Региональное экспертное совещание по профилактике насилия в школе Минск 10-11 февраля 2015 Предотвращение насилия в школе и снижение его последствий. Методическое.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Жестокое обращение с детьми как социально-психологическое явление.
Advertisements

1 Профилактика жестокого обращения и формирования навыков защиты от насилия.
«Как избежать насилия в семье и школе, или воспитание милосердия» « Разумное и нравственное всегда совпадают » Л.Н.Толстой « Издевательство над чужими.
Жестокое обращение с детьми. Насилие над детьми. Агрессия младших школьников.
Семейное насилие: механизмы и причины.. Семейное насилие -это система поведения, целью которого является достижение власти и контроля со стороны одного.
Агрессия детей. Причины и предупреждение. агрессия.
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ В ДЕТСКОЙ СРЕДЕ. БУЛЛИНГ.. Основные вопросы: Понятие боулинга. Понятие боулинга. Формы боулинга Формы боулинга Факторы группы риска.
Наличие проблем буллинга в поселковой и сельской школах.
Проблема насилия в жизни ребенка. Насилием является любое поведение, которое нарушает права другого.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ НАСИЛИЯ.
« НАСИЛИЕ : МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ ». « Насилие над детьми » жестокое обращение с детьми. Может выражаться в форме физического, сексуального, эмоционального.
Вопросы психологического благополучия в образовательном пространстве Туровская Н.Г. кандидат психологических наук, медицинский психолог ГКУЗ ВОДКПБ, старший.
Семейное насилие.. Насилие против супруги. Физическое насилие - это реальное или потенциальное применение физического вреда, под которым понимается нарушение.
Эмоциональное (психологическое насилие). Общественный резонанс По данным ООН, Генеральной прокуратуры РФ жертвами насилия являются около 300 млн. детей.
Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите.
Всё многообразие действий и бездействий со стороны взрослых, обязанных заботиться о ребенке и опекать его, которые наносят вред психическому и физическому.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 24.
Насилие в семье \. Виды насилия насилие эмоциональноефизическоесексуальное Психоло- гическое Вербальная агрессия Косвенная агрессия.
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
Консультация для педагогов. Содержание : Жестокое обращение с детьми: виды, определение, причины и последствия. Правовая защита детей от жестокого обращения.
Транксрипт:

Региональное экспертное совещание по профилактике насилия в школе Минск февраля 2015 Предотвращение насилия в школе и снижение его последствий. Методическое пособие для педагогических работников. М.А. Костенко, канд. социол. наук, доцент Алтайский госуниверситет

Глава 1. Феномен насилия в образовательном учреждении Методическое пособие для педагогических работников

«В школе, где я учился, одноклассники издевались над одной девочкой из бедной семьи. У нее была только мать, и она жила очень бедно, одноклассники этой девочки издевались над ней и даже били. После того как они увидели ее мать на улице, они стали еще больше издеваться над ней. Даже ее подруги перестали дружить с этой девочкой и стали ее обзывать, рассказывать другим сплетни о ней. Все в школе знали об этом. Девочка не смогла выдержать издевательства и перестала ходить в школу, а потом вообще повесилась у себя дома. Детей поругали и заставили извиниться перед матерью этой девочки». Методическое пособие для педагогических работников

1.1. Насилие в школе – глобальная проблема 1.2. Виды и формы – Что такое насилие – Виды и формы насилия – Причины и факторы насилия – Педагогическое насилие 1.3. Участники насилия (боулинга) – Распределение ролей – Личностные характеристики – Гендерные различия – Возрастные различия Методическое пособие для педагогических работников

1.4. Последствия насилия – Последствия для жертв – Последствия для обидчиков – Последствия для наблюдателей – Последствия для образовательного учреждения 1.5. Масштабы насилия – Страны Европы и Центральной Азии Методическое пособие для педагогических работников

