Тема 2. Теория литературы Теория литературы Требования к знаниям, умениям и навыкам 2 В результате изучения лекции студент должен знать: Значение терминов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Художественное произведение : содержание и формаПомни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга!
Advertisements

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Художественная литература Род Лирика Эпос Драма.
Подготовка к ГИА. Роды литературыЖанры Эпос (греч. - повествование) рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях; изображение внешней.
Д/з на Рассказать биографию М.Горького 2. Прочитать романтические рассказы Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»; уч. стр учебника.
Роды и Жанры литературы лекция. РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ лирика эпос драма.
Исполнитель: Кириллова Анна Руководители: Пырьева В. В. Трифонова С. А г.
Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
(франц. personnage, от лат. persona личность, лицо, особа). Действующее лицо, герой любого художественного произведения (театра, литературы, живописи,
Основные виды (жанры) художественной литературы Автор: учитель русского языка и литературы ГОУ 395 Санкт-Петербурга Дружинина Т.В.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Художественный мир и его компоненты. Основные понятия словесное искусство Литература авторская литература Литература реальная жизнь Как сочетаются эти.
Гоголевские мотивы в романе И.А.Гончарова «Обломов». Урок-исследование.
Особенности композиции рассказа О.Генри «Дары волхвов»
Типичные вопросы по драматическим произведениям. В рамках какого литературного направления создавалось данное произведение? Классицизм, реализм Каким.
?? ? ? Эпос род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем).
Теория драмы ЕГЭ по литературе merelenko-su.uCoz.ru.
Пейзаж, портрет, интерьер и художественная деталь в повести И.С.Тургенева «Вешние воды»
Роды и виды литературы Способы образного воспроизведения действительности.
Романтизм как литературное направление. РОМАНТИЗМ течение (направление) в европейской и американской литературе и искусстве конца половины 19 века.
Психологизм романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Транксрипт:

Тема 2. Теория литературы Теория литературы

Требования к знаниям, умениям и навыкам 2 В результате изучения лекции студент должен знать: Значение терминов тема, проблема, идея, система образов произвелдения В результате изучения лекции студент должен уметь: анализировать произвелдение с позиций изученных терминов

Содержание 3 1. Ключевые понятия 2. Учебный материал 3. Вопросы для самопроверки 4. Рекомендуемая литература

Ключевые понятия 4 Тема Проблема Идея произвелдения Система образов Внесюжетные элементы Элементы сюжета

тема 1.Тема- круг событий и явлений, лежащий в основе художественного произвелдения. 2. Заглавие отвечает на вопрос: « О чём книга?» 3. В произвелдении помимо основной темы есть несколько второстепенных. 4.Тематика-совокупность тем. А.П.Чехов. «Нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя, а посему не робей…Строчи, о чём хочешь: о черносливе, погоде, часовой стрелке, прошлогоднем снеге. Но избегай тем, которые давно заезжены.» А.П.Чехов Короленко : «Вот у вас стоит на столе пепельница: хотите я напишу завтра же о ней рассказ?»

ПРОБЛЕМА 1. Проблема – острое жизненное противоречие, точка напряжённости между существующим и должным. 2.Проблематика- совокупность проблем, затронутых в произвелдении. 3.Противоречия: Личность - общество Творец - искусство Человек - история Человек - человек Человек - природа Одна и та же тема может послужить основой для постановки разных проблем

Проблематика – отражает те или иные стороны общественной жизни, разные свойства, отношения изображаемых характеров. Проблематика может быть: А/ нравственно-этическая Б/ философская В/ социально-политическая Г/ семейно-бытовая Д/ религиозная Е/ национально-историческая Ж/ мифологическая и т.д. Как правило, в русской литературе проблемы, затрагиваемые автором, являются вечными, свойственными для многих произвелдений. (Жизнь и смерть, любовь и ненависть, добро и зло, «отцы» и «дети», проблемы трагического и комического, прекрасного и безобразного в жизни и искусстве).

Идея: 1. Сущность отношения писателя к жизни. 2. Главная обобщающая мысль. 3. Авторское отношение к изображённому. 4. Вариант решения главной проблемы.

Идея А.Блок: «От истины ходячей всем стало больно и смешно.» Художественная Нет истинной или ложной Связана с оценкой предмета Многозначные художественные образы Научная Есть истинная и ложная Не связана с оценкой предмета Точные формулы, понятия

Форма художественного произвелдения Сюжет- ход событий (как узнал читатель) Фабула - Основной конфликт (То, что было на самом деле) Сюжет-это связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей- история роста и организации того или иного характера, типа. М.Горький Компо- зиция Система персонажей Стиль

С ю ж е т последовательность, ход событий, составляющих содержание художественного произвелдения. «А любит В,В не любит А; когда же В полюбил А, то А уже не любит В.» А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». И.А.Крылов. «Цапля и Журавль.» И.Ильф, Е.Петров: «Ни у кого не украдено и в то же время не своё.»

