Круглый стол «Об организации работы школьных служб примирения» Комитет образования администрации Заводоуковского городского округа Ведущий специалист комитета.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА: « Служба школьной медиации » Выполнила: социальный педагог МБОУ СОЩ 3 р.п. Солнечный, Хабаровского края Чумаченко Марина Анатольевна.
Advertisements

«Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях» Председатель РМО Тюрина Вера Викторовна Методическое объединение социальных.
Родительское собрание ТЕМА: « Служба школьной медиации »
Организация службы медиации в образовательной среде.
Школьная служба медиации как одно из условий для формирования безопасного пространства.
АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ СЛУЖБ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.
Структура и задачи служб школьной медиации в образовательных организациях.
О развитии служб медиации и её роль в вопросах защиты прав и интересов несовершеннолетних И.Г. Назарова, зав.кафедрой общей педагогики и психологии ГОАУ.
«Медиация в школе. Практика диалога и примирения» Модель школьной службы примирения МОУ ООШ 3 г. Камешково Модель школьной службы примирения МОУ ООШ 3.
Развитие службы школьной медиации в школах г.Комсомольска-на-Амуре Семинар педагогов-психологов 11 ноября 2014 г.
« Служба школьной медиации ». Школьная медиация Пункт 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной.
«А ЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ ШСП: ОПЫТ РАБОТЫ В МБОУ «К ОНТОШИНСКАЯ СОШ» Заместитель директора по УВР, педагог – психолог Лосенкова С.А.
«Обзор правовых документов, помогающих создать службы примирения и применять медиацию в системе образования» Кузичкина Лариса Александровна, старший преподаватель.
Медиация: искусство договариваться Ковалева Ирина Михайловна, Руководитель Центра содействия развитию ребенка педагог-психолог ГБОУ СОШ 323 Невского района.
Технологии разрешения и предотвращения споров в образовательной среде Чиркун О.В. старший преподаватель кафедры общей педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО.
Ш кольная медиация как действенный инструмент в защите прав детей.
Служба примирения - структура, создаваемая в образовательном учреждении специально для обеспечения ее ресурсом разрешения конфликтных ситуаций внутри.
Алгоритм действий образовательных организаций при разрешении конфликтных ситуаций. Создание школьной службы медиации И.Г. Назарова, заведующий кафедрой.
Школьные службы медиации. Нормативно-правовые документы, регламентирующие создание и деятельность школьных служб медиации Конвенция о правах ребенка ФЗ.
Психолого-социально-педагогическое сопровождение МОУ СОШ 2.
Транксрипт:

Круглый стол «Об организации работы школьных служб примирения» Комитет образования администрации Заводоуковского городского округа Ведущий специалист комитета образования О.Н.Рязанцева

Правовая основа: Конституция Российской Федерации; Конституция Гражданский кодекс Российской Федерации;кодекс Семейный кодекс Российской Федерации;кодекс Федеральный закон от 24 июля 1998 г. 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";закон Конвенция о правах ребенка; Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов; Федеральный закон от 27 июля 2010 г. 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"; Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на годы» Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. ВК-844/07 «О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ»

Раздел VI. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия Указа Президента РФ от 1 июня 2012 г. 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на годы» развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия; развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия; организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении

«Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место» Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации В.Ш.Каганов Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации В.Ш.Каганов

Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»: процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения

Цель службы школьной медиации: формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом

Задачи школьной службы медиации создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп; создание с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении, детьми из неблагополучных семей, детьми с девиантным (общественно опасным) поведением, детьми, совершившими общественно опасные деяния и освободившимися из мест лишения свободы; интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание служб школьной медиации в образовательных организациях для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка; повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам риска ; повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике; обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для привлечения общественности в решение стоящих в этой сфере проблем и задач

