Дидактическая игра. Бондаренко А.К. - игры с предметами (игрушками, природным материалом); - настольные печатные игры; - словесные игры. В играх с предметами.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация дидактических игр Воспитатель Гладких Ольга Александровна.
Advertisements

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ – ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Предметно-игровая среда дошкольного учреждения – исключительно важный компонент, способствующий развитию ребенка. Чтобы привить интерес к музыкальной.
Средняя группа МБДОУ ДС КВ 34 пгт. Афипский Воспитатель: Петренко Л.А.
Игра – это уникальное средство воспитания и развития ребенка, которое издавна используется в педагогике. В раннем возрасте игра является основной формой.
Дидактическая игра в педагогическом процессе Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» пгт Тужа Кировской области.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МО. МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ВЕРЕЩАГИНА Л. В.
«МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ» Исалева Юлия Валериевна музыкальный руководитель МБДОУ д/с.
Наблюдение и анализ самостоятельной деятельности в образовательной области «Музыка». Руководитель ГМО: музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад 369»
МБДОУ детский сад с.Старокайпаново Заведующая : Сайфугалиева Л.А. Воспитательница: Билалова З.Т.
ГМО музыкальных руководителей Использование музыкально-игрового материала в разных видах музыкальной деятельности, как средство развития музыкальности.
Характеристика музыкальных инструментов. Задачи обучения, различные системы обучения. Репертуар. Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах.
Материал к семинарскому занятию в ШПН для воспитателей МДОУ детский сад 24 Старший воспитатель Волосевич Е. В г. МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
Тема проекта: « Развитие умственных способностей детей шестого года жизни» Выполнила : воспитатель МКДОУ « Детский сад 4 « Сказка » Луговая Т. И.
Воспитатель l l квалификационная категория МДОУ 29 «Детский сад присмотра и оздоровления»
«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ » музыкальный руководитель МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД 36» ЮХНИНА.
Тема проекта: « Развитие умственных способностей детей шестого года жизни» Выполнила : воспитатель МДОУ « Детский сад 2 « Малыш » комбинированного вида.
Выписать репертуар музыкально-дидактических игр по всем возрастным группам из программы, которой пользуется ДОУ. Подготовить музыкально-дидактическую.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида 39 г. Арзамаса Нижегородской области.
Родительское собрание «Роль игры в развитии детей младшего дошкольного возраста»
Транксрипт:

Дидактическая игра

Бондаренко А.К. - игры с предметами (игрушками, природным материалом); - настольные печатные игры; - словесные игры. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

Игры с предметами дают возможность решать такие задачи как: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции и логические действия (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация, умозаключения), совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин». Игры-инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях («Устроим кукле комнату»), о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок»), о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо»).

Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. Детям 5-7 лет -игры с бирюльками, кеглями, настольным бильярдом. Развитие координации движений предплечья, кисти и пальцев рук, четкий зрительный контроль за этими движениями – важные предпосылки для подготовки ребенка к овладению письмом. В таких играх воспитывается сообразительность, умение ориентироваться в пространстве, настойчивость и терпение.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы, игры типа «гусек».

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Условно словесные игры делят на 4 группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Радио», «Где был Петя?». Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше знает небылиц».

Игры с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третью группу игр: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Да и нет не говорите, черный с белым не берите».

Дидактические игры детей на развитие зрительного восприятия В первой младшей группе воспитание интереса к дидактической игре основано на практическом осуществлении действия. Дети учатся сравнивать и подбирать предметы по цвету, форме и величине, соотносить их друг с другом, прокатывать цветные шарики, мячи через ворота соответствующего цвета: большой- через большие, маленький - через маленькие;

Дети собирают пирамидку из колец одного размера, чередуя в определенной последовательности два-три цвета, башенку из уменьшающихся или увеличивающихся по размеру одноцветных или разноцветных элементов, чередуя два-три цвета. Упрочиваются умения действовать с предметами- орудиями, простейшими мозаиками. Дети учатся соотносить форму предмета с формой на карточке, подбирать и складывать разрезные (из двух частей) парные картинки

Во второй младшей группе в играх закрепляется умение подбирать предметы по цвету и величине (большие и маленькие шарики двух-трех цветов); собирать башенку из уменьшающихся по размеру элементов, чередуя их в определенной последовательности по цвету. Малыши учатся складывать картинку из четырех, затем из шести частей ("Наша посуда", "Игрушки" и др.)

