Особенности лирики А.А. Фета. И пока святым искусствам Радуется свет, Будет дорог нежным чувством Вдохновенный Фет. К. Фофанов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Темы и проблемы Русской поэзии XIX века. Темы поэзии Нравственно- эстетическая проблематика Философская проблематика Эстетическая проблематика Социально-
Advertisements

Афанасий Афанасьевич Фет Клод Моне «Японский мостик»
« Философия природы в лирике А.А.Фета». Нельзя пред вечной красотой Не петь, не плакать, не молиться. А. Фет.
Афанасий Афанасьевич Фет Художественные особенности поэзии.
Интегрированный урок литературы и музыки: «Родная природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, в музыке С.В. Рахманинова и в живописи И.И. Левитана»
Лирика и судьба А. А. Фета ( ) II урок Если хочешь ты душу мою разгадать, то перечти со вниманием эту тетрадь. А. Фет.
Лирика Фёдора Тютчева и Афанасия Фета
Любовная лирика А. С. Пушкина Урок литературы в 9 классе.
«Жалей того, кто с идеалом Столкнется здесь лицом к лицу. Его душа крылом усталым Вспорхнёт и улетит к Творцу». Владимир Палей.
Особенности поэтического мира А.А.Фета И пока святым искусством Радуется свет, Будет дорог нежным чувством Вдохновенный Фет.
Электронные учебные материалы к уроку литературы в 9 классе по лирике Тютчева и Фета Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы.
Их взоры прикованы к небу (Мотив звезды в русской поэзии XIX и XX века) Исследовательская работа Учащихся 11Б класса МОУ СОШ 10 с углублённым изучением.
«я помню чудное мгновенье...» «я помню чудное мгновенье...» Гриневич Л.А., учитель физики МОУ СОШ 1 г. Богданович.
Задачи семинарского занятия «Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С.Пушкина»: -показать красоту любовных чувств поэта; -познакомить с адресатами.
Что в имени тебе моем?... …есть сердце, где живу я»
«Традиции русского народного творчества в поэзии XIX века. (Особенности поэтического мира А.А.Фета)»
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Романтический мир раннего Блока». Матвеева Е.А ГОУ ОСОШ 10 Санкт-Петербург.
Душа человека и ее отражение в литературе, изобразительном искусстве и музыке (интегрированный урок: литература - ИЗО,8 класс) Хомутовская О.Н. учитель.
Искусство образной речи урок-исследование художественного текста А.А.Фета «Я тебе ничего не скажу…» Составила учитель: Тарасенко С.И. Муниципальное общеобразовательное.
И сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не может …
Транксрипт:

Особенности лирики А.А. Фета

И пока святым искусствам Радуется свет, Будет дорог нежным чувством Вдохновенный Фет. К. Фофанов

План урока: 1. Слово и музыка в лирике Фета 2. Он гимны пел родной природе… В сроках рифмованных мелодий (А. М. Жемчужников) 3. Нельзя пред вечной красотой Не петь, не плакать, не молиться (А. Фет) 4. Чистое искусство 5. Импрессионизм 6. Жизнь после смерти

А.В. Дружинин: Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой… Поэт уясняет нам мимолетные порывы собственных сердец наших перед той или иной сценой природы, выговаривает то самое, что мы сами сказать бы хотели… автор … в высочайшей степени обладает еще одной особенностью, редкою в нынешних поэтах, именно высокой музыкальностью стиха… мы не знаем стихотворений г.Фета, составленных немузыкально.

П.И. Чайковский о Фете: «Это не просто поэт, скорее поэт – музыкант, как бы избегающий таких тем, которые легко поддаются выражению словом».

Мотив невыразимого: «О, если б без слова Сказаться душой было можно!» «Людские так грубы слова, Их даже нашептывать стыдно!» «И что один твой выражает взгляд, Того поэт пересказать не может.» «Чего не выскажешь словами, Звуком на душу навей» «Как беден наш язык! – Хочу и не могу.- Не передать того ни другу, ни врагу, Что буйствует в груди прозрачною волною.»

Л.Н. Толстой: Поэзия безыскусственна; когда Фет писал: Не знаю сам, что буду петь, - но только песня зреет, - этим он выразил настоящее, народное чувство поэзии. Мужик тоже не знает, что он поет – ох, да-ой, да-эй, - а выходит настоящая песня, прямо из души, как у птицы.

Мотив «двоемирия»: Два мира властвуют от века, Два равноправных бытия: Один объемлет человека, Другой – душа и мысль моя.

А.А. Фет: Мы постоянно искали в поэзии единственного убежища от всяческих житейских скорбей, в том числе и гражданских … Жизнь и поэзия – несовместимы.