Этапы организации службы школьной медиации 1. Проведение информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам школьной медиации (педагогов, обучающихся, родителей). 2. Обучение руководителя службы и её специалистов. (На семинарах ТОГИРРО прошли обучение 12 представителей ОУ). 3. Рассмотрение вопроса об организации работы службы школьной медиации советом школы, родительским комитетом, общешкольным собранием, Управляющим советом и другими органами коллегиального управления. 4. Утверждение Положения о службе школьной медиации (школьной службе примирения), согласованное с Управляющим советом ОУ. 5. Утверждение приказом состава школьной службы примирения (педагогические работники ОУ; учащиеся и их родители, прошедшие обучение основам метода школьной медиации)

Система непрерывного обучения специалистов школьных служб примирения Обучающие семинары ТОГИРРО (3 семинара, пошли обучение 12 педагогов) Рассмотрение вопросов в рамках постоянно действующего семинара «Школа классного руководителя»; Координационного совета по воспитательной работе Дистанционное самообразование педагогов по представленным методическим рекомендациям

Документация службы школьной медиации (школьной службы примирения) Положение о школьной службе примирения (службы школьной медиации) Положение о школьной службе примирения (службы школьной медиации) Приказ об организации работы в уч.году Приказ об организации работы в уч.году План работы школьной службы примирения (службы школьной медиации) на учебный год План работы школьной службы примирения (службы школьной медиации) на учебный год Журнал проведённых мероприятий Журнал проведённых мероприятий Заявления – согласия на участие в работе школьной службы примирения (службы школьной медиации) Заявления – согласия на участие в работе школьной службы примирения (службы школьной медиации) Договор (соглашение) примирения Договор (соглашение) примирения Другие материалы и условия: Информационно-профилактический стенд о о школьной службе примирения (службы школьной медиации) Информационно-профилактический стенд о о школьной службе примирения (службы школьной медиации) Ящик обращений в школьную службу примирения (службу школьной медиации) Ящик обращений в школьную службу примирения (службу школьной медиации) Место для проведения примирительных встреч, работы с обратившимися Место для проведения примирительных встреч, работы с обратившимися

Структура школьной службы примирения Руководитель службы (осуществляет общее руководство) Руководитель службы (осуществляет общее руководство) Диспетчер, который ведёт общую базу данных, получает и обрабатывает информацию о новых делах, ведёт журнал проведённых мероприятий (рекоменд. социальный педагог) Диспетчер, который ведёт общую базу данных, получает и обрабатывает информацию о новых делах, ведёт журнал проведённых мероприятий (рекоменд. социальный педагог) Ведущие примирительных встреч (1-2 чел.) осуществляют предварительную работу с участниками конфликта, проводят примирительные встречи (рекоменд. психолог, педагог с образованием психолога), проводят тренинги в классах, среди педагогов по обучению навыкам бесконфликтного общения, способам мирного разрешения конфликтных ситуаций Ведущие примирительных встреч (1-2 чел.) осуществляют предварительную работу с участниками конфликта, проводят примирительные встречи (рекоменд. психолог, педагог с образованием психолога), проводят тренинги в классах, среди педагогов по обучению навыкам бесконфликтного общения, способам мирного разрешения конфликтных ситуаций Информационно-просветительская группа – учащиеся участники органов ученического самоуправления (возможно участие родителей в данной группе), которые проводят информационно-просветительскую работу по презентации службы примирения в школе, обучению способам бесконфликтного общения, готовят буклеты, информационные листы, статьи на сайт (их деятельность координирует руководитель службы, оказывают помощь ведущие). Информационно-просветительская группа – учащиеся участники органов ученического самоуправления (возможно участие родителей в данной группе), которые проводят информационно-просветительскую работу по презентации службы примирения в школе, обучению способам бесконфликтного общения, готовят буклеты, информационные листы, статьи на сайт (их деятельность координирует руководитель службы, оказывают помощь ведущие).

