«Певец крестьянских детей» Н.П.Богданов-Бельский (1868 – 1945)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Крестьянский вопрос в русской живописи XIX века. Алексей Гаврилович Венецианов 1780 – 1847 гг. Русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской.
Advertisements

Презентация к уроку «Наш край» Куликов Иван Семенович Подготовила: А.А.Лукьянова 2011 год.
Родилась в Петербурге в семье, любившей и понимавшей искусство. Отец будущей художницы служил офицером.
( ). Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты Ковенской губернии. Отец его был мелким служащим,
Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья» Выполнил: Ковалёв Егор, ученик 7 класса Проверила: Фролова Наталья Николаевна.
Жизнь простых людей в творчестве художников 18 века.
Цель: продолжить знакомство с творчеством художников-передвижников – познакомить учащихся с портретами кисти Крамского, Ге, Перова; сопоставить литературу.
Валентин Александрович Серов (1865 – 1911). «Автопортрет» (1885) «В нынешнем веке пишут всё тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать.
Презентация по обществознанию Выполнила: Палий Елизавета, ученица 9 класса Руководитель: Курмаева Ольга Ивановна.
Жизнь и творчество Н.П.Крымова Выполнил.БЕЛОВ.С.А.
Творчество русского художника Перова
Исаак Ильич Левитан Приготовила: Емжина Яна 6 «А» класс.
Николай Петрович Богданов – Бельский Николай Петрович Богданов – Бельский
Подготовка к сочинению по картине Н. П. Крымова « Зимний вечер » Урок развития речи в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ.
Государственное учреждение образования «Средняя школа 1 г. п. Корма» Н.М. Колядко.
«МОЯ МАМА» Подготовил ученик 4 класса «Г» средней школы 1 Волков Сергей.
Антон Павлович Чехов Выполнила работу: Банникова Екатерина Ученица : 6 В класса.
Картина Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет» С.А.Рачинский – замечательный педагог Картина «Устный счет» русского художника Николая Петровича Богданова.
Выполнил: Любимцев Николай ученик 9 «Б» класса МОУ-лицей 21 г.Иваново.
Транксрипт:

«Певец крестьянских детей» Н.П.Богданов-Бельский (1868 – 1945)

Николай Петрович Богданов-Бельский Родился в деревне Шитики Бельского уезда Смоленской губернии 8 декабря 1868 года в семье бобылки. Воспитывался в семье дяди.

В 6 лет выучился читать Псалтирь, занимаясь с церковным сторожем Севастьяновичем. С 9 лет два года посещал образцовую школу в селе Шопотово, устроенную на средства С.А.Рачинского. «Крестьянский мальчик»

В 11 лет был взят С.А.Рачинским в народную школу села Татева. «Он стоит к нам спиной, и хотя лица его не видать, но из одной позы, наклоненной спины и снятого картуза, можно понять, какое у него внутри почтение и какая жажда самому бы в школу попасть». (В.В.Стасов о картине «У дверей школы») « У дверей школы» (1897 г.)

Н.П.Богданов-Бельский о С.А.Рачинском «Это был идеалист, светлая личность. Когда Александр III пригласил его в воспитатели к своим детям, он ответил: «Найдется много людей, которые захотят заменить меня там. Но никто не захочет заменить меня здесь». С.А.Рачинский ( )

С.А.Рачинский на картинах Н.П.Богданова- Бельского «Воскресные чтения в сельской школе » (1895 г.) «Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского» (1895 г.)

Благодаря стараниям С.А.Рачинского в 1882 г. начал обучение в рисовальной школе Троице-Сергиевского посада под руководством иеромонаха Симеона, а в 1884 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. «Приготовление уроков»

Дипломная работа «Будущий инок» (1889 г.) В деревенской избе за столом мальчик внимательно слушает странника-монаха, на лице его можно увидеть всю гамму чувств, вызванную рассказом о неизведанной и влекущей жизни, в которой служат Богу. Прототип картины – Семен Дорофеев, один из учеников школы С.А.Рачинского. Картина отмечена Большой серебряной медалью.

