ПОЧВА – ОСОБОЕ ПРИРОДНОЕ ТЕЛО. создать условия для получения новых знаний по изучению и первичному закреплению нового материала по теме «Почва - особое.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку географии в 8 классе. Автор: Дальниковская М.И. учитель географии МКОУ Выкопанская СОШ.
Advertisements

Презентация к уроку географии в 8 классе. Автор: Зиновьева Е.Л., учитель географии ГОУ СОШ 18 г. Москвы.
Характеристика основных типов почв России.. Что такое почва? Почва это рыхлый поверхностный слой Земли, обладающий плодородием, образование которого происходило.
Презентация к уроку по географии (8 класс) по теме: Образования почв (презентация)
Образование почв и их разнообразие
Выход Ресурсы теориязаданиятестывопросы. Выход Далее Василий Васильевич Докучаев ( ) Дал определение почвы.Доказал, что почва - не горная порода.Основал.
продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли; выявить основные свойства почвы; способы защиты почвы.
1.Образование почв 2.Основные свойства почв 3.Почвенный профиль 4.Разнообразие почв 5.Почвы нашего края.
Более 100 лет назад наш знаменитый соотечественник – почвовед Василий Васильевич Докучаев заметил, что размещение основных типов почв по поверхности Земли.
ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ Образование почв и их разнообразие. Основные типы почв на территории России. 8 класс. Страпко Е.В Южно-Степная СОШ.
Цели и задачи: сформировать понятие «почва»;сформировать понятие «почва»; дать представление о почвообразовательных процессах, свойствах почвы;дать представление.
Почвы Казахстана Выполнили: Енсенова Г., Иткеева Д., Заманбекова Д. Гр.: АГ-414 Проверила: Сейлгазина Сауле Мункановна.
Образование почв и их разнообразие. Цели и задачи: сформировать понятие «почва»; дать представление о почвообразовательных процессах, свойствах почвы;
Цели и задачи урока: Сформировать представление о закономерностях распределения почв на территории России, характерных чертах почв России. Оборудование:
продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли; выявить основные свойства почвы; способы защиты почвы.
Типы почв ЧерноземныеПодзолистые Практическая работа Опыт 1 Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы из цветочного горшка. Что вы увидите?
Почвы и почвенные ресурсы Образование почв и их разнообразие Образование почв и их разнообразие Закономерности распространения почв Закономерности распространения.
CОСТАВ И СВОЙСТВА ПОЧВЫ Факторы почвообразования.
Как образуется почва? Какие почвы называются структурными? Какие типы почв вам известны? Какие почвы называются чернозёмными? Из каких веществ состоит.
Почвы России. Почвоведение – наука о почвах Впервые выделил почву как «особое тело» замечательный русский учёный Василий Васильевич Докучаев Он является.
Транксрипт:

ПОЧВА – ОСОБОЕ ПРИРОДНОЕ ТЕЛО

создать условия для получения новых знаний по изучению и первичному закреплению нового материала по теме «Почва - особое природное тело» на основе уровневой дифференциации, проблемного обучения, ИКТ в форме групповой работы с таблицами и схемами и краеведческой работы на уроке.

формы работы учащихся: групповая с элементами фронтальной оборудование урока: учебник по географии, рабочая тетрадь, карта, атласы, компьютер, экран. интернет-ресурсы: сайт ФЦИОР и ЕК ЦОР

Меня бьют, колотят, ворочают, режут. Я все терплю и всем добром плачу. (почва) Проблемный вопрос: В.В.Докучаев сказал: «Почва – зеркало ландшафта». Докажем, что это так.

Впервые отличил почвенный слой от остальных частей земной коры как «особое естественно историческое тело» русский учёный В.В.Докучаев, именно он установил, что основные типы почв на земном шаре размещены зонально. Типы почв выделяются на основе их плодородия, механического состава и строения и др.

почвоведение Изучением почв занимается почвоведение, основоположником которого является известный русский учёный Василий Васильевич Докучаев (1846 – 1903). На основании его предположений, современное представление о почве таково: Почва – природный комплекс со своим органическим миром, водным, газовым и температурным режимом.

«Я знаю, что такое почва. Это не мертвая горная порода, это полное жизни, совершенно особое природное образование» В. В. Докучаев Добра мать для своих детей, а земля для всех людей.

ПОЧВА – ВЕРХНИЙ ПЛОДОРОДНЫЙ СЛОЙ ЗЕМНОЙ КОРЫ ПЛОДОРОДИЕ это способность почвы обеспечивать растения питательными веществами.