Документы ООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ВОЗ, Совета Европы Всемирный доклад ООН о насилии в отношении детей, 2006 Доклад ВОЗ о положении дел в мире по профилактике насилия (2002, 2014) Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков. Исследование «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья», HBSC (2001, 2012) Национальные нормативные документы, аналитические материалы Страновые исследования Методическое пособие для педагогических работников

Никакое насилие в отношении детей не имеет оправдания и любое насилие может быть предупреждено. (Всемирный доклад ООН о насилии в отношении детей, 2006) Региональное экспертное совещание по профилактике насилия в школе

«… боулинг, телесные наказания, жестокие и унижающие достоинство формы психологического наказания, сексуальное и гендерное насилие в учебных заведениях являются серьезной проблемой и недопустимой практикой» (Всемирный доклад ООН о насилии в отношении детей, 2006) Региональное экспертное совещание по профилактике насилия в школе

В 106 странах не запрещается применение телесных наказаний в школах, в 147 странах это не запрещается в альтернативных учреждениях по уходу за детьми и лишь в 16 странах такие наказания запрещаются в семьях. За восемь лет, прошедших после публикации Всемирного доклада о насилии в отношении детей, только 33 государства запретили телесные наказания независимо от места проживания детей. Региональное экспертное совещание по профилактике насилия в школе

-Каждый десятый школьник в мире подвергается насилию -Мальчики чаще вовлечены в школьное насилие, соответственно, больше страдают от насилия в школе -Девочки чаще мальчиков становятся пострадавшими от гендерного и сексуального насилия -Около 80% всех случаев насилия в школе происходит в возрастной группе от 12 до 16 лет Региональное экспертное совещание по профилактике насилия в школе

Насилие - преднамеренное применение силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное на себя или иное лицо или группу лиц, которое влечет или с большой вероятностью может повлечь нанесение телесных повреждений, смерти, психологической травмы, отклонение в развитие или другой ущерб. Всемирная Организация Здравоохранения Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире, 2003 Региональное экспертное совещание по профилактике насилия в школе

Насилие в школе (школьное насилие) – это спланированные или спонтанные проявления агрессивных действий, имеющих своей целью проявление доминирования и/или унижения, причинения вреда, происходящие на территории, в помещениях школы, во время занятий, перемен, а также по пути в школу и из школы, на мероприятия и с мероприятий, проводимых школой, а также во время этих мероприятий. Региональное экспертное совещание по профилактике насилия в школе

Страна Признание актуальности насилия в ОО, % Пострадав шие, % Знают о пострадавши х, % Пострадавшие получили помощь, % Сами были обидчиками, % Сами были свидетелями, % Беларусь Украина Молдова Кыргызстан Таджикистан Россия % Казахстан Армения Европа США Характеристика масштабов

-обучающиеся - педагоги - технический персонал -администрация -родители В подавляющем большинстве случаев пострадавшими от насилия в школе являются дети и подростки. Субъекты школьного насилия

- имеет латентный характер - имеет разную природу и характер, принимает разные формы от однократных случаев насильственных действий до систематической травли и постоянных издевательств (боулинга), -физическое и вербальное, прямое и косвенное, -может иметь явно или неявно выраженную гендерную, национальную, расовую почву, -преследовать экономические цели (вымогательства и отбирание вещей и денег), -наносит психологическую травму (пролонгированные последствия), -может исходить как от учителей в отношении учащихся, так и от учащихся в отношении учителей и сверстников Насилие в школе

-физическое - психологическое (эмоциональное) -сексуальное и гендерное насилие -вымогательство -запугивание -дискриминация -боулинг (кибербоулинг, хейзинг) Классификация школьного насилия (на основе видов агрессивных действий в отношении пострадавшего)

-действия с применением физической силы, направленные на причинение боли и дискомфорта, ограничению свободы, которые приводят к физическому вреду или травме, или обладают потенциалом по причинению вреда здоровью, продолжительности жизни, развитию или самоуважению (чувству собственного достоинства). Физическое насилие

«Меня не принимали, так как я был новеньким. Меня унижали и обзывали и били. Меня сильно били, даже оставались синяки. Иногда это делал один человек, а иногда несколько» Физическое насилие

