Деепричастие и его признаки. Особенности словоупотребления.. АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом,
Advertisements

ДЕЕПРИЧАСТИЕ ВЫПОЛНИЛА РАБОТУ: ученица 8 «б» класса Галоян Сатеник.
Презентация на тему: Деепричастие Выполнила: Ученица 7«б» класса МОУ СОШ 1 Максименко Оксана.
Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом,
Деепричастие. Морфологические признаки деепричастия Деепричастие - это особая форма глагола, которая отвечает на вопросы что делая? что сделав?, сохранят.
Деепричастие самостоятельная Часть речи Что делая? Что сделав? Как? Отвечает на вопрос Обозначает добавочное действие Грамматическое значение Свойства.
Русский язык Причастие и Деепричастие. Причастие – это... особая форма глагола, которая обозначает действие как признак предмета и отвечает на вопросы.
Графическая запись правила Деепричастие Добавочное действие при основном. Относится к тому же слову, что и основное действие. Отвечает на вопросы Что.
Тема «Деепричастие» Для слушателей факультета довузовской подготовки и профориентации, подготовительных курсов, абитуриентов.
У меня было написано так: «Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика». «Не то, не то, - раздражённо.
Деепричастия Особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном глаголе, зависит от него и отвечает на вопросы Особая форма глагола,
1. Водопад знаний ( тест ) 2. Мост суффиксов 3. Дорога умений: а) кроссворд б) правописание НЕ в)выборочный диктант 4. Дорога навыков Оценочный лист Итоговое.
Деепричастие. Деепричастный оборот.. Повторение. Лингвистический тренажер, стр. 35 – 2 вариант.
КАК РАЗЛИЧАТЬ ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ Составила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 531 г. Москвы Максимова А.Н.
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием, деепричастным оборотом Обособленные члены предложения.
1 Систематизация и обобщение знаний по теме «Деепричастие»
Урок русского языка по теме «Причастие и деепричастие: морфология, орфография, синтаксис и пунктуация» Подготовила и провела учитель Зыкова Е.Н.
Члены предложения Сказуемое Подлежащее Дополнение Определение Обстоятельство Правила.
Д.И.Чайковский «Апрель» 1. А.П. Чехов 2 А.С. Пушкин -А-А 3.
Ответы к тесту Вариант Вариант
Транксрипт:

Деепричастие и его признаки. Особенности словоупотребления.. АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА 34, Г. КАЗАНЬ

Деепричастие- самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делая?, что сделав? и обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

Укажите деепричастие: Неожиданность Неожиданность Неожиданный Неожиданный Неожиданно Неожиданно Не ожидая Не ожидая Не ожидающий помощи Не ожидающий помощи Не ожидать Не ожидать

Укажите ошибки в определении частей речи. 1) повторение – существительное; 1) повторение – существительное; 2) повторить – глагол; 2) повторить – глагол; 3) повторительный – прилагательное; 3) повторительный – прилагательное; 4) повторенный – деепричастие; 4) повторенный – деепричастие; 5) повторяя – причастие; 5) повторяя – причастие; 6) второй – числительное; 6) второй – числительное; 7) повторно – местоимение; 7) повторно – местоимение; 8) тому – наречие. 8) тому – наречие.

Укажите ошибки в определении частей речи. 1) повторение – существительное; 1) повторение – существительное; 2) повторить – глагол; 2) повторить – глагол; 3) повторительный – прилагательное; 3) повторительный – прилагательное; 4) повторенный – причастие; 4) повторенный – причастие; 5) повторяя – деепричастие; 5) повторяя – деепричастие; 6) второй – числительное; 6) второй – числительное; 7) повторно – наречие; 7) повторно – наречие; 8) тому – местоимение. 8) тому – местоимение.

Выпишите из текста все деепричастия: Выпишите из текста все деепричастия: Насыпи, рельсы и шпалы, извивы железной дороги. Я, просветленный, усталый, не думаю больше о Боге. На мост выхожу, улыбаясь, мечтаю о милых, о старых. Поезд, гремя и качаясь, обдаст меня ветром и паром. Насыпи, рельсы и шпалы, извивы железной дороги. Я, просветленный, усталый, не думаю больше о Боге. На мост выхожу, улыбаясь, мечтаю о милых, о старых. Поезд, гремя и качаясь, обдаст меня ветром и паром.

Выпишите из текста все деепричастия: Выпишите из текста все деепричастия: Насыпи, рельсы и шпалы, извивы железной дороги. Я, просветленный, усталый, не думаю больше о Боге. На мост выхожу, улыбаясь, мечтаю о милых, о старых. Поезд, гремя и качаясь, обдаст меня ветром и паром. Насыпи, рельсы и шпалы, извивы железной дороги. Я, просветленный, усталый, не думаю больше о Боге. На мост выхожу, улыбаясь, мечтаю о милых, о старых. Поезд, гремя и качаясь, обдаст меня ветром и паром.