Составные части почвы: твердая жидкая газообразная живые организмы минеральные и гумусовые вещества вода с растворенными в ней органическими и минераль-ными соединениями ( почвенный раствор) почвенный воздух, заполняет поры и пустоты в почве прежде всего микроорганизмы, активно участвуют в формировании почвы

Образование почвы – результат взаимодействия горных пород, климата, поверхностных вод, растений и животных.

1 – 2 СМ ПОЧВЕННОГО СЛОЯ ОБРАЗУЕТСЯ ЗА 500 ЛЕТ ( горные породы + гумус + вода + воздух) · время = почва

1)Плодородие; Плодородие в почве зависит от содержания в ней питательных веществ. 2) Механический состав почвы; Песчаная почва или глинистая. 3) Структура; Почва рыхлой структуры легче впитывает атмосферные осадки и обогащается кислородом, а значит наиболее благоприятна для сельского хозяйства. 4) Неоднородность почвы; В процессе образования почвы возникают почвенные горизонты. Совокупность почвенных горизонтов образует почвенный профиль.

ПОЧВА ПЕРЕГНОЙСОЛИМИКРОБЫГЛИНАПЕСОКВОЗДУХВОДА

Механический состав (содержание песка и глины) Химический состав (содержание солей, органических остатков - перегной (гумус), почвенный воздух) Структура почвы– способность частиц почвы объединяться в комочки (структурная, бесструктурная)

Подсказка (рассмотрите образцы и сделайте вывод)

Тяж. Легк. Глина Тяж. Ср. Легк. Суглинок Супесь Песок Песок – частицы Крупнее 0,01 мм Глина - частицы Мельче 0,01 мм

Суглинистые (60-80 % песка) прогреваются и набирают влагу медленнее, чем песчаные, но зато не так легко отдают воду и полезные минеральные вещества. Суглинки, в свою очередь, делятся на легкие, средние и тяжелые. Что касается обработки, то они считаются средними почвами. 2 Средний суглинок. Почва раскатывается в шнурок и растрескивается на примерно равные части. Если почва скатывается в шарик, из нее легко получа-ется "блинчик", края которого растрескиваются, - значит она суглинистая (суглинок). 1 Легкий суглинок. Почва раскатывается в шнурок и растрескивается на несколько кусочков с рваными краями.

Глинистые почвы (более 50 % глины) наименее плодородны. Они чаще всего бывают кислыми, долго не просыхают, плохо прогреваются и покрываются коркой. В них достаточно питательных элементов, но очень мало воздуха; они с трудом пропускают воду и быстро накапливают различные вредные вещества. Обрабатывать такие почвы очень непросто, они считаются тяжелыми. Легкие и средние суглинки являются самыми плодородными, но даже с ними садоводу придет-ся работать. 3 Тяжелый суглинок. Раскатанная в шнурок почва плотная, ее легко свернуть в кольцо, которое само разламывается пополам.

В формировании почв принима-ют участие процессы: - выветривание; - образование гумуса; - передвижение органических и минеральных соединений. Это процессы определяют образование в вертикальном разрезе нескольких связанных между собой слоев - почвенных горизонтов. А1 – гумусовый горизонт А2 - горизонт вымывания В - горизонт вмывания С - материнская порода D - коренная порода А1 А2 В С D

А 0 – дернина А 1 – гумусовый, или перегнойный, горизонт накопления. Гумус накапливается ежегодно, а количество его зави-сит от количества и качества растительного опада, от-мерших животных и от интенсивности разложения. Чем больше гумуса, тем темнее цвет горизонта. А 2 – горизонт вымывания, подзолистый горизонт, имеет цвет золы. Беден минеральными и органическими со- единениями, так как излишки почвенной влаги, проса- чиваясь, вымывают все, что может растворить вода. В – горизонт вымывания, здесь накапливается все, что вымывается из верхних горизонтов, - соли, минераль-ные частицы. Обилие солей железа и алюминия прида-ет горизонту бурый, нередко красноватый оттенок. С – материнская порода

ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВЫ ЗАВИСИТ ОТ КОЛИЧЕСТВА В НЕЙ ГУМУСА. Плодородный слой

Гумус наиболее ценная органическая и биологически активная часть почвы. Для растений гумус является основным источником питательных веществ, которые, растворяясь в воде, поступают в растение через корни и насыщают его, прежде всего азотом. Гумус образуется как результат процессов гумификации продуктов разложения органических остатков, осуществляемого почвенными бактериями и другими микроорганизмами.

Около 9097 % массы почвы составляют минеральные компоненты

Основные типичные структурные элементы почв I тип: 1 - комковатая, 2- пылеватая, 3 - шероховатая, 4 - зернистая, 5 -порошистая. II тип: 6 - столбовидная, столбчатая, 7 - призматическая. III тип: 8 - сланцевая, 9 - пластинчатая, 10 - листоватая, 11 - чешуйчатая.

