МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 3 «ТЕРЕМОК» ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДА. Консультация. Тема: «Игровые здоровьесберегающие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профилактика звукопроизношения у детей младшего возраста.
Advertisements

ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ» Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе Учитель: Паршенкова Татьяна Николаевна.
Комплексы упражнений для проведения физкультминуток, для снятия напряжения рук, шеи, туловища и глаз.
. Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми Учитель-логопе д МБДОУ 146 г.Тула Кандакова С.Н.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ МБДОУ Верх - Амонашенский детский сад Автор : воспитатель первой младшей группы Меликян И. А.
. Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми Учитель-логопед МБДОУ 22 п. Степной Скрипникова Т.В.
Известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Детям, имеющим речевые.
Развитие звуковой стороны речи ребенка лет..
КОРОЛЁВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА Номинация « МОЯ ВТОРАЯ МАМА»
Выполнила воспитатель МБДОУ «Детский сад 12» Ларионова Н.Н. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного.
Самомассаж для дошкольников Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем.
Артикуляционная гимнастика МДОУ детский сад компенсирующего вида «Белочка» 3 (для детей с нарушениями речи)
Приоритетные направления в работе Развитие общей моторики (подвижные речевые игры, жестовые игры, игры с мячом) Дыхательная гимнастика ( развитие речевого,
Учитель – логопед: Метельская Елена Михайловна МБДОУ 41 «Рябинушка»
Педагогический портфолио Бушуевой Ирины Николаевны.
Опубликовано на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 76 «Капелька» Артикуляционная гимнастика. Как.
Артикуляционная гимнастика (1 часть ). Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов,
Весёлая зимняя зарядка МКОУ Судайская средняя школа Автор: Лебедева Е.Н. учащиеся 6 класса.
МАССАЖ Для развития соматогнозиса и тактильного восприятия.
Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников.
Транксрипт:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 3 «ТЕРЕМОК» ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДА. Консультация. Тема: «Игровые здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающем процессе ДОУ» Учитель-логопед: Типсина Н.М. Каргасок – 2015 г.

Цель. Комплексное развитие всех компонентов устной речи: звуковой культуры речи, словаря, грамматического строя, связной речи средствами игровых здоровьесберегающих технологий. Задачи. Сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи. Нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии. Коррекция недостатков произносительной стороны речи. Развитие словаря и связной речи. Коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи. Развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики. Успешная социализации детей с дефектами речи. Формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.

Методы и приёмы игровых здоровьесберегающих технологий используемые в работе. В своей практической деятельности я применяю: Игровые комплексы артикуляционной гимнастики. Дыхательную гимнастику. Пальчиковую гимнастику. Игры со спичками или счётными палочками. Физминутки. Логоритмические упражнения. Самомассаж. Психогимнастику. Упражнения на релаксацию.

Артикуляционная (логопедическая) гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие сила, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. У ребёнка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц. Для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому способствует система упражнений, направленная на развитие моторики органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребёнка, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений. Правильное системное проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции.

При отборе материала для занятия следует соблюдать определенную последовательность, от простых упражнений к более сложным, проводя артикуляционную гимнастику в игровой форме. «Сказка о весёлом язычке». Жил-был на свете язычок. А жил язычок в своём домике-ротике. Рано утром проснулся язычок. Открыл окошечко губы открыты, округлены в виде окошечка, Открыл двери открыты зубы, Выглянул язычок узкий кончик языка высунуть из полости рта. Посмотрел вверх на солнышко язычок поднять вверх, Посмотрел на травку язычок опустить вниз, Посмотрел по сторонам язычок движется от одного уголка рта к другому, Забежал язычок в домик, Лег на кроватку и уснул. язычок лежит неподвижно, за нижними зубами. Проснулся язычок, стал прыгать присасывать кончик язычка к нёбу, До самого потолка. пощёлкивание в медленном и быстром темпе. Но пришла мама и наказала приоткрыть рот, положить язычок на нижнюю губу, Непослушный язычок. пошлёпывая его губами, произносить «пя-пя-пя…» Язычок стал послушный, И мама положила в чашечку варенье. упражнение «чашечка» Язычок был неаккуратный, рот открыть. Медленно, не отрывая языка, Замарал губки. облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Пошёл язычок чистить зубки облизывать язычком за верхними, затем за нижними зубками.

