ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Биография Хаммурапи царь Вавилона, правил приблизительно в годах до н. э., из I Вавилонской ( аморейской) династии.
Advertisements

Доброе утро!. Проверка знаний Покажите на карте территорию Междуречья. Покажите на карте территорию Междуречья. Чем занимались жители Междуречья? Чем.
Древняя Месопотамия. Месопотамия Двуречье, Междуречье, природная область в Западной Азии, в бассейне рек Тигр и Евфрат.
Законы Хаммурапи - свод законов рабовладельческого государства, названный по имени царя Вавилонии в гг. до н.э. Ценный памятник древневосточного.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы История Древнего мира 5 класс.
Подготовила студентка 1 курса Экономического факультета Мехтиева Кристина.
«Защита прав потребителей» Урок экономики Подготовлен учителем МБОУ СОШ 70 Мясниковой Н.Ф. ко Дню защиты прав потребителей.
МОУ СОШ 8 Мастер-класс Учитель истории Иванова Наталья Ивановна.
гг до н. э.. ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ- Одной из рек Двуречья был... Государство в Двуречье возникло.. Башни в городах Двуречья назывались В.
Государства Ближнего Востока в древности Великие империи древности.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы 5 класс. В самом центре междуречья, где близко сходятся Тигр и Евфрат расположен город Вавилон. Благодаря выгодному.
Кроссворд к теме «Древнее Двуречье».. По горизонтали. 1.Река. 2.Государство, возвысившееся в 24 в. до н.э. 3.Письменность. 4.Город, процветание которого.
Глава 5 Западная Азия в древности. Город из глиняных кирпичей 1 2.
ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ. В самом центре междуречья, где близко сходятся Тигр и Евфрат расположен город Вавилон. Благодаря выгодному местоположению он стал.
Месопотамия Месопотамия. Законы Хаммурапи - свод законов рабовладельческого государства, названный по имени царя Вавилонии в гг. до н.э. Ценный.
ПРАВО ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА Законы царя Хаммурапи. Немного о Вавилоне Известен прежде всего как : Являлся одним из крупнейших городов древнего мира Вавилонская.
Древняя Месопотамия Рузыбаев Егор Университет Низами.
Вавилонское царство и законы царя Хаммурапи. © Мерзликина Г. В., 2009.
Урок истории 5 класс Тема: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы». Учитель: Клименко С.Н.
ПОКАЖИ СВОЁ НАСТРОЕНИЕ Вавилонский царь Хаммурапи и его законы Выход.
Транксрипт:

ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ СВОД ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ (ИЛИ КОДЕКС ХАММУРАПИ), СОЗДАННЫЙ ЦАРЁМ ХАММУРАПИ В КОНЦЕ ЕГО ПРАВЛЕНИЯ (ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО В 1750-Х ГОДАХ ДО Н. Э.), ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПАМЯТНИКОВ. СОХРАНИЛСЯ В ВИДЕ КЛИНОПИСНОЙ НАДПИСИ НА ЧЁРНОЙ ДИОРИТОВОЙ СТЕЛЕ, НАЙДЕННОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИЕЙ ЖАКА ДЕ МОРГАНА В ХОДЕ РАСКОПОК В ГОДАХ В СУЗАХ (ТЕРРИТОРИЯ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ), В СОВРЕМЕННОЙ ПРОВИНЦИИ ХУЗЕСТАН В ИРАНЕ.ХАММУРАПИДИОРИТОВОЙАРХЕОЛОГИЧЕСКОЙЖАКА ДЕ МОРГАНА ГОДАХСУЗАХМЕСОПОТАМИИ Современные издатели делят свод на 282 статьи (37 статей, как полагают многие, были стёрты ещё в древности, но частично восстановлены по глиняным табличкам, найденным в различных местах, в частности в библиотеке Ашшурбанипала).библиотеке Ашшурбанипала

ХАММУРАПИ 6-й Вавилонский царь Вавилонский царь до н. э.1750 до н. э. Предшественник: Син-мубаллит Син-мубаллит Преемник: Самсу-и луны Самсу-и луны Вероисповедание: шумеро- аккадская мифология шумеро- аккадская мифология Рождение: неизвестно Смерть: 1750 до н. э. Род: I вавилонская династия Отец: Син-мубаллит Син-мубаллит Дети: сын: Самсу-и луна Самсу-и луна Царь Хаммурапи получает законы от солнечного бога Шамаша (рельеф верхней части столба Свода Законов)Шамаша

НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ Дата рождения Хаммурапи неизвестна. Поскольку правление Хаммурапи длилось 43 года, можно предположить, что на момент своего прихода к власти он был ещё очень молод. Этимология имени «Хаммурапи» до сих пор является предметом дискуссии: некоторые учёные предпочитают чтение «Хамму-раби» и переводят «Предок велик», другие читают «Хамму-рапи» со значением «Предок целитель». До начала XVII века до н. э. это имя не засвидетельствовано, однако затем внезапно приобретает популярность: не менее трёх царей, современников Хаммурапи, были его тёзками. Более того, это имя носили не только правители, но и частные лица. В момент воцарения Хаммурапи Вавилония в политическом смысле была скромным царством, которое существовало менее века. Кроме столицы оно включало следующие города: Сиппар, Киш, Кута, Борсиппа, Дильбат и Марад. Таким образом, власть вавилонского царя распространялась на территории отстоящие от столицы не более чем на 80 км. Небольшое царство Вавилония было окружено тремя грозными соседями: царствами Ларсы, Эшнунны и царством Шамши-Адада I в Верхней Месопатамии. Кроме того, важная роль в истории царствования Хаммурапи была уготована нескольким более удалённым державам. В Западной Сирии за гегемонию боролись царства Ямхад и Катны. На крайнем востоке ближневосточного региона, на территории современного Ирана, располагалось Эламское царство, которое в этот период представляло значительную силу.ЭтимологияXVII века до н. э.Сиппар КишКута БорсиппаДильбат МарадЛарсы ЭшнунныШамши-Адада IЯмхад КатныИрана Эламское царство

Эламиты активно участвовали в месопотамской политике того времени и все месопотамские цари признавали суккальмаха верховным арбитром. Хаммурапи, как и многие цари Двуречья до него, начал своё царствование с традиционного мероприятия установления «справедливости», то есть с отмены долгов и прощения недоимок, который был увековечен в датировочной формуле его второго года. Имеющиеся в нашем распоряжении сведения о политической истории Вавилонского царства в течение первых 15 лет правления Хаммурапи довольно ограничены. Большая часть названий лет этого периода посвящена строительным работам или приношениям богам. Только названия 7-го, 8-го, 10-го и 11- го годов имеют военно политическое содержание. Из них нетрудно заключить, что Хаммурапи был озабочен расширением своей территории не только по оси, образуемой течением Евфрата (Исин и Урук на юге,Рапикум на севере), но также и на востоке, в направлении Тигра (Малгиум). В датировочной формуле своего седьмого года (1787/1786 до н. э.) Хаммурапи упоминает о завоевании Урука и Исина: к тому моменту эти города уже давно (в течение 15 и 6 лет соответственно) находились под контролем царя Ларсы Рим- Сина. Вавилонское войско стояло в одном переходе от столицы Рим-Сина.суккальмаха ДвуречьяИсин УрукРапикум Малгиум до н. э.Ларсы Рим- Сина

Известно также, что часть населения Исина была уведена в плен войсками Хаммурапи: некоторые жители Исина прожили несколько лет в Мараде, на вавилонской территории, и лишь затем смогли вернуться домой. Может показаться удивительным, что Рим-Син так быстро уступил эти два важных города своему северному соседу, но, возможно, за спиной Хаммурапи стоял могущественный верхние месопотамский царь Шамши- Адад I, оказавший вавилонянам военную помощь. Однако торжество молодого царя было преждевременным. На следующий год война с Ларсой продолжилась (так надо понимать указание на страну ямутбалы в датировочной формуле 8-го года Хаммурапи (1786/1785 до н. э.). Враги династии Кудурмабуга обычно называли царство Ларсы страной племени ямутбалы), но военные действия шли уже гораздо ближе к Вавилону, чем к Ларсе, на берегах «Свекольного канала» (И-шумундар), прокопанного ещё по приказу Апиль-Сина, деда Хаммураппи, и, значит, не на территории царства Ларса. Обнаруженные археологами частные архивы показывают, Урук и Исин очень скоро снова оказались под властью царя Ларсы. С этих пор между Хаммурапи и Рим- Сином надолго устанавливается мир. Наступательные действия Хаммурапи ведёт теперь в других направлениях Ларсойямутбалы до н. э.Кудурмабуга ЛарсыямутбалыВавилону ЛарсеАпиль-Сина ЛарсаРим- Сином

