ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Андронникова О.О.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Г ЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ З ИГМУНДА Ф РЕЙДА. П СИХОАНАЛИЗ. Работу выполнила студентка 21 группы: Цаплина Дарья.
Advertisements

Г ЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ З ИГМУНДА Ф РЕЙДА. П СИХОАНАЛИЗ.
Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» Институт.
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Куликова П.А. ФФМ, 3 курс. Американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психолгогии Президент Американской психологической ассоциации.
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Трансактный анализ, или игры, в которые играют люди Международный образовательный проект Психология-3000» Клуб «Искусство жить», г. Челябинск.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
Домашнее задание: §5 до с. 51 © Ковалькова Н.Н 1. Характеристика деятельности 2. Структура деятельности 3. Многообразие деятельности.
Зигмунд Фрейд основатель психоанализа
Институт педагогики и психологии студентки 1 КОЛ ЗФО Яковенко Анны Индивидуальная психотерапия А. Адлера.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
MPH, заведующая психологической службой СГМУ Татьяна Низовцева.
Лекция 6 Поведенческий подход в консультировании и психотерапии.
Психологическая защита деловая игра деловая игра.
Воспитание детей и подростков в семье. Типичные ошибки в семейном воспитании. Педагог-психолог Кичина Светлана Вениаминовна.
Подготовила : студентка 4 курса Педиатрического факультета Шкодина Евгения Игоревна.
Человек в организации. 1. Модели взаимодействия человека и организационного окружения: 2. Установление взаимодействия индивида и организации; 3. Вхождение.
Стили делового общения Выполнила студентка АД – 21 Ямпольская Ирина.
Транксрипт:

ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Андронникова О.О.

План: 1. Ключевые понятия психоаналитической теории 2. Бихевиоральный подход к психологическому консультированию 3. Экзистенциально-гуманистический подход в психологическом консультировании. 4. Гештальт подход в психологическом консультировании и транзактный анализ. 5. Интегративная тенденция в современном психологическом консультировании

Вопрос 1. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Психоаналитическое направление (греч. psyche - душа; лат. analysis - разложение, расчленение) - наиболее мощное и многообразное течение в современной психологии, включающее концепции, родоначальником которых является психоанализ. Психоаналитическое направление (греч. psyche - душа; лат. analysis - разложение, расчленение) - наиболее мощное и многообразное течение в современной психологии, включающее концепции, родоначальником которых является психоанализ. Термин «психоанализ» имеет три значения: 1 теория личности и психопатологии; 2 метод терапии личностных расстройств; 3 метод изучения неосознанных мыслей и чувств человека. Термин «психоанализ» имеет три значения: 1 теория личности и психопатологии; 2 метод терапии личностных расстройств; 3 метод изучения неосознанных мыслей и чувств человека.

Рис. Взаимосвязи психоаналитической теории и трансактного анализа. Супер -эго Ид Эго Либ идо Мар тид о

Психологические защиты Вытеснение Вытеснение Вытеснение Отрицание Отрицание Отрицание Замещение Замещение Замещение Реактивное образование Реактивное образование Реактивное образование Реактивное образование Компенсация Компенсация Компенсация Проекция Проекция Проекция Рационализация Рационализация Рационализация Регрессия Регрессия Регрессия Сублимация Сублимация Сублимация

Основные идеи психоанализа Бессознательное особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека. Бессознательное особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека. Бессознательное Сознательное одна из двух частей психики, осознаваемая индивидом – определяет выбор поведения в Сознательное одна из двух частей психики, осознаваемая индивидом – определяет выбор поведения в Сознательное общественной среде, общественной среде, однако не всецело, однако не всецело, так как сам выбор так как сам выбор поведения может поведения может инициироваться инициироваться бессознательным. бессознательным.