Художник часто вспоминал семью Рачинских, чувствовал себя обязанным ей, здесь он провел много счастливых дней. Хозяйка Варвара Абрамовна Рачинская - родная сестра поэта Е.А.Баратынского, современница А.С.Пушкина, в молодости танцевавшаяся с ним на великосветских балах. В.А.Рачинская

Вся атмосфера дворянского дома была наполнена беседами об искусстве, музыке, театре, заботой о крестьянских детях. Знакомство с Рачинскими на всю жизнь связало Н.П.Богданова-Бельского с высококультурными и талантливыми людьми науки и искусства, ввело в среду высоких нравственных и эстетических интересов.

Этапы пути художника с 1895 – член Товарищества передвижных художественных выставок – художественное училище при Петербургской Академии художеств 1903 – получает звание «академик» 1914 – действительный член Академии художеств – председатель общества петербургских художников имени А.И.Куинджи

Тема просвещения крестьянских детей в творчестве художника

«У больного учителя» (1897) На картине изображен учитель школы села Татева Серяков Аркадий Аверьянович

«У больной учительницы» (1920-е гг.) Моделью послужила спутница жизни художника в 20-е гг. Наталья Антоновна Топорова.

«За книжкой» (1915 г.)

«Дети за пианино»

«Новая сказка» (1891)

« Я так много лет провел в деревне, так был близок сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, что полюбил их за непосредственность, даровитость, что они, как-то сами собой, сделались героями моих картин». (Н.П.Богданов-Бельский)

«За работой»

«Веселая компания» (1920-е)

«Виртуоз»

«Девочка с фонарем» (1908)

«Дети» (1910)

«Девочка» (1920-е)

«Девочки в платочках» (1920-е)

«Зима» (1920-е) «Крестьянские дети» (1915)

«Мальчик со скрипкой» (1897)

«На облаве» (1918)

«Талант и поклонник» (1910-е)

Портретная живопись

«Дама с розами»

«Портрет М.С.Шереметевой» (1898)

«Портрет А.К.Горчакова» (1904)

«Портрет неизвестной дамы в черном платье с кружевным воротником» (1907)

«Портрет артиста Московского художественного театра А.Р.Артёма»

«Портрет девочки»

Темы, навеянные жизнью…

«За чтением письма» (1892) Помощница, муза, натурщица, Наталья Антоновна Топорова на протяжении шестнадцати лет помогала Николаю Петровичу в трудных ситуациях. По ее настоянию они выехали после революции за границу и поселились в Риге. Но судьба все же развела их: в середине 1920-х годов она отправилась в Берлин по поводу устройства выставки работ художника, вела переговоры с берлинским издательством Ольги Дьяковой по выпуску открыток и репродукций с его картин. Затем путь ее лежал в Сопот, Париж, Ниццу. В Ригу она писала письма художнику, звала его на Запад, уверенная в том, что здесь он устроится лучше... Далее след ее теряется.

«Венчание» (1904)

«Вести с войны» (1905) Новую тему принесла русско-японская война. В крестьянской избе с низким потолком молодой учитель у окна читает деревенским старикам известия с фронта. На бородатых лицах видна тревога: сыновья на фронте, за тысячи верст от отцов. Пригорюнилась молодая солдатка, сдерживает плач подросток, прикрыв рот шапкой, серьезно и внимательно слушает учителя старая крестьянка с палкой в руках. И, конечно же, среди взрослых – оставшиеся без кормильцев дети: их чистые лица ясны, они не могут целиком осознать трагических событий.

«Горе» (1909) Обхватил руками голову в безутешном горе у своей избушки старый крестьянин. Умерла жена, нет больше матери у детей. Отец в отчаянии. Что ждет их, сирот?

«Новые хозяева» (1913) Гибнет, разоряется дворянско- помещичье сословие, богатые крестьяне становятся новыми хозяевами жизни в селе, они скупают земли, старые дворянские усадьбы.

