Семинар-практикум «Культура речи педагога». Цель: повышение культуры речи педагогов. Задачи: Уточнение и закрепление знаний о компонентах речи педагога.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Консультация для воспитателей Культура речи педагога- образец для подражания учитель-логопед I категории МБДОУ 6 Пичугина И.В.
Advertisements

Подготовила учитель-логопед: Селиванова С.А.. Хорошая речь логичностьточностьчистотабогатство Выразите- льность уместность.
Подготовила : учитель – логопед МКДОУ « Детский сад « Колосок » Шестакова Инна Николаевна Культура речи – одна из составляющих педагогической компетентности.
«Речь педагога – залог успешного речевого развития ребенка» Докладчик: Учитель-логопед 1 квалификационной категории Платонова Ирина Викторовна.
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
Тема 4. Культура речи Тема 4. Культура речи Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения,
Культура речи педагога в ДОУ. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих.
Культура речевого общения Михайлова И.М.. Что должен знать учитель о качествах речи? Теоретическая часть.
Культура речи педагога Учитель-логопед высшей квалификационной категории Соколова Н.В. МБДОУ ДС «Родничок»
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы: Клеменчук С.В. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.
Морфологические нормы памятка для учащихся Подготовили : ученицы 10 класса Абайдулина Ф. Рахметова А.
Культура речи и языковая норма Орфоэпическая разминка: 1. В каком слове ударение на 2 слоге? 1) свекла 2) жалюзи 3) оптовый 4) мельком 2. В каком слове.
«Искусство говорить с детьми» Цели: -пополнить и уточнить знания в области культуры устной речи; -рассмотреть важнейшие правила русской орфоэпии. Цели:
Презентация по дисциплине Русский язык и культура речи Презентация по дисциплине Русский язык и культура речи Орфографические нормы. Пунктуационные нормы.
Составила: учитель-логопед Кузнецова Н.Ю.. 1. Обогащение речи дошкольника грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими)
Общение наивысшая радость, дарованная людям. Кеннет Томас.
Консультация для воспитателей «Разговорная речь взрослого как эталон общения с ребёнком» Выполнила Учитель-логопед Шлюева Т. В.
МБДОУ – детский сад «Алые Паруса» Подготовила: учитель-логопед Зеленина Е.К.
Местоимение. Местоимения отличаются от других самостоятельных частей речи тем, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Например.
Глагол и глагольные формы Нормы образования и употребления.
Транксрипт:

Семинар-практикум «Культура речи педагога»

Цель: повышение культуры речи педагогов. Задачи: Уточнение и закрепление знаний о компонентах речи педагога. Совершенствование качества языкового оформления речи с использованием основных языковых норм; Формирование профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

Что такое культура речи? Прежде всего, это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, грамматики и словоупотребления), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения в соответствии с поставленной целью.

Что такое культура речи? Кроме того, это специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка, как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа. Культура речи может и должна: помочь детям овладеть нормами литературного языка, привить любовь к родному языку, научить отличать литературную речь от примитивной разговорной, помочь освободиться от "сорных" слов.

Компоненты речи РЕЧЬ Запомнить компоненты речи Помогут радуги цвета. Ведь радуга, как речь, замечу, Игрива, звучна и проста. Логичность, правильность и точность линий, Богатство красок, чистота, Как выразительны, красивы, Уместны все ее цвета!

Какой компонент речи? … - соответствие речи языковым нормам правильность Логичность, правильность, точность, богатство, чистота, выразительность, уместность

Какой компонент речи? … - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. точность Логичность, правильность, точность, богатство, чистота, выразительность, уместность

Какой компонент речи? … - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. логичность Логичность, правильность, точность, богатство, чистота, выразительность, уместность

Какой компонент речи? … - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку и отвергаемых нормами нравственности слов и словосочетаний (диалектизмов, канцеляризмов, жаргонизмов, просторечия, вульгаризмов). чистота Логичность, правильность, точность, богатство, чистота, выразительность, уместность

… - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. выразительность Какой компонент речи? Логичность, правильность, точность, богатство, чистота, выразительность, уместность

… - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. богатство Какой компонент речи? Логичность, правильность, точность, богатство, чистота, выразительность, уместность

… - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения (под условиями общения понимается место, время, жанр и задачи коммуникативного процесса). уместность Какой компонент речи? Логичность, правильность, точность, богатство, чистота, выразительность, уместность

Выбранная нами профессия педагога требует, чтобы мы говорили правильно, выразительно, доступно.

