Церкви города Брянска Автор: учитель МОУ «Гимназия 4 Горохова Е.М.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МБОУ Старовичугская школа им. Г.В.Писарева. Сообщение на тему: «Церковь Сергия Радонежского» Выполнил ученик 9-Б класса Жидков Артём. Руководитель: С.В.Шипова,
Advertisements

Выполнил ученик 5 A класса МОУ СОШ 33 Митянов Захар.
Изменение архитектуры сибирских городов.. В 18 веке культурное пространство региона продолжает интенсивно прирастать и приобретать свою специфику. Это.
Архитектурные термины, характерные для храмового зодчества.
Сергиев Посад Переславль-Залесский Ростов Великий Ярославль Кострома Иваново Суздаль Владимир.
Церковь Вознесения Возведена в Коломенском в годах предположительно итальянским архитектором Петром Франциском Ганнибалом, по русским летописям.
Храмы, воздвигнутые в честь Параскевы Пятницы На Руси издревле Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного.
Памятники религиозной культуры Тихвина Выполнил: Трошин Алексей 4 класс Б МОУ «Гимназия 2» Руководитель: Смирнова И.А.
Презентация к уроку (мировая художественная культура, 10 класс) по теме: презентация по МХК "Художественная культура Киевской Руси"
В Твери насчитывается более 30 сооружений Русской православной церкви – соборов, храмов, часовен, монастырей. Они относятся к Тверской епархии Московского.
Архитектура XVI века Стецюк Дарья 10 «В». Русская архитектура XVI столетия оригинальна и разнообразна. Её наиболее известные произведения – каменные храмы.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ. АРХИТКТУРА КИЕВА Золотые ворота – главный вход в город с юго-запада, со стороны Византии. Золотые ворота.
Енисейск- отец сибирских городов Город-музей. Основан Енисейск в 1916 г. Отсюда и название города.
Подобрать материал к теме «Шатровое зодчество – уникальный стиль русского храмостроения» и изучить его. Ознакомится с Шатровым зодчеством Древней Руси.
Собор Святой Софии был построен в XI в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого был построен в XI в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого.
МБОУ Добросельская основная общеобразовательная школа Районный конкурс презентаций «История моего края» Презентация «Церкви и Храмы Монастырщинского района»
Троицкая церковь (г. Озёры).. Введенская Церковь была построена в 1851 году на средства местных фабрикантов Моргонувых, Щербаковых и других прихожан.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города.
УГЛОВАЯ АРСЕНАЛЬНАЯ башня расположена подальше, в углу Кремля. НИКОЛЬСКАЯ башня расположена в начале Красной площади. В древности поблизости был монастырь.
Архитектура Древней Руси вв.. Софийский собор в Киеве 1037г. Киево-Печерская лавра,1051г. Борисоглебский собор в Чернигове, 12в. Спасо - Преображенский.
Транксрипт:

Церкви города Брянска Автор: учитель МОУ «Гимназия 4 Горохова Е.М

Церковь Введения

Церковь Введения расположена в нагорной части Брянска над крутым обрывом, обращенным к пойме Десны, играет важную роль в городской панораме. Единственный сохранившийся памятник древнего Петропавловского (Петровского) монастыря, основанного еще во 2-й пол. 13 в. брянским князем Олегом Романовичем, похороненным здесь же ок г. Возведена как соборный храм в 1702 г. на средства брянских помещиков Ф.Е. и П.Е. Саловых, вместо прежней деревянной церкви. В гг. перестроены западное и северное крыльца; в 1826 г. тесовые кровли заменены железными; в 1832 г. к северному входу пристроен четырехколонный портик.В 1930 г. разобраны главы храма и колокольня, позднее с запада сделана пристройка. В настоящее время памятник отреставрирован (архит. В.Н. Городков).

