Образовательные парадигмы современности: философский аспект Лекция Полетаевой М.А.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фундаментальное ядро содержания общего образования как содержательно- методологическая основа стандартов общего образования.
Advertisements

Государственные образовательные стандарты второго поколения.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
А ЛЯМКИНА О ЛЬГА А ЛЕКСАНДРОВНА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ДЕТСКОГО САДА 44.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ. Определение системы Система - это полный, целостный набор элементов, взаимосвязанных между собой так, чтобы.
Среда - ближайшее окружение субъекта, во взаимодействии с которым он формирует и проявляет свои лучшие качества.
Системно- деятельностный подход в обучении и образовании.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Федотова А.В., методист ГИМЦ г.Комсомольск-на-Амуре Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования.
Особенности деятельности педагога в условиях реализации ФГОС НОО.
Проект «Оценки достижений учащихся через личностные компетенции учащихся»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Ведущие парадигмы образования 1. Парадигмы образования Когнитивная Личностно-ориентированная Функцио-нацистская Культуро­логическая Парадигма это совокупность.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС Хохлов Н.П. учитель физической культуры.
Транксрипт:

Образовательные парадигмы современности: философский аспект Лекция Полетаевой М.А.,

Традиционная (когнитивная) парадигма образования. Образование - познание на основе мышления. Образование - познание на основе мышления. Цель обучения - знания, умения и навыки (ЗУНы), которые отражают социальный заказ. Цель обучения - знания, умения и навыки (ЗУНы), которые отражают социальный заказ. Главный источник знаний - обучающий преподаватель и учебник. Главный источник знаний - обучающий преподаватель и учебник. Обучающийся -объект, который нужно наполнить знаниями. Обучающийся -объект, который нужно наполнить знаниями. Личностные аспекты обучения - формирование познавательной мотивации и познавательных способностей. Личностные аспекты обучения - формирование познавательной мотивации и познавательных способностей. Образование - познание на основе мышления. Образование - познание на основе мышления. Цель обучения - знания, умения и навыки (ЗУНы), которые отражают социальный заказ. Цель обучения - знания, умения и навыки (ЗУНы), которые отражают социальный заказ. Главный источник знаний - обучающий преподаватель и учебник. Главный источник знаний - обучающий преподаватель и учебник. Обучающийся -объект, который нужно наполнить знаниями. Обучающийся -объект, который нужно наполнить знаниями. Личностные аспекты обучения - формирование познавательной мотивации и познавательных способностей. Личностные аспекты обучения - формирование познавательной мотивации и познавательных способностей.

Традиционная (когнитивная) парадигма образования. Задача всестороннего развития личности и развития декларируется. Задача всестороннего развития личности и развития декларируется. Учебный предмет -своеобразная «проекция» науки, учебный материал - как дидактически интерпретированные научные знания. Учебный предмет -своеобразная «проекция» науки, учебный материал - как дидактически интерпретированные научные знания. Основная категория - учебная деятельность, целью которой является усвоение определенных знаний и способов деятельности, а не умения мыслить. Основная категория - учебная деятельность, целью которой является усвоение определенных знаний и способов деятельности, а не умения мыслить. Основной критерий эффективности обучения - знания, умения и навыки. Характеристика личностного развития не учитывается. Основной критерий эффективности обучения - знания, умения и навыки. Характеристика личностного развития не учитывается. Основное внимание - информационному обеспечению личности, а не ее развитию. Это развитие рассматривается как «побочный продукт» учебной деятельности. Основное внимание - информационному обеспечению личности, а не ее развитию. Это развитие рассматривается как «побочный продукт» учебной деятельности. Задача всестороннего развития личности и развития декларируется. Задача всестороннего развития личности и развития декларируется. Учебный предмет -своеобразная «проекция» науки, учебный материал - как дидактически интерпретированные научные знания. Учебный предмет -своеобразная «проекция» науки, учебный материал - как дидактически интерпретированные научные знания. Основная категория - учебная деятельность, целью которой является усвоение определенных знаний и способов деятельности, а не умения мыслить. Основная категория - учебная деятельность, целью которой является усвоение определенных знаний и способов деятельности, а не умения мыслить. Основной критерий эффективности обучения - знания, умения и навыки. Характеристика личностного развития не учитывается. Основной критерий эффективности обучения - знания, умения и навыки. Характеристика личностного развития не учитывается. Основное внимание - информационному обеспечению личности, а не ее развитию. Это развитие рассматривается как «побочный продукт» учебной деятельности. Основное внимание - информационному обеспечению личности, а не ее развитию. Это развитие рассматривается как «побочный продукт» учебной деятельности.