В речи педагогов ДОУ отмечаются следующие недостатки: использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов; засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.); неправильное ударение в словах; произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора; побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся (его вместо[его]; копирование речи малышей, «сюсюканье»); частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: (Танечка, вымой ручки! Катенька, убери чашечку со столика!); использование в речи слов не понятных детям без уточнения их значения ; многословие, наслоение лишних фраз, деталей; насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами; ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми; монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания; нечеткая артикуляция звуков в процессе речи.

Правильность речи -фундамент языковой культуры; без нее нет и не может быть ни литературного художественного мастерства, ни искусства живого и письменного слова.

Практикум «Проверь себя!»

Определить род существительных и употребить слово в правильной форме: Окна занавешены (тюль) Лицо скрыто (вуаль) Крышу кроют (толь) Вымою голову (шампунь) Голова покрыта (шаль) Окна занавешены тюлем (муж.род). Лицо скрыто вуалью (жен.род). Вымою голову шампунем (муж.род). Крышу кроют толем (муж.род). Голова покрыта шалью (жен.род).

Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме: Я встала, сняв ребенка с (колени). В саду много (яблони), (вишни). Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки). Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли). Я встала, сняв ребенка с коленей. В саду много яблонь, вишен. Карантин по гриппу продолжался двадцать двое суток. Я купила весь садовый инвентарь, кроме грабель.

Образовать форму повелительного наклонения глаголов: ехать – бежать – махать – сесть – лечь – езжай(те) беги(те) маши(те) сядь(те) ляг(те)

Произнесите правильно: конечно, Ильинична, яичница, булочная, горчичник, порядочный, молочный, скворечник, сердечный; купе, теннис, декан, артезианский, пюре, супермен, рекорд, конгресс, крем, сонет; пара (чулки, сапоги, гетры, носки); несколько (грузин, узбек, болгар, киргиз) пара чулок, сапог, гетр, носков несколько грузин, узбеков, болгар, киргизов

Произнесите правильно наречия: Сзади (НЕ взади, назаду) Назад ( НЕ взад) Позади (НЕ в заду) Внутрь (НЕ вовнутрь) Куда (НЕ куда) Туда (НЕ туда) Сюда ( НЕ суды). Там (НЕ там) Здесь (не здесь) Тут (НЕ тута) Зря (НЕ зазря) Сразу (НЕ зараз) Сначала ( НЕ сперва, перво-наперво) Потом ( НЕ опосля) Впервые (НЕ впервой) Снова ( НЕ по-новой) Глубоко (НЕ гл Ыбоко) Безразлично (НЕ без разницы) По правде (НЕ взаправду) Нарочно (НЕ по-нарошке, но вполне допустимо у детей) Шире (НЕ шире) Длиннее (НЕ длиньше) Пополам (НЕ напополам) Один за другим (НЕ один за одним)

Исправить предложение: Он полный невежа в вопросах искусства. Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять. Коля является ведущим лидером нашей группы. Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады. Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу. Все дети своевременно выполнили заданное задание. Врачиха выписала детям лекарство. Он полный невежда в вопросах искусства. Мальчик надел пальто и шапку и пошел гулять. Коля является лидером нашей группы. Когда я вернулся к своим друзьям, все были очень рады. Беседа с детьми подошла к завершению. Все дети своевременно выполнили задание. Врач выписала детям лекарство.