Направления функционирования школьной службы примирения Информационно-просветительское ( выступление в классах, на родительских собраниях, совещаниях педагогов, выпуск информационных листов, буклетов) Обучающее (проведение тренингов с участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогами) Восстановительная (использование технологий восстановительного правосудия, проведение примирительных встреч, организация в последующем психологического сопровождения участников конфликта)

Этапы проведения примирительной встречи 1. Подготовительный этап 2. Этап примирения 3. Этап восстановления справедливости

1. Подготовительный этап примирительной встречи Цель: подготовка к проведению встречи. Начинается с общения с нарушителем. Варианты инициирования встречи: - источник информации официальные структуры: КДН, ОДН, суд, соц. педагог ОУ; - сторона нарушителя сама вышла на контакт На первой встрече ведущий представляется сам, объясняет, что он не представляет интересы официальных структур, он нейтральное лицо. Затем представляет программу примирения и предлагает принять в ней участие. Основной метод работы – беседа с целью установления доверительных отношений. Ведущий гарантирует, что не будет осуждать поведение подростка и его самого, решать за него, как нужно поступать в конфликтной ситуации

Схема работы с нарушителем: - ведущий использует метод активного слушания, проясняет для себя версию нарушителя о произошедшем; - затем выясняет причину, по которой подросток совершил подобный поступок; - далее ведущий, используя имеющийся конфликт в качестве педагогической ситуации, побуждает подростка найти правомерные и ненасильственные пути выхода из него. - ведущий может показать обидчику какие чувства испытывает человек, которому причинён вред. Вспомнив любой случай из собственной жизни, когда был обижен кем-то, подросток имеет возможность пережить те чувства, которые пережил потерпевший (метод переноса чувств). В ходе этой деятельности у подростка формируется правовое сознание, правильное понимание норм и ценностей. Для достижения этой цели необходимо провести 2-3 встречи с подростком нарушителем.

Схема работы с обиженным ведущий использует метод активного слушания, проясняет для себя версию обиженного о произошедшем; - далее ведущий, используя имеющийся конфликт в качестве педагогической ситуации, побуждает подростка найти правомерные и ненасильственные пути выхода из него.

Этап примирения Цель: организация и проведение примирительной встречи, создание условий для подписания примирительного соглашения. Создание новой ситуации в отношениях сторон, способствующей урегулированию существующего между ними конфликта. Задача: не воздействие на стороны, а побуждение их к переводу конфликта в ситуацию совместного поиска решений

Встреча участников конфликта Проходит в неофициальной обстановке, где нет деления на хороших и плохих. Правила поведения на встрече: соблюдение дисциплины; уважительное отношение участников друг к другу, поэтому в ходе примирительной встречи подросток учится излагать свои мысли, чувства, потребности, объяснять свои поступки в корректной форме, контролировать свои эмоции

Разработка совместно с подростком совершившим кражу имущества ( и как правило, его родителями, шагов по возмещению материального ущерба) В процессе обсуждения делается акцент на возмещение материального ущерба усилиями самого нарушителя. Ведущий подводит подростка к тому, что причинённый ущерб необходимо возместить

Если конфликт школьный или семейный Проясняются все недопонимания, возникшие в следствии того, что вовремя не обсудили случившееся, оговорки; Разрабатываются шаги по восстановлению разрушенных отношений

Требования к примирительному соглашению (договору) 1) составить его абсолютно точным и конкретным, так, чтобы воспринималось однозначно сторонами; 2) написать его тем языком, который будет понятен обеим сторонам; 3) конкретизировать имена, сроки, суммы; 4) прописать только реалистичные, удовлетворяющие интересы обеих сторон действия; 5) сформулировать соглашение нейтрально, не оскорбляя ничего достоинства; 6) указать каким образом будут разрешаться вопросы, которые могут возникнуть в будущем

Важно, чтобы соглашение об урегулировании давало процедурное, содержательное и психологическое удовлетворение. Высокая степень неудовлетворённости одного или нескольких участников ведёт к продолжению конфликта

Этап восстановления справедливости Обеспечивается успешность выполнения пунктов соглашения, подписанного представителями сторон. Подросток включён в ситуацию проживания своих новых чувств и мыслей о совершённом поступке, подкрепляемых самостоятельными действиями по восстановлению нарушенных отношений с человеком и обществом.

