1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НЕКОТОРЫМ АСПЕКТАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Часть 1 содержит 21 задание с выбором ответа (один верный ответ из исторических факторов, процессов, явлений, причин и следствий событий). Общее число.
Advertisements

Единый государственный экзамен по истории: часть С. Технологии подготовки.
ГИА по истории 2013 г. Подготовка выпускников 9 классов к ГИА.
Особенности дифференциации при подготовке старшеклассников к ЕГЭ по истории России Учитель истории Хайруллина А.Р. Кайбицкий район Кайбицкий район Республики.
ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
Общие цифры ЕГЭ по обществознанию Минимальный балл 39 Средний балл 56,3857,11 Количество cдававших Не сдали ЕГЭ, % 3,9.
Коломина Н.Н. Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.
ЕГЭ 2015 Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть 1 содержит 35 заданий с кратким ответом, в их.
Подготовка к ЕГЭ по истории Самойлова Е.В., доцент каф. гуманитарного образования БОУ ДПО ИРООО 1.
История и обществознание. Новое в КИМах ЕГЭ
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) по ИСТОРИИ.
Автор: Серебрякова Татьяна Петровна, учитель истории и обществознания МАОУ «Лицей» городского округа г. Урюпинск Подготовка к ЕГЭ по истории. Учимся писать.
1 14 октября 2015 года Диагностическая работа для 10 класса «История государства Российского» 14 октября 2015 года Работа проводится с целью определения.
Подготовка к ЕГЭ по истории (практикум по части С) Подготовила: учитель выс. кв. кат. Мухаметжанова А.К.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
ЕГЭ история 2012 г. Щеголева Е.В., МОУ Петропавловская СОШ Верхнеуральский р-н, Челябинская область.
Анализ результатов выполнения экзаменационных работ по истории России выпускниками общеобразовательных школ Нурлатского района.
ГИА – государственная итоговая аттестация Цель: Выявление уровня исторической подготовки, аттестация выпускников за курс основной школы.
Система работы учителя истории по подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С-6) Система работы учителя истории по подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С-6) Полетаева.
Королева А.А. ГИА 2011 Государственная итоговая аттестация.
Транксрипт:

1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НЕКОТОРЫМ АСПЕКТАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ) Самойлова Е.В. доцент каф. гуманитарного образования БОУ ДПО «ИРООО» По материалам И.А. Артасова

2 Часть 1 содержала 21 задание с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных). С их помощью проверялись базовые знания исторических фактов, процессов, явлений, причин и следствий событий; умение производить поиск информации в источнике. На отдельных, специально определенных позициях в работе стояли задания, проверяющие знание фактов истории Великой Отечественной войны (А16, А17) и знание истории материальной и духовной культуры (А4, А13, А20).

3 Часть 2 состояла из 13 заданий с кратким ответом (цифра, последовательность цифр слово или словосочетание). Эти задания позволили проверить, в дополнение к вышеуказанным элементам подготовки выпускников, умения: анализировать информацию, представленную в историческом текстовом источнике; классифицировать и систематизировать факты; работать с исторической картой (схемой), иллюстративным материалом; привлекать контекстные знания для анализа различных источников исторической информации.

4 Часть 3 содержала 6 заданий с развернутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений. С1–С3 – комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора). С4–С6 – задания, связанные с применением приемов причинно-следственного, структурно- функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений.

5 Совокупность требований к подготовке участников ЕГЭ, объединяющая их содержательные и деятельностные компоненты, включает следующие объекты проверки учебных достижений: – знание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории, периодизации всемирной и отечественной истории; – умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; – умение осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания, степень достоверности); – умение анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (таблица, историческая карта (схема), иллюстрация); – умение систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса; – умение использовать принципы причинно-следственного, структурно- функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений; – умение представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности.