В средней группе повышаются требования к умению выделять и обобщать те или иные признаки предметов, сравнивать их между собой, группировать по внешним признакам (посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя, зимняя)

В старшей группе способ сравнения предметов усложняется: дети должны уметь замечать незначительные различия между предметами и объединять их по общим существенным признакам, ориентироваться в изменении расположения предметов, устанавливать причинно- следственные связи

В подготовительной к школе группе дети в играх осваивают: -логические связи и отношения между предметами и явлениями, - учатся составлять рассказы про игрушки, - придумывать игры-загадки

Игры на развитие внимания (зрительного, слухового, тактильного и т.п.) формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности Основные свойства внимания (устойчивость, переключение и распределение) формируются в дошкольном возрасте.

Устойчивость внимания означает способность длительно сосредоточиваться на чем-нибудь. К концу дошкольного возраста дети могут заниматься одним и тем же видом деятельности до 1 - 1,5 часа. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому. О распределении внимания мы говорим тогда, когда человеку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предметами. Старший дошкольник в состоянии распределять внимание между 6-7 предметами.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиваться на задании, даже если оно не очень интересно.

Музыкально-дидактические игры Музыкально-дидактические игры способствуют развитию звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, диатонического слуха, развивают детское творчество, обогащают детей новыми впечатлениями, развивают самостоятельность. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Виды м-д игры В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально- дидактические игры делят на три вида: Спокойное музицирование Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут во времени от момента выполнения музыкальных заданий Игры, построенные по типу хороводных

Во всех видах музыкально-дидактических игр их правила тесно связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направлены на поощрение детей, точно их выполнивших Легче всего дети дошкольного возраста воспринимают звуковысотные отношения. Поэтому музыкально-дидактические упражнения лучше всего начинать с различения высоты звуков

Одновременно с проведением музыкально- дидактических игровых упражнений вводят музыкально-дидактические задания на различение не только основных свойств звука (силы, высоты, длительности, тембра), но и средств музыкальной выразительности, жанров музыкальных произведений В старшей и подготовительной группах детского сада дети могут самостоятельно упражняться в музыкально-дидактических действиях в игре

Дети подготовительной группы могут организовывать со сверстниками без помощи взрослого музыкально-дидактические игры первого и третьего вида (музицирование, хороводные), составлять их, объяснять последовательность игровых действий, формулировать правила игры, подбирать необходимые пособия. При помощи наглядных пособий, музыкальных инструментов и игрушек дети подготовительной группы учатся сами и обучают других - производят обучающие и самообучающие действия в их самых разнообразных вариантах игр.

Знакомство детей с музыкальными инструментами Ознакомление детей с музыкальными инструментами и обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропивают их, знакомятся с приемами игры, на втором – подбирают попевки, на третьем – исполняют их по своему желанию. Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте Первые музыкальные впечатления преподносятся в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда..

Игры-занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты в разных режимных моментах и видах деятельности. Во второй младшей группе дети могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном. В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, приемами игры.

Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым, предметным и цифровым обозначениям, по слуху (музыкальная лесенка). В старшей и подготовительной к школе группах, после того как металлофон освоен, дети обучаются игре на других мелодических инструментах – струнных, духовых, клавишно- язычковых. Каждый ребенок может постепенно овладеть игрой на нескольких музыкальных инструментах. По мере того как дети научатся играть на металлофонах, их можно учить пользоваться цитрами, играть на аккордеоне, более способных - на духовом инструменте.

Виды музыкальных инструментов Н. А. Ветлугина: в зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды: Беззвучные. Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д.; они необходимы для создания игровой ситуации.

Звучащие: 1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники. 2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы, свирели, дудки, рожки. 3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер. 4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др.

Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим рядом Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим рядом делятся на струнные, духовые и ударные. Струнные цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы). Духовые флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, «мелодии». Звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки.

Клавишно-язычковые баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают клавишу. Ударно-клавишные игрушечные рояли, пианино. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу. Ударные бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента.