МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТАВРОПОЛЬСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТАВРОПОЛЬСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ.
Advertisements

Малые формы хозяйствования Нижегородской области на : Личных подсобных хозяйств – Крестьянских (фермерских) хозяйств – Сельскохозяйственных.
Объемы инвестиций в агропромышленный комплекс Чувашской Республики млн. руб.
Господдержка, оказываемая АПК Московской области в 2016 году в рамках Государственной программы «Сельское хозяйство Подмосковья» МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО.
1) организации, осуществляющие сельскохозяйственное производство; 2) крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, осуществляющие.
Малые формы хозяйствования Нижегородской области Личных подсобных хозяйств – Крестьянских (фермерских) хозяйств – Сельскохозяйственных потребительских.
Название проекта: Развитие малых форм хозяйствования в АПК Ленинградской области. (Реализуется на основе программы «Развитие малых форм хозяйствования.
Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области г.Ростов-на-Дону.
ПРОЕКТЫ ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ - «РАЗВИТИЕ ПИЛОТНЫХ СЕМЕЙНЫХ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ФЕРМ НА БАЗЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ НА ГОДЫ»
ПРОЕКТЫ ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ - «РАЗВИТИЕ СЕМЕЙНЫХ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ФЕРМ НА БАЗЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ НА ГОДЫ» - «ПОДДЕРЖКА.
1) организации, осуществляющие сельскохозяйственное производство; 2) крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, осуществляющие.
Итоги социально-экономического развития муниципальных районов и городского округа НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ.
Итоги социально-экономического развития муниципальных районов и городского округа НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ.
«Современное состояние и перспективы развития картофелеводства и овощеводства в Пензенской области» Докладчик: Министр сельского хозяйства Пензенской области.
Развитие животноводства в крестьянских (фермерских) хозяйствах Москва 2013 г. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Департамент животноводства.
1 1 НОВЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО ДЕЙСТВУЮЩИМ ПОДПРОГРАММАМ субсидирование затрат на строительство плодохранилищ и создание инженерной инфраструктуры.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ.
Заместитель министра сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Дорошев Иван Александрович Черное море Азовское море Эффективность.
Итоги социально-экономического развития муниципальных районов и городского округа НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ.
Развитие малых форм хозяйствования на территории Верещагинского муниципального района. Государственная поддержка МФХ на региональном и муниципальном уровне.
Транксрипт:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТАВРОПОЛЬСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР» ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 2014 ГОДУ

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ В 2014 ГОДУ В структуре аграрной экономики Ставрополья малые формы хозяйствования являются наиболее динамично развивающимся сектором. В условиях импортозамещения и контр санкций, введенных Правительством РФ, эта часть сельхозтоваропроизводителей в наибольшей степени нуждается в инновационном совершенствовании технологий аграрного производства, постоянном повышении квалификации кадров, получении информационно-аналитических и других видов услуг. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, в Ставропольском крае зарегистрировано крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ), включая индивидуальных предпринимателей, 435 тысяч личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ) и 66 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Сельхозпроизводством реально занимались 6016 КФХ и 883 ИП. Общая площадь землепользований КФХ и ИП составила 924 тыс.га, в т.ч. 706 тыс. га пашни. Посевная площадь - более 560 тыс.га. На долю фермеров и индивидуальных предпринимателей в общекраевом объеме производства сельскохозяйственной продукции растениеводства пришлось 17% зерновых культур (включая кукурузу), 13% подсолнечника, 12% картофеля, более 32% овощей в открытом грунте, около 10% сахарной свеклы. Численность крупного рогатого скота, находящегося у фермеров и индивидуальных предпринимателей, на конец года по оперативной информации Ставропольстата составила 49 тыс.голов (12,6% от общей численности по краю), в том числе: коров – 34,4 тыс. голов (17 %), свиней – 4,3 тыс. голов (1,6%), овец и коз – 1146,3 тыс. голов (48,7%), птицы – 431,6 тыс. голов (2,6%). На этот период реализация скота и птицы в КФХ составила 20,2 тыс. тонн (5,2% от обще краевого объема); валовый надой молока – 34,3 тыс. тонн (4,9 %); яиц ими произведено – 28,3 тыс. штук (3,9%). В хозяйствах населения (ЛПХ) больше всего произведено картофеля – 302 тыс. тонн (76,7%) от обще краевого сбора урожая, плодов – 32,9 тыс. тонн (67,0%), овощей открытого грунта – 208 тыс. тонн (50,3 %) и винограда – 3,5 тыс. тонн (10,0) %. Реализация мяса в ЛПХ на конец года составила – 117,6 тыс.тонн (30,4% от обще краевого показателя); валовой надой молока – 520,7 тыс. тонн (75,2%); производство яиц – 408,8 тыс. штук (57%).