-совокупность намеренных вербальных и поведенческих действий, нацеленных на унижение чувства собственного достоинства, игнорирование, отторжение, контроль и/или изоляцию, запугивание и вызывание страха у пострадавшего. Психологическое насилие

«Одна девочка дразнила и обзывала меня, даже толкала. Есть такие девочки, которые действуют исподтишка, и перед взрослыми они очень вежливые и улыбаются, а когда взрослых нет, они могут говорить грубые слова и толкать других. Это было в прошлом году, когда я перевелась в этот класс. Сначала они меня дразнили и обзывали, смеялись надо мной каждый день и не играли со мной, и все девочки не разговаривали со мной и даже не хотели сидеть со мной за одной партой. Они не били меня, только унижали и смеялись надо мной. Все девочки смеялись надо мной, сплетничали и шептались» Психологическое насилие

-угрозы в устной или письменной форме (в том числе, с применением электронной почты, Интернета), физические нападки и других действиях с целью внушения страха, подчинения жертвы обидчику, принуждения к совершению каких-либо действий. Запугивание основано на реальном или предполагаемом неравенстве сил обидчика и жертвы. Запугивание

«Старшеклассники часто приходят к нам в класс, когда нет учителя, и издеваются над нами и даже могут дать в ухо или требуют наши мобильные телефоны, чтобы позвонить, а потом не возвращают. Меня не били, но они всегда угрожают, что побьют нас, если мы расскажем взрослым. Иногда это один мальчик, но иногда они приходят по двое – трое и обзывают нас или дают по шее. Конечно, я их боюсь. Я стараюсь не смотреть на них; я боюсь, когда они близко подходят» Запугивание

-принуждение человека к сексуальным отношениям помимо его желания и воли, а также любые действия сексуального характера в отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста согласия. Сексуальное насилие

«Мальчики обзывают меня, и когда мальчики трогали меня руками, мне было очень стыдно. Это случалось иногда в начале сентября. Когда мне поставили подножку, я упала и ударилась головой, а когда они трогали меня, я чувствовала боль в душе из-за стыда. Это были несколько мальчиков, мальчики из других классов, из моего класса и еще один. Мне было противно, обидно и стыдно. У меня недостаточно сил, чтобы дать сдачи» Сексуальное насилие

любые насильственные действия в любой форме, осуществляемые на гендерной почве или по причине неприятия гендерной идентичности и сексуальной ориентации человека. Может принимать форму психологического, физического или сексуального насилия, связано с использованием дисбаланса сил между полами, основано на гендерном неравенстве и усиливает питающие его гендерные стереотипы. Гендерное насилие

«У нас в классе была девочка, которая забеременела, и над ней все смеялись, называли ее «шлюхой» - она бросила школу и говорят отказалась от ребенка, когда родила» «Они кричали, что я гей, писали это слово на моих тетрадях, учебниках, звонили по телефону моим родителям и говорили – «твой сын голубой». Я решил не ходить больше в школу» Гендерное насилие

разовое или систематическое требование денег, вещей под давлением и принуждением, включая угрозу расправы физической силой, разглашением каких-то сведений, распространением слухов и сплетен. Вымогательство

«Старшие в нашей школе собирают деньги, и если не спрятать мобильный телефон, они его отнимут. Если не дать им деньги, они заводят в туалет и бьют. Они угрожают, говорят, чтобы никому не говорил, и что если расскажу, то не смогу жить…» Вымогательство

-предвзятое или отличительное обращение с индивидом на основании ее или его национальности или этнического происхождения, пола, гендерной идентичности и сексуальной ориентации, социально-экономического положения, религиозной принадлежности, инвалидности или любого другого признака. Дискриминация

«Одну девочку из дразнили в классе, потому что она мигрантка и ее родители работают на мусорке. Она часто плакала и в школу не ходила, училась еле как, потому что с русским были проблемы, из-за этого над ней тоже издевались, а учителя вообще никак не реагировали» Дискриминация