Сколько деепричастий в данном тексте? Сколько деепричастий в данном тексте? Прошумев в листьях, свежий ветерок пронесся и затих. Спустя минуты первые капли дождя, редкие и тяжелые, как горошины, зашлепали по траве, по листьям. Прошумев в листьях, свежий ветерок пронесся и затих. Спустя минуты первые капли дождя, редкие и тяжелые, как горошины, зашлепали по траве, по листьям. 1)1 2)2 3)3 4)4 1)1 2)2 3)3 4)4

Сколько деепричастий в данном тексте? Сколько деепричастий в данном тексте? Прошумев в листьях, свежий ветерок пронесся и затих. Спустя минуты первые капли дождя, редкие и тяжелые, как горошины, зашлепали по траве, по листьям. Прошумев в листьях, свежий ветерок пронесся и затих. Спустя минуты первые капли дождя, редкие и тяжелые, как горошины, зашлепали по траве, по листьям. 1)1 2)2 3)3 4)4 1)1 2)2 3)3 4)4

Основные категории деепричастия Основные категории деепричастия

несовершенногоногоный и совершенный вид, несовершенногоногоный и совершенный вид, переходные и непереходные, переходные и непереходные, невозвратные и возвратные. невозвратные и возвратные.

Признаки каких частей речи совмещает деепричастие: Признаки каких частей речи совмещает деепричастие: а) глагол и причастие, б)глагол и наречие, в)глагол и прилагательное, г) глагол и существительное. а) глагол и причастие, б)глагол и наречие, в)глагол и прилагательное, г) глагол и существительное.

Образование деепричастий несовершенногоногоного вида

Деепричастия несовершенногоногоного вида образуются от глаголов несовершенногоногоного вида при помощи суффиксов –а-, -я-: Деепричастия несовершенногоногоного вида образуются от глаголов несовершенногоногоного вида при помощи суффиксов –а-, -я-: играя, слыша, возвращаясь, подрастая играя, слыша, возвращаясь, подрастая

Редко встречаются суффиксы –учи-, -учи-: Редко встречаются суффиксы –учи-, -учи-: будучи, глядучи. будучи, глядучи.

Образуйте деепричастие несовершенногоногоного вида : Напевать Напевать Иметь Иметь Темнеть Темнеть Вскрикивать Вскрикивать Ужинать Ужинать Умываться Умываться Напевая Напевая Имея Имея Темнея Темнея Вскрикивая Вскрикивая Ужиная Ужиная Умываясь Умываясь

От какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенногоногоного вида: От какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенногоногоного вида: а) решает, а) решает, б) звенит, б) звенит, в) шлёпает, в) шлёпает, г) печёт. г) печёт.

От какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенногоногоного вида: От какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенногоногоного вида: а) решает, а) решает, б) звенит, б) звенит, в) шлёпает, в) шлёпает, г) печёт. г) печёт.

От какого глагола можно образовать деепричастие несовершенногоногоного вида: От какого глагола можно образовать деепричастие несовершенногоногоного вида: а) жмут, а) жмут, б) влекут, б) влекут, в) чтут, в) чтут, г) ткут. г) ткут.

. В каком варианте все деепричастия несовершенногоногоного вида?. В каком варианте все деепричастия несовершенногоногоного вида? 1) читая, отпустив, зовя 1) читая, отпустив, зовя 2) рискуя, подойдя, снимая 2) рискуя, подойдя, снимая 3) отмежевываясь, кланяясь, бывая 3) отмежевываясь, кланяясь, бывая 4) воротившись, виляя, наваливаясь 4) воротившись, виляя, наваливаясь

. В каком варианте все деепричастия несовершенногоногоного вида?. В каком варианте все деепричастия несовершенногоногоного вида? 1) читая, отпустив, зовя 1) читая, отпустив, зовя 2) рискуя, подойдя, снимая 2) рискуя, подойдя, снимая 3) отмежевываясь, кланяясь, бывая 3) отмежевываясь, кланяясь, бывая 4) воротившись, виляя, наваливаясь 4) воротившись, виляя, наваливаясь

Найдите ошибку в образовании деепричастий несовершенногоного. вида: Войти - войдя Войти - войдя Завтракать - завтракая Завтракать - завтракая Рисовать – рисуя Рисовать – рисуя Пить - пья Пить - пья

Найдите ошибку в образовании деепричастий несовершенногоного. вида: Войти - войдя Войти - войдя Завтракать - завтракая Завтракать - завтракая Рисовать – рисуя Рисовать – рисуя Пить - пья Пить - пья

Образование деепричастий совершенного вида Образование деепричастий совершенного вида

Образуются от глаголов совершенного вида при помощи суффиксов –в-, -вши-, -ши-: Образуются от глаголов совершенного вида при помощи суффиксов –в-, -вши-, -ши-: проиграв, услышав, вернувшись, подросши. проиграв, услышав, вернувшись, подросши.

Редко встречаются суффиксы – а-, -я-: Редко встречаются суффиксы – а-, -я-: привезя, сломя (голову), сложа (руки), спустя(рукава). привезя, сломя (голову), сложа (руки), спустя(рукава).

Укажите деепричастие совершенного вида: Укажите деепричастие совершенного вида: а) читая, а) читая, б) работая, б) работая, в) высказав в) высказав г) глядя. г) глядя.

Укажите деепричастие совершенного вида: Укажите деепричастие совершенного вида: а) читая, а) читая, б) работая, б) работая, в) высказав в) высказав г) глядя. г) глядя.