Выбежал язычок во двор, рот широко открыт. Кончик языка поднимается Сел на качели и стал качаться за верхние зубки на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубки. Качается язычок и поёт песенку ла-ла-ла, ло-ло-ло, ла-ла- ла, лу-лу-лу. Увидел язычок лошадку, Сел на лошадку и поскакал пощёлкать язычком, Остановил лошадку -тр - р- р- р… Дальше поскакал пощёлкать язычком, Привезла его лошадка в лес А в лесу много грибов. присасывать язычок к нёбу. Не отрывая язык Стал собирать язычок грибы от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, повторить несколько раз. Набрал полное лукошко грибов Поскакал на лошадке обратно домой. пощёлкать язычком. Зашёл в домик, закрыл двери, язычок убрать в рот, закрыть зубки, Закрыл окошечко. закрыть губки.

Утро с котиком Музиком

«Качели» Язычок вверх и вниз - на качели сел Денис. Вот качели высоко, вот качели низко. До чего же хорошо, весело Дениске! «Вкусное варенье» Если у Дениса плохое настроенье, Ест Дениска наш вкусное варенье. Надо верхнюю губу вареньицем намазать И широким языком облизать всё сразу. «Часики» У Дениса есть часы Удивительной красы! Ходят стрелочки по кругу И хотят догнать друг друга.

Дыхательная гимнастика. Речевое дыхание существенно отличается от физиологического дыхания, так как имеет более быстрый вдох и замедленный выдох. При речевом дыхании значительно увеличивается дыхательный объём лёгких. В основном присутствует ротовой тип дыхания. Работа над речевым дыханием ребёнка способствует развитию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания. Для правильного произношения любого звука необходима воздушная струя, идущая из лёгких. Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания. Значит, ребёнок должен научится одновременно дышать и говорить. Этому и способствуют дыхательные упражнения, вырабатывающие направленную воздушную струю.

Игровые комплексы дыхательной гимнастики. «Надуем шарик». «Подуем на снежинку, бабочку, пёрышко, пушок», «Пускаем мыльные пузыри», «Дышим ароматом цветочка», «Делаем газированную воду», «Дыхательная мини-гимнастика». Дыхательно-голосовые упражнения – «Заморозим подбородок», «Заморозим ладошку», «Погреем ладошки». Дыхательные упражнения для эмоциональной разгрузки и снятия напряжения – «Певец», «Веточка», «Воздушный шарик», «Геометрическая фигура», «Аист», «Сова», «Насос», «Баян», «Дровосек», комплекс дыхательной гимнастики «Весёлое лесное путешествие» - эти упражнения дети выполняют сопряжено с логопедом, по показу и самостоятельно после предварительного обучения.

Пальчиковая гимнастика. Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики рук: если она соответствует возрасту, то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и, что немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом. Немаловажное значение в работе по развитию мелкой моторики рук имеют пальчиковые игры, где отрабатываются статистические и динамические движения. В пальчиковых играх активно используется игровая мотивация, значительно повышающая интерес детей к учебных мероприятиям, а также эффективность самих игр. Пальчиковые игры включаются в сказки, рассказики, стихотворные формы. В этом случае пальчиковые упражнения напоминают своеобразные инсценировки. При этом, на первом этапе, сначала говорит взрослай, а дети только действуют пальчиками. В дальнейшем, речь ребёнка и движения пальчиками, идёт сопряжено под руководством взрослого.

