Теория организации Практикум Данное пособие содержит краткое тезисное изложение теоретических основ по дисциплине «Теория организации», а также практические.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация как объект управления Выполнил студент группы О-Вт : Дедю Сергей.
Advertisements

Самостоятельная работа. Задание 1 Дайте краткие ответы на следующие вопросы: 1. Как называется совокупность действий, ведущих к упорядочиванию, согласованию.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Тема 2. Закономерности управления социально- экономическими системами.
Макарова Е.А. 1 Организационный менеджмент. Макарова Е.А.2 Тема 7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Сущность и общая характеристика организационных структур.
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Учись побеждать! Тема 2: История развития управления Под научными основами управления.
Лекция 4. Исследование систем управления Черная И.П. д. э. н., доцент.
1 1 ТЕМА 3. Субъекты и объекты организационной деятельности.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА В ФАРМАЦИИ Выполнила: Олатаева З Группа: ФА Проверила: Адибаева Ж.К. С.Ж. АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ.
Основные подходы к организации службы управления персоналом Структура персонала организации – это совокупность отдельных групп работников, объединенных.
Управление и внешняя среда организации.. Организация это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее.
Декомпозиция процессов. Сеть процессов организации. (лекция 3)
Тема 2. Исследование как составная часть менеджмента организации Метод, который используется для диагностики внутренних проблем, называют управленческим.
Тема 4. Функции управления качеством. Управление качеством, как всякий процесс управление, осуществляется путем реализации управленческих функций.
Эволюция концепций менеджмента Кармадонова Н.В.. Условия появления управления как научной дисциплины в первой половине XX в. Отделение управления от собственности.
Лекция 5. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ Понятие реструктуризации. Подходы к построению организационных структур. Организационный анализ компании.
Лекция 3. Внутренняя и внешняя среда организации. Лекция 3. Внутренняя и внешняя среда организации. 1. Факторы и переменные внешней и внутренней среды.
Транксрипт:

Теория организации Практикум Данное пособие содержит краткое тезисное изложение теоретических основ по дисциплине «Теория организации», а также практические упражнения, направленные на активизацию знаний и формирование практических умений обучающихся. Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования «Менеджмент организации». Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по данной специальности.

Глава 1. Эволюция теории организации

Концепция научного управления. До Тейлора задачи непосредственного выполнения работ и управления ими переплетались. Тейлор предложил отделить управление от выполнения производственных операций. Он также предложил научно обосновывать содержание каждой производственной операции (элемента работ), с помощью критериев отбирать и обучать работников, тесно сотрудничать с ними, обеспечивать обоснованное разделение труда. Административная теория базировалась на 14 принципах построения организации. Согласно данным принципам предлагалось создавать организацию и управлять процессом производства для получения продукции с желаемыми характеристиками. Бюрократическая теория организации предполагала построение и функционирование организации по четко разработанным правилам, инструкциям. В идеале предполагалась разработка нормативных документов для всевозможных ситуаций, возникающих внутри организации и за ее пределами. К работникам предъявлялись только квалификационные требования. Концепция эффективной организации. Согласно Лайкерту эффективной является такая организация, в которой руководитель стремится к созданию эффективно работающего коллектива с высокопроизводительными целями. Теория административного поведения рассматривает процессы влияния установленных целей на рациональное поведение работников организации. Была предложена концепция административного работника, который на основе личных ценностей и установленных целей руководствуется алгоритмом индивидуального принятия решений. Универсальная теория формирования организаций. Данная теория выделяет сосуществование в каждой организации четырех подсистем: исполнительной, апелляционной, представительной и законодательной. Каждая подсистема выполняет свои исключительные функции и взаимодействует с другими подсистемами. Теория организационного потенциала рассматривает промышленную организацию как сложную систему, состоящую из большой совокупности внутренних взаимосвязанных элементов. Данная совокупность представляет собой организационный потенциал, который находится в зависимости от источников ресурсов и внешней среды. Теория институтов и институциональных изменений рассматривает институциональное развитие экономики, которое происходит под влиянием взаимодействия между институтами и организациями, когда первые определяют правила поведения на рынке, а вторые следуют сложившимся правилам.

