Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: www.shepelenko.ucoz.ru Муниципальное казённое образовательное учреждение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель русского языка и литературы Маджидова Эргашхон Джабаровна.
Advertisements

Роман М.В. Лермонтова «Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия.
Роман М.В. Лермонтова «Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия.
Презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме: Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа,
На этом уроке вы познакомитесь с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, увидите как связано это произведение с эпохой,
1. История создания романа 2.Сюжет, композиция, жанр 3. Система рассказчиков в романе Автор: Фомичева С.В. ГБОУ школа 464 г.Павловска.
«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе Проблема личности- центральная в романе: «История души человеческой…едва ли.
« Драма светской личности » Выполнил ученик 9 класса «В» МОУ «СОШ р. п. Озинки» Фоменко Никита Учитель Родинова Т. В.
Анализ повести «Княжна Мери» Печорин и Мери. Печорин и Вера. Печорин и Вернер.
Михаил Юрьевич Лермонтов Роман «Герой нашего времени»
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» как социально - психологический роман» (Автор: Кулиш Евгения)
Подготовила Волковыцкая Любовь ученица 9 «б» класса.
МБОУ СОШ 61 п.Персиановского Октябрьского района Ростовской области Урок-суд над Печориным (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени») 9 класс Автор:
Презентацию подготовила Честных Ирина, ученица 9 «В» класса МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области.
Печорин – «злой гений» или жертва общества? (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»). Урок-дискуссия.
Любовь и дружба в жизни Григория Александровича Печорина Селиванова ГГ Яренск, Архангельская область.
Роман «Герой нашего времени» Как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого в центре урока будет интерпретация ключевых.
«Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины» М. Ю. Лермонтов.
«И СТОРИЯ ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ » В РОМАНЕ М. Ю. Л ЕРМОНТОВА «Г ЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ » МБОУ «Верхопенская СОШ имени М.Р.Абросимова» Выполнила: Ученица 9-а класса.
Транксрипт:

Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области

Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени» (9 класс)

История создания Это самое крупное и значительное произведение М.Ю.Лермонтова. Роман начат в гг, а закончен в 1839 г. Первоначально главы романа печатались как самостоятельные повести, затем были объединены в отдельную книгу, вышедшую в 1840 г под названием «Герой нашего времени».

Название Первоначально роман имел название «Один из героев нашего века». В окончательном варианте («Герой нашего времени») есть иронический оттенок, падающей не на слово «герой», а на слово «нашего».

Жанр Роман задуман как психологическое исследование человеческого характера типического характера. «Герой нашего времени» - это первый русский реалистический психологический роман в прозе. М.Ю.Лермонтов: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдения ума зрелого над самим собою...»

Сюжет и композиция Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, расположенных в порядке, который нарушает хронологию событий. Повести объединены общими героями и общим названием. В центре композиции романа находится Григорий Печорин. Расположение повестей подчинено главной задаче автора - последовательно, всесторонне и глубоко проанализировать образ героя своего времени.

Сюжет и композиция Хронологический порядок событий Расположение повестей в романе Печорин едет к месту назначения и останавливается в городишке Тамань. «Тамань» Предисловие к роману. «Бэла» Чем загадочней герой, тем интереснее читателю. Печорин интересен и загадочен. Читатель напряжен: он хочет найти ответы на вопросы. Послевоенных действий на Кавказе (где он знакомится с Грушницким) Печорин едет в Пятигорск. «Княжна Мери» «Максим Максимыч» Печорин показан не с лучшей стороны: он показывает равнодушие и холодность к человеку, который им восхищается. Читатель готов осудить героя. После дуэли с Грушницким Печорина направили в крепость под начало Максима Максимыча. «Бэла» «Предислови е» к «Журналу Печорина» «Тамань» Наступает резкий поворот в повествовании: три следующие повести являются частями «Дневника Печорина». Здесь Печорин рассказывает о себе сам, раскрывая причины своих поступков. В результате герой максимально приближается к читателю. Печорин оказывается личность если и не положительной, то чрезвычайно самобытной, сложной, глубокой и противоречивой. Затем происходит история с Вуличем. «Фаталист» «Княжна Мери» Через 5 лет Печорин снова встречается с Максимом Максимычем по дороге в Персию. «Максим Максимыч» «Фаталист»

