Особенности изображения внутреннего мира человека в литературе 19 века.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Литературные направления. Вспомним Литературное направление объединяет наиболее общие, характерные черты художественного стиля той или иной эпохи.
Advertisements

Шедевры русской литературы 19 века.. Русская литература всегда отличалась необыкновенной чуткостью к решению нравственных вопросов. Великий поэт гордился.
Психологизм романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
« Герой Нашего Времени … это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения ». М. Ю. Лермонтов.
Русская литература 19 века Романтизм.. Романтизм как направление в литературе Французское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века.
ГУ «Пешковская СШ» ОО Фёдоровского района» Тема: «Становление личности в произведениях казахской и русской детских литератур»
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Русская литература 18 века. Классицизм. ПЛАН: На какой социальной основе возникло литературное направление классицизма? Основные приметы и примеры классицизма.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
?? ? ? Эпос род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем).
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР-РОМАН. КОНЕЦ 19 ВЕКА.. В XIX веке роман становиться самым популярным жанром литературы, этот жанр не имеет строгих канонов и постоянно.
Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ 7.
Драматургические опыты А.П.Чехова. История создания пьесы «Вишнёвый сад». Сложность и многозначность отношений между героями пьесы Урок литературы в 11.
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» как социально - психологический роман» (Автор: Кулиш Евгения)
К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению.
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Транксрипт:

Особенности изображения внутреннего мира человека в литературе 19 века

Внутренний мир Внутренний (субъективный) мир психическая реальность, организованное содержание человеческой психики, потребностно- эмоционально- информационная субстанция, вся сознательная духовная жизнь человека, источник его духовной энергии. Внутренний (субъективный) мир психическая реальность, организованное содержание человеческой психики, потребностно- эмоционально- информационная субстанция, вся сознательная духовная жизнь человека, источник его духовной энергии.

В современном словоупотреблении душа синоним внутреннего мира, хотя это не совсем точно. Внутренний мир может расширяться за счет знаний и кругозора, но душа при этом может и не развиваться. Тем более ум и дух не синоним внутреннего мира. Внутренний мир может быть богатым, глубоким, гармоничным, сложным или простым. В современном словоупотреблении душа синоним внутреннего мира, хотя это не совсем точно. Внутренний мир может расширяться за счет знаний и кругозора, но душа при этом может и не развиваться. Тем более ум и дух не синоним внутреннего мира. Внутренний мир может быть богатым, глубоким, гармоничным, сложным или простым. Уникальный облик и неповторимый внутренний мир человека складывается из множества составляющих: наследственности, особенностей внутриутробного развития, типа нервной системы и сформированного характера, природных способностей и выбранных интересов, жизненного опыта и влияния окружающих, заявленных ценностей и убеждений, глубинных (самим человеком не осознаваемых) установок, а также многого другого. Уникальный облик и неповторимый внутренний мир человека складывается из множества составляющих: наследственности, особенностей внутриутробного развития, типа нервной системы и сформированного характера, природных способностей и выбранных интересов, жизненного опыта и влияния окружающих, заявленных ценностей и убеждений, глубинных (самим человеком не осознаваемых) установок, а также многого другого. Википедия Википедия

Внутренний мир человека интересовал русских писателей всегда Вспомните древнерусскую литературу: Вспомните древнерусскую литературу: На заре в Путивле причитая, На заре в Путивле причитая, Как кукушка раннею весной, Как кукушка раннею весной, Ярославна кличет молодая, Ярославна кличет молодая, На стене рыдая городской… На стене рыдая городской… Самым распространённым жанром того периода были жития святых, и уже в них есть зачатки внимания к внутреннему миру героя, хотя основная цель этих произведений – религиозное наставление.