«Крестьянин» Сидит у дороги старый крестьянин. Покинувший деревню в поисках работы.

"После Парижа я увлекся «пленнэризмом». Воздух, фигуры среди пейзажа, свет – вот чему с 1905 года я стал отдавать своё внимание". (Из воспоминаний Н.П.Богданова- Бельского)

«Именины учительницы» (1910) Картина представлялась на выставках в Риме, Мюнхене, приобретена любителем живописи и увезена в Лондон.

«Дама на балконе. Кореиз. Портрет И.А.Юсуповой» (1914) Красота южной природы, сидящая в кресле прелестная женщина с живым выражением глаз – во всем покой и гармония.

«Переправа» (1915)

«Пейзаж»

В конце лета 1921 г. художник уехал в Ригу, где собралось много представителей русской интеллигенции. Здесь он открывает свою художественную студию. Работал много и плодотворно, постоянно участвовал в выставках вместе с русскими и латышскими художниками, устраивал и персональные. Вел активную общественную жизнь: член совета Русского драматического театра и Русского клуба, один из организаторов литературно- театрального общества, член общества охотников. Его приглашали в Кружок ревнителей русской старины, в различные комиссии. Как эксперт он участвовал в конкурсах по оформлению витрин.

«Его картины просты, всем понятны приятны по технике и теплому чувству, вложенному в них… Он остается, в общем, по-прежнему скорее наблюдательным рассказчиком, чем чистым живописцем, решающим только задачи своего искусства» ( из газеты «Сегодня»,37 от 16 февраля 1923 г.)

Третья персональная выставка Состоялась в марте 1925 года. Были представлены 83 работы. «Бывший защитник Родины» (1924)

«Натюрморт»

«Пастушка»(1924)

«Цветущий вереск» (1924)

«Весна. Портрет госпожи И.Баумане» (1924)

Богданов-Бельский был высокий, плотный мужчина с умными светлыми глазами, чисто русский тип. В движениях медлителен, внешне спокоен, на голове едва заметная плешь. Всегда гладко выбрит. Не мелочный, с некоторым размахом, но все в меру. Он не любил «сплеча» ругнуть, входил в суть дела и делал осторожные заключения. Жил вдали от интриг и брезгливо к ним относился. В общении прост, умел дружить с людьми и говорил обдуманно и доброжелательно. (Из воспоминаний П.И.Гроссена о Н.П.Богданове-Бельском )

«Человек – великое творение Бога, и к нему надо относиться с уважением, нет ничего легче забросать его грязью,от чего добра не бывает: отмыть-то её трудно». (Н.П.Богданов-Бельский)

Дети Латгалии «А и люблю же я своих латгальских ребятишек – Сашек, Машек, Петек, Гришек, их загорелые лица и лепет!» Н.П.Богданов-Бельский с детьми

«В гостях»«Деревенские дети»

«В лодке» (1930-е)

«Вечер (Удильщик)» (1925)

«Деревенские мальчики» (1936)

«Дети на лошади» (1930-е)

«Дети – рыбаки»

«Едут» (1930-е)

«Летний день» (1931)

«Ловля форели»

«На работу» (1927)

«Праздник на крылечке» (1931)

«Кажется будто вся земля, как цветами, испещрена и населена детскими всходами, пестротой и суетой, радостью, наивностью и прелестной непосредственностью» (из газеты «Сегодня», 46 от 15 февраля 1932 г.)

«В церкви» (1939) Откуда-то звучит Священное Писание, И где-то слышится божественный напев. Внимают чутко им в торжественном молчании Пять юных дев. В их юные сердца незримый западает На почву мягкую евангельский посев. Пречистой Девы лик любовно осеняет Пять чистых дев.