Роль рассказчика Рассказчик в каждой повести выбран неслучайно и служит общему замыслу романа - раскрытию образа Печорина. Много в характере Печорина не понять простодушному и неискушённому в психологии штабс-капитану. Он видит лишь внешнюю сторону, поэтому Печорин скрыт и загадочен. «Бэла». Рассказчик - Максим Максимыч

Роль рассказчика Человек той же социальной среды и культуры, что и Печорин. Этому рассказчику легче его понять, чем Максиму Максимычу, однако и он многого не понимает и не принимает в Печорине. «Максим Максимыч». Рассказчик - условный автор, «публикатор дневника Печорина»

Роль рассказчика Перед нами правдивая исповедь героя, которая более всего открывает для нас историю души человеческой и тайну характера, в котором так много черт современного Лермонтову поколения. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Печорин рассказывает о себе сам.

Григорий Печорин Герой времени В предисловии к роману характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Но перед нами предстаёт яркая индивидуальность, которая нравится всем: Печорина любят Бэла, Мери, Вера, Максим Максимыч. Писатель тоже симпатизирует ему, хоть и подвергает своего героя строгому суду.

Григорий Печорин Портрет Походка Печорина «небрежна и ленива», но он «не размахивал руками». С первого взгляда ему можно дать не более 23 лет, а позже - все 30. Светлый цвет волос, а усы и брови чёрные - «признак породы в человеке, так же, как чёрная грива и чёрный хвост у белой лошади». Особое внимание автор обращает на глаза: «...они не смеялись, когда он смеялся!» Это признак или злого нрава или глубокой постоянной грусти».

Григорий Печорин Характеристика Умён, незауряден, блестяще образован. Его образная меткая речь - его оружие. Обаятелен, загадочен, обладает сильной волей, хладнокровен в конфликтах. Не стремится к карьере, хоть и не имеет чинов и не особенно богат. Из его дневника видно, что он анализирует свои недостатки, задумывается на вопросами бытия, чувствует природу.

Григорий Печорин Характеристика Герой раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами. В сопоставлении с Максимом Максимычем выявляется отсутствие связи героя с народной средой. «Водяное общество» олицетворяет пошлую дворянскую среду, в столкновении с которой гаснет лучшие желания героя. Женские образы раскрывают его в любви.

Двойственность и противоречивость личности Основное противоречие героя заключено в разладе его мечты с действительностью: страстное стремление Печорина понять смысл жизни, поиски истины, с одной стороны, и бесцельное, паразитическое существование - с другой.

Двойственность и противоречивость личности Другой раскаивается во всём этом, судит себя, страдает, расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души. В Печорине соединены два человека. Один прикрывает свои чувства и страдания маской равнодушия, ищет удовольствия в светских похождениях, холоден с людьми, использует их слабости для утверждения своего превосходства.

Что вызывает возмущение в Печорине - Его жестокость, эгоизм, цинизм в отношениях с людьми. - Печорин сам не раз сравнивает себя с палачом, с топором в руках судьбы. - Читатель не может простить ему смерть Бэлы, холодность с Максимом Максимычем, игру с чувствами Мери. Никто лучше Печорина не понимает, насколько пуста и бессмысленна его жизнь.

Обаяние героя - В его остром уме, силе и твёрдости характера, в умении бесстрашно и гордо бросить вызов судьбе и безжалостно судить самого себя. - Лучшая половина его души не умерла, хоть он и прячет её от посторонних глаз. - Его способность к доброте и любви постоянно пробиваются сквозь скептицизм. Живая душа героя - в потрясённости смертью Бэлы, в слезах отчаянья, когда он поняла, что потерял Веру, в умении видеть свои недостатки, судить себя, в способности чувствовать природу.