Автор теории Название теории (концепции) Концепция научного управления Административная теория Бюрократическая теория организации Концепция эффективной организации Теория административного поведения Универсальная теория формирования организаций Теория организационного потенциала Теория институтов и институциональных изменений Практические задания для закрепления теоретического материала. Упражнение 1.1. Авторы теорий организации Задания: укажите в ниже приведенной таблице фамилии авторов, внесших значительный вклад в развитие теории организации. раскройте содержание каждой из теорий.

Упражнение 1.2. Концепция научного управления Научное управление Разделение управленческого труда и производственного Отбор и обучение персонала Рис Схема концепции научного управления Задания: укажите отсутствующие элементы в перечне основных положений концепции научного управления (см. рис. 1.1); дайте краткую характеристику основных положений концепции научного управления.

Принципы организации управления Принцип процесса Принцип единства цели и руководства Принцип дисциплины Принцип власти и ответственности Принцип конечного результата Упражнение 1.3. Административная теория Задания: укажите в выше приведенной таблице отсутствующие элементы в перечне принципов организации управления; дайте краткую характеристику основных принципов организации управления.

Упражнение 1.4. Бюрократическая теория организации Положения бюрократической теории организации Выполнение работ по «абстрактным правилам» Безличное и формальное ведение дел Рис Схема бюрократической теории организации Задания: укажите в приведенной схеме (рис. 1.2) отсутствующие элементы в перечне основных положений бюрократической теории организации. дайте краткую характеристику основных положений бюрократической теории организации.

Упражнение 1.5. Факторы эффективной организации Факторы эффективной организации Процесс постановки целей Процесс децентрализации Рис Факторы эффективной организации Задания: укажите отсутствующие элементы в перечне процессов, составляющих систему четырех факторов эффективной организации (см. рис. 1.3); дайте краткую характеристику данных факторов.

Упражнение 1.6. Модель организационного принятия решений Ценностные предположения Приемлемые варианты управленческих решений Познавательные ограничения индивидуального принятия решения Распределение информации Обучение работников Рис Модель организационного принятия решений Задания: укажите отсутствующие элементы в модели организационного принятия решений, разработанной в рамках теории административного поведения (рис. 1.4); дайте краткую характеристику каждого из элементов.

Упражнение 1.7. Универсальная теория формирования организаций Исполнительная подсистема: установление иерархии функций Представительская подсистема: формирование представительных органов Рис Модель организации по теории Гласиер Задания: укажите отсутствующие элементы в модели организации, предложенной в рамках универсальной теории формирования организаций (рис. 1.5); дайте краткую характеристику каждого из элементов.

Упражнение 1.8. Тенденция развития организационных структур Изменения внешней среды организации Изменения организационного потенциала Изменения в организационной структуре Изменения в информационных потоках Рис Схема тенденции развития организационных структур Задания: укажите отсутствующие элементы, заполнив пропуски на рис. 1.6; дайте краткую характеристику каждого из элементов.

- теория и методы перестройки на современной информационной и технологической основе организации производства и управления - концепция применения закономерностей и принципов рыночного хозяйства во внутренней деятельности корпораций - теория горизонтального объединения организаций для реализации новых рыночных возможностей, которые не могут быть достигнуты отдельной организацией. Упражнение 1.9. Современные подходы к теории организации Задания: укажите отсутствующие термины, обозначающие современные подходы к теории организации, на основе приведенных определений; дайте краткую характеристику каждого 87 из подходов.

Упражнение Теория организационного потенциала Подходы к организационным структурам Динамический подход при нестабильной внешней среде Динамический подход при нестабильной внешней среде Источники возникновения и решения организационных проблем - внутреннее строение, - разделение функций, - рационализация управления. - внутреннее строение, - разделение функций, - рационализация управления. Организационные проблемы стратегического характера Типы организационного поведения (стратегии) - сокращение издержек, - ценовая конкуренция, - диверсификация продукции. - сокращение издержек, - ценовая конкуренция, - диверсификация продукции. Типы организационных структур - многонациональные структуры матричного типа, - множественные структуры матричного типа. - многонациональные структуры матричного типа, - множественные структуры матричного типа. Рис Подходы к развитию организационных структур Задания: укажите отсутствующие элементы, заполнив пропуски на рис. 1.7; дайте краткую характеристику каждого из элементов.