-повторяющиеся преднамеренные акты различных видов насилия, со стороны одного лица или группы лиц в отношении обучающегося, который не может себя защитить в данной ситуации. Сознательно планируемое продолжительное во времени насилие, прекращение которого с необходимостью требует вмешательства третьих лиц – учителей, технического персонала школы, других учеников, родителей. -Кибербоулинг – использование электронных средств связи (почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов, мобильных телефонов и др.) для преследования человека, распространения о нем конфиденциальной информации, порочащих и оскорбительных сообщений, фото и видео. -Хейзинг - неформальные насильственные обряды инициации в коллективах обучающихся. Буллинг

ассиметричен – с одной стороны находится обидчик, обладающий властью в виде физической и/или психологической силы, с другой – пострадавший, такой силой не обладающий, и нуждающийся в поддержке и помощи третьих лиц осуществляется преднамеренно и продолжительное время, имеет своей целью нанести физические и душевные страдания человеку, который выбран целью сложно идентифицируется и выявляется (латентность) затрагивает у пострадавших уверенность в себе, учебную мотивацию, здоровье, самоуважение и человеческое достоинство Особенности боулинга

никогда не исчезает сам по себе и всегда требуется защита и помощь пострадавшим, обидчикам, свидетелям; не пресечение и отсутствие помощи детерминирует его интенсификацию и серьезные последствия может приводить к антивитальным последствиям ригидность боулинг-структуры с возрастом интенсивность (а также последствия) боулинга снижается Особенности боулинга

1-я группа – прямой (физический, вербальный) боулинг, проявления которого связаны преимущественно с активными формами унижения; 2-я группа – косвенный (социальная депривация, сплетни, заговоры и т. п.) боулинг, который проявляется через сознательную изоляцию, обструкцию пострадавших. Проявления боулинга

обидчики (притеснители/агрессоры…) пострадавшие (притесняемые/жертвы…) свидетели (сторонние наблюдатели…) Буллинг-структура

- личностные - семейные - средовые - ситуационные - социальные Факторы возникновения и развития боулинга в образовательной организации

гиперактивность и импульсивность поведения низкий уровень самоконтроля низкая успеваемость склонностью к гневу и агрессии, конфликтному поведению проблемы психического и/или физического здоровья «нетипичность» «множественная» жертва Личностные факторы

социально-психологические благополучие, структура и состав семьи, место проживания, опыт насильственных отношений внутри семьи отсутствие в семье одного из родителей, депрессивное состояние родителей, трудная жизненная ситуация (развод, смерть члена семьи, инвалидизация) эмоциональная холодность и отсутствие заботы о ребенке и контроля его жизнедеятельности со стороны родителей (пренебрежение нуждами), большое число совместно проживающих членов семьи (особенно в условиях небольшой жилплощади), «несовершеннолетнее» родительство, отсутствие взаимоподдержки и низкая степень сплоченности членов семьи, низкая привязанность к родителям автономизация малой семьи Семейные факторы

- неблагоприятный социально-психологический климат -школьный стресс, -отсутствие контроля и поддержки со стороны учителей -игнорирование происходящих боулинг-процессов (сокрытие информации) -отказ в оказании адекватной и своевременной помощи частникам боулинга -применение насильственных методов воспитания -жесткая дисциплина и регламентация школьной жизни -связь с антисоциальными сверстниками и сверстниками – правонарушителями (группировки и т.д.) Средовые факторы

время и место, где происходит насилие (чаще всего боулинг происходит на игровых площадках, в школьных коридорах во время перемен, в школьных туалетах, в раздевалках перед/после урока физкультуры, на пути из/в школу и т.д.); наблюдает ли за актом насилия кто-то помимо жертвы и обидчика (при свидетелях акты насилия происходят чаще и с большей травматизацией для пострадавшего; вместе с тем, контроль со стороны взрослых снижает эскалацию насилия); имеют ли место какие-то иные действия, которые провоцируют насилие (например, состояние алкогольного или другого опьянения скорее приведет к насильственным действиям и увеличивает их интенсивность, наличие любого вида оружия у обидчика также приводит к повышению вероятности боулинга и проч.). Ситуативные факторы