В совокупности малые формы хозяйствования производят свыше 40% валового объема продукции сельского хозяйства региона. В последние годы большое внимание государства и региональной власти уделяется развитию КФХ. Именно для их развития в крае реализованы две ВЦП: «Поддержка начинающих фермеров в Ставропольском крае на годы» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на годы». В 2014 году участниками программы поддержки начинающих фермеров стали 40 КФХ (в 2013 году – 53); средний размер грантов и единовременной помощи составил 0,8 млн. рублей. По данному направлению в 2014 году выделено 32,5 млн. рублей. В рамках программы развития семейных животноводческих ферм участниками стали 41 КФХ (в т.ч. в 2014 году – 12). Средний размер гранта на эти цели составил 4 млн. рублей. Общий объем средств, полученный участниками данной программы, в 2014 году превысил 47 млн. рублей. С учетом востребованности этих программ в годах, средства сохранены на оба направления: и на поддержку начинающих фермеров, и на развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ. В целом по краю общий объем средств господдержки для КФХ составил 541,0 млн. рублей, ЛПХ – 93,4 млн. рублей. Наиболее востребованными видами государственной поддержки для основной части КФХ в 2014 году были: несвязанная поддержка в области растениеводства на 1 гектар посевной площади и субсидирование приобретения сельхозтехники. В меньшей степени – меры поддержки на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, субсидирование части затрат по страхованию урожаев сельхозкультур и многолетних насаждений, а также закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями, виноградниками, раскорчевку старовозрастных садов. Следует отметить, что по действующему законодательству Ставропольского края собственники и владельцы ЛПХ вправе воспользоваться только такими мерами господдержки, как субсидии за реализованные объемы молока, искусственное осеменение с.-х. животных и кредитование МФХ. Модернизации и развитию инфраструктуры по обслуживанию малых форм хозяйствования призвана служить сеть сельскохозяйственных потребительских кооперативов, однако, на практике из них работают лишь единицы. По мнению сельхозтоваропроизводителей, необходимы реальные стимулы для развития сельской кооперации в крае. Переломным моментом в этом направлении, считают сельхоз консультанты, сможет стать программа по развитию сельской кооперации на годы, разработанная специалистами минсельхоза СК.

В числе основных проблем малых форм хозяйствования на селе по-прежнему остаются: – вопросы реализации выращенной ими растениеводческой и животноводческой продукции. В первую очередь, они касаются формирования крупных партий произведенной сельхозпродукции. Итоги работы МФХ Ставропольского края в условиях запрета импорта сельхозпродукции свидетельствуют, что эта проблема еще более обострилась. Положение малого агробизнеса, вытесняемого крупным, ставит его на грань выживания. Решение проблем не представляется возможным без объединения мелких товаропроизводителей в кооперативы и другие сообщества. Кроме того, необходим переход на постоянно действующую систему закупок сельхозпродукции по заранее установленным фиксированным ценам. Возможно также заимствование опыта Белгородской области по переходу на авансовое финансирование полевых работ, при котором фермеры могли бы возвращать долги зерном, исходя из его рыночной стоимости на момент расчета; – недостаточная техническая и энергетическая вооруженность, которая не способствует переходу на современные технологии выращивания сельхозкультур и производства животноводческой продукции; – слабый уровень господдержки. Несвязанную поддержку в растениеводстве крестьяне предлагают довести до уровня не ниже 2 тыс.руб/га; – недоступность кредитов. Требуется снижение процентных ставок в банках; – закредитованность селян. Земли сельхозназначения должны стать для банков гарантией обеспечения залога; – отсутствие мер господдержки для ЛПХ при производстве ими высококачественной импортозамещаемой продукции: мяса, овощей, фруктов и винограда. В этих целях требуются субсидии на приобретение сельскохозяйственных животных, строительство теплиц, приобретение оборудования или возмещение части затрат на ввод в эксплуатацию новых участков с капельным орошением. Большую работу по повышению уровня грамотности населения и внедрению инновационных технологий на селе, проводит сельскохозяйственная служба информационного консультирования. В 2014 году специалистами-консультантами ГКУ «Ставропольский СИКЦ» предоставлено сельскохозяйственным товаропроизводителям края порядка 20,0 тыс. консультаций (в том числе КФХ и ИП – 16,6 тыс.), проведено 56 обучающих семинаров в муниципальных районах по актуальным вопросам совершенствования сельхозпроизводства. Специалистами ГКУ «Ставропольский СИКЦ» ведется постоянная работа по мониторингу деятельности малых форм хозяйствования и оказанию им своевременной адресной информационно- консультационной помощи.