Антропологическая парадигма образования Постфигуративная культура, основанная на том, что подрастающее поколение перенимает опыт у старших; Кофигуративная культура, где и дети и взрослые учатся не только у старших, но и у сверстников; Префигуративная культура, в которой не только дети учатся у родителей, но и родителям приходится учиться у своих детей Человек постоянно находится в процессе развития, меняя не только окружающий мир, но и самого себя, свое представление о себе; Человек постоянно находится в процессе развития, меняя не только окружающий мир, но и самого себя, свое представление о себе; концепция М.Мид о трех типах культур в зависимости от трансляции социокультурного опыта. концепция М.Мид о трех типах культур в зависимости от трансляции социокультурного опыта. Человек постоянно находится в процессе развития, меняя не только окружающий мир, но и самого себя, свое представление о себе; Человек постоянно находится в процессе развития, меняя не только окружающий мир, но и самого себя, свое представление о себе; концепция М.Мид о трех типах культур в зависимости от трансляции социокультурного опыта. концепция М.Мид о трех типах культур в зависимости от трансляции социокультурного опыта.

Прагматическая парадигма образования (Уильям Джеймс, Джон Дьюи и др) Главная задача образования - подготовить личность, максимально успешную в социальном и профессиональном плане. Главная задача образования - подготовить личность, максимально успешную в социальном и профессиональном плане. Достижение успеха - это главная цель, которая оправдывает средства. Приоритет в образовательном процессе отдается социализации. Достижение успеха - это главная цель, которая оправдывает средства. Приоритет в образовательном процессе отдается социализации. Основной инструмент успеха - мышление. Для его развития Дьюи выделял четыре важнейших потребности-инстинкта: Основной инструмент успеха - мышление. Для его развития Дьюи выделял четыре важнейших потребности-инстинкта: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский. Главная задача образования - подготовить личность, максимально успешную в социальном и профессиональном плане. Главная задача образования - подготовить личность, максимально успешную в социальном и профессиональном плане. Достижение успеха - это главная цель, которая оправдывает средства. Приоритет в образовательном процессе отдается социализации. Достижение успеха - это главная цель, которая оправдывает средства. Приоритет в образовательном процессе отдается социализации. Основной инструмент успеха - мышление. Для его развития Дьюи выделял четыре важнейших потребности-инстинкта: Основной инструмент успеха - мышление. Для его развития Дьюи выделял четыре важнейших потребности-инстинкта: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.

Прагматическая парадигма образования (Уильям Джеймс, Джон Дьюи и др) Для удовлетворения этих инстинктов у ребёнка дошкольного возраста - источник познания слово (книги, рассказы), произведения искусства (картинки), технические устройства (игрушки); дети вовлекались в игру. дошкольного возраста - источник познания слово (книги, рассказы), произведения искусства (картинки), технические устройства (игрушки); дети вовлекались в игру. более старшего возраста - загадки,задачи, проблемы для решения, они вовлекались в практическую деятельность труд. более старшего возраста - загадки,задачи, проблемы для решения, они вовлекались в практическую деятельность труд. Для удовлетворения этих инстинктов у ребёнка дошкольного возраста - источник познания слово (книги, рассказы), произведения искусства (картинки), технические устройства (игрушки); дети вовлекались в игру. дошкольного возраста - источник познания слово (книги, рассказы), произведения искусства (картинки), технические устройства (игрушки); дети вовлекались в игру. более старшего возраста - загадки,задачи, проблемы для решения, они вовлекались в практическую деятельность труд. более старшего возраста - загадки,задачи, проблемы для решения, они вовлекались в практическую деятельность труд.