. В каком варианте все деепричастия совершенного вида?. В каком варианте все деепричастия совершенного вида? 1) играя, грозя, приехав 1) играя, грозя, приехав 2) наскучив, изменившись, не обижаясь 2) наскучив, изменившись, не обижаясь 3) показавшись, прибежав, уведя 3) показавшись, прибежав, уведя 4) стуча, подмигивая, натерев 4) стуча, подмигивая, натерев

. В каком варианте все деепричастия совершенного вида?. В каком варианте все деепричастия совершенного вида? 1) играя, грозя, приехав 1) играя, грозя, приехав 2) наскучив, изменившись, не обижаясь 2) наскучив, изменившись, не обижаясь 3) показавшись, прибежав, уведя 3) показавшись, прибежав, уведя 4) стуча, подмигивая, натерев 4) стуча, подмигивая, натерев

Образуйте деепричастие совершенного вида : Вырасти Вырасти Прочитать Прочитать Умыться Умыться Открыть Открыть Сказать Сказать Принести Принести Вырастив Вырастив Прочитав Прочитав Умывшись Умывшись Открыв Открыв Сказав Сказав Принесши Принесши

Найдите ошибку в образовании деепричастий совершенного вида: Наполнять – наполняя, наполнив Наполнять – наполняя, наполнив Узнать –узнавая, узнав Узнать –узнавая, узнав Взмахивать- взмахивая, взмахнув Взмахивать- взмахивая, взмахнув

Найдите ошибку в образовании деепричастий совершенного вида: Наполнять – наполняя, наполнив Наполнять – наполняя, наполнив Узнать –узнавая, узнав Узнать –узнавая, узнав Взмахивать- взмахивая, взмахнув Взмахивать- взмахивая, взмахнув

Цифровой диктант: 1-форма существует, 2-не существует Берегя, спя, кружа, ткя, подойдя, Берегя, спя, кружа, ткя, подойдя, украсятттт, рвя, оооогня, читая, ненавидя, украсятттт, рвя, оооогня, читая, ненавидя, могя, врядддд, соблюдая могя, врядддд, соблюдая

Цифровой диктант: 1-форма существует, 2-не существует Берегя, спя, кружа, ткя, подойдя, Берегя, спя, кружа, ткя, подойдя, украсятттт, рвя, оооогня, читая, ненавидя, украсятттт, рвя, оооогня, читая, ненавидя, могя, врядддд, соблюдая могя, врядддд, соблюдая 2, 2, 1, 2, 1, 2, 2, 2, 1, 1, 2, 2, 1 2, 2, 1, 2, 1, 2, 2, 2, 1, 1, 2, 2, 1

Какой из суффиксов относится к деепричастию: Какой из суффиксов относится к деепричастию: а) –т-, а) –т-, б)-ющ-, б)-ющ-, в)-им-, в)-им-, г)-а-. г)-а-.

Какой из суффиксов относится к деепричастию: Какой из суффиксов относится к деепричастию: а) –т-, а) –т-, б)-ющ-, б)-ющ-, в)-им-, в)-им-, г)-а-. г)-а-.

Укажите верный вариант характеристики выделенного слова. Спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы. Спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы. А) деепричастие, совершенного вида, возвратное, в предложении является обстоятельством. А) деепричастие, совершенного вида, возвратное, в предложении является обстоятельством. Б) деепричастие, совершенного вида, невозвратное, входит в состав обстоятельства. Б) деепричастие, совершенного вида, невозвратное, входит в состав обстоятельства.

Укажите верный вариант характеристики выделенного слова. Спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы. Спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы. А) деепричастие, совершенного вида, возвратное, в предложении является обстоятельством. А) деепричастие, совершенного вида, возвратное, в предложении является обстоятельством. Б) деепричастие, совершенного вида, невозвратное, входит в состав обстоятельства. Б) деепричастие, совершенного вида, невозвратное, входит в состав обстоятельства.

Как и глаголы, от которых они образованы, деепричастия бывают: Как и глаголы, от которых они образованы, деепричастия бывают:

Переходные и непереходные: Переходные и непереходные: нося (что? – шляпу) – уехав (нельзя спросить кого? что?) нося (что? – шляпу) – уехав (нельзя спросить кого? что?)

Укажите деепричастие, образован- ное от непереходного глагола Разбивая волны Разбивая волны Сдав работы Сдав работы Слыша звуки Слыша звуки Подтянувшись на перекладине Подтянувшись на перекладине Преодолев препятствие Преодолев препятствие

Укажите деепричастие, образован- ное от непереходного глагола Разбивая волны Разбивая волны Сдав работы Сдав работы Слыша звуки Слыша звуки Подтянувшись на перекладине Подтянувшись на перекладине Преодолев препятствие Преодолев препятствие

Невозвратные и возвратные: Невозвратные и возвратные: умывая – умываясь, умывая – умываясь, покорив – покорившись. покорив – покорившись.

Укажите деепричастие, образованые от возвратных глаголов Прощая – прощаясь Смиряясь – смиряя Одевая – одеваясь Снижая - снижаясь

Выпишите деепричастие.