Расставить ударение и прочесть слова: свекла искра творог туфля ворота щавель столяр статуя километр жалюзи квартал каталог документ договор эксперт обеспечение танцовщица средства феномен новорожденный торты банты деньгами пальцами ножницами сливовый красивее облегчить предсложить баловать свёкла `искра творог, творог туфля вор `ота щавель стол `яр статуя километр жалюзи кварт `ал катал `ог документ догов `ор эксперт обеспечение танцовщица средства феномен новорождённый т `орты б `анты деньгами пальцами ножницами сл `ивовый красивее облегчить предсложить баловать

Правильно употребить слова в родительном падеже единственного числа: бинт, торт, бант, гусь Нет чего (кого)? б`инта, т`орта, б`анта, г`уся

О некоторых глаголах… Надеть – одеть Глагол НАДЕТЬ обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом на) по отношению к другому лицу либо предмету: надеть пальто, туфли, перчатки, очки, кольцо; надеть шубу на ребенка, надеть чехол на кресло, надеть наволочку на подушку. Глагол ОДЕТЬ обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (т.е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога): одеть ребенка, одеть куклу.

О некоторых глаголах… Есть – кушать Глагол КУШАТЬ стилистически ограничен в своем употреблении. В современной литературной норме слово кушать не употребляется в форме 1 лица (нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем; надо: я ем, мы едим. В 3-м лице этот глагол обычно употребляет­ся только по отношению к ребенку для выражения ласки. Возможно также использование его при вежливом приглашении к еде (кушай, кушайте, пожалуйста), где формы ешь, ешьте, звучат несколько фамильярно.

О некоторых глаголах… Сказать – подсказать Глагол ПОДСКАЗАТЬ используется в прямом значении: шепнуть или незаметно сказать ко­му-нибудь забытое им или неизвестное ему: подсказать стихотворение, подсказать ход решения, а также в переносном значении: навести на мысль: опыт подсказывает иное реше­ние. Поэтому нельзя говорить: подскажите, пожалуйста, как пройти... Надо: скажите, по­ жалуйста, как пройти...

О некоторых глаголах… Оплатить - заплатить Глагол ОПЛАТИТЬ (вносить плату, отдавая деньги за что-нибудь, в возмещение чего-ни­будь) употребляется в тех случаях, когда говорится о возмещении расхода, стоимости, кредита, о получении денежного документа (чека) и т.п. Этот глагол употребляется только в конструкциях с винительным падежом без предлога (оплатить покупку, проезд...). Глагол ЗАПЛАТИТЬ употребляется при указании на отдачу денег (или других ценностей) за покупку, а также в качестве штрафа или вознаграждения. Надо говорить: заплатить премию, заплатить штраф, но: оплатить работу, оплатить проезд.

О некоторых глаголах… Класть – посложить Нормой является употребление слова КЛАСТЬ, в то время как сложить является просторечием. Глагол класть употребляется без приставок. Но это касается только глаголов несовершенного вида, с совершенным же видом ситуация полностью противоположная -говорить и писать ПОЛОЖИТЬ считается правильным, «покласть» просторечием. Эти нормы закреплены во всегозможных словарях и справочниках, а потому считаются единственно правильными.

О некоторых глаголах… Печь, жечь, стричь При употреблении этих глаголов трудность создают чередования согласных в корне: К/Ч и Г/Ж НОРМА: ПЕКУ, ПЕЧЕМ,ПЕЧЕШЬ, ПЕЧЕТЕ, ПЕЧЕТ, ПЕКУТ. Но НЕ! Пекешь, пакет, пекем, пакете. НОРМА: ЖГУ, ЖЖЕМ, ЖЖЕШЬ, ЖЖЕТЕ, ЖЖЕТ,ЖГУТ. Но НЕ! ждешь, жгет, жгем, жгете. НОРМА: СТРИГУ, СТРИЖЕМ, СТРИЖЕШЬ СТРИЖЕТЕ,СТРИЖЕТ, СТРИГУТ. НО НЕ! стригем, стригешь, стригете.

ИТАК: Конечно, негозможно запомнить произнесение всех русских слов, но вполне возможно: 1. не делать грубых ошибок; 2. не нарушать нормы в заранее подготовленных выступлениях.

Семинар-практикум и презентацию подготовила учитель-логопед МБДОУ детский сад 5 «Золотой ключик» г.Люберцы Калюжная А.Е. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!