Игровые комплексы пальчиковой гимнастики. Дети очень любят играть в игры: «Компот», «Осенние листья», «У Лариски – две редиски», «За ягодами», «Засолка капусты», «Цветки», «Сорока», «Ладушки», «Варежка», «Братцы», «Замок», «Моя семья», «Прятки», «Вышли пальчики гулять», «Капуста», «Четыре братца», «Дружба», «Мы рисовали», «Рыбки», «Лошадки», «Зайцы», «Дом и ворота», «Коза и козлёнок», «Руки в стороны», «Считаем пальчики» и др. Варежка Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак) "Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал". (все пальцы разжать, кроме большого) Маша варежку сняла: "Поглядите-ка, нашла! (разогнуть оставшийся согнутым палец) Ищешь, ищешь - и найдешь, Здравствуй, пальчик, как живешь?" (сжать пальцы в кулачок)

«У Лариски – две редиски». У Лариски – две редиски, А Алёшки – две картошки, У Серёжки-сорванца – два зелёных огурца, А у Вовки – две морковки, Да ещё у Петьки – две хвостатые редьки. (По очереди разгибают пальцы из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.) «Ёжик». С барабаном ходит Ёжик. Поочерёдно соединять пальчики, начиная с мизинчика, с большим пальцем. Бум – Бум – Бум! Ударять кулачками друг о друга. Целай день играет Ёжик: Поочерёдно соединять пальчики, начиная с указательного, с большим пальцем. Бум – Бум – Бум! Ударять кулачками друг о друга. С барабаном за плечами: Похлопать ладонями по плечам. Бум – Бум – Бум! Ударять кулачками друг о друга. Ёжик громко барабанил: Похлопать в ладоши. Бум – Бум – Бум! Ударять кулачками друг о друга.

«Оса» Са-са-са – прилетела к нам оса. Вытянуть перед собой указательный палец, Зафиксировать взгляд на его кончике. Прослеживать взглядом движение пальца вправо- влево. Голова остаётся неподвижной. Су-су-су – мы увидели осу Проследить движение пальца вверх-вниз. Сы-сы-сы - испугались мы осы. Описать в воздухе круг и проследить движение взглядом. Са-са-са –улетай скорей оса. Проследить движение по кругу в другую сторону. Ай-ай-ай – ты нас больше не кусай. Спрятать руки за спину и покачать головой Ой- ой-ой – побежали мы домой. «Сидит белка на тележке». Хором. Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки: Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Лисичке – сестричке, Воробью, синичке, Сжать все пальцы в кулак и поочерёдно разжимать их, начиная с большого. Мишке толстопятому, Заиньке усатому…

Игры со спичками или счётными палочками. Тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и, что немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом. Предлагаемые упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками и познакомить их с понятием «симметрия». Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребёнку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или солнце. Показ образцов изображений сопровождается стихами, изображениями реальных предметов (для младшей и средней группы), загадками, потешками. Это необходимо, для того чтобы у ребёнка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности.

Игры со спичками или счётными палочками погружают детей в мир творчества и фантазии.

Младший дошкольный возраст. Дошкольникам этого возраста лучше предложить карандаши, так как им трудно координировать движения рук и пользоваться мелкими предметами. Упражнения выполняются совместно со взрослами и сопровождаются пошаговыми инструкциями. Обязательным условием является рассматривание полученного изображения и называние предмета. Дети компонуют из палочек простые геометрические фигуры. Четыре палочки сложил и вот квадратик получил.

А также изображения несложных предметов (домик, грибок, ёлочка). У кубика много равных сторон, Из кубика можно построить дом. В лес с корзинкой я пошёл, У пенька грибок нашёл. Ёлочка зелёная выросла в саду, Ёлочку зелёную я домой несу.

Средний дошкольный возраст. В этом возрасте детям выдаются счётные палочки. Педагог перед выполнением задания решает вместе с детьми, как можно составить ту или иную фигуру, и результаты детской деятельности рассматриваются и анализируются. Изображения, предлагаемые детям, усложняются. Это может быть телевизор, флажок, лопатка, ракета, очки, часы и т.д. В небо ракета стрелою взлетела, В ней космонавт сидит сильный и смелай. Без телевизора скучно друзья, А долго смотреть телевизор нельзя.

Очки помогают книгу читать, Писать, рисовать, готовить, вязать. Лопатой я песок копаю, Песком машину нагружаю.

Часы я не руку надел, На время изредка смотрел. Горит в моей руке флажок, Как будто я огонь зажёг.