Из предложений выпишите деепричастие. ( 10) Ему уже семь лет, он не приучен ни к какому собачьему языку, и я не могу почему-то говорить с ним на «фу» и подобных наречиях. (11)Я обращаюсь к нему на нормальном языке, он ничего не понимает, но смотрит как будто все понимает. (12)А то подойдет, уткнется в колени, опустив голову, как ослик. ( 10) Ему уже семь лет, он не приучен ни к какому собачьему языку, и я не могу почему-то говорить с ним на «фу» и подобных наречиях. (11)Я обращаюсь к нему на нормальном языке, он ничего не понимает, но смотрит как будто все понимает. (12)А то подойдет, уткнется в колени, опустив голову, как ослик.

Из предложений выпишите деепричастие. ( 10) Ему уже семь лет, он не приучен ни к какому собачьему языку, и я не могу почему-то говорить с ним на «фу» и подобных наречиях. (11)Я обращаюсь к нему на нормальном языке, он ничего не понимает, но смотрит как будто все понимает. (12)А то подойдет, уткнется в колени, опустив голову, как ослик. ( 10) Ему уже семь лет, он не приучен ни к какому собачьему языку, и я не могу почему-то говорить с ним на «фу» и подобных наречиях. (11)Я обращаюсь к нему на нормальном языке, он ничего не понимает, но смотрит как будто все понимает. (12)А то подойдет, уткнется в колени, опустив голову, как ослик.

Из предложения выпишите деепричастие. Он сел на камень возле потухшего костра и, задумавшись и заглядевшись, окунулся опять в тепло и сияние до конца распахнувшегося, замершего над ним во всей своей благодати и мощи. Он сел на камень возле потухшего костра и, задумавшись и заглядевшись, окунулся опять в тепло и сияние до конца распахнувшегося, замершего над ним во всей своей благодати и мощи.

Из предложения выпишите деепричастие. Он сел на камень возле потухшего костра и, задумавшись и заглядевшись, окунулся опять в тепло и сияние до конца распахнувшегося, замершего над ним во всей своей благодати и мощи. Он сел на камень возле потухшего костра и, задумавшись и заглядевшись, окунулся опять в тепло и сияние до конца распахнувшегося, замершего над ним во всей своей благодати и мощи.

Из предложений 1-3 выпишите все деепричастия. (1)Что такое истинный труд, понимаешь, глядя на муравьев. (2)Лесоводы установили воротца на тропе муравьев таким образом, что через них могли проползти только те, которые без груза, возле препятствия им приходилось сбрасывать «с плеча» свою ношу. (3) За час скопилось возле воротец более ста тысяч трупов гусениц и их куколок, не считая всякого другого «мусора». (1)Что такое истинный труд, понимаешь, глядя на муравьев. (2)Лесоводы установили воротца на тропе муравьев таким образом, что через них могли проползти только те, которые без груза, возле препятствия им приходилось сбрасывать «с плеча» свою ношу. (3) За час скопилось возле воротец более ста тысяч трупов гусениц и их куколок, не считая всякого другого «мусора».

Из предложений 1-3 выпишите все деепричастия. (1)Что такое истинный труд, понимаешь, глядя на муравьев. (2)Лесоводы установили воротца на тропе муравьев таким образом, что через них могли проползти только те, которые без груза, возле препятствия им приходилось сбрасывать свою ношу. (3) За час скопилось возле воротец более ста тысяч трупов гусениц и их куколок, не считая всякого другого «мусора». (1)Что такое истинный труд, понимаешь, глядя на муравьев. (2)Лесоводы установили воротца на тропе муравьев таким образом, что через них могли проползти только те, которые без груза, возле препятствия им приходилось сбрасывать свою ношу. (3) За час скопилось возле воротец более ста тысяч трупов гусениц и их куколок, не считая всякого другого «мусора».

Укажите предложение, где нет деепричастий. (13) Он бросал густые, тяжко вскипающие аккорды аккомпанемента и вновь видел мелькающие лица, знакомые деревья, цветы, облака. (14) Опасаясь снежных заносов, руководитель отменил восхождение на вершину. (13) Он бросал густые, тяжко вскипающие аккорды аккомпанемента и вновь видел мелькающие лица, знакомые деревья, цветы, облака. (14) Опасаясь снежных заносов, руководитель отменил восхождение на вершину.

Укажите предложение, где нет деепричастий. (13) Он бросал густые, тяжко вскипающие аккорды аккомпанемента и вновь видел мелькающие лица, знакомые деревья, цветы, облака. (14) Опасаясь снежных заносов, руководитель отменил восхождение на вершину. (13) Он бросал густые, тяжко вскипающие аккорды аккомпанемента и вновь видел мелькающие лица, знакомые деревья, цветы, облака. (14) Опасаясь снежных заносов, руководитель отменил восхождение на вершину.

Укажите предложение, где нет деепричастий. (21)Она прошла вперед, четко чокая каблуками по дощатому полу, и коленкой толкнула дверь. (22) она увидела, как её друзья размышляли о случившимся. (23) «И тут одно и тоже»,- подумала она. (21)Она прошла вперед, четко чокая каблуками по дощатому полу, и коленкой толкнула дверь. (22) она увидела, как её друзья размышляли о случившимся. (23) «И тут одно и тоже»,- подумала она.