Концептуальные положения проблемного обучения (по Д. Дьюи) Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании. Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании. Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Условиями успешности обучения являются: Условиями успешности обучения являются: проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства); проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства); активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом); активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом); связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом. связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом. Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании. Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании. Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Условиями успешности обучения являются: Условиями успешности обучения являются: проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства); проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства); активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом); активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом); связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом. связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Метод проектов в обучении Создан У.Х. Килпатриком; Создан У.Х. Килпатриком; Использован принцип Дж. Дьюи «обучение через деятельность». Ученый предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. Важно показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые пригодятся им в реальной жизненной ситуации. Использован принцип Дж. Дьюи «обучение через деятельность». Ученый предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. Важно показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые пригодятся им в реальной жизненной ситуации. Учебный процесс - интеграция достигнутых знаний в твердое мировоззрение и позицию. Учебный процесс - интеграция достигнутых знаний в твердое мировоззрение и позицию. Создан У.Х. Килпатриком; Создан У.Х. Килпатриком; Использован принцип Дж. Дьюи «обучение через деятельность». Ученый предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. Важно показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые пригодятся им в реальной жизненной ситуации. Использован принцип Дж. Дьюи «обучение через деятельность». Ученый предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. Важно показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые пригодятся им в реальной жизненной ситуации. Учебный процесс - интеграция достигнутых знаний в твердое мировоззрение и позицию. Учебный процесс - интеграция достигнутых знаний в твердое мировоззрение и позицию.

Личностно-ориентированная парадигма образования (гуманистическая парадигма образования) Сущность - диалог с обучающимся как субъектом образовательного процесса; Сущность - диалог с обучающимся как субъектом образовательного процесса; М.М.Бахтин, В. С. Библер: концепция диалогичности культуры и человека; М.М.Бахтин, В. С. Библер: концепция диалогичности культуры и человека; Ядро - гуманистический подход к ученику, помощь в его личностном росте, хотя уделяется внимание и его подготовке к жизни, адаптации и т.п. Ядро - гуманистический подход к ученику, помощь в его личностном росте, хотя уделяется внимание и его подготовке к жизни, адаптации и т.п. Развитие и саморазвитие, самореализация, творчество ученика, жизнетворчество, субъективность - основе этой модели образования развития ученика. Развитие и саморазвитие, самореализация, творчество ученика, жизнетворчество, субъективность - основе этой модели образования развития ученика. Развитие - переход учащихся на более высокую ступень активности и самостоятельности в решении поставленных задач. Развитие - переход учащихся на более высокую ступень активности и самостоятельности в решении поставленных задач. Сущность - диалог с обучающимся как субъектом образовательного процесса; Сущность - диалог с обучающимся как субъектом образовательного процесса; М.М.Бахтин, В. С. Библер: концепция диалогичности культуры и человека; М.М.Бахтин, В. С. Библер: концепция диалогичности культуры и человека; Ядро - гуманистический подход к ученику, помощь в его личностном росте, хотя уделяется внимание и его подготовке к жизни, адаптации и т.п. Ядро - гуманистический подход к ученику, помощь в его личностном росте, хотя уделяется внимание и его подготовке к жизни, адаптации и т.п. Развитие и саморазвитие, самореализация, творчество ученика, жизнетворчество, субъективность - основе этой модели образования развития ученика. Развитие и саморазвитие, самореализация, творчество ученика, жизнетворчество, субъективность - основе этой модели образования развития ученика. Развитие - переход учащихся на более высокую ступень активности и самостоятельности в решении поставленных задач. Развитие - переход учащихся на более высокую ступень активности и самостоятельности в решении поставленных задач.

Личностно-ориентированная парадигма образования () (Согласно Л.С. Выготскому) Зона актуального развития - те знания, умения и навыки, которыми человек овладел и может пользоваться самостоятельно; Зона актуального развития - те знания, умения и навыки, которыми человек овладел и может пользоваться самостоятельно; Зона ближайшего развития - те знания, умения и навыки, которыми человек может пользоваться только с помощью взрослого (старшего). Зона ближайшего развития - те знания, умения и навыки, которыми человек может пользоваться только с помощью взрослого (старшего). Различают развитие : Различают развитие : общее (универсальных способностей, в том числе физических); общее (универсальных способностей, в том числе физических); специальное (связанное со способностями, одаренностью); специальное (связанное со способностями, одаренностью); культурное развитие (мы снова обращаемся к культуре). культурное развитие (мы снова обращаемся к культуре). Высший уровень развития - саморазвитие. Высший уровень развития - саморазвитие. Зона актуального развития - те знания, умения и навыки, которыми человек овладел и может пользоваться самостоятельно; Зона актуального развития - те знания, умения и навыки, которыми человек овладел и может пользоваться самостоятельно; Зона ближайшего развития - те знания, умения и навыки, которыми человек может пользоваться только с помощью взрослого (старшего). Зона ближайшего развития - те знания, умения и навыки, которыми человек может пользоваться только с помощью взрослого (старшего). Различают развитие : Различают развитие : общее (универсальных способностей, в том числе физических); общее (универсальных способностей, в том числе физических); специальное (связанное со способностями, одаренностью); специальное (связанное со способностями, одаренностью); культурное развитие (мы снова обращаемся к культуре). культурное развитие (мы снова обращаемся к культуре). Высший уровень развития - саморазвитие. Высший уровень развития - саморазвитие.