Стадии психосексуального развития Оральная (01,5 года) в личности проявляется только Ид желание. Оральная (01,5 года) в личности проявляется только Ид желание. Анальная (1,53,5) формируется сверх-Я социально обусловленные запреты. Анальная (1,53,5) формируется сверх-Я социально обусловленные запреты. Фаллическая (3,56 лет) интерес к половой сфере, развитие эдипова комплекса. Фаллическая (3,56 лет) интерес к половой сфере, развитие эдипова комплекса. Латентная фаза (612 лет) время сексуального ожидания. Латентная фаза (612 лет) время сексуального ожидания. Генитальная (1218 лет) взросление Генитальная (1218 лет) взросление

НЕОФРЕЙДИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТЕОРИЯ К. ХОРНИ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТЕОРИЯ К. ХОРНИ Доминирующим в структуре личности являются не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство беспокойства - чувство коренной тревоги. Доминирующим в структуре личности являются не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство беспокойства - чувство коренной тревоги. Как основа всех неврозов называлась базальная тревога, то есть чувство собственной незащищенности, слабости, беспомощности, незначительности в этом предательском, атакующем, унижающем, злом, полном зависти и брани мире" (Хорни К, 1939). Как основа всех неврозов называлась базальная тревога, то есть чувство собственной незащищенности, слабости, беспомощности, незначительности в этом предательском, атакующем, унижающем, злом, полном зависти и брани мире" (Хорни К, 1939).

Хорни выделила три типа направленности поведения к людям (потребность в любви); к людям (потребность в любви); от людей (как потребность в независимости); от людей (как потребность в независимости); против людей (как против людей (как потребность во власти). потребность во власти).

Невротические защитные механизмы по К.Хорни Невротическое влечение к любви Невротическое влечение к любви Невротическое влечение к власти Невротическое влечение к власти Невротический "уход" Невротическая зависимость Невротический "уход" Невротическая зависимость

ТЕОРИЯ Э. ФРОММА автор рассматривает человека как социальное существо, находящееся в постоянном контакте с природой и социумом автор рассматривает человека как социальное существо, находящееся в постоянном контакте с природой и социумом движущими силами развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма: потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. движущими силами развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма: потребность в укоренении и потребность в индивидуализации.

ТЕОРИЯ Э. ФРОММА Фромм описал три типичных невротических механизма "бегства" от негативной свободы: садизм, мазохизм, конформизм и деструктивизм, формирующие авторитарную, конформистскую и деструктивную разновидности невротического характера.

ТЕОРИЯ ВИЛЬГЕЛЬМА РАЙХА пришел к созданию системы, которую он назвал "анализом характера", а позднее - "аналитической вегетотерапией характера". пришел к созданию системы, которую он назвал "анализом характера", а позднее - "аналитической вегетотерапией характера". Райх использовал гипервентиляцию, разнообразные физические упражнения и непосредственный телесный контакт для мобилизации сдавленных Райх использовал гипервентиляцию, разнообразные физические упражнения и непосредственный телесный контакт для мобилизации сдавленных энергий и снятия блокировок. энергий и снятия блокировок.

ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ Автор - Гарри Стэк Салливен (интерперсональная теория психиатрии) Автор - Гарри Стэк Салливен (интерперсональная теория психиатрии) В ее основе лежат три принципа, заимствованные из биологии: принцип коммунального (общественного) существования, принцип функциональной активности и В ее основе лежат три принципа, заимствованные из биологии: принцип коммунального (общественного) существования, принцип функциональной активности и принцип организации. принцип организации. При этом Салливен При этом Салливен модифицирует и модифицирует и соединяет– психоанализ соединяет– психоанализ и бихевиоризм. и бихевиоризм.

Анна Фрейд Особое внимание А. Фрейд Особое внимание А. Фрейд уделяет изучению детского развития. уделяет изучению детского развития.

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ (ТЕРАПИЯ) В РАМКАХ КЛАССИЧЕСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА Поиск болезненного очага или осознавание неосознаваемого и принятие адекватной и реалистической интерпретации. Поиск болезненного очага или осознавание неосознаваемого и принятие адекватной и реалистической интерпретации. Вскрытие очага возбуждения, вербализация. Вскрытие очага возбуждения, вербализация. Переоценка значимости событий, сокрытых в болезненном очаге. Переоценка значимости событий, сокрытых в болезненном очаге. Эмоциональная окраска новой системы установок (положительная, спокойная). Эмоциональная окраска новой системы установок (положительная, спокойная). Усиление Эго для построения более реалистичного поведения. Усиление Эго для построения более реалистичного поведения.

Предметная область консультирования: Предметная область консультирования: 1) работа с содержанием кризисов развития личности; 1) работа с содержанием кризисов развития личности; 2) помощь клиенту в достижении интенциональности. 2) помощь клиенту в достижении интенциональности.

Психотерапевтические средства Психоанализ включает в себя следующие техники: конфронтацию, прояснение, интерпретацию, проработку, а также 5 базисных техник: метод свободных ассоциаций, толкования (интерпретация) сновидений, интерпретация, анализ сопротивления, анализ переноса. Психоанализ включает в себя следующие техники: конфронтацию, прояснение, интерпретацию, проработку, а также 5 базисных техник: метод свободных ассоциаций, толкования (интерпретация) сновидений, интерпретация, анализ сопротивления, анализ переноса.

Вопрос 2. БИХЕВИОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ Изучение оснований и движущих сил развития личности выступает как анализ физиологических механизмов - влечений. Различают первичные (физиологические) и вторичные (психологические) побуждения. Развитие личности происходит в процессе дифференциации, иерархизации побуждений, формирования новых образцов поведения на основе подкрепления. Вторичные побуждения постепенно в процессе социализации человека становятся ведущими. Изучение оснований и движущих сил развития личности выступает как анализ физиологических механизмов - влечений. Различают первичные (физиологические) и вторичные (психологические) побуждения. Развитие личности происходит в процессе дифференциации, иерархизации побуждений, формирования новых образцов поведения на основе подкрепления. Вторичные побуждения постепенно в процессе социализации человека становятся ведущими.

Предметная область консультирования: 1. Анализ причин и характера поведенческих недостатков. 2. Определение проблемы через операционализацию поведения. Цель операционализации поведения - привести неясные слова в объективные, наблюдаемые действия. Психолог-бихевиорист основывается на ясных и четких данных о поведении и поступках клиентов. Анализ предполагает ясное знание пси­хологом того, что клиент делает и как он себя ведет. Анализу подвергается: предыстория; результирующий поступок; последствия данного поведения. 2. Определение проблемы через операционализацию поведения. Цель операционализации поведения - привести неясные слова в объективные, наблюдаемые действия. Психолог-бихевиорист основывается на ясных и четких данных о поведении и поступках клиентов. Анализ предполагает ясное знание пси­хологом того, что клиент делает и как он себя ведет. Анализу подвергается: предыстория; результирующий поступок; последствия данного поведения. 3. Понимание контекста проблемы через функциональный анализ. Функциональный анализ предполагает исследование событий, предшествующих поступку, сам поступок и его последствия, то есть результат. Так выясняются причинно-следствен­ные связи в последовательности событий, опреде­ляющих внешнее поведение клиента. 3. Понимание контекста проблемы через функциональный анализ. Функциональный анализ предполагает исследование событий, предшествующих поступку, сам поступок и его последствия, то есть результат. Так выясняются причинно-следствен­ные связи в последовательности событий, опреде­ляющих внешнее поведение клиента. 4. Установление социально важных целей для клиента. Установление социально важных целей для клиента обязательно предполагает участие клиента. Психолог выбирает и вырабатывает с клиентом для него цели, предполагающие конкретный план действий на будущее 4. Установление социально важных целей для клиента. Установление социально важных целей для клиента обязательно предполагает участие клиента. Психолог выбирает и вырабатывает с клиентом для него цели, предполагающие конкретный план действий на будущее

Практика: 1) точное определение проблемы; 2) предложение клиенту ответов на решения; 3) изменение подкрепления таким образом, чтобы отклоняющееся поведение не получало награды; 4) изменение среды таким образом, чтобы награждать новое поведение, которое считается желательным. 1) точное определение проблемы; 2) предложение клиенту ответов на решения; 3) изменение подкрепления таким образом, чтобы отклоняющееся поведение не получало награды; 4) изменение среды таким образом, чтобы награждать новое поведение, которое считается желательным.