Внесюжетные элементы 1. Вводные эпизоды – события, вспоминаемые в связи с протекающими сейчас событиями 2. Лирические отступления – приём, заключающийся в отклонении автора от прямого сюжетного повествования. 3. Художественное предварение – сцены, которые предсказывают дальнейшее развитие событий. 4. Художественное обрамление – сцены, которые начинают и заканчивают событие.

Композиция художественного произвелдения (элементы сюжета) 1. Пролог -своеобразное вступление к произвелдению, в котором повествуется о событиях прошлого. 2.Экспозиция-условия, которые вызвали к жизни конфликт. 3. Завязка действия - события, с которого начинаются действия. 4. Развитие действий - ход событий. 5. Кульминация - решающее столкновение борющихся сил. 6. Развязка - разрешение изображаемого конфликта. 7. Эпилог – часть произвелдения, где кратко излагается то, что произошло с действующими лицами.

Особенностями композиции также могут быть: контрастное построение (на основе противопоставления) рассказ от лица автора или от лица героя повествование с обрамлением, или кольцевая композиция включение различных отступлений, вставных эпизодов, подробных описаний непоследовательность событий, нарушение хронологии ведение развития действия в разном композиционном ритме, с разным количеством кульминаций (так, центральными событиями в «Преступлении и наказании» могут считаться помимо убийства все напряженные диалоги главного героя с его духовными «оппонентами» – Порфирием Петровичем и Соней Мармеладовой) раскрытие литературного образа через композиционное сопоставление его с другими героями (Печорин – через сравнение с Грушницким, Вернером, Максимом Максимычем) композиционную роль в произвелдении могут также играть описания природы (финал романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева), детали предметного мира (дорожная шкатулка Чичикова) и т.п. произвелдение может содержать предысторию, предшествующую основным событиям.

Пафос – эмоциональное, художественное выражение идей или, по определению Белинского, «поэтических идей». В большом художественном произвелдении всегда много характеров, отсюда и полифоничность (многоголосие) пафоса. Но всегда доминируют два- три вида пафоса (героический, патриотический, драматический, например в романе «Война и мир»; сатирический и комический – в «Мертвых душах»; романтический – в «Мцыри»; романтико- революционный – в ранних произвелдениях М.Горького; сентиментальный – в романе Достоевского «Бедные люди». Идейно-эмоциональный настрой – это пафос произвел

Конфликт – изображение в произвелдении противоречий эпохи, борьба между группами действующих лиц или отдельными персонажами, противоборство характеров, идей, настроений. Конфликты бывают: Социальные – столкновение интересов определенных общественных групп. (например, людей с буржуазно-мещанскими взглядами и людей, готовящихся строить новое, подлинно- человеческое общество,…) Нравственные – например, в столкновении доброго, совестливого человека с окружающим миром, в котором сместились нравственные нормы. Психологические – борьба отдельных противоречивых мыслей и чувств в душе отдельного человека. Философские Социально-исторические – например, человека передовых убеждений с бездуховной, беспринципной социальной средой. Интимно-личные – борьба между личными желаниями и общественным долгом. Между характером и обстоятельствами. Конфликт характеров – то есть, героев, принадлежащих к одной социальной среде, но разных по характеру. Конфликт противоборствующих сторон одного характера. Например, борьба в душе героя между страстным порывом к личной свободе и счастью и собственными представлениями о нравственности, сложившимися под воздействиями внешних обстоятельств. Конфликты также могут быть: производственные, семейно-бытовые, этические, религиозные, между «отцами» и «детьми», между старым и новым, общественным и антиобщественным, между богатыми и бедными и т.п.

Художественные приемы Портрет – описание внешности героя (Наряду с изображением внешности человека, черт его лица, его одежды, обратить внимание на «внутренний портрет» – совокупность черт характера, мира душеных переживаний. Большое значение имеют портретные характеристики героев в творчестве М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», И.С.Тургенева, «Отцы и дети», И.А.Гончарова «Обломов», Л.Н.Толстого «Война и мир» т.д.) Интерьер – описание внутреннего убранства помещений. Интерьер способен влиять на развитие событий: 1/деталь приобретает символическое значение (кремовые шторы у Турбинных; свеча в «Докторе Жтваго»); 2/создание определенной атмосферы в целом (комната-гроб Раскольникова); 3/влияние на поступки персонажей (шкаф и детская в «Вишневом саду»). Интерьер характеризует социальный статус (богатство – бедность, аристократизм – мещанство, образованность – невежество); черты характера (самостоятельность – стремление к подражанию, наличие вкуса – безвкусица, практичность – бесхозяйственность); сферу интересов и взглядов (западничество – славянофильство, любовь к чтению – безразличие к нему, род деятельности – бездеятельность). 3. Психологизм: изображение поступков героев, их переживаний (исповедь, внутренний монолог – (развернутое высказывание героя, мысленно обращенное к самому себе), диалог, авторская речь, комментарии, мнения других персонажей). Особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движение внутренней жизни героя. Характер персонажа – раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описаниях чувств героя, в его речи. Характеристика героя другими действующими лицами. Сопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставление им (приём антитезы). (Способствует усилению выразительности резко противопоставить противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц). Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж. Художественная деталь. Она является дополнением портретной характеристики, подчеркивает и раскрывает характер человека, зачастую говорит о его привычках, образе жизни и т.д. К художественной детали прибегают практически все писатели. Но наибольшую смысловую нагрузку она несет в творчестве Н.В.Гоголя, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, А.П.Чехова.