Ресурсный потенциал агропромышленного комплекса Доля в валовом производстве Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели – 13,1% Личные подсобные хозяйства – 27,8% Сельхозпредприятия – 59,1% Структура распределения сельхозугодий сельскохозяйственных организаций 76,4% пашня 21,2 % пастбища 0,5% залежь 0,6% многолетние насаждения 2,1% сенокосы

Динамика численности КФХ и ИП, тыс. ед. Данные Статрегистра СК по ОКВЭД

Распределение действующих КФХ по территории края Данные Ставропольстата

Динамика землепользования, тыс. га Данные Ставропольстата

Состояние крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей Ставропольского края на январь 2015 года Наименование муниципального района Работающие и отчитываю- щиеся КФХ Входящие в районные ассоциации Входящие в реестр господдержки Получившие несвязанную господдержку в растениеводстве Александровский Андроповский Апанасенковский Арзгирский Благодарненский Будённовский Георгиевский Грачёвский Изобильненский Ипатовский Кировский Кочубеевский

* *Оперативная информация Ставропольстата, без учета КФХ в городах краевого подчинения. Продолжение Красногвардейский Курский Левокумский Минераловодский Нефтекумский Новоалександровский Новоселицкий Петровский Предгорный Советский Степновский Труновский Туркменский Шпаковский Итого 5661* *

Техническая модернизация малых форм хозяйствования Ставропольского края Тракторов – 470 шт.Зерноуборочных комбайнов – 180 шт. За счет средств краевого бюджета 58 КФХ в 2014 году получили субсидии в размере 30 процентов от стоимости приобретения технических средств и оборудования. В 2014 году крестьянскими (фермерскими) хозяйствами приобретено 210 тракторов. Юридическими лицами, осуществляющими сельскохозяйственное производство, тракторов. Зерноуборочных комбайнов, соответственно, приобретено 51 и 129 единиц.

Приобретено всеми сельхоз организациями края в 2014 году Наименование муниципального района Количество договоров Приобретено сельхозтехники Сумма субсидий, тыс. руб. Всегов том числе по видам Александровский комбайнов, 3 культиватора, 3 бороны дисковые ,4 2Андроповский---- 3Апанасенковский 5115 тракторов, 3 комбайна, 3 культиватора 6 812,2 4Арзгирский тракторов, 3 комбайна, 2 культиватора, 1 очиститель вороха 6 554,9 5Благодарненский комбайнов, 3 культиватора, 3 бороны дисковые, 2 пневмосепаратора, 1 посевной комплекс 6 266,3 6Будённовский 474 комбайна, 3 бороны дисковые 3 272,3 7Георгиевский 344 комбайна 2 977,5 8Грачёвский---- 9Изобильненский 78 3 комбайна, 3 культиватора, 2 дисковые бароны 3 598,9 10Ипатовский тракторов, 19 комбайнов, 9 культиваторов ,8 11Кировский комбайнов, 6 культиваторов 7 521,7 12Кочубеевский 221 борона дисковая, 1 культиватор 181,4

Продолжение Красногвардейский трактора, 27 комбайнов, 1 культиватор, 1 очиститель вороха ,3 14Курский 111 машина первичной отчистки зерна 75,0 15Левокумский 221 культиватор и 1 дисковая борона 178,3 16Минераловодский 23 2 комбайна, 1 дисковая борона 2 270,0 17Нефтекумский 6116 комбайнов, 4 культиватора, 1 лущильник 5 029,2 18Новоалександровский 8105 комбайнов, 3 бороны дисковые, 2 культиватора 5 339,7 19Новоселицкий 111 трактор 761,3 20Петровский 355 культиваторов 780,0 21Предгорный комбайнов 6 727,8 22Советский 497 комбайнов, 2 культиватора 5 341,6 23Степновский 47 3 комбайна, 2 культиватора, 1 очиститель вороха, 1 борона дисковая 2 762,0 24Труновский 8126 комбайнов, 3 бороны дисковые,3 культиватора 5 553,5 25Туркменский 44 1 трактор, 1 культиватор, 1 пневмосепаратор, 1 сеялка 1 776,6 26Шпаковский---- Итого ,2 Оперативная информация МСХ СК: В 2014 году около 44% субсидий было предоставлено КФХ и ИП.