Личностно-ориентированная парадигма образования Основной способ структурирования знаний - культурологический подход к образованию. Основной способ структурирования знаний - культурологический подход к образованию. Интеграция учебных дисциплин, создание целостного образа эпохи, культуры, на понимании соотношения культуры и цивилизации, понимание каждой области знаний в формировании Интеграция учебных дисциплин, создание целостного образа эпохи, культуры, на понимании соотношения культуры и цивилизации, понимание каждой области знаний в формировании Педагогический процесс - принцип диалога или полилога, импровизация. Педагогический процесс - принцип диалога или полилога, импровизация. Ценностно-смысловое равенство ребенка и взрослого в праве познавать мир без ограничений. Ценностно-смысловое равенство ребенка и взрослого в праве познавать мир без ограничений. Точка отсчета в школе измерений качества педагогической деятельности - человек и его движение во времени и пространстве относительно самого себя. Точка отсчета в школе измерений качества педагогической деятельности - человек и его движение во времени и пространстве относительно самого себя. Основной способ структурирования знаний - культурологический подход к образованию. Основной способ структурирования знаний - культурологический подход к образованию. Интеграция учебных дисциплин, создание целостного образа эпохи, культуры, на понимании соотношения культуры и цивилизации, понимание каждой области знаний в формировании Интеграция учебных дисциплин, создание целостного образа эпохи, культуры, на понимании соотношения культуры и цивилизации, понимание каждой области знаний в формировании Педагогический процесс - принцип диалога или полилога, импровизация. Педагогический процесс - принцип диалога или полилога, импровизация. Ценностно-смысловое равенство ребенка и взрослого в праве познавать мир без ограничений. Ценностно-смысловое равенство ребенка и взрослого в праве познавать мир без ограничений. Точка отсчета в школе измерений качества педагогической деятельности - человек и его движение во времени и пространстве относительно самого себя. Точка отсчета в школе измерений качества педагогической деятельности - человек и его движение во времени и пространстве относительно самого себя.

Личностно-ориентированная парадигма образования Низкие учебные показатели - не основанием для суждения о нормативных качествах человека, они - лишь точка отсчета для оценки перспектив и возможностей профессиональной работы. Низкие учебные показатели - не основанием для суждения о нормативных качествах человека, они - лишь точка отсчета для оценки перспектив и возможностей профессиональной работы. Скорость обучения в гуманистической парадигме обусловливается индивидуальной способностью субъектов проникнуть в суть познавательной или жизненной проблемы. Скорость обучения в гуманистической парадигме обусловливается индивидуальной способностью субъектов проникнуть в суть познавательной или жизненной проблемы. Представители гуманистической парадигмы не отличаются единством воззрений. Представители гуманистической парадигмы не отличаются единством воззрений. Положена в основу систем развивающего обучения Положена в основу систем развивающего обучения Низкие учебные показатели - не основанием для суждения о нормативных качествах человека, они - лишь точка отсчета для оценки перспектив и возможностей профессиональной работы. Низкие учебные показатели - не основанием для суждения о нормативных качествах человека, они - лишь точка отсчета для оценки перспектив и возможностей профессиональной работы. Скорость обучения в гуманистической парадигме обусловливается индивидуальной способностью субъектов проникнуть в суть познавательной или жизненной проблемы. Скорость обучения в гуманистической парадигме обусловливается индивидуальной способностью субъектов проникнуть в суть познавательной или жизненной проблемы. Представители гуманистической парадигмы не отличаются единством воззрений. Представители гуманистической парадигмы не отличаются единством воззрений. Положена в основу систем развивающего обучения Положена в основу систем развивающего обучения