Старший дошкольный возраст. Предлагаемые фигуры усложняются: теперь они состоят из большого количества элементов, которые дошкольники могут объединять небольшим сюжетом. Дети уже в состоянии самостоятельно выполнять задания. Рыбка плавает в пруду, Я поймать её смогу. Черепаха в пустыне скучая, Пьёт за чашкою чашку чаю. И не может остановится – Очень трудно в пустыне напиться

Погода начала сердится. Весь день льёт дождик за окном. И, чтобы мне не простудиться, Гулять я буду под зонтом. Погода начала сердится. Весь день льёт дождик за окном. И, чтобы мне не простудиться, Гулять я буду под зонтом.

Дошкольникам старших групп можно предложить спички (со срезанной серой). Это усложняет задачу: от детей требуются более чёткие движения рук и пальцев. Обязательным условием остаётся анализ результатов деятельности. Возможности старших дошкольников расширяются: руки становятся более ловкими, а сами дети самостоятельными. Они могут выложить из палочек или из спичек первую букву своего имени, и даже полностью всё имя. Система игр и упражнений с палочками является одним из эффективных средств в системе работы по развитию речи и обучению грамоте. Включение в эту работу упражнений по выкладыванию букв формирует знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, что важно для последующего обучения чтению.

Физминутки. Обязательно на занятии присутствует физминутка, тесно связанная с темой занятия и являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это: снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизиру ется имеющийся словарный запас.

На физминутках дети двигаются, играют и развиваются. Динамические упражнения «Киска», «Котята», «Мишки», «Зверинная зарядка», «Слепим кролика», «Пильщики» дают заряд бодрости и энергии. Упражнение «Пильщики» Дети разбиваются на пары и выполняют упражнение. Колют, пилят, пилят, колют, Коля с Филей, Филя с Колей. Раскололи все дрова, Завалили пол двора. На изогнутый сучок, сломанный осенний, Опустился паучок Правую кисть, шевеля пальцами, опустить сверху на левую ладонь. С крестиком на спинке. Кладут указательные пальцы друг на друга «крестиком». Свил уютный гамачок, Пальцы правой руки складывают в щёпоть и опускают сверху в левую ладонь,, сложенную «лодочкой». Сам – в сторонку Пальцы правой руки «пробегают» по левой руке от кисти до локтя. И молчок, Правый указательный палец прикладывают к губе. Вот такой наш паучок. «Паучок»

Мишки Мишки по лесу гуляли, (идем вперевалочку) Мишки ягоды искали. Вот так, вот так (ставим одну руку на бочок – это корзинка) Мишки ягодки искали. Сладку ягодку малинку Положили всю в корзинку Вот так, вот так. (собираем ягоды и складываем в «корзинку») Положили всю в корзинку. Как малинкой угостились, Все на травке развалились. Вот так, вот так (гладим себя по животику) Все на травке развалились. А потом Мишки плясали Лапки кверху поднимали Вот так, вот так (выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх) «Медвежата в чаще жили». Медвежата в чаще жили, головой своей крутили: Вот так и вот так, ещё эдак ещё так, Медвежата мёд искали, дружно дерево качали: Вот так и вот так, дружно дерево качали. Вперевалочку ходили, и из речки воду пили: Вот так и вот так, они из речки воду пили, А потом они плясали, дружно лапы поднимали, Вот так и вот так, дружно лапы поднимали. (Дети имитируют игры медвежат)

Звериная зарядка. Раз – присядка, два – прыжок. Это заячья зарядка. А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза) Любят долго потянуться (потянуться) Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой) Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны) А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед) И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх) Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса) Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч) То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу) Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны) А кому зарядки мало – начинает все сначала.

Физкульт-привет На болоте две подружки, Две зеленые лягушки Утром рано умывались, (имитировать умывание) Полотенцем растирались. (имитировать растирание спины полотенцем) Ножками топали, Ручками хлопали. Вправо-влево наклонялись И обратно возвращались. (имитировать движения, указанные в тексте) Вот здоровья в чем секрет: Всем друзьям - физкульт-привет! (резко поднять руки вверх) Для физминуток подбираются и логоритмические упражнения: «Деревцо», «Физкульт-привет», «Бабочкак», «Водичка», «Кулачок», «Тук-тук», «Зайчонок», «Снег», «Дождик», «Ёжики», «Снежок», «Кормушка», «Ласточка».