Структура посевных площадей в малых формах хозяйствования, тыс. га ГодыВсего ЗерновыевсегоПшеница Технические (всего) в т.ч. подсолнечник Сахарная свекла Картофель, овощи и бахчевые ,9363,9239,783,567,62,313, ,9387,1253,760,946,13,114, ,9432,4294,863,049,42,312, ,4449,5332,571,949,51,68, ,1415,2329,180,046,84,19, ,4423,5320,283,748,26,113, ,3413,7313,879,545,95,010, ,7484,0332,083,846,43,053,4* ,0500,9350,782,746,43,653,3* * в том числе с учетом овощей открытого грунта Данные Ставропольстата по форме 29-СХ на г.

Урожайность зерновых и подсолнечника, ц/га Данные Ставропольстата по форме 29-СХ

Урожайность бахчевых, картофеля и овощных культур в КФХ и ИП, ц/га *Оперативные данные * Данные Ставропольстата по форме 29-СХ

Урожайность сахарной свёклы в КФХ и ИП, ц/га Данные Ставропольстата по форме 29-СХ

Основные показатели плодоводства в КФХ и ИП Данные Ставропольстата по форме 29-СХ

Основные показатели виноградарства в КФХ и ИП Данные Ставропольстата по форме 29-СХ

Удельный вес продукции КФХ и ИП в общем объеме сельхозпроизводства края, % Данные Ставропольстата по форме 29-СХ

Удельный вес овощеводческой продукции КФХ и ИП в общем объеме производства овощей, % Данные Ставропольстата по форме 29-СХ

Численность скота (тысяч голов) и его удельный вес (в процентах) в различных категориях хозяйств СХП КФХ и ИП Хозяйства населения Оперативные данные Ставропольстата: за январь-декабрь 2014 г.

Производство основной продукции животноводства в различных категориях хозяйств, % Мясо Молоко Яйца 386,3 тыс. тонн 692,3 тыс. тонн 716,7 млн. штук Оперативные данные Ставропольстата: за январь-декабрь 2014 г.

Реализация животноводческой продукции, тыс. тонн Виды продукции * Мясо (живой вес)9,519,817,718,916,316,417,620,1 Молоко 27,6 23,422,322,721,625,934,3 Яйца, млн. штук 57,949,133,743,046,128,927,528,2 Шерсть в физическом весе, тыс. тонн 1,21,72,02,52,92,82,92,3 * Оперативные данные Ставропольстата

% 11 2 % 10 5 % Динамика роста числа КФХ и ИП в реестре господдержки субъектов АПК СК Процент прироста численности к предыдущему периоду Численность КФХ и ИП Годы 110%

Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в 2015 году Вид поддержки Количество получателей Сумма средств, млн. рублей На возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным на срок от 2 до 10 лет 3217,9 2 На возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам, полученным на пополнение оборотных средств на срок до 1 года 22,8 3 На возмещение части стоимости приобретенных технических средств и оборудования 5812,1 4 На возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз 38474,0 5На поддержку племенного животноводства 31,3 6На поддержку элитного семеноводства 562,0 7На страхование с.-х. культур и животных 7165,1

На возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на развитие малых форм хозяйствования на селе 26346,0 9 На закладку и уход за многолетними насаждениями (виноградарство) 55,8 10 На оказание несвязанной поддержки в области растениеводства ,9 11Субсидий на 1 кг реализованного молока 30,1 12Содержание местных районированных пород скота 16312,8 13На поддержку мелиорации 17,5 14 На возмещение части затрат за реализованные объемы животноводческой продукции (яйца) 24,6 15Поддержка начинающих фермеров 4032,5 16Развитие семейных животноводческих ферм 1247,6 Итого ,0 Продолжение