Синергетическая парадигма образования (И.Р. Пригожин, И. Стенгерс, В.Г. Буданов, Е.Л. Князева, С.П. Курдюмов, Я.И. Свирский) Представление о сфере образования как о единой самоорганизующейся и саморазвивающейся системе: образование – наука. Представление о сфере образования как о единой самоорганизующейся и саморазвивающейся системе: образование – наука. Концепция аутопоэзиса, разработанная чилийскими биологами и философами У.Матурана и Ф.Варела. Концепция аутопоэзиса, разработанная чилийскими биологами и философами У.Матурана и Ф.Варела. Ученик и учитель выступают в роли соавторов, а сам процесс образования и воспитания личности рассматривается как «самотворение» или аутопоэзис. Ученик и учитель выступают в роли соавторов, а сам процесс образования и воспитания личности рассматривается как «самотворение» или аутопоэзис. Каждый человек по рождению обладает неким внутренним замыслом, имеет «свободные валентности» и сам себя строит по этому замыслу. Каждый человек по рождению обладает неким внутренним замыслом, имеет «свободные валентности» и сам себя строит по этому замыслу. Смысл образования, воспитания – в попытке проникнуть в замысел, вступить в диалог, тем самым стать соавтором собственной личности, а учитель в этом контексте призван всемерно содействовать этому процессу. Смысл образования, воспитания – в попытке проникнуть в замысел, вступить в диалог, тем самым стать соавтором собственной личности, а учитель в этом контексте призван всемерно содействовать этому процессу. Представление о сфере образования как о единой самоорганизующейся и саморазвивающейся системе: образование – наука. Представление о сфере образования как о единой самоорганизующейся и саморазвивающейся системе: образование – наука. Концепция аутопоэзиса, разработанная чилийскими биологами и философами У.Матурана и Ф.Варела. Концепция аутопоэзиса, разработанная чилийскими биологами и философами У.Матурана и Ф.Варела. Ученик и учитель выступают в роли соавторов, а сам процесс образования и воспитания личности рассматривается как «самотворение» или аутопоэзис. Ученик и учитель выступают в роли соавторов, а сам процесс образования и воспитания личности рассматривается как «самотворение» или аутопоэзис. Каждый человек по рождению обладает неким внутренним замыслом, имеет «свободные валентности» и сам себя строит по этому замыслу. Каждый человек по рождению обладает неким внутренним замыслом, имеет «свободные валентности» и сам себя строит по этому замыслу. Смысл образования, воспитания – в попытке проникнуть в замысел, вступить в диалог, тем самым стать соавтором собственной личности, а учитель в этом контексте призван всемерно содействовать этому процессу. Смысл образования, воспитания – в попытке проникнуть в замысел, вступить в диалог, тем самым стать соавтором собственной личности, а учитель в этом контексте призван всемерно содействовать этому процессу.

Ноосферная парадигма образования (В.И.Вернадский) Ноосферное образование - комплексный процесс обучения, направленный на глубокое усвоение систематизированных ноосферно-экологических, гуманитарных, естественных, технических знаний, умений и навыков в целях формирования творческой личности, ее ответственности за жизнедеятельность социоприродной среды и природовосстановительных процессов. Ноосферное образование - комплексный процесс обучения, направленный на глубокое усвоение систематизированных ноосферно-экологических, гуманитарных, естественных, технических знаний, умений и навыков в целях формирования творческой личности, ее ответственности за жизнедеятельность социоприродной среды и природовосстановительных процессов. Основная задача - воспитание ноосферного человека, который представляет собой человека, обладающего ноосферным сознанием и мышлением, ответственного за все, что происходит на планете и общая интеграция социально-значимых знаний. Основная задача - воспитание ноосферного человека, который представляет собой человека, обладающего ноосферным сознанием и мышлением, ответственного за все, что происходит на планете и общая интеграция социально-значимых знаний. Ноосферное образование - комплексный процесс обучения, направленный на глубокое усвоение систематизированных ноосферно-экологических, гуманитарных, естественных, технических знаний, умений и навыков в целях формирования творческой личности, ее ответственности за жизнедеятельность социоприродной среды и природовосстановительных процессов. Ноосферное образование - комплексный процесс обучения, направленный на глубокое усвоение систематизированных ноосферно-экологических, гуманитарных, естественных, технических знаний, умений и навыков в целях формирования творческой личности, ее ответственности за жизнедеятельность социоприродной среды и природовосстановительных процессов. Основная задача - воспитание ноосферного человека, который представляет собой человека, обладающего ноосферным сознанием и мышлением, ответственного за все, что происходит на планете и общая интеграция социально-значимых знаний. Основная задача - воспитание ноосферного человека, который представляет собой человека, обладающего ноосферным сознанием и мышлением, ответственного за все, что происходит на планете и общая интеграция социально-значимых знаний.