Логоритмические упражнения. Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчёркивается многими специалистами. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей. Одной из важнейших характеристик речи является её темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению. Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ретмических и мелодико- интанационных характеристик речи, развитию умения сочетать движение и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений. Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободится от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность, нечёткость звукопроизношения, заикание.

Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком. Речь теснейшим образом связана с другими сторонами психического развития ребёнка (Р.Е.Левина). Восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение формируются с прямым участием речи (Л.С Выготский, А.Р. Лурия, А.В.Запорожец и др.) Поэтому логопед в своей работе использует самые разнообразные методы и средства развития интеллектуальных и речевых возможностей ребёнка. Одним из таких средств является развивающий самомассаж. Как лечебное средство массаж был известен ещё в глубокой древности. Его благоприятное воздействие на организм человека (как местное, так и общее) отмечают многие авторы (А.А.Бирюков, В.И.Васичкин и др.). При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, а в результате чего повышается её регулирующая роль в работе всех систем и органов.

Исследования учёных доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. М.М. Кольцовой было доказано, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Самомассаж проводится, как правило, в игровой форме, с использованием речедвигательных комплексов. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно- проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу.

«Весёлае пальчики» Руки растираем, потирают ладони, И разогреваем, хлопают в ладоши, И лицо теплом своим, разогретыми ладошками Нежно умывают, проводят по лицу сверху вниз. Пальчики сгребают, граблеобразными движениями Все плохие мысли, проводят пальцами от середины лба к вискам. Ушки растираем, растирают пальцами рук ушные Сверху вниз мы быстро, раковины, по краю сверху вниз. Их вперёд сгибаем, сгибают руками вперёд ушные раковины. Тянем вниз за мочки, оттягивают вниз за мочки. А потом руками легко похлопывают щёки Трогают за щёчки ладошками.

Самомассаж с помощью массажный мячиков. Весёлая сказка «Путешествие колобка по планете», «Колобок, колючий бок», русская народная сказка «Колобок» помогают детям эмоционально настроится на занятие, погрузится в сказку или тему занятия. При этом самомассаж стимулирует кинестетические ощущения мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, нормализует мышечный тонус. Сказка: «Колобок- колючий бок» Жил в лесу колобок, массажный мячик лежит на левой ладони, Колобок – колючий бок. правая ладонь сверху. Проснулся колобок рано утром, катать мячик вдоль ладоней, вперёд – назад, И покатился по дорожке. прокатывание мячика вокруг кистей рук. На пути встретился пенёк, Покатался колобок вокруг него, прокатывание мяча круговыми движениями на ладонях, И катится дальше. Катится колобок дальше, перекатывание мяча правой рукой через левую (3-4 раза) А на пути горка, Перекатился колобок через горку, прокатывание мячика вокруг кистей рук. И катится дальше по дорожке. катать мячик вдоль ладоней, вперёд – назад. Увидел колобок лисичку, испугался, Перевернулся через правый бок, Через левый бок, прокатывание мячика вокруг кистей рук, вперёд-назад. И скорей покатился назад, в домик. катать мячик вдоль ладоней, вперёд- назад,

Самомассаж мышц головы и шеи – «Я хороший», «Наденем шапочку»; Самомассаж мышц лица – «Рисуем дорожки», «Рисуем яблочки», «Рисуем ёлочку», «Пальцевый душ», «Рисуем брови», «Глазки спят», «Нарисуем усы», «Весёлай клоун», «Грустный клоун», «Клювик», «Погладим подбородок», «Расчёска», «Молоточек», «Паравозик», «Испечём блинчики», «Умоем личико». Самомассаж лица – «Осень». Самомассаж лица и шеи – «Бурундук», «Озорные мишки». Самомассаж сопровождается показом и одновременным произнесением потешки или стихотворения. «Бурундук» Щёчка, щёчка – два мешочка, Погладить лоб, щёки, крылья носа от центра к вискам, Три-четыре корешка, Надавить пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелке. Пять брусничек, С усилием надавливая, провести указательными пальцами по бровям. Шесть морошек. Закрыть глаза и мягко погладить веки. Семь букашек, Надавливая на крылья носа, провести пальцами от переносицы к носовым пазухам. Восемь мошек… Лапкой в щёчку – Стук, стук: -На здоровье, бурундук.