Глава 2. Организация как система

Организация представляет собой социальную целостность, которая направлена на достижение определенной цели, построена как система и связана с окружающей средой. [7] Рассматривая организацию как открытую систему, выделяют ее внутреннюю и внешнюю среду. Внутренняя среда организации представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся в пределах организации. К таким элементам относятся: деятельность организации (производственная и управленческая), организационная структура, а также внутренние ресурсы, которыми располагает организация. [17] Внешняя среда организации представляет собой совокупность факторов, находящихся за пределами организации и оказывающих определенное влияние на повседневную деятельность и достижение целей организации. Традиционно факторы внешней среды разделяют на факторы прямого и косвенного воздействия. К факторам прямого воздействия (внешней микросреде) относятся действия конкурентов, поставщиков и потребителей. К факторам косвенного воздействия (внешней макросреде) относятся экономические, политические, технологические, социальные и природные. [16] Характеристики организации представляют собой описания ее отличительных свойств. Существуют различные подходы к выделению характеристик организации. [7; 16] На наш взгляд, целесообразно выделить три класса характеристик: общие характеристики организации, характеристики внутренней среды, характеристики взаимодействия с внешней средой.

К первому классу характеристик можно отнести следующие. Сфера деятельности или отраслевая принадлежность, определяемая той общественной потребностью, которую стремится удовлетворить организация. В зависимости от числа сфер деятельности выделяют многопрофильные организации, которые осуществляют свою деятельность в нескольких сферах, и монопрофильные или специализированные, которые осуществляют свою деятельность только в одной сфере. Продукт организации, который представляет собой результат деятельности организации, служащий средством удовлетворения общественной потребности. Организации, производящие несколько продуктов, обычно называют диверсифицированными (или полипродуктовыми), а организации, создающие один продукт – недиверсифицированными (или монопродуктовыми). Организационно- правовая форма или правовой статус организации. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации все организации, зарегистрированные на ее территории, наделяются статусом юридического лица. Юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации. Размер организации – это величина организации, обусловленная количеством работающих в ней людей. С точки зрения численности различают большие, средние и малые организации. С ростом численности увеличивается число внутренних взаимосвязей и усложняются процессы взаимодействия. Специализированное разделение труда, которое представляет собой закрепление определенной работы за соответствующими специалистами, которые призваны выполнять ее лучше всех в рамках организации. Разделение труда на горизонтальное и вертикальное – это отделение управленческой деятельности от производственной (или операционной). Каждая организация осуществляет специфическое (только ей присущее) разделение труда.

Второй класс образуют три группы характеристик: характеристики деятельности организации, характеристики организационной структуры и характеристики внутренних ресурсов. В первой группе можно выделить характеристики управленческой деятельности (например, делегирование, централизация) и характеристики производственной деятельности (например, тип и характер используемой технологии). Вторую группу составляют вертикальные и горизонтальные характеристики. В третью группу включаются характеристики трудовых ресурсов (например, соотношение категорий персонала и его квалификация), финансовых, материально-технических, информационных, а также интеллектуальных ресурсов. К третьему классу следует отнести две группы характеристик: характеристики взаимодействия с внешней микросредой (степень зависимости от поставщиков, степень зависимости от конкурентов, степень зависимости от потребителей), а также характеристики взаимодействия с внешней макросредой (степени зависимости от экономических, политических, технологических, социальных и природных факторов).

Виды работ Делегировать следует Делегировать нельзя 1. Задачи высокой степени риска. 2. Задачи особой важности. 3. Кратко- и среднесрочные задачи, решение которых может стать важным стимулом для подчиненного 4. Определение основных направлений развития организаций. 5. Составление проектов документов, предложений. 6. Принятие решения о ликвидации отдельного рабочего места. 7. Принятие любого внутреннего документа. 8. Работа, требующая узкоспециальных знаний. 9. Участие в совещании информационного характера. 10. Рутинная работа, требующая много времени. 11. Срочная работа при отсутствии времени на объяснение и проверку исполнения. 12. Вопросы мотивации сотрудников. 13. Участие в праздничном заседании коллектива. 14. Вручение наград подчиненным. Задания: разделите предлагаемые в таблице виды работ по группам «делегировать следует», «делегировать нельзя»; объясните Ваше решение. Практические задания для закрепления теоретического материала Упражнение 2.1. Объекты делегирования полномочий