6 Кто из русских князей возглавлял в XIII в. борьбу с крестоносцами, вторгшимися на Русь? 1) Иван Калита 2) Юрий Долгорукий 3) Владимир Мономах 4) Александр Невский Какое событие произошло в период правления киевского князя Ярослава Мудрого? 1) крещение Руси 2) первое столкновение русского войска с монгольским войском 3) созыв первого Земского собора 4) начало составления первого письменного свода законов ПРИМЕР заданий с высоким результатом выполнения:

7 НАПРИМЕР, по истории Гражданской войны пример задания, оказавшегося невыполнимым почти для 70% выпускников 2014 г. В ходе Гражданской войны на Европейской территории России последними были разгромлены белогвардейские войска под командованием 1) П.Н. Врангеля 2) Л.Г. Корнилова 3) А.В. Колчака 4) А.И. Деникина ОБРАТИМСЯ К ЗАДАНИЯМ С ВЫБОРОМ ОТВЕТА Наибольшую трудность для выпускников представляет материал по истории России первой половины XX века типичные ошибки и затруднения

8 НАПРИМЕР, по истории революционных событий 1917 г. пример задания, оказавшегося невыполнимым почти для 55% выпускников 2014 г. Какое из перечисленных событий произошло в октябре 1917 г.? 1) принятие Декрета о мире 2) переход к новой экономической политике (нэпу) 3) подавление крестьянского восстания в Тамбовской губернии (антоновщины) 4) создание СССР НАПРИМЕР по политической истории СССР 1920-х гг. *** пример задания, оказавшегося невыполнимым для выпускников 2014 г. Какое событие отечественной истории относится к 1920-м гг.? 1) высылка из СССР Л.Д. Троцкого 2) создание Рабоче-крестьянской Красной армии 3) убийство С.М. Кирова 4) бои с японскими войсками на реке Халхин-Гол

9 НАПРИМЕР, по истории Великой Отечественной войны пример задания, оказавшегося невыполнимым почти для 30 % выпускников 2014 г.*** К начальному этапу Великой Отечественной войны относится 1) танковое сражение под Прохоровкой 2) битва за Днепр 3) сражение на Зееловских высотах 4) оборона Брестской крепости пример задания, с которым не смогли справиться около 70% (!) выпускников. В Сталинградской битве героически сражалась 62-я армия под командованием генерала 1) И.В. Панфилова 2) В.К. Блюхера 3) В.И. Чуйкова 4) М.В. Фрунзе

10 Еще меньшая доля выпускников сплавилась со следующим заданием: Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите период времени, к которому они относятся. «Враг добился успеха дорогой ценой. Красная армия в ожесточённых боях за Киев разгромила свыше 10 кадровых дивизий противника. Он потерял более 100 тыс. солдат и офицеров. Потери врага продолжали расти. Более месяца сдерживали советские войска … [армии противника] действиями на киевском направлении». 1) лето 1941 г. 2) зима 1942 г. 3) лето 1942 г. 4) осень 1943 г.

11 Прочтите отрывок из воспоминаний маршала А.М. Василевского и укажите, когда происходили описанные события. «6 [числа] развернулось грандиозное сражение. Успех нарастал с каждым днём. Инициатива, бесспорно, переходила к нам. Неожиданный удар наших войск, особенно северо-западнее и юго-западнее Москвы, произвёл ошеломляющее впечатление на фашистское командование и его войска, что полностью подтверждает правильность выбранного советским командованием момента для перехода в контрнаступление». 1) в августе 1941 г. 2) в декабре 1941 г. 3) в ноябре 1942 г. 4) в июле 1943 г. Приведем другие задания с выбором ответа по истории ВОВ, которые оказались непосильными для большинства участников ЕГЭ 2014 г.

12 Приведем примеры наиболее трудных заданий по истории культуры. Кто был поэтом в XVII в.? 1) Симон Ушаков 2) Феофан Грек 3) Иван Фёдоров 4) Симеон Полоцкий Трудным оказалось следующее задание. Путешественником, исследователем Центральной Азии был 1) Ф.Ф. Беллинсгаузен 2) Н.Н. Миклухо-Маклай 3) Г.Я. Седов 4) Н.М. Пржевальский ПРИМЕР трудного задания по истории культуры XX века: Кому из перечисленных писателей, поэтов была присуждена Нобелевская премия? 1) А.Т. Твардовскому 2) И.А. Бродскому 3) А.А. Вознесенскому 4) А.Н. Толстому НАПРИМЕР, на знание фактов истории культуры

13 ПРИМЕР одного из наиболее сложных заданий по современной истории России. Конституция Российской Федерации была принята в 1993 г. 1) Правительством РФ 2) Съездом народных депутатов РФ 3) всенародным голосованием 4) Верховным Советом РФ Приведем еще одно задание по истории современной России, вызвавшее у выпускников затруднение: Что из перечисленного относится к истории России в начале х гг.? 1) начало приватизации государственной собственности 2) увеличение государственного долга 3) укрупнение регионов 4) увеличение количества субъектов Федерации