«Умоем личико». Носик, носик! Где ты, носик? Провести кулачками по крыльям носа – 4 раза. Лобик, лобик! Где ты, лобик? Всеми пальцами провести от середины лба к вискам – 4 раза. Щёчка, щёчка! Где ты, щёчка? Пальцами погладить щёки сверху вниз – 4 раза. Будет чистенькая дочка, Погладить ладонями шею. Будет чистенький сынок, Растереть ладонями уши. И катёнок-малашок. Потереть ладонями друг о друга. Педагог спрашивает, дети отвечают, показывая: -Лапки мыли? - Мыли! -Ушки мыли? -Мыли! -Глазки мыли? -Мыли! Всё помыли! А теперь мы чистые, Котики пушистые.

«Лягушата» Лягушата дружно встали, свои лапки показали. Протягивают согнутые руки в локтях вперёд, пальцы широко раздвинуты. Спинки прогибаются, лягушки улабаются. Слегка прогибаются назад. Лапками похлопали, ладошками пошлёпали. Хлопают в ладоши. Шлёп по грудке, по руке, по бокам и по спине. Хлопать ладонями по груди, по одной руке, бокам и спине. По другой руке стучали И нисколько не устали. Похлопать по второй руке от кисти к плечу. Застучали по ногам – Хлопки по ногам снизу вверх. Шлёп - шлёп - шлёп, парам – пам – пам! А потом, а потом Кулачком всё разотрём. Кулачками растереть руки, грудь, бока, спину, ноги. Ладошками себя погладим И спиночку свою разгладим.

Психогимнастика. В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребёнка, без развития общего эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса. Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие этого, возникновение речевых нарушений от несформированного произношения до невозможности составлять грамматически оформленного речевого высказывания. Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от формирования более ранних в онтогенезе базовых психических функций к более сложным, каким и является, в частности, речь. Ребёнок познаёт мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. Эти упражнения можно использовать как элемент тематического занятия во время динамических пауз или как отдельное занятие. В зависимости от возраста, состояния и места проведения дети могут сидеть за столами или на ковре. Движения и речевой материал предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию синхронно с логопедом. Противоположные по характеру движения должны чередоваться: быстрые и медленные, напряжённые и расслабляющие, резкие и плавные. Такое чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребёнка, особенно гипо- или гиперактивного, уравновешивает процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга и, как следствие, нормализует психическую и двигательную активность детей, приводит к улучшению настроения, исчезновению инертности.

Элементы психогимнастики также присутствуют в структуре индивидуальных и групповых занятий: «Шарфики», «Муравей», «Волшебная палочка», «Утро», «Солнце и тучка», «Ракушка», «Черепаха», «Львёнок», «Кошка». «Шарфики» Мама мишек одевала, Дети спокойно сидят на стульчиках. Шарфики всем завязала. Педагог подходит к каждому ребёнку, имитирует «завязывание шарфа», при этом дети немного вытягивают шею вверх, затем расслабляют её. Покрутили головой, Поворачивают головой вправо – влево. Хорошо как и тепло. «Муравей» Муравей залез на ножку, Дети вытягивают ноги вперёд (глубокий вдох). Мы посмотрим, где же он, Тянут стопу на себя, задерживают дыхание, смотрят на ногу. Мы стряхнём скорее крошку Потряхивают ногой (выдох). И немного отдохнём. Расслабляются.

«Солнце и тучка» За тучку солнышко зашло, Стало зябко и свежо. Дети съёживаются, обнимая себя за плечи. Солнце вышло из-за тучки, Мы теперь расслабим ручки. Расправляют плечи, расслабляются. «Ракушка» В море мы нашли ракушку. Дети складывают ладони лодочкой. Мы её приложим к ушку, Прикладывают ладонь к правому уху, наклоняют голову к правому плечу. И суровою зимой Прикладывают ладонь к левому уху. Будим слушать мы прибой. Наклоняют голову влево. «Черепаха» Вот гуляет черепаха, Дети опускают плечи, подбородок тянут вперёд и вверх. Прячет голову от страха. С напряжением поднимают плечи, подбородок поднимают к груди.