структурные бесструктурные Пользуясь материалом учебника географии (стр. 136), объясните, какие почвы, структурные или бесструктур-ные, обладают большим плодородием. Почему?

1)тундро-глеевые; 2)Подзолистые почвы; 3)Серые лесные; 4)Чернозёмы; 5)Каштановые почвы; 6)Бурые и серо-бурые почвы; 7)Серозёмы

-Формируются на Крайнем Севере России; - Маломощен гумусовый горизонт; -Почвы неблагоприятны для произрастания растений; - Образование их связано с переувлажнением, низкими температурами и незначительным испарением.

Почвы тайги и смешанных лесов; Формируются в условиях континентального климата; Мало гумуса; Малоплодородны

В широколиственных лесах и лесостепях; Мощный горизонт перегноя; Высокоплодородны;

В лесостепной, степной зонах; Мощный горизонт перегноя; Самые плодородные почвы России

Встречаются в сухих степях и полупустынях; Более светлого цвета, чем чернозем, потому что в них меньшее содержание гумуса; Достаточно плодородны

Распространены в наиболее засушливых районах России; Содержание гумуса очень низкое; Недостаток влаги не позволяет использовать эти почвы в земледелии

Предгорья и подгорные равнины полупустынь При достаточном орошении позволяют выращивать хлопчатник, виноград и плодовые культуры

Черноземы – почвы равнинных степей Серые лесные и бурые лесные, подзолисто-бурые лесные, дерново-карбонатные, коричневые – почвы лесостепного и лесного поясов предгорий и гор Горно-луговые – почвы горных лугов Аллювиальные и лугово-черноземные – почвы степных западин, и речных долин Болотные (плавневые) – почвы речных дельт Желтоземы – почвы влажных субтропиков Черноморского побережья Солонцы, солончаки, солоди – почвы побережья Азовского моря и Таманского полуострова

Задание 1. Кто является основоположником учения о почвах? В.И.Вернадский В.В.Докучаев Д.И.Менделеев Задание 2. Материнская порода влияет на Количество гумуса в почве Мощность гумусового слоя Механический и химический состав почв Задание 3. На территории края встречаются почвы: Черноземные, каштановые, пустынные сероземы и буроземы Серые и бурые лесные, подзолистые, тундрово-глеевые Черноземы, серые и бурые лесные, горно-луговые, болотные (плавневые Задание 4. Черноземы на территории края встречаются В предгорной и горной части В северной степной части В субтропиках Задание 5. В горах Кавказа сформировались почвы Серые и бурые лесные, горно-луговые Черноземы Солонцы и солончаки Задание 6. На побережье Азовского моря сформировались почвы Серые и бурые лесные, горно-луговые Желтоземы Солонцы и солончаки Задание 7. В дельте Кубани сформировались почвы Болотные (плавневые) Черноземы Серые и бурые лесные Задание 8. В субтропиках Черноморского побережья сформировались почвы Серые и бурые лесные, горно-луговые Черноземы Желтоземы

Время Растения Рельеф Климат Животные Деятельность человека Материнская порода

Земельные ресурсы - это территория страны, на которой размещаются города, предприятия, дороги, поля, пастбища. Почвенные ресурсы - это часть земельных ресурсов, используемая в сельском и лесном хозяйстве.

Оказывается, есть. Это ветер, вода, да, та самая вода, которая так нужна растениям животным и человек.

ПОЧВЫ – ВЕКОВОЕ БОГАТСТВО! Почвы могут быстро разрушаться при неправильном использовании природных ресурсов.

Природная зона Типы почв Содержание гумуса Свойства почв Условия почвообразования Использование человеком

Слой толщиной в 1 см образуется за 100 лет. На сколько увеличится толщина слоя почвы за человеческую жизнь (75 лет)?

Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть в лесу за лет на лугу за 3225 лет там, где нет растений –всего за 15 лет - О чем говорят эти расчеты ученых?

1 см почвы за 250 – 300 лет 20 см за 5 – 6 тысяч лет

Объясните выражение : « Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете ». §28 с Вопросы: с 1 по 6 9 –творческое задание: мини-проект (краеведческая работа)

1. jpg 2. jpg jpg jpg 7. jpg 8. htm А.И.Алексеев «География. Россия» 8 класс учебник & 28 стр Рабочая тетрадь «География России. Природа и население»-Э.В.Ким, Н.А.Марченко, В.А.Низовцев; к учебнику под ред. А.И.Алексеева «География. Россия. 8 класс», 10-е издание, дополненное; М., Дрофа, 2011.