Организация Характер воздействия Сила воздействия ОАО «ГАЗ», выпускающее микроавтобусы типа «Газель» Муниципальное унитарное предприятие «Нижегородский пассажирский автобусный парк 5» Судоходная компания «Волжское речное пароходство» ОАО «Павловский автобус», выпускающее автобусы марки «ПАЗ» Нижегородский государственный архитектурно- строительный университет Национальная сеть розничной торговли «Перекресток» ОАО «Нижегородский машиностроительный завод» Компания «Нижегородец» – дилер иностранных автопроизводителей по продаже легковых автомашин Туристическое агентство «Гамма» Компания «Женское такси» Нижегородский метрополитен Нижегородская областная больница им. Семашко Муниципальное унитарное предприятие «Нижегородский троллейбусный парк 1» Упражнение 2.4. Увеличение платы за проезд Рассмотрим в качестве фактора внешней макросреды решение городских властей об увеличении с 1 апреля 2008 года платы за проезд на всех видах пассажирского автотранспорта. Задания: оцените при помощи знака «плюс» или «минус» характер воздействия (позитивный или негативный) описанного фактора внешней макросреды на каждую из указанных в таблице организаций; оцените по пятибалльной шкале силу воздействия данного фактора на каждую из указанных в таблице организаций; приведите примеры других организаций, на которые данный фактор может оказать максимальное негативное и позитивное воздействие.

Глава 3. Законы и принципы организации

Законы организации 1. Общие законы 2. Закон синергии 3. Закон развития 4. Закон необходимого разнообразия 5. Частные законы 6. Закон информированности-упорядоченности 7. Закон единства анализа и синтеза 8. Закон пропорциональности и композиции

К принципам статического состояния относятся: принцип приоритета цели. При создании организации в системе «цель – задачи – функции – структура – персонал», прежде всего, определяется главная цель деятельности организации (ее миссия), а уже потом – задачи, функции, структура и персонал; принцип приоритета функций над структурой. В подсистеме «функции – структура» сначала должны определяться функции, а исходя из них – структура; принцип приоритета субъекта управления над объектом. При создании организации или структурного подразделения сначала должна определяться кандидатура руководителя, а уже затем – его подчиненных. К принципам динамического состояния относятся: принцип приоритета персонала. В действующей организации все изменения должны осуществляться в первую очередь в интересах всего персонала организации; принцип приоритета структуры над функциями. При необходимости изменения функций и/или структуры в первую очередь изменяются функции; принцип приоритета объекта управления над субъектом. При необходимости смены руководителя в действующей организации приоритетными должны быть интересы коллектива.

Упражнение 3.1. Ситуация: «золотая лихорадка» В 1897 г. на северо-западе Канады, в бассейне р. Клондайк, был обнаружен золотоносный участок. События, последовавшие за этим открытием, получили название «золотой лихорадки» и продолжались до 1963 г. Данная ситуация характеризовалась бурным ростом золотодобывающих артелей, строительных, дорожных и других предприятий. Задания: определите закон организации, действие которого проявляется в данной ситуации; приведите аналогичные примеры из современной российской действительности. Упражнение 3.2. Ситуация: затраты на обучение Автошкола «Лидер» имеет 10 машин и 18 инструкторов для подготовки 100 курсантов. В текущем наборе удалось провести набор только 60 курсантов. Общая сумма оплаты за процесс обучения значительно меньше, чем сумма затрат на процесс обучения со стороны автошколы. Задания: согласно закону самосохранения, определите потенциал созидания и потенциал разрушения для автошколы «Лидер»; предложите возможные пути выхода из сложившейся ситуации.

Упражнение 3.3. Ситуация: сбор информации Персонал компании для устойчивого положения собирает всю возможную информацию о конкурентах, рынках сбыта и т.д., не всегда заботясь о ее классификации, систематизации. Обычно в разных местах в компании хранятся рекламные листки, письма поставщикам и потребителям и ответы от них, только в секретариате хранятся все внутренние распорядительные документы. Каждый отдел собирает на своих компьютерах только ту информацию, которую считает нужной для себя. Большая часть этой информации оказывается недоступной для сотрудников других отделов: часто они ничего не знают о хранящейся в том или ином отделе информации. В то же время компания расходует значительные средства на компьютерную технику и средства телекоммуникаций. При этом многие сотрудники «забивают» память своих персональных компьютеров играми, видеофильмами, музыкой. Задания: определите закон организации, действие которого проявляется в данной ситуации; определите возможные негативные последствия для организации; предложите пути преодоления негативных последствий.

СПАСИБО ЗА ПРОДУКТИВНУЮ РАБОТУ!!!