- гендерные стереотипы -социально-экономическое неравенство -национальные стереотипы -влияние СМИ Социальные факторы

Первая фаза – образование боулинг-группировки Вторая фаза – стабилизация боулинг-структуры Третья фаза – деструктивное поведение Четвертая стадия – изгнание Фазы развития боулинга

поведенческое совладание – активный поиск поддержки и помощи третьих лиц и самого обидчика, уход от проблемы (вытеснение проблемы), переключение на какой-либо вид деятельности; эмоциональное совладание - проявляются в разнообразных по силе и качеству переживаниях, причем в младшем школьном возрасте это преимущественно отрицательные эмоции: раздражение, обида, страдание или эмоциональное самоустранение; интеллектуальное совладание - игнорирование травмирующей ситуации, поиск дополнительной информации, анализ последствий, относительность в оценках и придание нового значения и смысла ситуации боулинга. Спираль боулинга

психологический вред социальный вред физический (соматический) вред академический вред Последствия боулинга

снижение самооценки и самоуважение, повышение уровня депрессии и тревоги (ситуативной и личностной), изолированность в классе, стремление избегать общения с окружающими и друзьями, чрезмерная сензитивность, эмоциональные всплески в поведении высокий риск суицидального поведения среди физических (соматических) проблем – соматизация тревоги (ипохондрия), высокая частота головных болей, нарушения сна, боли в животе, плохой аппетит, частые жалобы на плохое самочувствие в классе, травматизация, наличие ран и синяков на теле, энурез, проблемы психического здоровья и т.д. самой серьезной академической проблемой является самоустранение пострадавших от учебного процесса Последствия для пострадавших

страх во время пребывания в школе снижение самооценки, повышение тревожности беспомощность и чувство вины ухудшение качества социально-психологического климата в классе (школе) негативные нормы взаимоотношений обучающихся снижение социальной сплоченности и взаимоподдержки ухудшение успеваемости Последствия для свидетелей боулинга (наблюдателей, очевидцев)

закрепление насильственных паттернов поведения антисоциальное и криминальное поведение злоупотребление ПАВ безответственное репродуктивное поведение академическая неуспеваемость сложности адаптации и социализации проблемы психического и физического здоровья Последствия для обидчиков

неблагоприятная социально-психологическая атмосфера отсутствие условий для обучающихся концентрироваться на академических достижениях и снижение показателей успеваемости отсутствие безопасности для обучающихся враждебность в отношении школы и низкая социальная сплоченность, низкая привязанность к школе «эмоциональное сгорание» и снижение трудовой мотивации у педагогического коллектива и администрации снижение ответственности за происходящее и рост криминальных инцидентов проблемы адаптации и социализации обучающихся отсутствие системы помощи и взаимоподдержки (на формальном и неформальном уровне) хаотизация управлением образовательной организацией Последствия для образовательных учреждений

Таким образом, первая глава раскрывает наиболее важные сведения о насилии в образовательной среде, содержит информацию для работников образовательных организаций о формах и видах школьного насилия, особенностях формирования боулинг-структуры и развития боулинг- процесса, последствиях для участников боулинга, описывает структуру, содержание и механизмы разработки локальных нормативно-правовых актов, демонстрирует подходы, практики, методы и формы деятельности, ориентированные на предотвращение и преодоление насилия в образовательных учреждениях. Глава носит информационно-ознакомительный характер Региональное экспертное совещание по профилактике насилия в школе

Что показалось важным? Что показалось полезным? Чего не хватило (тематика, кейсы, статистика, др.)? Что нужно добавить (сведения, факты, случаи, информация, проч.)? Как сделать материал наиболее практикоориентированным? Региональное экспертное совещание по профилактике насилия в школе

Просьба: Предложения по проекту пособия Случаи из жизни и практической деятельности Нормативные документы Региональное экспертное совещание по профилактике насилия в школе