14 Обратимся к заданиям с кратким ответом. Сравнительно плохо выполнили задание В1 (расположить в хронологической последовательности исторические события) Модификация данного задания, которая предполагает включение в задание исторических событий, относящихся к разным историческим периодам, эпохам. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) создание стрелецкого войска 2) издание Новоторгового устава 3) разгром печенегов под Киевом 4) правление Семибоярщины 5) поход хана Тохтамыша на Москву Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 2) ввод войск стран ОВД в Чехословакию 3) объединение ГДР и ФРГ 4) разрыв советским руководством отношений с Югославией 5) Карибский кризис

15 Способы подготовки к выполнению заданий на установление хронологической последовательности (как и к выполнению других заданий)

16 Какие три из перечисленных исторических событий относятся к XVI–XVII вв.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Ливонская война 2) Семилетняя война 3) Смоленская война 4) Крымская война 5) Азовские походы 6) русско-японская война Какие три черты из перечисленных ниже характеризуют положение крестьян в пореформенной деревне (1860–1870-е гг.)? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) тяжесть выкупных платежей 2) перевод крестьян на месячину 3) крепостная зависимость крестьян 4) распространение отработочной системы 5) массовый выход крестьян из общины с наделами земли 6) рост социального расслоения крестьян Модификация данного задания, которая предполагает соотнесение исторического события (явления, процесса) с определенным периодом (эпохой). (В 1- В 2)

17

18 Задания В4 и В5 в ЕГЭ 2014 г. проверяют знание понятий (терминов). Приведем пример задания В4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям XIХ в. 1) вольные хлебопашцы; 2) министерства; 3) винная монополия; 4) народники; 5) контрреформы; 6) кадетская партия. Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

19 Приведем примеры заданий В5. Запишите пропущенное слово. Резкое обострение международной обстановки в ходе противостояния между СССР и США по поводу размещения ядерных ракет на Кубе получило название «__________ кризис». Запишите термин, о котором идёт речь. «Несколько монархов из одного и того же рода (семьи), сменявших друг друга на престоле по праву наследования».

20 Задания В6. Модификация заданий (В6), предполагает (систематизацию исторической информации при работе с таблицей). Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

21 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

22 Прочтите отрывок из воспоминаний советского политического деятеля. «Члены Политбюро собрались в кабинете у Сталина, и он рассказал о ходе следствия об убийстве Кирова. Из рассказа Сталина меня поразили два факта: первый – что террорист Николаев, который считался сторонником и ставленником Зиновьева, два раза до этого арестовывался органами ЧК, при нём находили оружие. Он пытался совершить покушение и был задержан охраной Зимнего дворца, где работал, но был выпущен работниками ЧК. Невероятно с точки зрения поведения ЧК. Казалось, все данные свидетельствовали о том, что готовится террористический акт. Факт ношения оружия должен был привести к аресту Николаева, ведь запрещено было носить оружие. Однако вместо проявления бдительности, вместо предотвращения убийства ЧК, по существу, его поощряло. Это вытекало из рассказа самого Сталина. И второй факт – это убийство комиссара охраны Кирова, который лично его сопровождал и был после совершённого убийства арестован чекистами для допроса. Сталин послал чекистов, чтобы они доставили его к нему для допроса в Зимний дворец. Но при перевозке его на машине по дороге случилась автомобильная авария, машина ударилась обо что-то. Убитым оказался только комиссар из охраны Кирова…Сталин возмущался: как это могло случиться? Всё это было очень подозрительно. Но никаких выводов Сталин из этого не делал. Дальше расследовать, распутывать весь узел он не предлагал, а лишь возмущался». задание (В7 в экзаменационной модели 2014 г.) – на анализ исторического источника

23 Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Убийство, о котором идёт речь в первом предложении отрывка, произошло в 1937 г. 2) Данные воспоминания были написаны и изданы в СССР во второй половине 1940-х гг. 3) Автор недоволен действиями советских правоохранительных органов, которые могли предотвратить убийство политического деятеля. 4) Автор считает, что Сталин не сделал всего возможного для расследования убийства политического деятеля. 5) Убитый политический деятель, о котором говорится в отрывке, возглавлял антисталинскую оппозицию. 6) Убийство политического деятеля, о котором идёт речь, послужило поводом для усиления политических репрессий.