ПОВЕСТВОВАНИЕ АВТОРДействующее лицо художественного произвелдения РАССКАЗ -ЧИК Излагает случаи, приключившиеся с другими людьми ГЕРОЙРассказывает свою историю, высказывает своё мнение о других

Роды ЭПОСЛИРИКАДРАМА Про из веде ния ЭПИЧЕСКИЕ ПОВЕСТВУЕТСЯ О ЛЮДЯХ, ИХ СУДЬБАХ, ИХ ЖИЗНИ ЛИРИЧЕСКИЕ В ОСНОВЕ ЧУВСТВА, МЫСЛИ, ПЕРЕЖИВАНИЯ ПИСАТЕЛЯ ДРАМАТИ-ЧЕСКИЕ ПРЕДНАЗНА- ЧЕНЫ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ НА СЦЕНЕ ЖАНРы ЖАНРы 1. Рассказ Эпизод из жизни одного героя 1.Стихо- творение Создано по законам стихотворной речи, передаёт эмоции человека ДРАМАДРАМА произвелдение, предназначен- ное для постановки на сцене 2. Повесть Ряд эпизодов из жизни героя 3. Роман Много событий, охватывающих судьбы ряда действующих лиц ТРАГЕДИЯТРАГЕДИЯ изображает борьбу, обычно оканчиваю- щуюся гибелью героя 2. Ода Стихотворение восторженного характера 4. Былина Произведение о богатырях 3. Элегия Стихотворение, проникнутое грустью 5. Новелла Рассказ с чётким изображением событий, неожиданной развязкой КОМЕДИЯКОМЕДИЯ Поступки персонажа вступают в противоречие с действитель- ностью 4. Эпигра мма Краткое стихотворение, высмеивающее какое- либо лицо 6.Очерк Рассказ, в котором роль вымысла минимальна

Основные роды и жанры литературы Лиро – эпические жанры Басня – короткий нравоучительный рассказ с моралью. Поэма – крупное стихотворение с сюжетной организацией. Баллада – песня с драматическим развитием сюжета. Роман в стихах

Художественные направления: КЛАССИЦИЗМ – литературное направление, возникшее в России во второй четверти ХVIII века, опиравшееся на культ античности и разума, связанное с просветительской идеологией, характерной для продолжателей реформ Петра 1 СЕНТИМЕНТАЛИЗМ – литературное течение конца 18 – начала 19 века, характерное возведением чувства, а не разума в основной оценке добра и зла. РОМАНТИЗМ – направление в русской и европейской литературе к.18 – начала 19 в. Главным предметом изображения в романтизме становится человеческая личность. Романтический герой – это сильная, неординарная натура, человек, обуреваемый страстями и способный творчески воспринимать окружающий мир. Романтический герой, в силу своей исключительности и необыкновенности, несовместим с обществом людей, он чаще всего находится в конфликте с обыденной жизнью, он способен действовать лишь в исключительных обстоятельствах. РЕАЛИЗМ – творческий метод и литературное направление, строящийся на принципах художественного историзма, изображающий «типических героев в типических обстоятельствах».

Приобретенные знания 22 Что означают понятия сюжет, фабула, система образов, пафос, конфликт, родо-жанровая структура произвелдения Особенности литературных направлений

Вопросы для самопроверки Что такое тема, идея, пафос произвелдения? 2. Чем сюжет произвелдения отличается от фабулы? 3. Назовите элементы сюжета. 4. Какие жанры соответствуют какому роду литературы? 3. В чем особенность каждого литературного направления?

Задания для самопроверки 24 Задание 1. Определите проблематику драмы А.Островского «Гроза». В чем специфика жанра этого произвелдения? Задание 2. Назовите преобладающий пафос в таких произвелдениях: Б.Васильев «А зори здесь тихие…», Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы», М.Лермонтов «Герой нашего времени». Задание 3. Определите конфликты следующих произвелдений: «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, «Обломов» И.А.Гончарова. Задание 4 Каковы особенности композиций следующих произвелдений: А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Н.В.Гоголь «Мертвые души»

Задание 5 Определите тему, идею, проблематику произвелдения. К какому литературному направлению относится произвелдение? Каковы особенности композиции романа? Какие художественные приемы использует И.А.Гончаров в описании своих героев в романе «Обломов»?

Рекомендуемая литература Основная Крупчанов Л.М. Теория литературы. Учебник.- М.: Издательство «ФЛИНТА», с. 2. Фесенко Э.Я. Теория литературы. Учебное пособие для вузов.- М.: Академический Проект, Фонд "Мир«, с. 3. Крошнева М.Е.Теория литературы: Учебное пособие.- Ульяновск, 2007