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАМЯТНИКА Законы выбиты клинописью на обеих сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского языка. В эпоху Хаммурапи этот стиль письма употреблялся обычно в скульптурных произведениях и официальных надписях, тогда как частные деловые документы и переписка этого времени производилась при помощи древневавилонского курсива, очень сходного с ассирийской клинописью. В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, стоящий в молитвенной позе и получающий законы из рук бога солнца Шамаш (по другой версии, на стеле изображен бог Мардук), сидящего на троне. Часть текста законов была сбита и может быть частично восстановлена по другим источникам (например, цитатам законов на глиняных табличках). Скорее всего, что целью создания стелы было торжественное заявление перед подданными о вступлении в силу содержащегося в ней законодательства, а не предоставление её для всеобщего использования. Для судебной практики, вероятно, законы воспроизводились в виде глиняных плит.Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и являются одним из важнейших источников для изучения права и социально- экономического устройства Месопотамии того времени. В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью. Некоторые исследователи отмечают, что из Кодекса Хаммурапи фактически вытекает современный принцип презумпции невиновности («невиновен, пока не доказано обратное»). В случае членовредительства последовательно проводится принцип талиона (око за око), хотя если социальный статус виновного выше, чем у пострадавшего, наказание значительно мягче. В настоящее время столб с законами Хаммурапи хранится в Парижском музее Лувр. Точную копию столба можно также увидеть в Москве, в Учебном художественном музее слепков им. И. В. Цветаева филиале Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, а также в Переднеазиатском музее в Берлине.клинописью аккадского языка ХаммурапиШамаш МардукшумерскойМесопотамиипрезумпции невиновности принцип талиона ПарижскомЛувр МосквеУчебном художественном музее слепков им. И. В. Цветаева Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Переднеазиатском музее Берлине

РАЗДЕЛЫ ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ В предисловии к статьям законов содержатся многочисленные религиозные формулы, славящие богов и царя. При этом особо отмечается, что главные черты Хаммурапи, делающие его достойным правителем, это его смирение перед богами и покорность их воле. Среди деяний царя прославляется, в первую очередь, укрепление храмов. По всей видимости, царская власть считалась божественной по своему происхождению, а царь был прежде всего исполнителем воли богов. Светская власть царя тесно была связана с властью жречества.

СТАТЬИ ЗАКОНОВ 1-4: защита чести и достоинства граждан. Наказание очень строгое «Если человек обвинил (другого) человека и возвёл на него обвинение в убийстве, но не уличил его, обвинитель его должен быть убит». 5: неизменность и обязательность судебных решений, строгое наказание судье большой штраф и невозможность оставаться судьёй за подкуп. 6-13: определены способы установления факта кражи и назначено наказание за неё смерть. 14: похищение детей. Наказание смерть : статьи, защищающие рабовладение. Наказание за пособничество бегству рабов смерть. 21: неприкосновенность жилища граждан. Наказание смерть : возмещение урона, нанесённого человеку грабителями, община или староста должны были возместить весь ущерб. 25: воровство при пожаре наказание: «человек должен быть брошен в этот огонь». 26: уклонение от воинской службы. Наказание смерть : судьба имущества (поле, сад, дом), выданного царём ре думу или баируму, которые за это должны нести воинскую службу. Наследственная передача имущества и воинской повинности. Невозможность продажи выданной царём собственности, а также передачи его жене или дочери.

40-41: регулируются вопросы гражданского звания путём покупки имущества : вопросы аренды поля и ответственности арендатора с указанием штрафов и наказаний за нерадивость. 47: преимущественное право арендатора возобновить аренду. 48: защита арендатора от стихийных бедствий «проценты за этот год не платить» : наёмным работникам на поле не принадлежат результаты их труда : если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, которая находится на его земле, то в наказание он должен возместить убытки вплоть до продажи его самого в рабство : выпас скота на поле. Наказание 20 гуров зерна за каждый бур площади, если это произошло ранней весной, или 60 гуров зерна, если летом или осенью, причём урожай с испорченного поля должен собрать сам пастух. 59: недопустимость уничтожения садов граждан. Штраф за каждое дерево 1/2 мины серебра : регулирование отношений аренды сада, найма садовника. При аренде существующего сада чётко указано, что 2/3 дохода принадлежит хозяину. При закладке нового сада на 5-й год садовник приобретает право на половину сада, но до этого не получает ничего.

71: статья, посвящённая свободной купле-продаже земли, не являющейся условным держанием. 73: аренда жилища. Авансовый платёж возвращается жильцу полностью, если договор аренды расторгается по инициативе хозяина жилища. 88: предельная ставка процента ростовщику: 33,5 % зерном или 20 % серебром. Нарушение курса в большую сторону освобождает должника от обязательств : установлен курс возврата долга, взятого серебром, если он возвращается в виде зерна: 100 ка серебра = 1 гур зерна : ростовщики обязаны засвидетельствовать сделки перед представителем государства. Наказание ростовщику вплоть до потери права на весь долг : не сохранились. 99: распределение прибыли и убытков в товариществах поровну поделить перед богом : пока не обобщены. Значительная часть из них относится к семейному праву. Также есть статьи о положении рабов