СРЕДСТВА БИХЕВИОРИСТКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Оперантное обусловливание: - положительное и отрицательное подкрепление; - аппроксимация; - прямой и обратный цепной метод; - практическое исполнение; - погашение; - наказание как лишение положительных подкреплений; - наказание как предъявление неприятного стимула; - исправление; - использование стимулов. Оперантное обусловливание: - положительное и отрицательное подкрепление; - аппроксимация; - прямой и обратный цепной метод; - практическое исполнение; - погашение; - наказание как лишение положительных подкреплений; - наказание как предъявление неприятного стимула; - исправление; - использование стимулов. Процедуры классического обусловливания: - метод прогрессивной мышечной релаксации; - тренинг уверенности; - аверсивное обусловливание (скрытая сенсибилизация); - скрытое подкрепление; - скрытое погашение; - вбрасывание (имплозивная терапия); - использование неприятных стимулов; Процедуры классического обусловливания: - метод прогрессивной мышечной релаксации; - тренинг уверенности; - аверсивное обусловливание (скрытая сенсибилизация); - скрытое подкрепление; - скрытое погашение; - вбрасывание (имплозивная терапия); - использование неприятных стимулов;

Процедуры социального научения и самоконтроля Тренировка настойчивости: - открытые и закрытые вопросы в ходе интервью; - ролевые игры; - директивы, дающие направление интервью; - перечисление альтернатив для принятия решения. Процедуры социального научения и самоконтроля Тренировка настойчивости: - открытые и закрытые вопросы в ходе интервью; - ролевые игры; - директивы, дающие направление интервью; - перечисление альтернатив для принятия решения. Тренировка релаксации: - уменьшение фобии с помощью обучения глубокой релаксации; - построение иерархии страхов; - увязывание иерархии страхов с объектом тревоги на фоне упражнений на релаксацию. Тренировка релаксации: - уменьшение фобии с помощью обучения глубокой релаксации; - построение иерархии страхов; - увязывание иерархии страхов с объектом тревоги на фоне упражнений на релаксацию. Моделирование поведения: - поощрение и наказание за нежелаемое поведение; - использование дневниковых и иных записей клиентов, которые ведутся во время работы с психологом; - стратегии предотвращения рецидивов. Моделирование поведения: - поощрение и наказание за нежелаемое поведение; - использование дневниковых и иных записей клиентов, которые ведутся во время работы с психологом; - стратегии предотвращения рецидивов. Методы самоконтроля: - самоподкрепление; - ведение записей; - метод ограничений; - постановка целей, распределение времени и деятельности. Методы самоконтроля: - самоподкрепление; - ведение записей; - метод ограничений; - постановка целей, распределение времени и деятельности.

Биологическая обратная связь и аутогенная тренировка: - биологическая обратная связь; - сенсорная чувствительность и аутогенная тренировка. Биологическая обратная связь и аутогенная тренировка: - биологическая обратная связь; - сенсорная чувствительность и аутогенная тренировка. Методы иммерсии: - имплозия (погружение в ситуацию в воображении); Методы иммерсии: - имплозия (погружение в ситуацию в воображении); - наводнение - погружение пациента в ситуацию, где обостряется симптом, под наблюдением терапевта; - наводнение - погружение пациента в ситуацию, где обостряется симптом, под наблюдением терапевта; - парадоксальная интенция; - парадоксальная интенция; - искусственное усиление симптомов заболевания; - дистанцирование от симптома; - включение механизмов, близких к реципрокному торможению (здесь необходимо давать юмористическую окраску). - искусственное усиление симптомов заболевания; - дистанцирование от симптома; - включение механизмов, близких к реципрокному торможению (здесь необходимо давать юмористическую окраску). Оверсивные техники: вызывание отвращения (например, условно-рефлекторная терапия алкоголизма). Оверсивные техники: вызывание отвращения (например, условно-рефлекторная терапия алкоголизма).