24 Алгоритм анализа исторического источника 1) вопросы на атрибуцию исторического документа; 2) вопросы, направленные на понимание проблемы (проблем), которая поднимается автором документа; 3) вопросы, предполагающие формулирование позиции автора документа к поднятой им проблеме (проблемам); 4) вопросы, предполагающие формулирование других, отличных от авторской позиций по отношению к поднятой в документе проблеме; 5)вопросы, предполагающие конкретизацию или аргументацию авторской позиции на основе документа либо объяснение каких-либо положений, содержащихся в отрывке (важно, чтобы эти операции (конкретизацию, аргументацию, объяснение) можно было, хотя бы частично, выполнить на основе информации, содержащейся в самом отрывке)

25 Алгоритм анализа исторического источника 6) вопросы, предполагающие конкретизацию или аргументацию позиций, отличных от авторской. В данном случае, как правило, при ответе учащиеся будут опираться на свои контекстные знания, а не на содержание документа; 7) вопросы, призванные «вписать» рассмотренную в тексте (или связанную с ним) ситуацию в исторический контекст. Здесь уместны такие вопросы и задания на применение учащимися контекстных знаний, как: «Каковы причины (последствия)…», «Каковы цели участников…», «На основе информации, приведённой в данном отрывке, укажите черты (какого-либо явления)…» и т.д. Стрелова О.Ю. Единый государственный экзамен по истории: часть С. Технологии подготовки: Пособие для выпускников и абитуриентов, репетиторов и экспертов / О.Ю. Стрелова. – Хабаровск. ИД: «Частная коллекция»

26 Обратимся к блоку заданий (В8 – В11) на проверку умений работать с исторической картой (схемой)

27 В8. Закончите предложение: «Границы Европейской части России обозначены на схеме на конец _______ в.». Ответ запишите словом. В9. Укажите название города-порта, обозначенного на схеме цифрой «2». В10. Назовите царя, в период правления которого в состав Российского государства вошёл город, обозначенный на схеме цифрой «3». В11. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

28 Пример задания В12 с использованием карикатуры Задания В12, В13 работа с иллюстративным материалом Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Укажите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, которыми они обозначены. 1) Ситуация, изображённая на карикатуре, характеризует научные дискуссии во вт.пол.1940 гг. 2) В образе профессора, к которому обращается молодой человек, изображён Т.Д. Лысенко. 3) Руководитель страны в период, когда велись научные дискуссии, которым посвящена карикатура, не принимал в этих дискуссиях чью-либо сторону. 4) «Мичуринское направление», приверженцем которого является молодой человек, изображённый на карикатуре, было разгромлено в результате вмешательства в научные дискуссии Н.И. Вавилова. 5) Наука, название которой указано справа на карикатуре, была объявлена в СССР лженаукой.

29 Задания С1–С3 посвящены работе с историческим источником. Выше уже был дан один из возможных алгоритмов анализа исторического источника на уроке. ОБРАТИМСЯ К ЗАДАНИЯМ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ Задание С1-С3 (35-37)

30 С1–С3 – комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника: проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, анализа позиции автора. См.другие модели заданий

31 С4–С6 – задания, связанные с применением приемов причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. Задание С4 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. Как правило, в заданиях такого типа надо назвать: несколько общих положений (направлений внутренней или внешней политики, задач или проблем, стоящих перед страной, и т.д.); привести несколько конкретных фактов или позиций, относящихся к этой политике или какому-то одному направлению, задаче и т.д. Типовые ошибки: Уч-ся даёт ответ только на какой-то один момент называет только общие положения (направления, задачи и т.д.), ограничивается конкретными фактами и т.д. См.другие модели заданий

32 Пример задания С4. Назовите не менее трёх задач, которые советский режим пытался решить в рамках политики коллективизации. Приведите факты, относящиеся к этим задачам (не менее 3-х фактов).

