IV Ольбинские чтения, 28 января 2015г. Филимонова Ольга Геннадьевна директор гимназии, педагог-психолог кандидат психологических наук.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ (в помощь выбирающему профессию)
Advertisements

УЧРЕЖДЕНИЕ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ» ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ (в помощь выбирающему профессию)
Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация.
Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающегося: сущность, проблемы, критерии и условия организации Банцова М.Г., Братский.
Модель «Цветок жизни» ( саморазвитие подростков с девиантным поведением) Заместитель директора по воспитательной работе Болсуновская И.Б. Муниципальное.
Профессиональное самоопределение подростков через моделирование жизненных планов Программа элективного курса Скоробогатова Н.В., педагог-психолог МОУ СОШ.
Разработка и апробация программы психолого- педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения. Разработка и апробация программы.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
МБОУ«Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Перми В ПОИСКАХ СВОЕГО Я Программа развития самосознания учащихся 8-х классов Программу разработали:
Составлена: Шадриной Евгенией Владимировной На основе программы курса «Я выбираю профессию» Бугаковой Т.Б. и «Моя профессия» Старостиной Г.П. Муниципальное.
Уроки психологии Медико-психолого- педагогическое сопровождение Здоровьесберегающие технологии Логопедия Школьная программа «Здоровье» Духовно-нравственное.
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснохолмская средняя.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ реализации учащимися индивидуальной образовательной траектории Кондрашова Елена Александровна, зам. директора по УВР МБУ СОШ.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Составила классный руководитель10 класса Конарской СОШ Цивильского района Николаева Светлана Левкиевна.
Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности.
Психологическое сопровождение процесса самоопределения старшеклассников Выполнил: педагог-психолог ГБОУ Борского психологического центра Колесникова Н.Ю.
Профориентация – это комплекс психолого - педагогических мероприятий направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями,
Формирование личностных универсальных учебных действий Л. В. Шестопалова, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 20»
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Транксрипт:

IV Ольбинские чтения, 28 января 2015 г. Филимонова Ольга Геннадьевна директор гимназии, педагог-психолог кандидат психологических наук

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ГИМНАЗИИ педагогическая деятельность, направленная на обеспечение и сопровождение процессов самоопределения учащихся собственная деятельность учащихся, направленная на освоение реалий культуры и социума Центральные составляющие образовательного пространства гимназии

«Самоопределение определение своего места в жизни, в обществе, осознание своих общественных и национальных интересов» С.И. Ожегов Очевидно, что «определить свое место» – значит выбрать для себя нечто жизненно важное. В психологии самоопределение понимается как способность осознавать свои пределы, «строить самого себя, свою индивидуальную историю, переосмысливать собственную сущность» П.Г.Щедровицкий

Система сопровождения личностного развития гимназистов Базовые составляющие личностного развития: самопринятие – самопознание – самоопределение – самореализация – саморазвитие Стратегия сопровождения направлена на содействие субъекту в формировании субъективного ориентационного поля, создание условий для его самореализации.

Сопровождение профессионального самоопределения помощь в выборе профессии формирование личностных качеств, необходимые каждому специалисту (ответственность, творческий потенциал) построение жизненной стратегии, в основе которой будет стремление к саморазвитию, активная жизненная позиция

Профессиональное самоопределение Личностная зрелость: устойчивость и широта жизненных ценностей; активность и ответственность личности; способность к рефлексии УСЛОВИЕ ПОДРОСТОК В 15 ЛЕТ НЕ ГОТОВ К ПОЛНОЦЕННОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

О.Г.Филимонова Программа «Технологии выбора профессии» Источники: Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. –М.: Генезис, – 208 с. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками /Под ред. М.Р. Битяновой. – СПб-М.,: Питер, – 270 с. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. –М.: изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», –400 с. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»: книга для учителя /И.П. Арефьев, Т.В. Васильева, А.Я. Журкина и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой. –М.: Просвещение, –112 с. Рефлексивный блок (осмысление представлений о будущем) Диагностический блок Технологический блок (формирование умения выбирать) Блок поддержки принятия решения