Упражнения на релаксацию. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Возрастная и коррекционно-развивающая направленность игровых здоровьесберегающих технологий. Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизических особенностей детей. Последовательность включения таких технологий в коррекционное занятие может быть изменена в зависимости от периода обучения и темы занятия. Упражнения и игры помогают в работе с детьми, имеющими различные виды отклонений в развитии, нуждающимися в систематической педагогической коррекции речевых, двигательных нарушений. Данные игровые здоровьесберегающие технологии полностью или их фрагменты (отдельные упражнения) могут использовать в работе учителя – логопеды, психологи, руководители физического воспитания, воспитатели, музыкальные руководители на занятиях, как часть занятия, физминутки, сюрпризные моменты на праздниках и развлечениях, в повседневной деятельности, а также в индивидуальной и коррекционной работе. Упражнения и игры используются в работе с детьми среднего старшего дошкольного возраста, но некоторые элементы могут использоваться в работе с детьми младшего возраста, а также с детьми младшего школьного возраста.

Постепенное включение в каждое занятие различных видов самомассажа, динамических и оздоровительных пауз, пальчиковых игр, упражнений на релаксацию, создаёт необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать всё время занятия более эффективно. Эти элементы можно повторять на нескольких занятиях, в чередовании или подряд. Все упражнения следует выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Эмоциональное тепло и поддержка каждого ребёнка демонстрируют положительное отношение к детям. Некоторые здоровьесберегающие технологии направлены на развитие дыхания, необходимы для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения, а такие упражнения, как пальчиковая гимнастика, способствуют не только формированию мелких движений и координации руки, но и позитивно влияют на развитие интеллекта детей.

Вывод: Использование в работе приёмов здоровьеразвивающих технологий, способствует: Комплексному развитию всех компонентов устной речи: звуковой культуры речи, словаря, грамматического строя; связной речи. Сохранению физического и психического здоровья детей с нарушением речи. Нормализации двигательной активности и профилактике гиподиномии. Коррекции недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи. Успешной социализации детей с дефектами речи.

Литература. 1. Анищенкова Е.Ф. Логопедическая ритмика. – М., Арсеневская О. Н. Упражнения для верхних дыхательных путей. – 3. Логопедический сайт «Болтушка» г. 4. Байдалина Е., Н. Илюхине Н.. Готовим руку к письму. Игры со счётными палочками. // Дошкольное воспитание – – Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – Санкт-Петербург 1996 г. 6. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М г 7.Гринёва Л., Счётные палочки. // Дошкольное воспитание – – с.65 – Гринёва. Л., Счётные палочки.// Дошкольное воспитание – – с. 70 – Жукова Н.С., Мастюкова С.М., Филичева Т.Б. Логопедия. – Екатеринбург г. 10. Золмаева Р.Я. Сам себе логопед. – Санкт-Петербург г. 11. Картушина М.Ю., Логоритмические занятия в детском саду. – М. Сфера г. 12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М г. 13. Кострова С.А, Ляпина И.С., // Логопед – с Кудикова М.А., Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников. // Логопед. – – с 25 – Лопухина И.С. Логопедия - речь, ритм, движение. – Санкт-Петербург г. 16. Новотворцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи, звуки. (С, СЬ), (З, ЗЬ, Ц). – Ярославль.1997 г. 17. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М. ВЛАДОС г.

18. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь говорить правильно. – М г. 19. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь – 2004 г. 20. Windows Internet Explorer. Артикуляционная гимнастика. Учебный центр «Логопед Мастер». Логопедия для чайников г. 21. Windows Internet Explorer. Самомассаж. Учебный центр «Логопед мастер». Логопедия для чайников г. 22. Windows Internet Explorer. Мелкая моторика. Логопедический сайт «Болтушка» г. 23. Windows Internet Explorer. Котикова Н.В. Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми. – МЦФЭР г. 24. Фото – ОГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Каргасокского района», МДОУ Каргасокского района Д/С 27 «Алёнушка».

Спасибо за внимание.