Характерная для архитектуры Брянска рубежа вв. церковь, формы которой еще тяготеют к стилю предшествующей эпохи. Относится к традиционному для 17 в. типу бесстолпного храма с трехчастным продольно-осевым построением и шатровой колокольней. В композиции господствует массивный кубический основной объем в два яруса с поясом декоративных закомар, завершенный пятью главами. Тяжеловесный алтарь имеет три слабо выраженных закругления апсид. Обширная прямоугольная трапезная с западной стороны заканчивается большой закрытой папертью, над которой возвышается колокольня. Кирпичный декор фасадов в целом повторяет московские образцы 17 в. В интерьере храма доминирует основное помещение, перекрытое сомкнутым сводом. Алтарь имеет лотковый свод, трапезная - полу лотковый с распалубками над проемами, а разделенная продольными стенами на три помещения паперть - крестовый и коробовые своды.Первоначальные позднеакадемические по манере росписи основного объема выполнены в кон. 19 в., поновлены масляными красками во 2-й пол. 20 в.; тогда же полностью переписана живопись трапезной и алтаря.

Колористическая гамма выдержана в темных холодных тонах - зеленоватых, серо-синих и глухих красных. Иконографическая программа включает такие распространенные в монументальной живописи 19 в. сцены, как "Нагорная проповедь" на западной стене, "Вход в Иерусалим" на южной и "Поклонение волхвов" на северной. Сборные иконостасы вв. типичны для провинциальных храмов. Иконы написаны во 2-й пол. 20 в. В довольно архаичных для кон. 19 в. декоративных деталях главного иконостаса (головки ангелов и накладная резьба местного яруса) прослеживается отдаленное влияние позднего классицизма. Сохранилось паникадило 19 в. ГЛАВНОЙ СВЯТЫНЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ РАКА С МОЩАМИ ОЛЕГА БРЯНСКОГО. В ТРАПЕЗНОЙ И АЛТАРЕ ИМЕЮТСЯ РОСПИСИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СВЯТОГО КНЯЗЯ.

Ц ерковь Воскресения

Воскресенская церковь расположена на возвышении, в бывшем посаде, окружена металлической оградой на кирпичных столбах. Построена в гг. на средства жителей Брянска как собор Воскресенского монастыря вместо прежней каменной церкви гг., разобранной в 1706 г. в связи с созданием новых укреплений города из-за начала Северной войны. В 1766 г. монастырь упразднен. В 1843 г. сооружена колокольня, расширенная в нижней части во 2-й пол. 19 в. В 1-й пол. 20 в. разобраны колокольня и завершение храма. Церковь реставрирована в сер х гг. (архитектор В.Н. Городков). Возведена из кирпича и оштукатурена. Один из интересных брянских храмов в формах раннего барокко. В традиционной трехчастной композиции выделяется высокий основной объем -два поставленных друг на друга четверика со значительно меньшим верхним, увенчанным главой.

Церковь Горне-Никольская

Горне-Никольская церковь поставлена на возвышении напротив Покровской горы, играет важную роль в городской панораме. Сооружена в 1751 г. брянскими купцами Кольцовыми вместо прежнего деревянного храма, который существовал здесь с 1310 г. и неоднократно перестраивался. В 1-й пол. 19 в. возведена нынешняя колокольня, заменившая первоначальную. В 1964 г. разобраны завершения здания, сделан ряд пристроек и заложены проемы колокольни. Церковь реставрирована в гг. (архитекторы Э.М. Кодисова и Л.П. Бестужева). Один из лучших памятников Брянска, выполнен в стиле барокко, с более поздней классицистической колокольней. В композиции кирпичного и оштукатуренного здания типа восьмерик на четверике, вытянутого по продольной оси, выделяется вертикализмом основной объем. Его двусветный четверик несет крупный восьмерик, купол которого увенчан стройным световым восьмериком с маленькой главкой. Алтарь с тремя закругленными апсидами восходит к образцам 17 в.

Ц ерковь Покрова

Покровская церковь находится в бывшей крепости, на самом высоком месте города, играет важную роль в его силуэте Деревянная церковь упоминается в документах 1603 г. и 1613 г. В 1698 г. вместо старого сгоревшего здания на средства помещика стольника Евстрата Тимофеевича Алымова (прадеда арфистки Глафиры Алымовой) было сооружено современное здание. Евстрат Алымов был жалован грамотой Петра I в 1700 г. "за службу предков и отца его" и умер около 1743 г. В 1798 г. храм стал приходским; в 1799 г. разобрана его шатровая колокольня, позднее утрачены четыре боковые главы и к трапезной сделана обширная двухэтажная пристройка с деревянной колокольней. В 1930-е гг. утрачены колокольня и центральная глава. В 1974 г. проведена реставрация храма (архитектор Э.М. Кодисова). В архитектуре памятника своеобразно переплетены традиции 17 в. с новыми "нарышкинскими" приемами рубежа вв.