ВЫБОР - задачная ситуация Дано: альтернативы выбора (мир профессий) Условия решения: критерии выбора знания о себе (темперамент, характер, интересы, способности) представления о будущем оценка престижности и актуальности профессии Найти: Профессии, которые можно рассматривать как возможные Профессии, которые нежелательны или недопустимы Способ решения: технология выбора

ОШИБКИ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ Сужение пространства или искажение самих альтернатив выбора (незнание или устаревшие представления о самих профессиях, отождествление профессии с учебным предметом и т.п.) Нечеткие критерии выбора (неверная оценка своих качеств и состояния здоровья, неумение соотнести свои способности с требованиями профессии, предубеждения относительно престижности профессии и т.п.) нежелание выбирать (выбор по совету или «за компанию», на основе симпатий или антипатий к конкретным людям)

Д.А. Леонтьев предлагает классификацию актов выбора: простой выбор при наличии как альтернатив, так и критериев для их сравнения; смысловой выбор при наличии альтернатив, но отсутствии готовых критериев для сравнения, так как их субъекту еще предстоит выработать; личностный или экзистенциальный выбор при отсутствии или неполноте альтернатив, требующий конструирования самих альтернатив

Образ «Я» в будущем (проспективная идентичность) В программе используются специальные техники: анкета «Мой личный профессиональный план», анкета «Мои цели», упражнение «Линия жизни», игра «Перспектива» Как найти свою, личностно значимую область самореализации, а не следовать «только знаемым» мотивам?

Исторический анализ возникновения и развития профессий (Самостоятельная творческая работа Климова Кирилла): профессии для обеспечения жизни, так как человеку нужно поддерживать здоровье, питаться, где-то жить, обустраивать быт: медицина, пищевая промышленность, архитектура, производство товаров широкого потребления; профессии сферы обслуживания: гостиничный бизнес, ресторанное дело, туризм и т.п.; профессии, которые развивают и транслируют культуру от поколения к поколению: наука, педагогика, актёрское мастерство, искусство, журналистика; профессии, обеспечивающие системы связи между людьми, например, транспортная система, коммуникации; профессии по обеспечению безопасности: военные профессии и правосудие; профессии, связанные с управлением: изучение механизмов и закономерностей развития общества; вероятно, добавятся профессии, покоряющие пространство и время.

Через профессиональную деятельность могут быть реализованы жизненные смыслы: саморазвитие в процессе профессиональной деятельности; самореализация и ощущение чувства собственной значимости; наполнение жизни интересным содержанием, которое представлено в профессии, самораскрытие и реализация творческого потенциала через профессию, помощь людям или ощущение нужности, и просто жизнеобеспечение.

Смысл определяется как «субъективно воспринимаемая повышенная значимость предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Одна из главных образующих сознания, индивидуализированное отражение действительного отношения личности к объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение – для - меня» усваиваемых безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, социальные нормы, роли, идеалы и ценности. Смысл не существует в сознании в готовом виде, но является продуктом внутренней активности.

Включена ли профессиональная деятельность в образ «Я в будущем»? Задание: построить «мой мир» сегодня: обозначить в выделенной для этого области на листе бумаги символами, рисунками, словами то, что наполняет вашу жизнь сегодня; построить «мир моего будущего» в момент, когда вы будете ощущать, что вы состоялись в этой жизни; выделить цветом или обвести те события или занятия, которые наполняют вашу жизнь счастьем, благодаря которым вы ощущаете полноту жизни. В ходе выполнения работы давала комментарии о том, что эмоции являются индикатором удовлетворения потребностей, а ощущение счастья и полноты жизни является индикатором реализации жизненных смыслов.

У 60% девятиклассников профессия вообще оказалась не включена в образ «Я в будущем».

Итогом системной работы по сопровождению профессионального самоопределения должен стать выбор спецкурсов и построение каждым гимназистом индивидуальной образовательной траектории. Но результат реализации нашей модели сопровождения самоопределения старшеклассников гимназии, который мы ожидаем, гораздо шире. В качестве критериев оценки уровня самоопределения можно обозначить следующие факторы: уверенность (субъективная оценка правильности выбора); адекватность (соответствие выбора особенностям и возможностям личности); действенность (активность и самостоятельность в достижении поставленных целей, готовность реализовать выбор). Достижение высоких показателей по эти критериям станет возможным только в случае обращения к личностным смыслам в поиске своего места в жизни