Укажите предложение, где нет деепричастий. (21)Она прошла вперед, четко чокая каблуками по дощатому полу, и коленкой толкнула дверь. (22) Она увидела, как её друзья размышляли о случившимся. (23) «И тут одно и тоже»,- подумала она и, взяв сумочку, пошла на выход. (21)Она прошла вперед, четко чокая каблуками по дощатому полу, и коленкой толкнула дверь. (22) Она увидела, как её друзья размышляли о случившимся. (23) «И тут одно и тоже»,- подумала она и, взяв сумочку, пошла на выход.

Деепричастный оборот – деепричастие с зависимыми от него словами. Деепричастный оборот – деепричастие с зависимыми от него словами. Мудрец, провожая повелителя, сказал: «Человек должен оставаться человеком, даже если он выбился в люди». Мудрец, провожая повелителя, сказал: «Человек должен оставаться человеком, даже если он выбился в люди».

Укажите словосочетание, где главное слово деепричастие: Укажите словосочетание, где главное слово деепричастие: а) думающий о прошлом, а) думающий о прошлом, б) смотря и наслаждаясь, б) смотря и наслаждаясь, в) не сказав ни слова, в) не сказав ни слова, г) сказал сгоряча. г) сказал сгоряча.

Укажите словосочетание, где главное слово деепричастие: Укажите словосочетание, где главное слово деепричастие: а) думающий о прошлом, а) думающий о прошлом, б) смотря и наслаждаясь, б) смотря и наслаждаясь, в) не сказав ни слова, в) не сказав ни слова, г) сказал сгоряча. г) сказал сгоряча.

Подберите к деепричастиям зависимые слова: Определяя Определяя Ударяя Ударяя Не простясь Не простясь Прочитав Прочитав Смеясь Смеясь Освещая Освещая Тему Тему Мяч Мяч С товарищем С товарищем Книгу Книгу Над анекдотом Над анекдотом Лучом Лучом

Укажите деепричастные обороты: Никто не добивается успеха, не обладая достоинствами. Никто не добивается успеха, не обладая достоинствами. Мудрый ничего не делает не подумав. Он трудился не покладая рук. Мудрый ничего не делает не подумав. Он трудился не покладая рук. Добравшись до берега, собачонка выбралась на сушу и отряхнулась. Добравшись до берега, собачонка выбралась на сушу и отряхнулась. Едва очнувшись, он припал к окошку. Едва очнувшись, он припал к окошку.

Деепричастный оборот – деепричастие с зависимыми от него словами. Деепричастный оборот – деепричастие с зависимыми от него словами. Стекла(1) запотев за ночь (2) закрывали одинокую березовую ветку(3) день и ночь стучавшую в окно. Стекла(1) запотев за ночь (2) закрывали одинокую березовую ветку(3) день и ночь стучавшую в окно. 1) 1, 2; 2) 2, 3; 3) 1, 3; 4) 1, 2, 3 1) 1, 2; 2) 2, 3; 3) 1, 3; 4) 1, 2, 3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Избы стояли(1) угрюмо нахохлившись(2) и ветер беспощадно трепал(3) обнаженные ветви березы. Избы стояли(1) угрюмо нахохлившись(2) и ветер беспощадно трепал(3) обнаженные ветви березы. 1) 1, 3; 2) 2, 3; 1) 1, 3; 2) 2, 3; 3) 1, 2; 4) 1, 2, 3 3) 1, 2; 4) 1, 2, 3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Избы стояли(1) угрюмо нахохлившись (2) и ветер беспощадно трепал(3) обнаженные ветви березы. Избы стояли(1) угрюмо нахохлившись (2) и ветер беспощадно трепал(3) обнаженные ветви березы. 1) 1, 3; 2) 2, 3; 1) 1, 3; 2) 2, 3; 3) 1, 2; 4) 1, 2, 3 3) 1, 2; 4) 1, 2, 3

Обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, независимо от их положения по отношению к глаголу– сказуемому: Обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, независимо от их положения по отношению к глаголу– сказуемому: Вернувшись в Кишинёв, Пушкин вновь занялся творчеством. Вернувшись в Кишинёв, Пушкин вновь занялся творчеством. Пушкин вновь занялся творчеством, вернувшись в Кишинёв. Пушкин вновь занялся творчеством, вернувшись в Кишинёв.

Она пробежала мимо, напевая что- то другое, и, прищёлкивая пальцами, вбежала к старухе. Она пробежала мимо, напевая что- то другое, и, прищёлкивая пальцами, вбежала к старухе. Он показал Натке дорогу, постоял, глядя ей вслед, и, всё ещё продолжая чему –то улыбаться, с шумом исчез за кустами. Он показал Натке дорогу, постоял, глядя ей вслед, и, всё ещё продолжая чему –то улыбаться, с шумом исчез за кустами.