Юбилейная выставка художника (март 1936 г.) 4 тысячи посетителей ( для частных выставок количество посетителей небывалое!) «Выставка прекрасна. В ней свежесть, дух земли, разнообразие тем, красок, мотивов, сюжетов, фигур, лиц, стран, городов, настроений. Времен года – вся жизнь всё то, что мы видим, встречаем, о чем мечтаем, что любим и чем наслаждаемся. Это живая жизнь, воскрешенная старина, это мир, спасенный от забвения» ( из статьи П.Пильского)

«Балиново. Латгальский пейзаж» (1936)

«На пароме»

«Юный музыкант»

«Солнечное утро» (1935)

«Цветущий Яблоневый сад» (1936)

«Богданов-Бельский – популярный русский художник из группы передвижников, со славным прошлым и признанными заслугами, сохранил верность русским типам, которые он встречал у нас в Латгалии. Технически его картины великолепно написаны и разработаны безупречно в реалистически- импрессионистическом духе». Из отзывов латвийских художников Ю.Мадерниекса и Г.Шкилтерса о Н.П.Богданове-Бельском

«В школу» (1941)

«Кондрашка» (1939)

«Пастушок» (1941)

«Сбитенщики»

Семья В 1922 г. художник познакомился с Антониной Максимилиановной Эрхард, которая была замужем за немцем. В 1927 г. она развелась с мужем, оставив себе двух сыновей – Герта и Клауса. В январе 1932 г. А.М.Эрхард и Н.П.Богданов-Бельский обвенчались в Риге в православном Христорождественском храме.

К концу 1930-х гг. художник стал болеть, сказывался возраст и беспрерывная работа. К диабету в к.1939 г. прибавилась новая болезнь, пришлось прибегнуть к операции. В первой половине 1940-х гг., во время немецкой оккупации Богданов-Бельский продолжает писать. Известность его в западных странах и в Германии, немецкое происхождение жены способствовали получению заказов. По- прежнему о его творчестве публикуют газеты. В 1943 г. в Риге на немецком языке выходит монографический альбом «Богданов- Бельский. Жизнь и творчество русского художника».

Осень 1944 года была для художника тревожной. Наступление советских войск заставило его семью принять решение об отъезде в Германию. Корреспондент газеты «Сегодня» застал его за мольбертом, на котором стоял небольшой холст с начатым по этюду латгальским пейзажем. На вопрос корреспондента об отъезде Николай Петрович ответил: «Да, правда, хочу уехать, я уже стар, мне семьдесят шесть лет, жена с сыновьями уезжают на родину. Ведь они немцы... Что же я здесь один-то буду делать? Как буду жить? Я теперь часто прихварываю, а жена и дети так внимательны ко мне. Недавно я ездил в Латгалию... написал много этюдов и сделал много зарисовок, пополнил художественный материал». В конце 1944 года Николай Петрович с женой выехали в Германию и после долгих мытарств, под частыми бомбежками, прибыли в Берлин. Тяжелобольного художника жена привозит в клинику знаменитого профессора Зауэрбруха. Операцию Николай Петрович не перенес. Его не стало 19 февраля 1945 года.

Н.П.Богданов-Бельский, выходец из простой крестьянской семьи, достигший славы благодаря большому таланту, нашел последний приют среди русских князей, на Тегельском православном кладбище Берлина.

Память о всемирно-известном художнике, бывшем воспитаннике педагога- новатора, создателя авторской народной школы С.А.Рачинского живет в стенах музея села Татева Оленинского района Тверской области, носящим его имя, и ее свято берегут нынешние питомцы Татевской школы имени С.А.Рачинского. Здание музея им.Н.П.Богданова-Бельского в с.Татево

Презентация подготовлена членами краеведческого кружка МОУ Татевской СОШ им.С.А.Рачинского под руководством зам.директора по УВР, учителя истории и обществознания, руководителя музея им.Н.П.Богданова- Бельского (с.Татево Оленинского района Тверской области) Марченковой В.М. с использованием материалов музея и альбома «Богданов-Бельский»(изд. «Белый город», Москва, 2005 г.)