33 Вариант ответа. Не менее трех задач политики коллективизации сплошная коллективизация должна была, по мнению правительства, обеспечить эффективный механизм перекачивания средств на нужды индустриализации. Все таки в тот период важнейшей задачей было производство средств группы А, желание превратить Россию из страны, закупающей оборудование, в страну, его производящую. требовалось усилить влияние государства на частный сектор сельского хозяйства.Что, в свою очередь, обеспечило бы полное огосударствление экономики. Ведь промышленный сектор на тот момент в большей части принадлежал именно государству. для расширения социальной базы в деревне необходима была ликвидация кулачества( что странно, т.к. именно они давали основную массу продукции для внутреннего рынка, однако, ставка была сделана на беднейшие слои крестьянства, объединенных в колхозы. Можно также сказать что Сталин как-то гипертрофированно воплотил в жизнь идею, предложенную еще Лениным. Использовал различные формы социалистического соревнования, ускорил сроки проведения. Вместо добровольного постепенного вхождения в колхозы использовался принудительный метод.)

34 Факты, относящиеся к этим задачам (не менее 3-х фактов). Факты - это примеры реализации (… политики раскулачивания). Например: цифры по политике раскулачивания, ссылка кулаков на Урал и в Сибирь, конфискация кулацких хозяйств с передачей их имущества колхозам, использование их труда на стройках (Магнитка, ЧТЗ и т.д.), политика государственных заготовок, создание машинно-тракторных станций и т.д.

35 Как построить ответ ?! 1. Внимательно прочитать задание, выделить вопросы и проверяемые позиции (подчеркнуть!). Вспомнить период, деятелей, важные события и результаты. 2. Дать ответ на обе части задания. Ответ по структуре должен соответствовать вопросу. Т.е. если сначала требуется назвать, например, не менее трёх задач политики коллективизации – то Вы начинаете именно с них, а затем приводите факты (примеры), относящиеся к одному (если так требуется) или всем направлениям. Например, задачи политики коллективизации – производство средств группы А; желание превратить Россию из страны, закупающей оборудование, в страну, его производящую; огосударствление экономики, ликвидация кулачества. Факты (примеры), относящиеся к этим задачам – политика раскулачивания привела к тому, что многие кулацкие хозяйства были ликвидированы, а люди переселены в отдаленные районы страны, что, в свою очередь, вызвало голод годов. Уменьшилось поголовье скота и прочее. Это в свою очередь привело к массовому оттоку населения из деревни в город. А это уже прибавляло «рабочих рук», которые так требовались для проведения индустриализации. Ликвидация позволяла государству укрепить своё влияние, насадить колхозы, а конфискация имущества кулаков - укрепить колхозы хозяйственно. Обратите внимание – если надо привести 3 позиции или факта – Вы должны привести не менее трёх (можно больше). Даже если Вы вспомнили только 2 задачи или только 2 факта (примера мероприятий) – постарайтесь сформулировать и 3-ю позицию. Пусть она, эта задача, окажется похожей на 1-ю или 2-ю – главное избежать буквального повторения.

36 Задание С5 – анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса. Если Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции ТО у нее отсутствовали тесные контакты с Западом, предполагающие заимствование производственных технологий Если Россия в XVII в. НЕ находилась в состоянии изоляции То она активно заимствовала передовой опыт западноевропейских стран; «Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений стран Западной Европы». Изменена структура и система оценивания задания С5. задание предполагает приведение аргументов как в поддержку, так и в опровержение оценки определенного исторического явления, процесса. Максимальный балл за правильное выполнение задания С5 - 4.

37 Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) … 2) … в конце XVI в. в Архангельск приходило 20 кораблей в год, в конце XVII в. – 80; в Амстердам – сотни в день. Это свидетельствует о том, что внешние контакты России были несравнимо слабее, чем контакты между странами Запада; московская дипломатия не участвовала в европейских делах (постоянные контакты были лишь с Польшей и со Швецией); до 1710-х гг. Россия не смогла освоить производство современных видов вооружения, которыми уже обладали страны Запада (оружие покупали за границей). Это свидетельствует об отсутствии тесных контактов с Западом, предполагающих заимствование производственных технологий Аргументы в опровержение: 1) … 2) … крупные мануфактуры основывались иностранцами, что свидетельствует о заимствовании Россией передового опыта западноевропейских стран; началась «военная революция»: появились солдатские, драгунские и рейтарские полки, созданные по европейскому образцу; в Немецкой слободе служили офицеры-иностранцы; происходило «обмирщение культуры»: кризис средневекового сознания; появлялись новые – светские – сюжеты, темы и образы в литературе и искусстве. Названные процессы происходили во многом под влиянием западной культуры.