На месте каких цифр должны стоять запятые? Разгуливая по городу в праздничные дни (1) он натыкался на молдавские хороводы (2) и присоединялся к ним (3) не стесняясь присутствующих (4) приходивших нарочно «смотреть Пушкина». Разгуливая по городу в праздничные дни (1) он натыкался на молдавские хороводы (2) и присоединялся к ним (3) не стесняясь присутствующих (4) приходивших нарочно «смотреть Пушкина». 1)1,2,3,4 2)1,3,4 3)1,2,4 4)3,4 1)1,2,3,4 2)1,3,4 3)1,2,4 4)3,4

На месте каких цифр должны стоять запятые? Разгуливая по городу в праздничные дни (1) он натыкался на молдавские хороводы (2) и присоединялся к ним (3) не стесняясь присутствующих (4) приходивших нарочно «смотреть Пушкина». Разгуливая по городу в праздничные дни (1) он натыкался на молдавские хороводы (2) и присоединялся к ним (3) не стесняясь присутствующих (4) приходивших нарочно «смотреть Пушкина». 1)1,2,3,4 2)1,3,4 3)1,2,4 4)3,4 1)1,2,3,4 2)1,3,4 3)1,2,4 4)3,4

На месте каких цифр должны стоять запятые? Какая –то молдавская барыня любила снимать свои башмаки (1) садясь на широкий молдавский диван (2) и Пушкин подметил эту склонность барыни (3) и стащил однажды её башмаки (4) вытащив их тростью. Какая –то молдавская барыня любила снимать свои башмаки (1) садясь на широкий молдавский диван (2) и Пушкин подметил эту склонность барыни (3) и стащил однажды её башмаки (4) вытащив их тростью. 1)1,2,3,4 2)1,2,3 3)1,2,4 4)2,3,4 1)1,2,3,4 2)1,2,3 3)1,2,4 4)2,3,4

На месте каких цифр должны стоять запятые? Какая –то молдавская барыня любила снимать свои башмаки (1) садясь на широкий молдавский диван (2) и Пушкин подметил эту склонность барыни (3) и стащил однажды её башмаки (4) вытащив их тростью. Какая –то молдавская барыня любила снимать свои башмаки (1) садясь на широкий молдавский диван (2) и Пушкин подметил эту склонность барыни (3) и стащил однажды её башмаки (4) вытащив их тростью. 1)1,2,3,4 2)1,2,3 3)1,2,4 4)2,3,4 1)1,2,3,4 2)1,2,3 3)1,2,4 4)2,3,4

Когда нужно было встать (1) то барыня (2) не найдя башмаков (3) и не желая поставить себя в неловкое положение (4) прошлась в чулках до дверей(5) где Пушкин возвратил ботинки по принадлежности (6) извиняясь в нечаянно совершённом им поступке. Когда нужно было встать (1) то барыня (2) не найдя башмаков (3) и не желая поставить себя в неловкое положение (4) прошлась в чулках до дверей(5) где Пушкин возвратил ботинки по принадлежности (6) извиняясь в нечаянно совершённом им поступке. 1)1,2,3,4 2)1,2,4,5,6 3)2,3,4,5 4)3,4,5,6 1)1,2,3,4 2)1,2,4,5,6 3)2,3,4,5 4)3,4,5,6

Когда нужно было встать (1) то барыня (2) не найдя башмаков (3) и не желая поставить себя в неловкое положение (4) прошлась в чулках до дверей (5) где Пушкин возвратил ботинки по принадлежности (6) извиняясь в нечаянно совершённом им поступке. Когда нужно было встать (1) то барыня (2) не найдя башмаков (3) и не желая поставить себя в неловкое положение (4) прошлась в чулках до дверей (5) где Пушкин возвратил ботинки по принадлежности (6) извиняясь в нечаянно совершённом им поступке. 1)1,2,3,4 2)1,2,4,5,6 3)2,3,4,5 4)3,4,5,6 1)1,2,3,4 2)1,2,4,5,6 3)2,3,4,5 4)3,4,5,6

Несколько однородных обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями: Несколько однородных обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями: Волны несутся, гремя и сверкая, чуждые звёзды глядят с высоты. Волны несутся, гремя и сверкая, чуждые звёзды глядят с высоты.

Одиночные деепричастия, стоящие в начале и в середине предложения: Одиночные деепричастия, стоящие в начале и в середине предложения: Уходя, гаси свет. Уходя, гаси свет. Маленький паровоз, пыхтя, втаскивал на запасной путь запасной эшелон. Маленький паровоз, пыхтя, втаскивал на запасной путь запасной эшелон.

В предложении не обособляются деепричастия со значением наречия: В предложении не обособляются деепричастия со значением наречия: Он закрыл руками лицо и сидел не двигаясь. Он закрыл руками лицо и сидел не двигаясь. Не смолкая бушует метель за окном. Не смолкая бушует метель за окном. Костя не колеблясь направился к двери. Костя не колеблясь направился к двери.

НЕ обособляются: Устойчивые словосочетания и фразеологизмы с деепричастиями. Устойчивые словосочетания и фразеологизмы с деепричастиями. Спешу к вам голову сломя. Спешу к вам голову сломя. Работал не покладая рук. Работал не покладая рук.

Расставьте, если это необходимо, запятые Вернувшись в Казань я вновь занялся подготовкой к поступлению. Вернувшись в Казань я вновь занялся подготовкой к поступлению. Она прошла мимо напевая что-то другое и вздохнув глубоко вбежала к дедушке. Она прошла мимо напевая что-то другое и вздохнув глубоко вбежала к дедушке. Вагоны несутся гремя и раскачиваясь. Вагоны несутся гремя и раскачиваясь.

