ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Бажан Светлана Анатольевна, зав. библиотекой МБОУ кадетской школы 1 имени Ф. Ф. Ушакова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дидактический материал Обучение разным видам чтения на уроках русского языка в 7– 9 классах.
Advertisements

Технология продуктивного чтения технология формирования типа правильной читательской деятельности.
«Формы организации познавательной деятельности с учащимися, способствующие самостоятельному усвоению знаний на уроках математики»
Технология формирования типа правильной читательской деятельности и её роль в формировании УУД.
Под умением в педагогической литературе понимаются освоенные учеником способы выполнения действия.
Вторичные тексты в учебной деятельности школьников.
Текст учебника как средство достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.
Смысловое чтение Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
Анализ метапредметных и предметных результатов по обучению чтению научно- популярных текстов Секция 2 Бондаренко Т.М., учитель начальных классов IКК, Солдаткина.
Формирование читательских компетенций младших слабовидящих школьников.
Камышанова Т.В. Завуч по УВР в начальных классах МОУ СОШ 3 г.Суровикино Волгорадской области.
Конспект как одна из форм самостоятельной работы с литературой. Библиотечный урок для 9 класса.
Государственное общеобразовательное учреждение лицей 179 Калининского района г.Санкт-Петербурга Основы смыслового чтения в начальной школе Левкина Т.М.,
Рекомендации по подготовке учащихся к экзаменам по биологии 1. Познакомьтесь со структурой экзаменационной работы (за прошлый год). 2. Проанализируйте.
Методы самостоятельной работы с книгой.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Д. Дидро Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия 86 Ассоциированная школа ЮНЕСКО.
Формирование исследовательских знаний и умений преподавателя.
Шелковникова И. Л. Куйбышев 2011 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Средняя общеобразовательная школа 10»
Приемы работы с текстом. Возникающие проблемы: Как добиться, чтобы дети читали учебник; Как добиться, чтобы дети читали учебник; Как научить ребенка выделять.
Транксрипт:

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Бажан Светлана Анатольевна, зав. библиотекой МБОУ кадетской школы 1 имени Ф. Ф. Ушакова

Образование – это то, что большинство получает, многие передают и немногие имеют. ( К. Краус – австрийский писатель ).

Снижение интереса к чтению – общемировая тенденция ( по данным Национальной программы поддержки и развития чтения ) Доля читающей молодежи 4828 Хотя бы 1 книгу в год 7963 Ежедневно читали газеты 6124 Ежедневно читали журналы ые Сегодня Регулярно читали детям в семье 807

« Национальная программа поддержки и развития чтения », разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российский Книжный Союз

Цель разработки и реализации Национальной программы поддержки и развития чтения : Повышение читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной ( письменной ) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях Роста читательской активности ( охвата и интенсивности ) граждан – субъектов чтения, доведения ее до уровня, соответствующего успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа

Причины, побуждающие к чтению : ФГОС ( УУД ) Дистанционное обучение Развитие инновационных технологий

Структура читательской компетентности Компоненты Познавательный ( знания ) Операционно - технологический ( сворачивать, переносить информацию ) Ценностно - смысловой ( отношение к процессу )

2 группы умений 1 – находить информацию и формулировать простые выводы 2 – интерпретировать, обобщать и оценивать содержание текста

Что мы знаем о чтении ? Что значит уметь читать ? Какие способности помогают человеку достичь основной цели чтения, т. е. извлечь смысл из читаемого текста ? С какой целью люди читают ?

Запишите после выделенных слов названия печатных изданий, которые вы читаете, чтобы достичь той или иной цели. Читать, чтобы : получать знания, научиться что - то делать, получать удовольствие.

Виды чтения : ознакомительное ( читать книгу или нет ? Какая информация в ней содержится ? Для кого книга написана ?) Изучающее - медленное чтение, полный охват новой информации. ( В чем замысел автора ? Что нового есть в книге для меня как читателя ?)

Характер ознакомительного чтения перелистывание, рассматривание рисунков, быстрое чтение заголовков, оглавления, отдельных фрагментов текста.

Приемы ознакомительного чтения : осмысливание названия книги ( заголовок ), эпиграф ( если есть ).; Знакомимся с выходными данными ( когда была написана книга ? где издана ?); Определяем автора издания ( знаком или нет ? Хорошо ли знаком ?); Читаем оглавление и аннотацию ; Просматриваем рисунки, иллюстрации, схемы и т. д. Нахождение опор ( ключевых слов ) в самом тексте.

Приемы выделения ключевых слов. Изучение способов деления автором текста на смысловые части ( главы, параграфы, абзацы Первый и последний абзац содержать основной смысл текста ( утверждения ) и выводы. В оставшейся части содержатся как правило, аргументы к утверждению. Начальные предложения абзацев также как и ключевые слова содержат основную информацию. Эти предложения помогают понять изменения в содержании текста : ставится ли новый вопрос, новая задача, разъясняется ли ранее описанное свойство явления, факта, события, подводятся ли итоги, делаются ли выводы ? Утверждение. Например. Во время полнолуния картофель созревает гораздо быстрее.

Советы : Во время ознакомительного чтения ищите в тексте опоры, позволяющие понять, о чем в нем говорится : Ключевые слова ; Названия ( заголовки ) разделов, глав, частей,, параграфов и других смысловых частей ; Начальные предложения абзацев.

Изучающее чтение. Цель – глубокое проникновение в содержание текста, ( вдумчивый анализ читаемого ). Результат – понимание и запоминание прочитанного, создание на основе прочитанного новых ( вторичных ) текстов ( пересказ, план, конспект, тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и т. д.

Правильное чтение предполагает не только отбор информации, но и ее смысловое сжатие, перекодирование, преобразование. Самостоятельно составленные по тексту предложения запоминаются в 5-7 раз быстрее, чем предложения из текста.

После чтения текста можно предложить обучающимся такое задание: заполните таблицу: Ключевые слова Смысловые предложения Основной смысл текста Умение выделять в тексте основную информацию – одно из основных требований к чтению.

Приемы изучающего чтения : нахождение явных и скрытых вопросов, выделение информативно важных слов, выписки главного, существенного, важного, значимого.

Самопроверка. После чтения текста необходимо проверить, удалось ли : сформулировать основную мысль прочитанного ; выделить основную информацию ; обозначить смысловые вехи ( главные мысли каждой части ) прочитанного теста ; Выбрать нужное для выполнения конкретного задания ( пересказ, сообщение, ответ на уроке );

Изучающее чтение, как правило связано с запоминанием прочитанного. Чтобы запоминание было осмысленным, а не механическим, постарайтесь : Переформулировать определения, правила, выводы ( переведите прочитанное на « свой » язык ; Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков ; Потренироваться в запоминании прочитанного ( пересказ, повторение определений, правил ).

Типы графических изображений. Дерево понятия Кластеры ( гроздья ) Модуль как инвариантная модель познания систем окружающего мира « Скелетная » карта понятий Логико - смысловые модели структурирования понятий

Определение понятия должно быть достаточным. Это означает, что в « дереве » понятия должны быть указаны все признаки, позволяющие однозначно выделить объекты определяемого понятия. Если же это требование нарушается, то под определение понятия можно подвести не только объекты определяемого понятия, но и другие объекты. Определение понятия не должно быть избыточным, в нём не должно быть лишних, являющихся следствием других признаков определяемого понятия. Для составления ДП можно использовать кроме учебника различные дополнительные источники информации : словари, справочники, энциклопедии и пр.

Практическое занятие по построению графического изображения познавательного объекта