Журнал Современник: Русская литература…перестает объясняться на языке богов, а русская публика… перестает увлекаться мерными и пустозвонными фразами к луне, к звездам, к девам, - и поэт, который в настоящую минуту вздумал бы объясняться с девою так: Фосфор в бешеном сиянье Взоры чудные твои, И чистейшее дыханье Веет мускусом любви… - Такой поэт был бы решительно всеми осмеян…

Журнал Современник: Да, мы с каждым годом все более и более отвыкаем от языка богов и приучаемся к языку человеческому: мы уже не мечтаем о заоблачных кельях, не прорываемся в неведомую даль, а начинаем заниматься более существенными и более дельными, совершенно земными вопросами. Из этого, однако ж, не следует, чтобы мы совсем изгоняли поэзию: сохрани нас, Боже, от этой мысли! Мы только думаем, что поэзии нашего времени уже неприлично витать в беспредельных пространствах и заноситься за облака… Эта поэзия, чтобы мы могли вполне ей сочувствовать, должна оставаться с нами на земле и заговорить языком человеческим, понятным для всех, а не для одних избранных

Д.И. Писарев: Им доступны только маленькие треволнения их собственного узенького психического мира: как дрогнуло сердце при взгляде на такую-то женщину, как сделалось грустно при такой-то разлуке… - все это описано, может быть, и верно, все это выходит иногда очень мило, только уж больно мелко… Ведь нельзя, называя себя русским поэтом, не знать того, что наша эпоха занята интересами, идеями, вопросами гораздо пошире, поглубже и поважнее ваших любовных похождений и нежных чувствований!

Поэзия 1860 – 1880 гг Школа чистой поэзии Школа демократической поэзии Поэзия сердца Поэзия мысли А.А. ФетН.А. Некрасов - развивали романтическую традицию - эстетизация действительность - созерцательность - вечные темы и проблемы, аутизм - литературный язык, приподнятая лексика - внимание к философским проблемам бытия - интерес к вопросам художественной формы -действительность в противоречиях и контрастах -активная жизненная позиция - социальная тематика, проблематика - элементы разговорного языка, сниженная лексика - возвращение декабристкой лексики - гражданственность -народность - приоритет содержания над формой теория чистого искусства развивали реалистическую традицию

М. Эпштейн о Фете: Самый частый эпитет, который прилагает Фет к явлениям природы, - трепещущий и дрожащий. Трепетно светит луна, солнце горячим светом по листам затрепетало, хор светил, дрожал, и листья, и звезды трепещут, все трепещет и поет поневоле - в этом всеобщем трепете жизни, сливаясь с ним каждой жилкой, участвует лирический герой: Я слышу биение сердца и трепет в руках и ногах…. Вообще ему близко все гибкое, нежное, летучее, трепещущее - природа предстает в отблесках, тенях, сгущениях, отражениях; эти воздушные переливы красок сближают его поэзию с живописью импрессионистов.

Импрессионизм - Направление в искусстве последней трети XIX в.-начала XX в., основанное на стремлении отразить реальный мир в его подвижности, изменчивости и запечатлеть собственные ощущения художника, композитора и т.п

Э. Мане

Э. Дега

О. Ренуар

К. Писсаро

Какие черты поэтики Фета пародирует Минаев? Холод, грязные селенья, Лужи и туман, Крепостное разрушенье, Говор поселян. От дворовых нет поклона, Шапки набекрень, И работника Семена Плутовство и лень. На полях чужие гуси, Дерзость гусенят, - Посрамленье, гибель Руси, И разврат, разврат!.. Д. Минаев.

Какую черту, особенность лирики Фета высматривает поэт? Д. Минаев. Пусть травы на воде русалки колыхают, Пускай живая трель ярка у соловья, Но звуки тишины ночной не прерывают… Как тихо… Каждый звук и шорох слышу я. Пусть широкий круг бежать по влаге гладкой, Порой тяжелый карп плеснет у тростников; Ветрило бледное не шевельнет ни складкой; Уснули рыбки у сонных огоньков. Скользит и свой двойник на влаге созерцает, Как лебедь молодой, луна среди небес. Русалка белая небрежно выплывает; Уснуло озеро; безмолвен черный лес.

В 1863 году поэт Д. Минаев, близкий к революционно- демократическим кругам, группировавшимся вокруг журнала «Современник», опубликовал ряд пародий на стихи Фета. Какие стихотворения, и какие черты поэтики Фета пародирует Минаев? Гоняйся за словом тут каждым! Мне слово, ей-богу, постыло!.. О, если б мычаньем протяжным Сказаться душе можно было. Д. Минаев.

Реминисценция - 1. Смутное воспоминание. // Явление, наводящее на воспоминание, сопоставление с чем-л. 2.Черты, мелодии и т.п. чужого или ранее написанного произведения (в поэзии, музыке и т.п.), навеянные воспоминаниями о таких произведениях; отголосок