IV Ольбинские чтения, 28 января 2015 г. Филимонова Ольга Геннадьевна директор гимназии, педагог-психолог кандидат психологических наук
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ГИМНАЗИИ педагогическая деятельность, направленная на обеспечение и сопровождение процессов самоопределения учащихся собственная деятельность учащихся, направленная на освоение реалий культуры и социума Центральные составляющие образовательного пространства гимназии
«Самоопределение определение своего места в жизни, в обществе, осознание своих общественных и национальных интересов» С.И. Ожегов Очевидно, что «определить свое место» – значит выбрать для себя нечто жизненно важное. В психологии самоопределение понимается как способность осознавать свои пределы, «строить самого себя, свою индивидуальную историю, переосмысливать собственную сущность» П.Г.Щедровицкий
Система сопровождения личностного развития гимназистов Базовые составляющие личностного развития: самопринятие – самопознание – самоопределение – самореализация – саморазвитие Стратегия сопровождения направлена на содействие субъекту в формировании субъективного ориентационного поля, создание условий для его самореализации.
Сопровождение профессионального самоопределения помощь в выборе профессии формирование личностных качеств, необходимые каждому специалисту (ответственность, творческий потенциал) построение жизненной стратегии, в основе которой будет стремление к саморазвитию, активная жизненная позиция
Профессиональное самоопределение Личностная зрелость: устойчивость и широта жизненных ценностей; активность и ответственность личности; способность к рефлексии УСЛОВИЕ ПОДРОСТОК В 15 ЛЕТ НЕ ГОТОВ К ПОЛНОЦЕННОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
О.Г.Филимонова Программа «Технологии выбора профессии» Источники: Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. –М.: Генезис, – 208 с. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками /Под ред. М.Р. Битяновой. – СПб-М.,: Питер, – 270 с. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. –М.: изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», –400 с. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»: книга для учителя /И.П. Арефьев, Т.В. Васильева, А.Я. Журкина и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой. –М.: Просвещение, –112 с. Рефлексивный блок (осмысление представлений о будущем) Диагностический блок Технологический блок (формирование умения выбирать) Блок поддержки принятия решения
ВЫБОР - задачная ситуация Дано: альтернативы выбора (мир профессий) Условия решения: критерии выбора знания о себе (темперамент, характер, интересы, способности) представления о будущем оценка престижности и актуальности профессии Найти: Профессии, которые можно рассматривать как возможные Профессии, которые нежелательны или недопустимы Способ решения: технология выбора
ОШИБКИ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ Сужение пространства или искажение самих альтернатив выбора (незнание или устаревшие представления о самих профессиях, отождествление профессии с учебным предметом и т.п.) Нечеткие критерии выбора (неверная оценка своих качеств и состояния здоровья, неумение соотнести свои способности с требованиями профессии, предубеждения относительно престижности профессии и т.п.) нежелание выбирать (выбор по совету или «за компанию», на основе симпатий или антипатий к конкретным людям)
Д.А. Леонтьев предлагает классификацию актов выбора: простой выбор при наличии как альтернатив, так и критериев для их сравнения; смысловой выбор при наличии альтернатив, но отсутствии готовых критериев для сравнения, так как их субъекту еще предстоит выработать; личностный или экзистенциальный выбор при отсутствии или неполноте альтернатив, требующий конструирования самих альтернатив
Образ «Я» в будущем (проспективная идентичность) В программе используются специальные техники: анкета «Мой личный профессиональный план», анкета «Мои цели», упражнение «Линия жизни», игра «Перспектива» Как найти свою, личностно значимую область самореализации, а не следовать «только знаемым» мотивам?
Исторический анализ возникновения и развития профессий (Самостоятельная творческая работа Климова Кирилла): профессии для обеспечения жизни, так как человеку нужно поддерживать здоровье, питаться, где-то жить, обустраивать быт: медицина, пищевая промышленность, архитектура, производство товаров широкого потребления; профессии сферы обслуживания: гостиничный бизнес, ресторанное дело, туризм и т.п.; профессии, которые развивают и транслируют культуру от поколения к поколению: наука, педагогика, актёрское мастерство, искусство, журналистика; профессии, обеспечивающие системы связи между людьми, например, транспортная система, коммуникации; профессии по обеспечению безопасности: военные профессии и правосудие; профессии, связанные с управлением: изучение механизмов и закономерностей развития общества; вероятно, добавятся профессии, покоряющие пространство и время.
Через профессиональную деятельность могут быть реализованы жизненные смыслы: саморазвитие в процессе профессиональной деятельности; самореализация и ощущение чувства собственной значимости; наполнение жизни интересным содержанием, которое представлено в профессии, самораскрытие и реализация творческого потенциала через профессию, помощь людям или ощущение нужности, и просто жизнеобеспечение.
Смысл определяется как «субъективно воспринимаемая повышенная значимость предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Одна из главных образующих сознания, индивидуализированное отражение действительного отношения личности к объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение – для - меня» усваиваемых безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, социальные нормы, роли, идеалы и ценности. Смысл не существует в сознании в готовом виде, но является продуктом внутренней активности.
Включена ли профессиональная деятельность в образ «Я в будущем»? Задание: построить «мой мир» сегодня: обозначить в выделенной для этого области на листе бумаги символами, рисунками, словами то, что наполняет вашу жизнь сегодня; построить «мир моего будущего» в момент, когда вы будете ощущать, что вы состоялись в этой жизни; выделить цветом или обвести те события или занятия, которые наполняют вашу жизнь счастьем, благодаря которым вы ощущаете полноту жизни. В ходе выполнения работы давала комментарии о том, что эмоции являются индикатором удовлетворения потребностей, а ощущение счастья и полноты жизни является индикатором реализации жизненных смыслов.
У 60% девятиклассников профессия вообще оказалась не включена в образ «Я в будущем».
Итогом системной работы по сопровождению профессионального самоопределения должен стать выбор спецкурсов и построение каждым гимназистом индивидуальной образовательной траектории. Но результат реализации нашей модели сопровождения самоопределения старшеклассников гимназии, который мы ожидаем, гораздо шире. В качестве критериев оценки уровня самоопределения можно обозначить следующие факторы: уверенность (субъективная оценка правильности выбора); адекватность (соответствие выбора особенностям и возможностям личности); действенность (активность и самостоятельность в достижении поставленных целей, готовность реализовать выбор). Достижение высоких показателей по эти критериям станет возможным только в случае обращения к личностным смыслам в поиске своего места в жизни