Когнитивная психотерапия А. Бек видит причины патологии в нарушениях переработки информации. Он выделяет три основных группы механизмов, в которых возможны нарушения: когнитивные элементы, когнитивные процессы и когнитивное содержание (Дж.Бек 2006). А. Бек видит причины патологии в нарушениях переработки информации. Он выделяет три основных группы механизмов, в которых возможны нарушения: когнитивные элементы, когнитивные процессы и когнитивное содержание (Дж.Бек 2006). Когнитивные процессы – связующее звено между базисными посылками и автоматическими мыслями, обеспечивающие наложение вновь поступающей в сознание информации Когнитивные процессы – связующее звено между базисными посылками и автоматическими мыслями, обеспечивающие наложение вновь поступающей в сознание информации на прежние представления. на прежние представления.

Ключевые понятия Схемы. Это когнитивные образования, организующие опыт и поведение, это система убеждений, глубинные мировоззренческие установки человека по отношению к самому себе и окружающему миру, влияющие на актуальное восприятие и категоризацию. Схемы могут быть: Схемы. Это когнитивные образования, организующие опыт и поведение, это система убеждений, глубинные мировоззренческие установки человека по отношению к самому себе и окружающему миру, влияющие на актуальное восприятие и категоризацию. Схемы могут быть: адаптивными/ неадаптивнымиадаптивными/ неадаптивными позитивными/негативнымипозитивными/негативными идиосинкразическими/универсальными. Пример: депрессия неадаптивные, негативные, идиосинкразические.идиосинкразическими/универсальными. Пример: депрессия неадаптивные, негативные, идиосинкразические. Автоматические мысли. Основные характеристики автоматических мыслей: Автоматические мысли. Основные характеристики автоматических мыслей: Рефлекторность Рефлекторность Свернутость и сжатость Свернутость и сжатость Неподвластность сознательному контролю Неподвластность сознательному контролю Быстротечность Быстротечность Персевераторность и стереотипность.Персевераторность и стереотипность.

Ключевые понятия Когнитивные ошибки. Это сверхвалентные и аффективно- заряженные схемы непосредственно вызывающие когнитивные искажения. Они характерны для всех психопатологических синдромов. Виды: Когнитивные ошибки. Это сверхвалентные и аффективно- заряженные схемы непосредственно вызывающие когнитивные искажения. Они характерны для всех психопатологических синдромов. Виды: Произвольные умозаключения извлечение выводов в отсутствие подтверждающих фактов или даже при наличии фактов, противоречащих заключению. Произвольные умозаключения извлечение выводов в отсутствие подтверждающих фактов или даже при наличии фактов, противоречащих заключению. Сверхобобщение умозаключения, основанные на единичном эпизоде, с последующей их генерализацией. Сверхобобщение умозаключения, основанные на единичном эпизоде, с последующей их генерализацией. Избирательное абстрагирование фокусирование внимания индивида на каких-либо деталях ситуации с игнорированием всех остальных ее особенностей. Избирательное абстрагирование фокусирование внимания индивида на каких-либо деталях ситуации с игнорированием всех остальных ее особенностей. Преувеличение и преуменьшение противоположные оценки самого себя, ситуаций и событий. Субъект преувеличивает сложность ситуации, одновременно приуменьшая свои возможности с ней справиться. Преувеличение и преуменьшение противоположные оценки самого себя, ситуаций и событий. Субъект преувеличивает сложность ситуации, одновременно приуменьшая свои возможности с ней справиться. Персонализация отношение индивида к внешним событиям как к имеющим к нему отношение, когда этого нет на самом деле. Персонализация отношение индивида к внешним событиям как к имеющим к нему отношение, когда этого нет на самом деле. Дихотомичное мышление («чёрно-белое» мышление или максимализм) причисление себя или какого-либо события к одному из двух полюсов, положительному или отрицательному (в абсолютных оценках). В психодинамическом ключе данный феномен можно квалифицировать как защитный механизм расщепления, что свидетельствует «диффузности самоидентичности». Дихотомичное мышление («чёрно-белое» мышление или максимализм) причисление себя или какого-либо события к одному из двух полюсов, положительному или отрицательному (в абсолютных оценках). В психодинамическом ключе данный феномен можно квалифицировать как защитный механизм расщепления, что свидетельствует «диффузности самоидентичности». Когнитивные содержания («темы»), соответствующие тому или иному виду психопатологии Когнитивные содержания («темы»), соответствующие тому или иному виду психопатологии

РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ выделяется 3 ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение. выделяется 3 ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение. Эллис строит свое описание эмоционального поведения в последовательности, легко запоминаемой как простая мнемоника АВС, где: Эллис строит свое описание эмоционального поведения в последовательности, легко запоминаемой как простая мнемоника АВС, где: A - Активация событий и ситуаций; A - Активация событий и ситуаций; В - Суждения (мнения, верования, убеждения), рациональные и иррациональные, которые принадлежат данной личности и которые она использует для интерпретации А; В - Суждения (мнения, верования, убеждения), рациональные и иррациональные, которые принадлежат данной личности и которые она использует для интерпретации А; C - Последствия, как эмоциональные, так и поведенческие, которые вытекают из личностных интерпретаций А. C - Последствия, как эмоциональные, так и поведенческие, которые вытекают из личностных интерпретаций А.

Иррациональные установоки: Катастрофические установки, сверхгенерализация. Например, "это ужасно, невыносимо"; Катастрофические установки, сверхгенерализация. Например, "это ужасно, невыносимо"; Установки обязательного долженствования(я должен). Например, "я должен поступать так", "эти люди обязаны поступать так"; Установки обязательного долженствования(я должен). Например, "я должен поступать так", "эти люди обязаны поступать так"; Установки обязательной реализации своих потребностей (мир мне должен); Установки обязательной реализации своих потребностей (мир мне должен); Глобальные оценочные установки. Оценочные суждения (в отношении себя и окружающих), тесно связаны с описательными суждениями, "эти люди неправильно ко мне относятся" Глобальные оценочные установки. Оценочные суждения (в отношении себя и окружающих), тесно связаны с описательными суждениями, "эти люди неправильно ко мне относятся"

Схема развития поведения в рамках РЭТ.

КОГНИТИВНО- РАЦИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ Модель Мейхенбаума "прививка против стресса" Тренинг ассертивности и социальных навыков Научное расспрашивание Техники домашнего задания Селекция иррациональных верований Рационально-эмоциональные мысленные образы И т. Д.

ТЕРАПИЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ Психотерапевтический подход, развитый Глассером (Glasser W., 1961), основной целью которого является активизация у пациента "чувства реальности" и помощь ему в преодолении разрыва между его планами и их осуществлением в реальной жизни.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО- ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ВОПРОС 3. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО- ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ Гуманистические концепции личности ориентируются на два основных постулата: свобода выбора и открытость будущему, которые обеспечивают возможность для человека обрести смысл своего бытия и избавиться от ощущения экзистенциального одиночества, «заброшенности в мире».

Основные принципы гуманистической психологии заключаются в следующем (Хьелл Л., Зиглер Д., 2007): 1. Каждый человек реально существует только в настоящем моменте (здесь-и-теперь), но содержит в себе все образы прошлого и будущего; 2. Сознательный опыт человека имеет основополагающее значение; 3. Убеждение в целостном характере природы человека; Поведение человека также имеет целостный характер и зависит от природы человека; 4. Акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида; 5. В рамках терапии необходимо изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.

Клиенто-центрированвая терапия К. Роджерса Шаги процесса оказания психотерапевтической помощи: 1. Встреча клиента, пришедшего за помощью (энкаунтер). 2. Определение проблемной ситуации. 3. Поощрение свободного выражения эмоций, мыслей, поведения. 4. Психолог принимает и проясняет для клиента его проблемную ситуацию.

5. В процессе общения с психологом постепенное выражение позитивных чувств. 6. Обнаружение позитивных импульсов к новому действию. 7. Появление инсайта. 8. Прояснение выбора. 9. Позитивные действия. 10. Возрастание инсайта. 11. Растущая независимость. 12. Уменьшение потребности в помощи. 13. Клиент определяет собственный путь при одобрении и поддержке психолога.

Вопрос 4. Гештальт подход в психологическом консультировании Гештальт-терапия одна из разновидностей экзистенциальной психотерапии, течение, входящее в русло гуманистического направления. Суть Гештальт- подхода состоит не в его техниках, а в его общем духе, который оправдывает существование этих техник.