В интерьере основные помещения в обоих этажах связаны с трапезной и алтарем одним или тремя проемами. Нижняя и верхняя трапезные, нижняя церковь, а также алтари перекрыты коробовыми сводами, верхняя церковь -сомкнутым сводом со световым барабаном в центре. Все своды с распалубками над проемами; перекрытия пристройки плоские, балочные. Протопопом Покровского собора был Алексей Константинов, отец библиотекаря Екатерины II и зятя М.В. Ломоносова, женатого на его единственной дочери Елене Алексей Алексеевиче ( ).

Церковь Рождества Богородицы

Церковь Рождества Богородицы расположена на бывш. Ярмарочной пл. (ныне территория стадиона "Динамо"), у парка им. А.К. Толстого, замыкает перспективу ул. Ромашина. Построена в гг. по заказу местного купца А.А. Бабаева в память пребывания в Брянске императоров Петра I (1709) и Александра I (1823). После 1840 г. по проекту архитектора Богданова западный притвор перестроен в двухэтажную трапезную, соединившую храм с прежде отдельно стоявшей колокольней (не сохр.). В 1947 г. ряд проемов заложен, а фасады частично приобрели новый декор; в 1955 г. архитектором А.Е. Певцовым на куполе вместо главы поставлен бельведер.Образец бесстолпных купольных храмов позднего классицизма, единственное в Брянске культовое сооружение этого стиля. Компактное по объемной композиции здание сооружено из кирпича и оштукатурено. Основной кубический объем в два света завершен куполом, искаженным квадратным в плане бельведером с колоннами. На боковых сторонах в слабо выступающих ризалитах с щипцами устроены крупные арочные ниши.

Церковь Спасо-Гробовская

Самая молодая по времени строительства в Брянске, Спасо-Гробовская церковь, тем не менее, по дате основания является одной из древнейших в городе. Ее существование тесно переплетается с историей Петропавловского монастыря, основание которого брянский ученый-краевед конца XIX века П.Н. Тиханов относит приблизительно к годам. И у этой истории есть своя биография. Великий князь Черниговский Роман Михайлович и его сын Олег Романович в Волынской летописи упоминаются как князья Брянские или Дебрянские. Последнее упоминание о Романе Михайловиче датировано 1288 годом в сказании о начале Брянского Свенского монастыря. Олег Романович оставил княжеский престол и подстригся в монахи в Петропавловском монастыре, приняв имя Василий.

Умер он около 1300 г. Его мощи почивают под спудом церкви в Петропавловском монастыре, точное месторасположение которой сегодня неизвестно. После по перенесении епископской кафедры из Чернигова в Брянск брянские архипастыри размещались в Петропавловском монастыре, а сама кафедра находилась при церкви Преображения Святого Спаса, расположенной по соседству за оградой монастыря и ставшей кафедральным храмом и усыпальницей брянских епископов. Брянская епископская кафедра существовала свыше полутораста лет. Когда первоначально была построена Спасо- Преображенская церковь неизвестно, но, видимо, еще до переноса епископской кафедры в Брянск.

В церковной летописи написано, что она построена в 1778 году. Церковь была деревянная, с такою же колокольней. Сохранившаяся фотография начала XX века дает некоторое представление о ее внешнем облике. В прописной летописи Спасо-Гробовской церкви упомянуто, что храм этот построен на гробах брянских владык Нектария и Нафанаила, почему церковь и называется с давних пор Спасо-Гробовской, или церковь, "что на владычных гробах". Строительство ныне существующего Спасо-Гробовского храма было закончено в 1904 году. Автором проекта был брянский архитектор- художник Н.А.Лебедев, спроектировавший его в новорусском стиле. Церковь построена на средства брянских купцов - меценатов Могилевцевых.брянских купцов - меценатов Могилевцевых. Храм заменил рядом стоящую старинную деревянную церковь. В 1905 году с последней были перевешены колокола на новое каменное здание. В 1929 году церковь была закрыта для богослужения. В настоящее время церковь передана верующим, в ней ведутся реставрационные работы.