Первые два десятилетия 19 в. отмечены противостоянием литературных течений архаистов и новаторов. Архаисты были сторонниками классицистской жанровой системы и культивировали «высокие» жанры (оду, героическую поэму). Новаторы ориентировались на поэтическое творчество Карамзина и выдвигали на первый план «средние» жанры (элегию, дружеское послание, идиллию, мадригал), а основой литературного языка, по их мнению, должен быть «средний» стиль, ориентированный на разговорную речь просвещённого дворянства. Первые два десятилетия 19 в. отмечены противостоянием литературных течений архаистов и новаторов. Архаисты были сторонниками классицистской жанровой системы и культивировали «высокие» жанры (оду, героическую поэму). Новаторы ориентировались на поэтическое творчество Карамзина и выдвигали на первый план «средние» жанры (элегию, дружеское послание, идиллию, мадригал), а основой литературного языка, по их мнению, должен быть «средний» стиль, ориентированный на разговорную речь просвещённого дворянства. Вслед за новым стилем шли и новые герои. Вслед за новым стилем шли и новые герои.

Объект изображения в произведениях 19 века РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ «ОМЕРТВЕВШАЯ» ДУША «ЛИШНИЙ» ГЕРОЙ «НОВЫЙ» ЧЕЛОВЕК «ЕСТЕСТВЕННЫЙ» ЧЕЛОВЕК «МАЛЕНЬКИЙ» ЧЕЛОВЕК Приведите примеры героев каждой группы из известных вам произведений

Жанр социально- психологического романа В 1850-х гг. доминирующим прозаическим жанром становится роман. Одним из создателей социально- психологического романа вслед за Пушкиным и Лермонтовым был И.С. Тургенев. В 1850-х гг. доминирующим прозаическим жанром становится роман. Одним из создателей социально- психологического романа вслед за Пушкиным и Лермонтовым был И.С. Тургенев. В развитии психологической прозы новым явлением были «кавказские» рассказы, трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857) и «Севастопольские рассказы» (1855– 1856) Л.Н. Толстого (1828–1910). В этих произведениях отсутствовал сюжет как основа повествования, художественной доминантой становилась смысловая соотнесённость событий, их восприятие рассказчиком. Психологизм Толстого отличался вниманием к тайным, подспудным движениям души, к противоречивому сцеплению разнородных, противоречивых мыслей и чувств (Чернышевский назвал этот психологизм «диалектикой души»). В развитии психологической прозы новым явлением были «кавказские» рассказы, трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857) и «Севастопольские рассказы» (1855– 1856) Л.Н. Толстого (1828–1910). В этих произведениях отсутствовал сюжет как основа повествования, художественной доминантой становилась смысловая соотнесённость событий, их восприятие рассказчиком. Психологизм Толстого отличался вниманием к тайным, подспудным движениям души, к противоречивому сцеплению разнородных, противоречивых мыслей и чувств (Чернышевский назвал этот психологизм «диалектикой души»).

Приёмы изображения внутреннего мира героя в русской литературе 1. Психологический портрет героя. 1. Психологический портрет героя. 2. Авторская оценка героя. 2. Авторская оценка героя. 3. Отношение к данному герою других героев произведения. 3. Отношение к данному герою других героев произведения. 4. Изображение героя в противопоставлении или сопоставлении с другими героями произведения. 4. Изображение героя в противопоставлении или сопоставлении с другими героями произведения.

5. Монолог героя: дневниковые записи, самоанализ и впервые появившийся в романе «Анна Каренина» Л.Толстого поток сознания, развитый впоследствии модернистами (Дж.Джойс «Улисс»). 5. Монолог героя: дневниковые записи, самоанализ и впервые появившийся в романе «Анна Каренина» Л.Толстого поток сознания, развитый впоследствии модернистами (Дж.Джойс «Улисс»). 6. Испытание героя сильным, глубоким чувством 6. Испытание героя сильным, глубоким чувством

Домашнее задание Ответьте на вопрос: Ответьте на вопрос: В чем особенности изображения внутреннего мира человека в русской литературе 19-н.20 веков. (На примере прочитанных произведений). В чем особенности изображения внутреннего мира человека в русской литературе 19-н.20 веков. (На примере прочитанных произведений).