедур торгов. Система планирования закупок должна быть регламентирована с учетом плана по созданию федеральной контрактной системы, одобренного в Правительстве. Низкоквалифицированное выставление требований к предмету и качеству закупки В целях повышения профессионализма заказчиков и качества конечного результата необходимо централизовать функции по размещению заказов на уровне уполномоченных органов субъектов РФ и федеральных министерств по подведомственным учреждениям, что приведет к сокращению количества «непрофильных» сотрудников, исключит закупку не качественной продукции и позволит ввести инновационные требования. 20 Стадия планирования

Проблемы госзаказа и их решение ПроблемаРешение Заказчики тратят много времени на разработку требований при закупке типовой продукции и, зачастую, устанавливают либо некачественные требования, либо «затачивают» документацию под конкретного производителя или поставщика. Для исключения возможности закупки некачественной продукции необходимо обязать отраслевые федеральные ведомства разработать типовые требования (типовые контракты) к стандартным товарам, работам и услугам, в том числе и требования к гарантийным обязательствам исполнителя. Указанные типовые требования должны быть размещены на едином общероссийском портале и быть обязательными к применению при размещении заказов на типовые товары, работы и услуги. Многие заказчики не закладывают в технические задания инновационные требования к закупаемой продукции в связи с тем, что не понятно, какие инновационные требования необходимо закладывать и такие требования отсутствуют в публичном доступе. Для обеспечения инновационного направления госзакупок отраслевым федеральным ведомствам необходимо определить инновационные требования в своих отраслях (например, закупка автомобилей экологического класса не ниже Евро-3) и заложить эти требования в типовые контракты при закупке заказчиками товаров, работ и услуг. Указанные инновационные требования должны ежегодно пересматриваться, а также размещаться в публичном доступе на едином общероссийском портале. 21 Стадия планирования

Проблемы госзаказа и их решение ПроблемаРешение Отсутствие регламентации установления начальной (максимальной) цены контракта. Для корректного формирования начальной цены контракта необходимо установление требования об обязательном составлении должностными лицами протоколов, содержащих обоснование установления начальной (максимальной) цены контракта, в т.ч. с указанием источников получения такой информации, и их размещение в составе документации о торгах. Обязательными источниками указанной информации должны быть сведения с единого общероссийского портала и сайтов производителей. Необходимо поручить в ряде случаев профильным ведомствам разработать требования к определению начальных цен в своих сферах. В настоящее время потребность заказчика в товарах определенной марки формируется самостоятельно. Нередки случаи закупки необоснованно дорогих автомобилей или «золотых кроватей». Необходимо предусмотреть публичную процедуру защиты потребностей заказчиков. При этом должны быть установлены определенные ограничения по максимальной стоимости закупаемой продукции, а также ограничения по возможности закупки продукции «премиум класса». 22 Стадия планирования

Проблемы госзаказа и их решение ПроблемаРешение Необходимость повышения профессионального качества поставщиков. В целях повышения профессионализма поставщиков и качества конечного результата необходимо предусмотреть в определенных случаях при приобретении продукции количественно измеряемые и администрируемые дополнительные требования к участникам (например, по аналогии с имеющимися в настоящее время требованиями в 94-ФЗ по строительству). Особенно актуально введение данных требований для таких творческих сфер, как НИОКР, проведение экспертиз, оказание юридических услуг и т.д. На сегодняшний день заказчики самостоятельно устанавливают требования к финансовому обеспечению по контрактам (на что оно распространяется, какие риски покрывает). Это приводит к неквалифицированному выставлению таких требований, что не обеспечивает защиту государства при ненадлежащем исполнении контрактов. В целях повышения качества исполнения контрактов необходимо установить законодательные требования к их обеспечению, в том числе разработать и утвердить типовые формы банковских гарантий и поручительств, а также обязать заказчиков выставлять требования по финансовому обеспечению на все контракты. При этом должны быть установлены сроки действия финансового обеспечения и процедура его предоставления. Также необходимо на федеральном уровне ввести реестр поручителей в сфере госзаказа, сведения в который будут включаться только после их централизованной проверки. 23 Стадия отбора исполнителя контракта

Проблемы госзаказа и их решение ПроблемаРешение Произвольная оценка заказчиком квалификации участников конкурса и качества их предложений. В целях совершенствования процедуры конкурса, а также снижения его коррупционной составляющей, требуется разработка объективных критериев и порядка оценки качества предлагаемой продукции и квалификации участников конкурса. Наличие запроса котировок, позволяющего выбирать «своего» поставщика. Замена запроса котировок процедурой короткого (7 дней) электронного аукциона, уже предусмотренного 94-ФЗ. Наличие возможности злоупотреблений предпринимателями своими правами путем неоднократных жалоб без наличия оснований, что приводит в т.ч. к невозможности введения электронного обжалования действий заказчиков и электронных площадок. Необходимо предусмотреть государственную пошлину за подачу жалоб. Также необходимо предусмотреть процедуру обжалования заказчиками действий электронных площадок. Недостаточность регламентации отраслевой специфики размещения заказа. Необходимо ввести дополнительную регламентацию процедур размещения заказа с учетом отраслевой специфики (размещение заказов на НИОКР, проведение экспертизы, в сфере культуры, закупки лекарственных средств и т.д.). 24 Стадия отбора исполнителя контракта