На месте каких цифр в должны стоять запятые? Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке. Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке. 1)1,2 2)2 3)3,4 4) 1,2,3,4 1)1,2 2)2 3)3,4 4) 1,2,3,4

На месте каких цифр в должны стоять запятые? Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке. Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке. 1)1,2 2)2 3)3,4 4) 1,2,3,4 1)1,2 2)2 3)3,4 4) 1,2,3,4

Деепричастный оборот не может быть употреблён, если предложение выражено страдательной конструкцией: Деепричастный оборот не может быть употреблён, если предложение выражено страдательной конструкцией: Поступив в продажу, журнал будет по достоинству оценен любителями лёгкого чтива. Поступив в продажу, журнал будет по достоинству оценен любителями лёгкого чтива.

Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении: Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении: Подходя к лесу, мне стало холодно. Подходя к лесу, мне стало холодно.

Деепричастный оборот не может быть употреблён, если действие выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам: Возвращаясь домой, меня застиг дождь. Деепричастный оборот не может быть употреблён, если действие выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам: Возвращаясь домой, меня застиг дождь.

Деепричастие должно стоять в том же виде, что и основный глагол: Деепричастие должно стоять в том же виде, что и основный глагол: В соревнованиях по шахматам молодой мастер, встречаясь с опытным гроссмейстером, одержал блестящую победу. В соревнованиях по шахматам молодой мастер, встречаясь с опытным гроссмейстером, одержал блестящую победу.

1. Совершенствуя технику чтения, 1. Совершенствуя технику чтения, 1)это влияет на успеваемость школьников. 1)это влияет на успеваемость школьников. 2) необходимо на специальных текстах. 2) необходимо на специальных текстах. 3) мной была отмечена одна особенность восприятия текста. 3) мной была отмечена одна особенность восприятия текста. 4) не забывайте о правильной интонации 4) не забывайте о правильной интонации

2. Называя одним и тем же словом в чём –то сходные предметы, 2. Называя одним и тем же словом в чём –то сходные предметы, 1) несущественные детали не принимаются во внимание 1) несущественные детали не принимаются во внимание 2) происходит обобщение признаков 2) происходит обобщение признаков 3) учитываются самые существенные признаки 3) учитываются самые существенные признаки 4) мы отвлекаемся от деталей 4) мы отвлекаемся от деталей

3. Расположившись на земляной насыпи, 3. Расположившись на земляной насыпи, 1) зрителям был виден весь стадион 1) зрителям был виден весь стадион 2) игры проходили под одобрительные крики зрителей 2) игры проходили под одобрительные крики зрителей 3) у зрителей был прекрасный обзор всего поля 3) у зрителей был прекрасный обзор всего поля 4) можно было наблюдать за ходом соревнований 4) можно было наблюдать за ходом соревнований

4. Переводя текст, 4. Переводя текст, 1) мне понадобился словарь. 1) мне понадобился словарь. 2) обдумывается его структура. 2) обдумывается его структура. 3) должен учитываться строй речи. 3) должен учитываться строй речи. 4) учитывайте как лексическое, так и грамматическое значение слов. 4) учитывайте как лексическое, так и грамматическое значение слов.

5. Окончив училище, 5. Окончив училище, 1) нас направили на стройку. 1) нас направили на стройку. 2) мне был присвоен третий разряд. 2) мне был присвоен третий разряд. 3) все преподаватели советовали мне продолжить учёбу. 3) все преподаватели советовали мне продолжить учёбу. 4) многие из нас остались работать в родном городе 4) многие из нас остались работать в родном городе

Перестройте предложения, заменяя придаточную часть сложноподчинённого предложения деепричастным оборотом и наоборот; если этого сделать нельзя, объясните почему. Перестройте предложения, заменяя придаточную часть сложноподчинённого предложения деепричастным оборотом и наоборот; если этого сделать нельзя, объясните почему.

Так как М. Горький хорошо знал жизнь и быт босяков, он мог ярко изобразить их в своих произведениях. Так как М. Горький хорошо знал жизнь и быт босяков, он мог ярко изобразить их в своих произведениях.

Хорошо зная жизнь и быт босяков, М.Горький мог ярко изобразить их в своих произведениях. Хорошо зная жизнь и быт босяков, М.Горький мог ярко изобразить их в своих произведениях.

Когда мы вернулись домой, уже стемнело. Когда мы вернулись домой, уже стемнело.

Замена невозможна, потому что главная часть – предложение безличное. Замена невозможна, потому что главная часть – предложение безличное.

После того как ученики закончили проверку диктанта, преподаватель взял у них тетради. После того как ученики закончили проверку диктанта, преподаватель взял у них тетради.

Замена невозможна, потому что в главной и придаточной частях сложноподчинённого предложения разные подлежащие. Замена невозможна, потому что в главной и придаточной частях сложноподчинённого предложения разные подлежащие.

Евгений Онегин произвёл на Татьяну сильное впечатление, так как резко выделялся среди окрестных помещиков. Евгений Онегин произвёл на Татьяну сильное впечатление, так как резко выделялся среди окрестных помещиков.

Евгений Онегин произвёл на Татьяну сильное впечатление, резко выделяясь среди окрестных помещиков. Евгений Онегин произвёл на Татьяну сильное впечатление, резко выделяясь среди окрестных помещиков.

Когда Плюшкин развязывал всякие связки, он попотчевал гостя такой пылью, что тот чихнул. Когда Плюшкин развязывал всякие связки, он попотчевал гостя такой пылью, что тот чихнул.