В Гештальте симптом рассматривается как "способ обращения" человека, "выбранный" им язык. Поэтому человека внимательно и с уважением выслушивают и поощряют к максимальному самовыражению, используя для этого технику амплификации. Симптом, в особенности телесный, часто становится "входной дверью", позволяющей осуществить более глубокий контакт с клиентом через мобилизацию глубинных слоев (подкорковых структур) его мозга. Гештальт-терапевт и его клиент остаются партнерами, участвующими в аутентичных отношениях, - такова основная характеристика Гештальт-подхода.

Пять концов звезды как пять основных измерений человеческой деятельности: Физическое измерение: тело, сенсорика, моторика, сексуальность,... Аффективное измерение: "сердце, чувства, любовные отношения, другой человек,... Рациональное измерение: "голова" и два полушария головного мозга - мысли и творческое воображение,... Социальное измерение: другие люди, человеческое окружение,.. Духовное измерение: место и значение человека в космосе и в глобальной экосистем

Психотехники в гештальт- терапии. Экспериментальный диалог диссоциированный диалог Идти по кругу Техника наоборот (перевертыш) Экспериментальное преувеличение Я несу за это ответственность Психодрама

ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ Э. БЕРНА (Эрик Берн, Клод Штайнер, Томас Харрис, Грэхем Барнс) Трансактный анализ включает в себя: Трансактный анализ включает в себя: 1) структурный анализ - анализ структуры личности; 1) структурный анализ - анализ структуры личности; 2) анализ трансакций - вербальных и невербальных взаимодействий между людьми; 2) анализ трансакций - вербальных и невербальных взаимодействий между людьми; 3) анализ психологических игр - скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу (выигрышу); 3) анализ психологических игр - скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу (выигрышу); 4) анализ сценария (скрипт-анализ) - индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует. 4) анализ сценария (скрипт-анализ) - индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.

Под трансакцией понимается обмен прикосновениями между эго- состояниями общающихся людей - соприкосновение (контакт) их эго- состояний. Под трансакцией понимается обмен прикосновениями между эго- состояниями общающихся людей - соприкосновение (контакт) их эго- состояний.

Анализ психологических игр Анализ психологических игр Игра фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близости полноценного контакта путем манипулятивного поведения. Игра фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близости полноценного контакта путем манипулятивного поведения. Примеры игр: Да, но...; Ах, если бы не ты...; Какой я несчастный...; Смотри, что ты сделал со мной... Примеры игр: Да, но...; Ах, если бы не ты...; Какой я несчастный...; Смотри, что ты сделал со мной...

Жизненный сценарий Жизненный сценарий Сценарий - это жизненный план, напоминающий спектакль, который личность вынуждена играть. Он зависит от позиций, принятых в детстве, и записывается в детское Я-состояние через трансакции, происходящие между родителями и ребенком. Игры, в которые играют люди, являются частью сценария. Сценарий - это жизненный план, напоминающий спектакль, который личность вынуждена играть. Он зависит от позиций, принятых в детстве, и записывается в детское Я-состояние через трансакции, происходящие между родителями и ребенком. Игры, в которые играют люди, являются частью сценария.

Анализ неосознаваемых планов жизни, или жизненных сценариев необходим при организации консультативного процесса. Анализ неосознаваемых планов жизни, или жизненных сценариев необходим при организации консультативного процесса.

Запреты + Предписания Решение = Сценарий (что не делать) (что делать)(ребенок принимает одну (один из 6-ти. из 4-х позиций «+» «-») по Берну) Разновидности сценариев: Разновидности сценариев: - сценарий «Никогда» (миф о Тантале) - сценарий «Никогда» (миф о Тантале) - сценарий «Всегда» (миф об Арахне) - сценарий «Всегда» (миф об Арахне) - сценарий «До тех пор пока» и «Перед тем как» (миф о Язоне) - сценарий «До тех пор пока» и «Перед тем как» (миф о Язоне) - сценарий «После» (миф о Дамокле) - сценарий «После» (миф о Дамокле) - сценарий «Снова и снова» (миф о Сизифе) - сценарий «Снова и снова» (миф о Сизифе) - сценарий «Рай в небесах» (история Филемона и Бавкиды) - сценарий «Рай в небесах» (история Филемона и Бавкиды)