Проблемы госзаказа и их решение ПроблемаРешение Длительная судебная процедура расторжения контрактов. Одностороннее расторжение контрактов недопустимо, так как приведет к произволу заказчиков в отношении предпринимателей. Для быстрого рассмотрения вопросов о расторжении контрактов при их ненадлежащем исполнении необходимо предусмотреть упрощенную (в течение 10 дней) административную процедуру их расторжения на основании решений специальных межведомственных комиссий с участием как федеральных контролирующих органов, так и финансовых и правоохранительных органов власти. Отсутствует система анализа размещаемых заказов, оценка конечного результата по отношению к планируемому. Необходимо предусмотреть систему анализа размещаемого заказа. Основными источниками анализируемой информации должны быть единый общероссийский портал, операторы электронных площадок, реестр контрактов, независимый регистратор. При размещении заказов нередки случаи многократных умышленных грубейших нарушений одними и теми же должностными лицами заказчиков действующего законодательства. Необходимо ввести процедуру дисквалификации должностных лиц заказчиков при грубейших нарушениях (по аналогии с законом о защите конкуренции), а также предусмотреть специальные составы уголовной ответственности для преднамеренных действий в сфере госзаказа. 25 Стадия исполнения контракта

Проблемы госзаказа и их решение ПроблемаРешение Сведения о недобросовестных поставщиках, исполнителях и подрядчиках вносятся в РНП (реестр недобросовестных поставщиков). Однако существует возможность создать новое юридическое лицо и снова участвовать в процедурах закупок. Для повышения эффективности института РНП необходимо предусмотреть включение в РНП сведений не только о недобросовестном участнике размещения заказа, но и о физическом лице, осуществляющем управление соответствующим юридическим лицом и ограничить право участия в процедурах закупок всех юридических лиц, управление которыми осуществляет физическое лицо, сведения о котором включены в РНП. Отсутствие мотивации у заказчика реализовывать финансовое обеспечение при ненадлежащем исполнении контракта. Отсутствие мотивации у добросовестно работающих должностных лиц заказчика. В целях создания необходимой мотивации заказчика следует внести изменения в законодательство, позволяющие заказчику распоряжаться средствами, полученными от реализации финансового обеспечения при ненадлежащем исполнении контракта. Также необходимо предусмотреть, что часть полученной экономии должна направляться соответствующим решением Правительства Российской Федерации на инновационное развитие страны. При этом в целях создания мотивации должностных лиц заказчика вторая часть полученной экономии при корректности определения начальных цен должна направляться заказчику, в том числе и на определенное ограниченное увеличение его фонда оплаты труда. 26 Стадия исполнения контракта

Проблемы госзаказа и их решение ПроблемаРешение Отсутствует публичный контроль за стадиями исполнения контракта и за конечным результатом. Во многих случаях контракт заключается на одних условиях, а исполняется на других, что приводит к поставке некачественной продукции и коррупции на этапе приемки. В целях повышения публичности и качества исполнения контрактов необходимо внести изменения в законодательство в части обязательного размещения в реестре контрактов всей информации о стадиях исполнения контрактов, в т.ч. сопровождающие контракт документы (акты выполненных работ, документы об оплате, примененных штрафных санкциях и т.д.), а также сами заключенные контракты. Также требуется дополнительная регламентация этапов исполнения контракта, в т.ч. осуществление приемки продукции. Для исключения поставки некачественного товара необходимо рассмотреть возможность на уровне субъектов РФ для ряда товаров (например, для лекарственных средств) организацию системы приемочных складов. При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по контракту заказчик вправе не применять штрафные санкции. При этом оплата по контракту, а также применение штрафных санкций зачастую зависит от личных отношений заказчика с исполнителем. Это приводит к злоупотреблениям со стороны заказчика и исключению ответственности поставщика. В целях снижения коррупции и повышения качества исполнения контрактов необходимо установить обязанность заказчика всегда применять санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту. Кроме того, необходимо установить унифицированный размер таких штрафных санкций. Также необходимо установить в законе максимальные сроки для оплаты заказчиками качественно исполненных предпринимателем контрактов и ответственность за нарушение таких сроков. 27 Стадия исполнения контракта

1. Законопроект обеспечит целостность законодательства Российской Федерации о размещении заказов и в то же время позволит увязать в единое целое все стадии размещения заказов, начиная от стадии планирования закупок, заканчивая стадией исполнения контрактов и комплексным анализом полученных результатов. 2. В результате реализации законопроекта будут усовершенствованы существующие и введены новые механизмы регулирования сферы размещения заказов, что позволит существенно повысить результативность осуществления закупок, в том числе качество поставляемой продукции, а также значительно снизить уровень коррупции за счет создания высококонкурентной среды и повышения публичности закупок. 3. Законопроект обеспечит закупку для государственных и муниципальных нужд современной инновационной продукции, а также создаст необходимую мотивацию должностных лиц заказчиков к эффективному расходованию бюджетных средств. 4. Законопроект основан на необходимости обеспечения баланса интересов заказчиков и предпринимателей, а также предусматривает более эффективную защиту публичных обязательств государства от недобросовестных действий как должностных лиц заказчиков, так и предпринимателей. Предложения законопроекта взаимоувязаны с планом по введению Федеральной контрактной системы, одобренной в Правительстве РФ. 28 Результаты реализации концепции