Ноосферная парадигма образования (В.И.Вернадский) Знание - средство, с помощью которого развивается и расширяется понимание, при этом понимание распространяется не только на знания, а и на жизнь, на других людей, на самого себя. Знание - средство, с помощью которого развивается и расширяется понимание, при этом понимание распространяется не только на знания, а и на жизнь, на других людей, на самого себя. Основной механизм социального развития личности - рефлексия. Активная исследовательская позиция личности по отношению к своей деятельности и к себе как субъекту с целью критического анализа, осмысления, оценки эффективности своей деятельности. Основной механизм социального развития личности - рефлексия. Активная исследовательская позиция личности по отношению к своей деятельности и к себе как субъекту с целью критического анализа, осмысления, оценки эффективности своей деятельности. Цель обучения - формировать ценностный опыт критического анализа, активности, деятельностного применения знаний. Цель обучения - формировать ценностный опыт критического анализа, активности, деятельностного применения знаний. Знание - средство, с помощью которого развивается и расширяется понимание, при этом понимание распространяется не только на знания, а и на жизнь, на других людей, на самого себя. Знание - средство, с помощью которого развивается и расширяется понимание, при этом понимание распространяется не только на знания, а и на жизнь, на других людей, на самого себя. Основной механизм социального развития личности - рефлексия. Активная исследовательская позиция личности по отношению к своей деятельности и к себе как субъекту с целью критического анализа, осмысления, оценки эффективности своей деятельности. Основной механизм социального развития личности - рефлексия. Активная исследовательская позиция личности по отношению к своей деятельности и к себе как субъекту с целью критического анализа, осмысления, оценки эффективности своей деятельности. Цель обучения - формировать ценностный опыт критического анализа, активности, деятельностного применения знаний. Цель обучения - формировать ценностный опыт критического анализа, активности, деятельностного применения знаний.

Информационно-технологическая парадигма образования Это - методология человеческой мыследеятельности, т.е. технология человеческого мышления, познания и образования поднимается на методологический уровень. Информационная технология – это не просто набор умений и навыков работы с компьютером, а социальный, точнее, социокультурный феномен. Информационная технология – это не просто набор умений и навыков работы с компьютером, а социальный, точнее, социокультурный феномен. Базируется на гуманитарной компетентности, рассматриваемой в качестве социально - духовного феномена, представляющего собой совокупность компетенций, которые определяют ценностно- мотивационный и личностно - деятельностный характер познания человека в процессе его профессионального становления. Базируется на гуманитарной компетентности, рассматриваемой в качестве социально - духовного феномена, представляющего собой совокупность компетенций, которые определяют ценностно- мотивационный и личностно - деятельностный характер познания человека в процессе его профессионального становления. Это - методология человеческой мыследеятельности, т.е. технология человеческого мышления, познания и образования поднимается на методологический уровень. Информационная технология – это не просто набор умений и навыков работы с компьютером, а социальный, точнее, социокультурный феномен. Информационная технология – это не просто набор умений и навыков работы с компьютером, а социальный, точнее, социокультурный феномен. Базируется на гуманитарной компетентности, рассматриваемой в качестве социально - духовного феномена, представляющего собой совокупность компетенций, которые определяют ценностно- мотивационный и личностно - деятельностный характер познания человека в процессе его профессионального становления. Базируется на гуманитарной компетентности, рассматриваемой в качестве социально - духовного феномена, представляющего собой совокупность компетенций, которые определяют ценностно- мотивационный и личностно - деятельностный характер познания человека в процессе его профессионального становления.

Информационно-технологическая парадигма образования Концептуальное триединство : ценностные ориентации - социально-ролевые функции - деятельность как основу личностного и профессионального становления специалиста, что способствует формированию его нравственной, социально-ответственной, активной позиции. Концептуальное триединство : ценностные ориентации - социально-ролевые функции - деятельность как основу личностного и профессионального становления специалиста, что способствует формированию его нравственной, социально-ответственной, активной позиции. Модульное обучение способ организации образовательного процесса на основе блочно- модульного представления учебной информации. Модульное обучение способ организации образовательного процесса на основе блочно- модульного представления учебной информации. Модуль единство подлежащих освоению и формированию знаний, умений, опыта, компетенций, описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении модуля. Модуль единство подлежащих освоению и формированию знаний, умений, опыта, компетенций, описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении модуля. Концептуальное триединство : ценностные ориентации - социально-ролевые функции - деятельность как основу личностного и профессионального становления специалиста, что способствует формированию его нравственной, социально-ответственной, активной позиции. Концептуальное триединство : ценностные ориентации - социально-ролевые функции - деятельность как основу личностного и профессионального становления специалиста, что способствует формированию его нравственной, социально-ответственной, активной позиции. Модульное обучение способ организации образовательного процесса на основе блочно- модульного представления учебной информации. Модульное обучение способ организации образовательного процесса на основе блочно- модульного представления учебной информации. Модуль единство подлежащих освоению и формированию знаний, умений, опыта, компетенций, описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении модуля. Модуль единство подлежащих освоению и формированию знаний, умений, опыта, компетенций, описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении модуля.