Нравственные проблемы в романе «Зачем я жил? Для какой цели родился?» Недовольный своей бесцельной жизнью, страстно жаждущий идеала, но не нашедший его, Печорин спрашивает себя: «Зачем я жил? Для какой цели родился?» Он чувствует в себе «силы необъятные» и понимает, что назначение ему было высокое, но проявляет себя по преимуществу как злая сила, приносящая людям лишь страдания и несчастья. Проблема смысла жизни и назначения человека

Нравственные проблемы в романе Печорин считает, что человек счастлив, когда подчиняет своей воле всё, что его окружает (счастье – это «насыщенная гордость»). Но чем больше он одерживает таких побед, тем глубже страдает сам. Проблема счастья

Нравственные проблемы в романе Это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым он судит окружающих, теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла. Печорин не только несёт несчастье другим, но и сам глубоко несчастен. «Наполеоновская проблема»

Нравственные проблемы в романе Уважение к миру, к людям начинается с самоуважения. Но человек, унижающий других, не уважает самого себя. Торжествуя над слабым, он чувствует себя сильным. Печорин, не зная, где применить свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. Печорин ощущает свою нравственную ущербность, он «сделался нравственным калекой». Проблема уважения к людям

Печорин и Максим Максимыч Печорин Максим Максимыч Люди не просто разного круга и разной культуры – они непохожи по внутренним качествам. Скрытен и загадочен Весь на виду Эгоист Всегда помнит о других, часто забывая о себе. Весь в противоречиях Всегда верен себе – это очень цельный характер. Пытается во всём дойти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой натуры, и прежде всего, в самом себе. Лишён понимания общего смысла вещей; добр, простодушен, часто наивен. У него заметное преимущество таинственного обаяния, культуры. Он выше Максима Максимыча интеллектуально. Выше Печорина нравственно (а это важнее любого преимущества). Максим Максимыч есть художественно правдивое воплощение прекрасного человека: доброго, великодушного, надежного и верного.

Печорин и Грушницкий Грушницкий Печорин Они похожа друг на друга отсутствием простоты. У них есть общие черты: эгоизм и самолюбование. Находится в полной гармонии с собой и обществом. Находится в постоянном конфликте с обществом и самим собой. Стремится к показной деятельности.Не находит себе достойной деятельности. Изображает из себя одинокого, таинственного и разочарованного романтического героя. Печорин и есть романтический герой. Под его многочисленными масками – жестокая натура, в ней побеждает злоба и ненависть. Перед нами мелкая и себялюбивая душа. В нём всё настоящее, не показное, оригинальное. Перед нами натура эгоистическая, но сложная, глубокая и противоречивая. Дуэль До последнего момента Печорин давал Грушницкому шанс, готов был простить приятелю мстительность. После дуэли Печорин не испытывает торжества победителя. Эта дуэль – попытка героя убить в себе мелкую сторону своей души.

Печорин и Грушницкий ПечоринВернер У обоих глубокий и острый аналитический ум, наблюдательность, проницательность. Это люди одного социального круга и уровня культуры. Скрывают свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки. Вместе им легко и просто, они понимают друг друга с полуслова («читают в душе друг друга»), дорожат мнением друг друга. Считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим обманывать» Вернер – единственный человек, достойный быть другом Печорина, но и он не выдерживает испытаний (в дуэли с Грушницким был секундантом; исход дуэли его испугал – друзья расстаются). Деятелен: знает, что только в деятельности можно обрести истину. Созерцатель, скептик, склонен к логическому философствованию. Вывод Настоящих друзей у Печорина нет, это подчёркивает его одиночество. Одарённость, ум возвышают Печорина над людьми, приводя к индивидуализму, заставляя замкнуться в кругу собственных переживаний.