Церковь Тихвинская

Тихвинская церковь расположена на пологом склоне над Десной, в бывш. Новой слободе. Построена в гг. на средства прихожан, в основном купцов Бухтеевых, на месте прежнего деревянного храма Афанасия и Кирилла Александрийских. В 1863 г. расширена приделами на северном и южном фасадах, а к колокольне пристроен притвор. В 1930-е гг. разобраны верх колокольни и глава храма, произведена внутренняя перепланировка здания. Церковь реставрирована в 1980-х гг. (архитекторы В.Н. Городков, Э.М. Кодисова). Небольшой ярусный храм типа восьмерик на четверике выполнен в формах довольно нарядного барокко. Сооружен из кирпича и оштукатурен. В композиции доминирует основной кубический объем в два света с пониженным пятигранным алтарем, несущий световой восьмерик с граненым куполом, который увенчан восьмигранным барабаном с маленькой главкой. Его вертикализму отвечают стройная изящная колокольня в три четверика и восьмерик с высоким шпилем. Цельность общего построения нарушают поздние приделы, закрывающие фасады трапезной и частично четверика храма. Формы барочного декора традиционны для провинции. Подчеркнутая пластика фасадов с плоскими пилястрами на углах объемов и широкими карнизами в их завершении усилена изящными по рисунку наличниками окон с "ушами", "фартуками", замковыми камнями и фронтончиками, восходящими к более ранним образцам барокко. Главный, западный, и северный входы украшают позднеклассицистические четырехколонные портики.

Церковь Троицы в Бежичах Церковь Троицы Церковь Троицы расположена на высоком берегу Десны на месте вала древнего городища вв., господствует среди малоэтажной окружающей застройки. Колокольня сооружена в нач. 19 в. Во время ремонта гг. сильно искажено наружное убранство, что придало ему характер грубой стилизации.: Стены кирпичные, оштукатуренные. Небольшой изящный храм типа восьмерик на четверике выполнен в традициях "нарышкинского" барокко с колокольней в стиле классицизма. В декоре фасадов варьировались мотивы "нарышкинского" стиля. Внутренняя отделка здания очень проста, без каких-либо архитектурных деталей. Первоначальная живопись 19 в. переписана в 1970-х гг. Сборные иконостасы выполнены во 2-1 пол. 19 в., поновлялись в 20 в., тогда же написаны иконы. Иконостасы декорированы обильной, эклектичной по характеру позолоченной резьбой, стилизованной с использованием мотивов барокко и классицизма. Сохранилось паникадило 19 в.

Монастырь Свенский Успенский (п. Супонево)

Свенский монастырь до разрушения

Свенский Успенский монастырь до разрушения. Свенский Успенский монастырь расположен на высоком и крутом правом берегу Десны у впадения в нее р. Свень. Основан в 1288 г. черниговским князем Романом Михаиловичем. Красочное сказание, сохранившееся в ряде списков вв. и достаточно характерное для подобной монастырской литературы, образно повествует об основании этой обители. Согласно сказанию, великий князь Роман Михайлович неожиданно потерял зрение и для исцеления решил обратиться за помощью к известной чудотворной иконе Богоматери Печерской. Он направил в Киево-Печерский монастырь своих послов, чтобы они доставили образ в Брянск. После долгих уговоров киевские монахи отпустили икону в сопровождении своего священника к князю; в обратный путь отправились по воде. Однако достигнув в своем плавании по Десне устья речки Свени, ладья неожиданно остановилась и гребцы не могли сдвинуть ее с места. Пришлось пристать к берегу и заночевать. Утром следующего дня обнаружилось, что икона исчезла. После долгих поисков ее нашли на противоположном берегу на одном из деревьев. Снять икону не осмелились, а поехали к князю и рассказали об этом чуде. Князь в сопровождении приближенных, священников и многих жителей Брянска прибыл на указанное место. Ступив на берег, он обратился к иконе с молитвой, пообещав в случае прозрения основать на этом месте монастырь. В тот же миг он увидел перед собой дорожку, по которой прошел прямо к дереву. Подойдя к нему, князь еще раз обратился с молитвенной просьбой, и чудо свершилось - он окончательно прозрел. Затем "нача самъ князь великий Романъ Михайловичъ своими рукама на храмъ Божий Пречистой бревна рубити и всемъ людемъ повеле такоже. И совершивъ храмъ вскоре во имя... Успения... И огради монастырь..."