Развязывая всякие связки, Плюшкин попотчевал гостя такой пылью, что тот чихнул. Развязывая всякие связки, Плюшкин попотчевал гостя такой пылью, что тот чихнул.

Старик перевозчик дремал, наклоняясь над вёслами. Старик перевозчик дремал, наклоняясь над вёслами.

Замена невозможна, потому что деепричастие указывает на образ действия. Замена невозможна, потому что деепричастие указывает на образ действия.

1. Когда Кутузов отпустил генералов, он долго сидел за столом. – Придаточное предложение можно перестроить в деепричастный оборот, так как основное и добавочное действие выполняется одним и тем же лицом: Отпустив генералов, Кутузов долго сидел за столом. 1. Когда Кутузов отпустил генералов, он долго сидел за столом. – Придаточное предложение можно перестроить в деепричастный оборот, так как основное и добавочное действие выполняется одним и тем же лицом: Отпустив генералов, Кутузов долго сидел за столом.

4. Если волнуетесь, нельзя приступать к работе. – Придаточное предложение можно перестроить в деепричастный оборот, так как основное действие выражено инфинитивом: Волнуясь, нельзя приступать к работе. 4. Если волнуетесь, нельзя приступать к работе. – Придаточное предложение можно перестроить в деепричастный оборот, так как основное действие выражено инфинитивом: Волнуясь, нельзя приступать к работе.

Деепричастие и его признаки. Особенности словоупотребления. Деепричастие и его признаки. Особенности словоупотребления.

Деепричастие- самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делая?, что сделав? и обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

Основные категории деепричастия Основные категории деепричастия

несовершенногоногоный и совершенный вид, несовершенногоногоный и совершенный вид, переходность и непереходность, переходность и непереходность, невозвратность и возвратность. невозвратность и возвратность.

Образование деепричастий несовершенногоногоного вида

Деепричастия несовершенногоногоного вида образуются от глаголов несовершенногоногоного вида при помощи суффиксов –а-, -я-: Деепричастия несовершенногоногоного вида образуются от глаголов несовершенногоногоного вида при помощи суффиксов –а-, -я-: играя, слыша, возвращаясь, подрастая играя, слыша, возвращаясь, подрастая

Редко встречаются суффиксы –учи-, -учи-: Редко встречаются суффиксы –учи-, -учи-: будучи, глядучи. будучи, глядучи.

Образование деепричастий совершенного вида Образование деепричастий совершенного вида

Образуются от глаголов совершенного вида при помощи суффиксов –в-, -вши-, -ши-: Образуются от глаголов совершенного вида при помощи суффиксов –в-, -вши-, -ши-: проиграв, услышав, вернувшись, подросши. проиграв, услышав, вернувшись, подросши.

Редко встречаются суффиксы – а-, -я-: Редко встречаются суффиксы – а-, -я-: привезя, сломя (голову), сложа (руки), спустя(рукава). привезя, сломя (голову), сложа (руки), спустя(рукава).

Как и глаголы, от которых они образованы, деепричастия бывают: Как и глаголы, от которых они образованы, деепричастия бывают:

Переходные и непереходные: Переходные и непереходные: нося (что? – шляпу) – уехав (нельзя спросить кого? что?) нося (что? – шляпу) – уехав (нельзя спросить кого? что?)

Невозвратные и возвратные: Невозвратные и возвратные: умывая – умываясь, умывая – умываясь, покорив – покорившись. покорив – покорившись.

Деепричастие – неизменяемая часть речи. Деепричастие – неизменяемая часть речи. Но утрачивая значение действия, могут переходить в другие части речи. Но утрачивая значение действия, могут переходить в другие части речи.

Основные способы словообразования. Основные способы словообразования.

Способы образования слов: Морфологические Морфологические Неморфологические Неморфологические

Образуются при помощи суффиксов и приставок: Образуются при помощи суффиксов и приставок: Бежать – разбежаться Бежать – разбежаться Причастия и деепричастия образуются только при помощи суффиксов Причастия и деепричастия образуются только при помощи суффиксов

Слова стоя, молча и др.после глагола и без зависимых слов – наречия: Слова стоя, молча и др.после глагола и без зависимых слов – наречия: мы читали стоя (наречие) – мы читали стоя (наречие) – мы читали, стоя (дееприч.) навытяжку. мы читали, стоя (дееприч.) навытяжку.

Слова благодаря, спустя, несмотря, невзирая перешли в предлоги: Слова благодаря, спустя, несмотря, невзирая перешли в предлоги: ушли, благодаря (деепричастие) за все ушли, благодаря (деепричастие) за все – ушли благодаря (предлог) защите. – ушли благодаря (предлог) защите.

Деепричастный оборот – деепричастие с зависимыми от него словами. Деепричастный оборот – деепричастие с зависимыми от него словами. Стекла(1) запотев за ночь (2) закрывали одинокую березовую ветку(3) день и ночь стучавшую в окно. Стекла(1) запотев за ночь (2) закрывали одинокую березовую ветку(3) день и ночь стучавшую в окно. 1) 1, 2; 2) 2, 3; 3) 1, 3; 4) 1, 2, 3 1) 1, 2; 2) 2, 3; 3) 1, 3; 4) 1, 2, 3

Деепричастие и его признаки. Особенности словоупотребления. Деепричастие и его признаки. Особенности словоупотребления.