38 1. Отсутствие указания направлений деятельности исторической личности. 2. Отсутствие характеристики деятельности исторической личности. 3. Наличие фактических ошибок при характеристике направлений деятельности исторической личности. 4. Указание результатов деятельности по тем направлениям, которые не были названы. т.о. не соответствие предъявляемым требованиям. Альтернативное задание С6 (40). Ошибки учащихся ОБРАТИМСЯ К ЗАДАНИЯМ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ

39 Критерий К1. «Время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века)» По данному критерию возможны несколько вариантов ответа; указание точных дат (это не требуется при выполнении задания) указаны половина или часть века (сер. XIX в., в нач. XX в., нач. XX – сер. XX в.) ИЛИ же при правильном указании времени жизни факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности (критерий К2), существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании той эпохи, в которую жил исторический деятель

40 Критерий К 2. «Характеристика направлений деятельности» Деятельность - ??? Цель + мероприятия + средства = Результат Направления деятельности

41 Определить направления деятельности можно, исходя из след. оснований: основные сферы активности исторического деятеля, например: внутренняя и внешняя политика; экономические, социальные реформы, культурная политика. цели, поставленные перед собой историческим деятелем: борьба с революционными выступлениями, развитие армии и флота, укрепление государственного аппарата, борьба за освобождение и т.д. Каждое из указанных направлений нужно охарактеризовать ??? что означает перечислить факты, события, действия исторической личности в рамках этого направления.

42 Критерий КЗ. «Указание результатов деятельности» Результаты деятельности должны быть представлены в соответствии с теми направлениями, которые были охарактеризованы и не могут быть заменены оценками деятельности. Как один из вариантов допускается представление результатов не отдельным блоком в работе, а после характеристики каждого из направлений. В этом случае при характеристике направления могут быть выделены цель, мероприятия, итоги.

43 Методические рекомендации по подготовке учащихся к выполнению заданий ЕГЭ 1) разумное применение заданий по типу частей А; В и С / Часть I и Часть II (связь между изучаемым на уроках историческим материалом и формированием умений и навыков по его активному практическому применению) 2) развитие навыков аналитического чтения исторических документов, научных текстов доступного для учащихся уровня; 3) при повторении материала уроков можно использовать задания по отработке умений учащихся анализировать и объяснять исторический материал: соотносить единичные факты и общие явления; указывать характерные признаки событий и явлений; группировать понятия и факты по указанному признаку (составление простых и сложных планов, периодизаций, хронологических и систематических таблиц и т.д.);

44 4) при повторении хронологического материала целесообразно применять задания на группировку дат и событий по отдельным векам и периодам российской истории, и особенно по отдельным содержательным линиям курса; задания на установление хронологической связи различных событий и явлений между собой (предшествующие, последующие, одновременные события); 5) уделить внимание систематизации понятийно- терминологического аппарата по социально-экономической истории и культуре России; 6) при изучении ключевых событий и явлений российской истории следует не ограничиваться одной точкой зрения, а приводить несколько альтернативных, с обязательной аргументацией каждой из них. 7) предлагать задания, содержащие материал по историческим деятелям не только российской, но и всеобщей истории.

45 При отработке отдельных видов заданий части С необходимо учитывать следующее: 1)Задания типа С1-С3 - особое внимание уделить формированию умения комментировать идеи, положения документов своими словами, опираясь на контекстные знания курса истории; 2)Задания типа С2-С3 – рекомендовать самостоятельно формулировать ответы на вопросы, отказавшись от механического цитирования источника; 2) Задания С5 - нужно нацелить учащихся на строгую непротиворечивую связь приводимых фактов (аргументов) с анализируемой им точкой зрения; 3) Задания С4 и С6 - обратить внимание учеников на логические связи между вопросами задания (причины – события – требования; черты – итоги; задачи – итоги; направления – результаты; характерные признаки – примеры); NB !!! При построении ответа на задания части С целесообразно разбить его на логические части в строгом соответствии с вопросами задания, и следить за тем, чтобы в ответе последовательно присутствовали четко сформулированные ответы на все вопросы.

46 Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ: – документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2015 г. (кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников, спецификация и демонстрационный вариант КИМ); – Открытый банк заданий ЕГЭ; – учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ; – аналитические отчеты о результатах экзамена, методические рекомендации и методические письма прошлых лет.