Первоначально монастырь имел лишь небольшую деревянную церковь Успения и невысокую ограду. В сер. 16 в. на основе богатых вкладов Ивана Грозного здесь развернулось широкое каменное строительство. В 1566 г. артелью мастеров во главе с тверским зодчим Гавриилом Дмитриевичем Маковым заложен Успенский собор. Однако здание в следующем году частично обрушилось; его закончили позднее, в 1578 г. Это был большой крестово-купольный, четырехстолпный и пятиглавый храм с тесовой кровлей и деревянными папертями у трех входов. Тогда же рядом с собором возвели столпообразную колокольню, а несколько позже - теплую церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой. Находившийся на окраине Русского государства монастырь в вв. не раз подвергался разорениям: в 1583 г. его сожгли литовцы, в 1607 г. разграбили отряды Лжедмитрия II, в 1664 г. опустошили крымские татары. Несмотря на это, к нач. 18 в. монастырь становится одним из крупнейших на юго-западе России. В 1682 г. грамотой царя Федора Алексеевича он передан в ведение Киево-Печерской лавры (оставался в ее подчинении до 1786 г.). К этому времени здесь появился ряд каменных построек, сооруженных в основном в кон нач. 18 в. В 1677 г. обрушилась обветшавшая церковь Антония и Феодосия, которая была восстановлена до 1681 г. В гг. возведены северные ворота с надвратной церковью Сретения (опись 1681 г. называет ее уже существующей, а в рукописных материалах содержатся сведения о ее строительстве в 1690 г. по повелению Петра I). В кон. 17 в. сооружен новый, шатровый верх у колокольни, а в 1708 г. - небольшой домик, в котором, по преданию, останавливался Петр I во время приездов в Брянск. В гг. Успенский собор был капитально отремантирован.

Новый период каменного строительства в монастыре приходится на 2-ю треть 18 в., в результате складывается законченный ансамбль, частично сохранившийся до наших дней. В течение гг. возводят стены ограды с башнями на углах, а в гг. на средства брянских купцов - Ярмарочные, западные ворота с церковью Спаса Преображения над ними, заменившей прежний храм кон. 17 в. Путешествуя по Украине, Елизавета Петровна в 1744 г. посетила монастырь и пожертвовала 6 тыс. рублей золотом на постройку нового, обширного собора. В сер. 18 в. сооружено здание братских келий. К этому же столетию относятся каменные монастырские погреба, устройство которых продолжено в 19 в. Последующее строительство в монастыре приходится в основном на 2-ю пол. 19 в., когда здесь сооружаются преимущественно хозяйственные и служебные постройки, как каменные, так и деревянные. Таковы казначейский и настоятельский корпуса (1881), новое здание братских келий, а также другие здания аналогичного назначения, не внесшие каких-либо существенных изменений в облик сформировавшегося комплекса. Таким монастырский ансамбль оставался до 1930 г., когда были варварски взорваны его главные постройки: Успенский собор, церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой, колокольня и домик Петра I, а также часть стен и башен ограды. С 1978 г. ведутся значительные реставрационные работы по восстановлению монастырских зданий. К настоящему времени реставрированы надвратные церкви Сретения и Спаса Преображения с воротами, восстановлена монастырская ограда с башнями, отремонтированы братские кельи и настоятельский корпус, проведена консервация остатков церкви Антония и Феодосия.