После окончания выполнения соглашения проводится работа по профилактическому сопровождению подростка-нарушителя, которая включает: - психолого-педагогические, - диагностико-коррекционные, - социально-педагогические программы ресоциализации, восстановление социального статуса подростка в системе межличностных отношений

Направления работы с подростком нарушителем: Диагностическое Психокоррекционное Оздоровительное Учебно-воспитательное Социально-правовое

Мониторинг работы школьных служб примирения за уч.год Виды конфликтных ситуаций Кол-во конфликтных случаев Использованные технологий Результативность использования примирительных технологий Профилактическая работа Конфликт между двумя сверстниками по причине нанесения оскорблений 6 школьные службы примирения провели примирительные встречи, заключены соглашения Учащиеся примирились в шести случаях, претензий к друг другу нет, конфликты больше не возникают Организованы индивидуальные занятия подростков с психологом по обучению бесконфликтному общению для 12 подростков Конфликт между группами подростков 3 школьная служба примирения провела примирительные встречи, заключены соглашения Стороны примирилисьВ классных коллективах, в которых обучаются подростки проводятся занятия по регуляции эмоционального состояния, формированию навыков бесконфликтного общения Конфликт на основе нанесения материального вреда (кража имущества) 3 модель педагогического посредничества в урегулировании конфликтов с участием девиантных подростков 1) примирение сторон в связи с возвращением вещи (фотоаппарат); 2) примирение сторон через возмещение стоимости предмета (сумочка); 3) примирение сторон в связи с возвращением По результатам психологического обследования 1 подросток направлен на консультацию к психоневрологу, прошёл стационарное лечение Конфликт, сопровождающий ся дракой 2 школьные службы примирения провели примирительные встречи, заключены соглашения Стороны примирились Организованы индивидуальные занятия подростков с психологом по индивидуальным программам сопровождения 4 подростков Конфликт между подростками и взрослым (нарушение правопорядка вблизи жилья взрослого человека) 1 модель педагогического посредничества в урегулировании конфликтов с участием девиантных подростков Примирение сторон, подростками принесены извинения взрослому человеку В классных коллективах, в которых обучаются подростки проводятся занятия по регуляции эмоционального состояния, формированию навыков бесконфликтного общения, мероприятия по формированию культуры поведения Конфликт между учащимся, родителем и учителем, вызванный нарушением учеником правил для учащихся 1 школьная служба примирения провела примирительную встречу Примирение сторон Организовано индивидуальное социально-психолого-педагогическое сопровождение подростка на основе индивидуальной программы адаптации

Прогнозируемый результат функционирования школьных служб медиации сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту; сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту; повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся; повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся; сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных; сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных; повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей; повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей; обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей; обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей; создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних; создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних; оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации. оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.

Показатели уровня сформированности благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов между участниками образовательного процесса за счет обучения взрослых основам медиации, а также обучения детей медиативному подходу и технологиям позитивного общения в "группах равных"; снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей; сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка; повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательно процесса.

Методические материалы: Сборник ТОГИРРО «Внедрение в практику деятельности образовательных учреждений внеучебных форм работы с несовершеннолетними, выстроенных на основе принципов восстановительного правосудия» Письмо комитета образования от «О представлении методических материалов об организации работы службы медиации (представлено Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. ВК-844/07 «О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ»)

«… с помощью медиации и восстановительного подхода будет создана новая, более эффективная система помощи семье и детям, а также защиты и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или вступивших в конфликт с законом Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации В.Ш.Каганов Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации В.Ш.Каганов