ТЕРАПИЯ НОВОГО РЕШЕНИЯ МЕРИ И БОБ ГОУЛДИНГ ОСНОВНЫЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПОНЯТИЯ ПОДХОДА ПОДХОДА

Выделяют два основных типа родительских указаний: предписания и директивы Предписания - сообщения от эго- состояния Ребенок родителей, отражающие определенные проблемы родителей: тревогу, злость, тайные желания. Предписания - сообщения от эго- состояния Ребенок родителей, отражающие определенные проблемы родителей: тревогу, злость, тайные желания. Директивы называют «драйверами – побудителями». Это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно - собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Директивы называют «драйверами – побудителями». Это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно - собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву.

- не будь, не живи. - не будь, не живи. - не делай - не делай - не расти - не расти - не будь ребенком - не будь ребенком - не будь самим собой - не будь самим собой - не будь значимым (не высовывайся) - не будь значимым (не высовывайся) - не принадлежи (не связывайся) - не принадлежи (не связывайся) - не будь близким - не будь близким - не достигай успеха - не достигай успеха - не думай - не думай - не чувствуй - не чувствуй - не будь здоровым - не будь здоровым

Выделено шесть основных директив: 1. Будь сильным. 2. Будь совершенством. 3. Старайся. 4. Торопись. 5. Угождай другим. 6. Будь начеку. Выделено шесть основных директив: 1. Будь сильным. 2. Будь совершенством. 3. Старайся. 4. Торопись. 5. Угождай другим. 6. Будь начеку.

На основании предписаний и директив ребенок принимает решение и начинает на его основе организовывать свое сознание. В итоге, возможны четыре жизненные позиции: В итоге, возможны четыре жизненные позиции: 1. Я ОК - Ты ОК - здоровая позиция, позиция уверенности. 1. Я ОК - Ты ОК - здоровая позиция, позиция уверенности. 2. Я ОК - Ты не ОК - позиция превосходства, в крайних вариантах - криминальная и параноическая позиция. 2. Я ОК - Ты не ОК - позиция превосходства, в крайних вариантах - криминальная и параноическая позиция. 3. Я не ОК - Ты ОК - позиция тревожности, депрессивная позиция. 3. Я не ОК - Ты ОК - позиция тревожности, депрессивная позиция. 4. Я не ОК - Ты не ОК - позиция безысходности, в крайних вариантах - шизоидная и суицидальная позиция. 4. Я не ОК - Ты не ОК - позиция безысходности, в крайних вариантах - шизоидная и суицидальная позиция.

Интегративная тенденция в современном психологическом консультировании 1. Внедрение в психотерапевтический и консультативный процесс новейших технических средств, таких как: видео техники, мультимедиа техники и т.д. 2. Интеграция различных подходов в индивидуальной консультативной практике. 3. Воздействие, производимое на клиента должно определяться проблемой и типом личности клиента, а значит должно быть ориентировано на решение проблемы, с применением тех техник и методов, которые на взгляд консультанта являются максимально эффективными в данном, конкретном случае.

Интегративная тенденция в консультировании основные школы консультирования Аффективные подходы: основная терапия, переоценочное консультирование, биоэнергетика. Когнитивные и когнитивно- поведенческие подходы: рационально-эмотивное поведенческое консультирование ; когнитивное консультирование Эклектические и интегративные подходы: мультимодальное консультирование, эклектическая терапия, консультирование по жизненным умениям. Гуманистические подходы: личностно-центрированное консультирование; гештальт- консультирование; трансактный анализ; терапия реальностью (консультирование по реализму) Психоанализ Экзистенциальные подходы : экзистенциальное консультирование, логотерапия. Поведенческий подход Проблематика и особенности личности клиента Влияние времени и задач консультирования. Эффективность консультирования Особенности и подготовка консультанта

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!