В 1992 году Брянский Свенский Успенский монастырь передан Брянско-Севской епархии. В настоящее время это действующий мужской монастырь. Замечательный памятник архитектуры Брянщины вв., древнейший монастырский комплекс области отличается своеобразным планировочно- пространственным решением и включет ряд интереснейших построек. Здания эпохи Ивана Грозного хорошо сочетались здесь с сооружениями "нарышкинского" и украинского барокко, а также с барокко елизаветинских времен. Складывавшийся в течение длительного времени архитектурный ансамбль основан на типичном для древнерусских монастырских комплексов принципе свободного и живописного расположения зданий. Его территория образует в плане неправильный восьмиугольник, окруженный по периметру невысокими стенами с восьмиграными башнями на углах. Главным входом являются Святые ворота в северной стене, которая отступает здесь в глубь территории, фланкированная на углах башнями. Входом с западной стороны служат Ярмарочные ворота, перед которыми устраивалась ярмарка. Композиционное значение ворот подчеркивают возвышающиеся над ними надвратные ярусные храмы Сретения и Спаса Преображения в стиле "нарышкинского" и украинского барокко, играющие важную роль в силуэте анамбля. Доминантой композиции являлся выполненный в стиле барокко Успенский собор, крупный пятиглавый объем которого, поставленный почти в центре монастыря, безраздельно господствовал в общей панораме комплекса. Вокруг собора группировались остальные здания, подчиненные двум идущим от ворот композиционным осям - продольной и поперечной.

Собор Успенский

Собор Успенский. Возведенное в гг. из кирпича и оштукатуренное здание представляло собой оригинальный памятник русского культового зодчества в стиле барокко, одно из значительных произведений И.Ф. Мичурина Это был пятиглавый четырехстолпный центрический храм без апсид, крестообразный в плане, с обособленными помещениями между рукавами креста, как у украинских церквей. Двухъярусная постройка имела ризалиты в центре фасадов на торцах креста и сильно вытянутые цилиндрические барабаны с луковичными главами. Симметрию общего построения нарушал главный вход в центре западного фасада, размещенный в закругленном выступе с колонным портиком. Нарядный декор здания включал рустовку нижней части стен и три плоских портика в верхней части каждого из фасадов с парными пилястрами по краям и треугольными фронтонами. Арочные окна украшали изящные наличники с треугольными и лучковыми завершениями. В собор вели три портала с железными коваными двустворчатыми дверьми, пожертвованными в первоначальный храм князем И.Ф. Мстиславским еще в 1565 г. Они были богато декорированы ажурными накладками из просечного железа со стилизованными изображениями птиц и растительными узорами. Эти великолепные двери, две створки из которых сохранились полностью (одна из них - фрагментарно), находятся в московском музее-заповеднике "Коломенское", другая - в Брянском литературном музее.Э ффектность интерьеру придавал огромный величественный иконостас "малороссийской работы" в стиле пышного украинского барокко, частично перенесенный из прежнего соборного храма нач. 17 в. и дополненный резчиками из Стародуба и Остра, часть икон выполнил крепостной художник Киево-Печерской лавры Кирилл Холодов, содержавшийся за его "бунтовство" в цепях. Иконостас был одним из самых больших в России и его называли "восьмым чудом света".

Церковь Сретения. Оригинальный надвратный ярусный храм с трехчастным построением, стилистически соединивший в своей архитектуре традиции "нарышкинского" и украинского барокко. Реставрирован в гг. (архит. А.Г. Азаров и Н.А. Максименко). Необычен нижний ярус здания - Святые ворота с несколько повышенной центральной частью и тремя арками ворот, из которых две широкие, проездные фланкируют узкую, проходную.

Церковь Спаса Преображения. Своеобразный надвратный ярусный храм типа восьмерик на четверике, выполненный в стиле нарядного украинского барокко. Сооружен в гг. из кирпича на бутовом фундаменте, в декоре применены резной белый камень и лепнина, стены снаружи и внутри побелены. Реставрирован в гг. (архит. Л.П. Бестужева). Колокольня. Характерный образец подобных столпообразных построек 16 в., после перестройки получившая типичную для 17 в. шатровую форму. Возведена из кирпича и снаружи побелена. К настоящему времени сохранились лишь фундаменты здания.

Ограда. Типичный образец монастырской ограды сер. 18 в., следующий традициям военно-оборонительного строительства древней Руси. Стены и башни возведены из кирпича, на бутовых фундаментах и побелены. Общая длина 777 м, высота 5,5-7 м. Реставрированы в гг. (архит. Л.П. Бестужева и А.Г. Азаров).

Монастырь Свенский Успенский (п. Супонево)

У знай и назови

Церковь Спасо-Гробовская

Церковь Воскресения

С венский Монастырь

Ц ерковь Тихвинская

Церковь Покрова

Церковь Введения

Церковь Троицы в Бежичах