Уровень господдержки МФХ к общекраевому объему АПК, %

Государственная поддержка на гектар посевной площади в КФХ и ИП Ставропольского края Наименование муниципального района Размер субсидий, руб год 2014 год 1Апанасенковский 496,2377,0 2Арзгирский 579,6382,1 3Левокумский 697,2396,8 4Нефтекумский 650,1351,8 5Туркменский 681,8497,0 Средняя по 1 зоне:621,0401,0 1Александровский 624,4498,2 2Благодарненский 514,7444,6 3Буденновский 650,2538,5 4Ипатовский 615,9468,9 5Курский 764,8515,7 6Новоселицкий 617,0483,2 7Петровский 550,3409,9 8Советский 507,4475,0 9Степновский 566,1618,7 Средняя по 2 зоне:601,2494,7

Наименование муниципального района Размер субсидий, руб год 2014 год 1Андроповский 735,8364,7 2Грачевский 544,3502,6 3Изобильненский 712,0640,2 4Красногвардейский 617,1553,8 5Кочубеевский 694,5662,3 6Новоалександровский 733,5721,8 7Труновский 575,9556,0 8Шпаковский 591,1451,1 Средняя по 3 зоне:650,5556,6 1Георгиевский 596,5509,2 2Кировский 592,7541,7 3Минераловодский 649,0555,1 4Предгорный 547,0497,7 Средняя по 4 зоне:596,3525,9 Средняя по краю:617,4500,6 Продолжение

Ведомственная целевая программа «Поддержка начинающих фермеров на годы», млн. руб. Бюджет Российской Федерации Бюджет Ставропольского края Получили гранты: 2012 г. – 54 фермера 2013 г. – 53 фермера 2014 г. – 40 фермеров Средний размер гранта и единовременной помощи: 2012 год – 1,6 млн. руб год – 0,9 млн. руб год – 0,8 млн. руб. Направления деятельности получателей гранта в 2014 г. Животноводство КРС – 26 Овцеводство – 3 Рыбоводство – 1 Разведение кроликов – 2 Птицеводство - 1 Растениеводство Овощеводство – 4 Зернопроизводство – 2 Садоводство – В рамках ВЦП за годы было создано 155 рабочих мест

Ведомственная целевая программа «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на годы», млн. руб. Бюджет Российской Федерации Бюджет Ставропольского края Средний размер гранта: 2012 год – 16,9 млн. руб год – 3,0 млн. руб год – 4,0 млн. руб год 2013 год 7 ферм по разведению КРС с переработкой продукции; 1 кролиководческая ферма с цехами по забою кроликов. 15 ферм по разведению мясного скота; 3 фермы по разведению молочного скота; 2 овцеводческие фермы; 1 рыбоводческая ферма. 55 В рамках ВЦП за гг. создано 55 рабочих мест. 5 В 2015 году запланировано создать 5 животноводческих ферм год 7 ферм по разведению мясного скота; 2 фермы по разведению молочного скота; 1 овцеводческая ферма; 2 птицеводческие фермы. Получили гранты: 2012 г. – 8 фермеров 2013 г. – 21 фермер 2014 г. – 12 фермеров

Страхование урожая сельскохозяйственных культур на Ставрополье с господдержкой Данные МСХ СК

Динамика изменения страховых сумм по договорам страхования урожая сельхоз организациями Ставрополья, млрд. руб. Данные МСХ СК

Динамика изменения безработицы в сельских районах в годах, тыс. чел. Снижение в 4,2 раза Районы с максимальным числом безработных (свыше 500 чел.): Курский (914); Петровский (769); Георгиевский (751); Ипатовский (640); Апанасенковский (610); Шпаковский (596); Труновский (549); Минераловодский (531); Грачевский (508); Арзгирский (503). Районы с минимальным числом безработных (менее 250 чел.): Александровский (248); Левокумский (216); Новоалександровский (194); Андроповский (164). Данные Министерства труда и социальной защиты населения тыс. чел.