Бэла Женские образы в романе. Бэла. Портрет Симпатия автора чувствуется уже в созданном им портрете: «…она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны…» У Бэлы сильный цельный характер, в котором есть и твердость, и гордость, и постоянство. Любовь Печорин, увидев на свадьбе юную черкешенку, был пленён её внешностью и необычайностью. Бэла показалась ему воплощением естественности и непосредственности. Любовь к ней – не каприз, а попытка вернуться в мир искренних чувств, найти гармонию.

Бэла Женские образы в романе. Бэла. Разочарование Печорина увлекла борьба за Бэлу, но когда все преграды были уничтожены и девушка с радостью приняла его, он понял, что обманулся: «…любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Параллель «Человек - животное» Печорин, задумав украсть Бэлу, стал играть на струнах души Азамата, мечтавшего о коне Казбича. Он помог Азамату украсть коня. Так конь уравнялся с человеком, а это безнравственно и предопределяет трагедию.

Мери Женские образы в романе. Мери. Портрет Она сразу вызывает симпатию: естественна, смела, благородна. Девушка очень незаурядна: увлекается Байроном (читает его по-английски), занимается математикой. Печорин тоже находит в ней достоинства: «Она шутила очень мило; её разговор был остёр, без притязания на остроту, жив и свободен; её замечания иногда глубоки».

Мери Женские образы в романе. Мери. Любовь Любовь к Печорину меняет её: она становится искреннее, естественнее, разбуженные чувства превращают её в добрую, нежную, любящую женщину. Она оказывается способной простить Печорина. Он же поступает с ней жестоко: добивается её любви, сам не любя. Печорин хочет быть честным с ней, поэтому прямо объясняет, что смеялся над ней и она за это должна его презирать.

Мери Женские образы в романе. Мери. Объяснение Печорина с Мери Мери и Грушницкий

Вера Женские образы в романе. Вера. Портрет Это «единственная женщина в мире, которую я не в силах был обмануть», - говорит Печорин. Она для него ангел-хранитель. Тонко понимает Печорина и знает, насколько он один и несчастлив. Вера ему всё прощает, она умеет чувствовать глубоко и сильно.

Вера Женские образы в романе. Вера. В любви Она и её отношение к Печорину помогают читателю быть справедливее к герою, понять его. Этот человек не всегда холоден – он тоже способен на сильные чувства. Он мечтает увезти Веру, жениться на ней. Но как только в душе Печорина просыпаются подлинные чувства, он их боится. Он убивает лучшую половину своей души и прячет глубоко, чтоб никто не увидел (после отчаянной погони за безвозвратно уехавшей Верой он убеждает себя, что в слезах его повинен пустой желудок).

Проблематика романа Задачи автора - Дать портрет поколения молодых людей своего времени, показав все самые их слабые стороны: холод сердец, эгоизм, бесплодность деятельности. - Исследовать душу человеческую, сосредоточив внимание на внутреннем мире главного персонажа, подробно раскрыв мотивы, побудившие его на те или иные поступки. - Разобраться в основном противоречии героя времени – в разладе его мечты с действительностью. - Проанализировать, как окружающая среда влияет на формирование личности и судьбу героя.

Проблематика романа Выводы автора - На вопрос, почему жизнь Печорина – «ровный путь без цели», Лермонтов отвечает названием романа. Социально- психологические условия эпохи во многом объясняют трагедию героя: разочарование и скептицизм – это и черта времени тоже. - Развитие обществом пороки и скука толкают человека на безнравственные поступки, а природные задатки души остаются невостребованными (вот почему и в характере Печорина существуют противоречия и двойственность). - Когда человека не привлекает ни выгодная женитьба, ни новая звездочка на эполетах, а идеи добра и справедливости столкновения с жизнью не выдерживают, остаются два убеждения: рождение – несчастье, а смерть неизбежна.

Использованные ресурсы jpg 5. jpg 6. jpeg 7. jpg jpg jpg jpg jpg 14.