Информационно-технологическая парадигма образования Модуль как структурная единица учебного плана выступает как организационно-методическая структурная единица в рамках предмета, либо как междисциплинарная структура, интегрирующая под задачу разделы из разных предметов и образовательных областей. В рамках модуля планируются и реализуются: содержание ; виды деятельности как обязательная основа усвоения инварианта содержания, усвоения навыков, а также освоения широких компетенций; трудозатраты учащегося, «вес» модуля в количестве аудиторных либо различного вида и характера занятости неаудиторных часов; Модуль как структурная единица учебного плана выступает как организационно-методическая структурная единица в рамках предмета, либо как междисциплинарная структура, интегрирующая под задачу разделы из разных предметов и образовательных областей. В рамках модуля планируются и реализуются: содержание ; виды деятельности как обязательная основа усвоения инварианта содержания, усвоения навыков, а также освоения широких компетенций; трудозатраты учащегося, «вес» модуля в количестве аудиторных либо различного вида и характера занятости неаудиторных часов;

Информационно-технологическая парадигма образования В рамках модуля планируются и реализуются: система оценивания, учитывающая уровень обученности и иные показатели качества, например, результативность запланированных развивающих воздействий развивающий эффект : по процессу - полученный в контролируемых обстоятельствах опыт выбора, взаимодействий, сочетания ролевых позиций и паттернов поведения; по результату – развитие у учащихся системы смыслови формирование широких компетенций. В рамках модуля планируются и реализуются: система оценивания, учитывающая уровень обученности и иные показатели качества, например, результативность запланированных развивающих воздействий развивающий эффект : по процессу - полученный в контролируемых обстоятельствах опыт выбора, взаимодействий, сочетания ролевых позиций и паттернов поведения; по результату – развитие у учащихся системы смыслови формирование широких компетенций.

Информационно-технологическая парадигма образования Модульный подход задает формат требований к системе управления качеством образования. А) Выступает как важный ориентир модернизации образования, инструмент его развития; Б) Цели подготовки выпускников с заданным уровнем качества принимаются как ценность и приоритет в работе всем коллективом; В) Цели реализуются на основе стандартизации, унификации, систематизации, иерархизации, интеграции требований к образовательному процессу, его обеспечению, совершенствованию, развитию; Модульный подход задает формат требований к системе управления качеством образования. А) Выступает как важный ориентир модернизации образования, инструмент его развития; Б) Цели подготовки выпускников с заданным уровнем качества принимаются как ценность и приоритет в работе всем коллективом; В) Цели реализуются на основе стандартизации, унификации, систематизации, иерархизации, интеграции требований к образовательному процессу, его обеспечению, совершенствованию, развитию;

Информационно-технологическая парадигма образования Г) Направляет и поддерживает процессы саморегуляции и саморазвития учителя, группы учителей, педагогического коллектива в целом. Д) Баланс в образовательной политике школы достигается за счет точного делегирования полномочий и ответственности структурным подразделениям, рабочим группам и отдельным сотрудникам. На каждом уровне управления и самоорганизации от администрации школы до учителя формируется и поддерживается баланс содержания, видов деятельности, трудозатрат, различных типов результата деятельности. Г) Направляет и поддерживает процессы саморегуляции и саморазвития учителя, группы учителей, педагогического коллектива в целом. Д) Баланс в образовательной политике школы достигается за счет точного делегирования полномочий и ответственности структурным подразделениям, рабочим группам и отдельным сотрудникам. На каждом уровне управления и самоорганизации от администрации школы до учителя формируется и поддерживается баланс содержания, видов деятельности, трудозатрат, различных типов результата деятельности.

Спасибо за внимание!