Основные проблемы малых форм хозяйствования в 2014 году и предлагаемые на местах варианты их решения Снижение уровня реальной господдержки. В 2014 году средняя ставка субсидий погектарной поддержки по краю составила 501 руб., что на 19% ниже, чем сумма полученной господдержки в 2013 году. Доведение среднего размера ставки субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства на 1 га посевной площади в размере 2000 руб. Сложности с реализацией произведенной сельскохозяйственной продукции внутри и за пределами региона. Авансирование МФХ под залог урожая. Переход на постоянно действующую систему госзакупок сельхозпродукции по заранее фиксированным ценам. Организация кооперативов по сбору, временному хранению, формированию партий и реализации сельскохозяйственной продукции. Отсутствие свободных земель сельхозназначения в фондах перераспределения районов, невозможность организации новых КФХ и увеличения площадей для работающих КФХ. Упрощение и более активное использование механизма изъятия и перераспределения неиспользуемых или нерационально используемых земель сельхозназначения. Отсутствие общественных пастбищ и сенокосов для скота ЛПХ в сельских поселениях. Выделение для выпаса скота ЛПХ пастбищ вблизи населенных пунктов из земельных угодий сельхозорганизаций, так как эти поля входят в состав земельных паёв их членов. Низкая кормовая продуктивность пастбищных угодий Ставрополья. Разработка краевой ведомственной программы по восстановлению пастбищ или частичная компенсация затрат на их улучшение. Расширение системы подготовки кадров рабочих специальностей для АПК края. Восстановление системы профильного образования по сельскохозяйственным специальностям в муниципальных районах края. Отсутствие стимулов в ЛПХ для увеличения производства и реализация сельхозпродукции (овощи, фрукты, виноград). Господдержка ЛПХ в форме субсидирования производства овощей, фруктов и винограда. Нет реальных стимулов развития сельской кооперации по переработке и реализации сельхозпродукции КФХ и ЛПХ. Принятие краевой целевой программы развития сельской кооперации. Закредитованность МФХ. Включение земель сельхозназначения в залоговую базу.

Предложения по совершенствованию условий пользования малыми формами хозяйствования услугами оптово-распределительных центров Организовать обучение передовым практикам создания на кооперативной основе оптово-распределительных центров (далее - ОРЦ) для малых форм хозяйствования (далее - МФХ) и микробизнеса, успешно функционирующих в других субъектах Российской Федерации (на примере этих регионов). В качестве одного из критериев предоставления средств федерального бюджета на создание ОРЦ в субъектах Российской Федерации, считать удельный вес МФХ в структуре произведенной ими продукции и (или) работ, услуг). В городах республиканского и краевого (областного) значения обеспечить разработку и принятие муниципальных программ по развитию ОРЦ (как на базе существующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов, так и потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации). Строительство новых объектов ОРЦ (не менее двух-трех на регион) и сопутствующей инфраструктуры следует приближать к местам непосредственного сосредоточения крупных транспортных узлов. Обеспечить льготное кредитование для МФХ, осуществляющих строительство (реконструкцию) плодо- и овощехранилищ, складов, холодильных установок, приобретение оборудования для переработки сельхозпродукции. Органам Росстата сформировать систему мониторинга эффективности создания и развития ОРЦ, посредством введения индикативных показателей, учитывающих: численность МФХ, заключивших контракты (договора) на поставку сельхозпродукции, объемы закупки (по видам продукции), закупочные цены, цены реализации из ОРЦ и др. Решению данных вопросов должно предшествовать принятие нормативного правового акта, регулирующего вопросы привлечения межбюджетных средств и межведомственного взаимодействия.

Сельскохозяйственное консультирование В 2014 году сельхозконсультантами края: оказано – 20,0 тыс. актуальных консультаций; в муниципальных районах проведено 56 информационно-обучающих семинаров, на которых присутствовало 2,5 тыс. сельхозпроизводителей; разработано, издано и распространено в районах 95 наименований различных информационных материалов; ежедневно обновляется сайт ГКУ «ССИКЦ», который ежемесячно посещают более 3,6 тыс. сельхозтоваропроизводителей; в целях повышения занятости селян разработано 7 бизнес-проектов и 12 бизнес-планов для малых форм хозяйствования. Деятельность сельхозконсультантов способствовала: повышению уровня грамотности сельского населения; развитию малого бизнеса на селе, посредством участия в региональных программах с господдержкой; росту числа субъектов господдержки в крае; снижению уровня безработицы на селе; росту объемов производства сельхозпродукции в регионе; диверсификации сельской экономики; укреплению деятельности краевой ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других производителей сельхозпродукции Ставропольского края; активизации использования в растениеводстве края ресурсосберегающих технологий и биологизации земледелия; содействию процессов, связанных с профессиональной подготовкой сельской молодежи.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « СТАВРОПОЛЬСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННО- КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР » , г. Ставрополь, ул. Мира, 337, каб. 908, 912, 905, 901, 902. Тел/факс (8652) , , , , ;