Совершенствование методологической культуры учителя истории в контексте внедрения историко-культурного стандарта Мишина И.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«НОВАЯ ШКОЛА – НОВЫЙ УЧИТЕЛЬ». «Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной.
Advertisements

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Фундаментальное ядро содержания общего образования как содержательно- методологическая основа стандартов общего образования.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ИСТОРИИ. (В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ) Подготовила учитель истории МБОУ.
Цели, задачи, основные направления воспитательного процесса. Модель личности выпускника.
Социальная компетентность учащихся в контексте ФГОС второго поколения Романова Т.Т., начальник управления дошкольного и общего образования Министерства.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
« Знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего»
Транксрипт:

Совершенствование методологической культуры учителя истории в контексте внедрения историко-культурного стандарта Мишина И.А.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА это система методологических знаний, принципов, подходов, пониманий, мотиваций, компетентностей, способностей учителя, обеспечивающая на основе рефлексии его познавательную и коммуникативную деятельность, успешную профессиональную самореализацию и личностное самосовершенствование педагога.

Основные направления совершенствования методологической культуры учителя истории Понимание основных тенденций развития исторического образования в условиях его стандартизации Использование современных методологических подходов к преподаванию истории Преподавание истории в поликультурном пространстве России Преподавание истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса

СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ Либеральный: выпускник – носитель качеств демократической гражданственности и общечеловеческих ценностей Научно-гуманитарный: выпускник – будущий профессионал-историк Государственнический: выпускник – носитель черт державного патриотизма Цивилизационно-культурный: выпускник – носитель черт российской гражданской идентичности

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ конституционное обоснование соответствие стандартам 2004 года гуманистическая идеология уважения к человеку независимо от его этно- конфессиональной, поло-возрастной, социальной, политической, расовой, идеологической принадлежности, приоритет личности, её прав и свобод опора на общечеловеческие ценности гражданско-правовой характер

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: CЛАБЫЕ СТОРОНЫ непопулярность либеральной идеологии и либеральных партий в массовом сознании россиян отсутствие длительных и устойчивых либеральных традиций ориентир на неолиберальную идеологию глобализма «выживает сильнейший в конкурентной борьбе» индивидуализм государство не является само по себе ценностью

Либеральный проект: педагогика основное внимание - воспитанию демократической гражданственности ученик – субъект образовательного процесса со своей образовательной траекторией общество, родители, работодатели – основные заказчики школы создание в школе демократического уклада жизни активные и интерактивные методы личностно-ориентированное, компетентностное обучение

НАУЧНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОЕКТ: ДЕИДЕОЛОГИЗИРОВАННЫЙ, ОБЪЕКТИВИСТСКИЙ сущность научная истина - превыше всего; монополии на истину не существует придание истории статуса гуманитарной науки, опора на её достижения в преподавании предмета критерии научности, ответственность исследователя за результаты исследования

НАУЧНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОЕКТ: ПЕДАГОГИКА основное внимание в историческом образовании – методологии преподавания истории (цивилизационный и формационный подходы), содержанию, технологиям и методам обучения проектная, исследовательская, поисковая деятельность учащихся поощрение самостоятельности в поиске истины использование современных образовательных технологий, включая ИКТ развитие исторического мышления учащихся работа учащихся с документами, свидетельствами очевидцев и прочими историческими источниками

Научно-гуманитарный проект: сильные стороны относительная не за ангажированность и независимость оценок и выводов от политической конъюнктуры сбалансированность, сдержанность, научная отстранённость опора на всестороннее изучение исторических источников, разграничение фактов и их интерпретаций рефлексия оснований мышления исследователей альтернативность, многоаспектность, многофакторность, контрверсионность соответствие требованиям стандартов 2004 года, КИМов и ЕГЭ

НАУЧНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОЕКТ: СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ориентирован на сильного учителя и сильного ученика уязвимость из-за объективизма, слабые воспитательные возможности сложность организации исследовательского процесса среди школьников, не владеющих азами исторической науки, а также слабо мотивированных затратность по времени и усилиям, тенденция к перегрузке учащихся не массовость, профильность, ориентир на тех, кто собирается избрать соответствующую профессию

ГОСУДАРСТВЕННИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (2007) ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ, ГОСУДАРСТВЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКИЙ Сущность история - стратегическая дисциплина государственной важности формирование убеждённо-позитивного отношения школьников к истории своей страны россия центризм патернализм; государственность – консолидирующая сила общества концепция образа внешнего врага и жизни в осаждённой крепости внимание к роли личности правителя, первого человека в государстве пассивная роль общества, народа

ГОСУДАРСТВЕННИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: ПЕДАГОГИКА основное внимание в обучении и воспитании уделяется подведению к мировоззренческим выводам воспитание патриота-державника, человека с активной жизненной позицией цель дискуссий – подведение учащихся к «собственным» правильным выводам особая роль харизматичного, идейно убеждённого учителя

ГОСУДАРСТВЕННИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ направленность на достижение приоритетной внешнеполитической цели России - становления новой системы мирового порядка, стремление к национальной консолидации ориентированность на массового ученика и массового учителя упор на воспитание, социализацию личности школьника соответствие ФГОС

ГОСУДАРСТВЕННИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: СЛАБЫЕ СТОРОНЫ неконституционность (ст. 13), несоответствие стандартам 2004 года высокая степень заангажированности, пропагандистский и агитационный характер отход от прежних тенденций развития исторического образования история утрачивает черты науки и приобретает черты исторической политики, идеологии, средства в идеологической борьбе риск формирования репрессивного сознания риск возрождения традиционализма риск двоемыслия, появления новых «белых пятен» истории

ЦИВИЛИЗАЦИОННО-КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ (идеологический, гражданско-патриотический СУЩНОСТЬ: формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации формирование представления об этапах развития многонационального российского государства; показ истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса; новый подход к истории российской культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, логически увязанному с политическим и социально- экономическим развитием страны; исключение возникновения противоречивых и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих значение для отдельных регионов России.

ЦИВИЛИЗАЦИОННО-КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ: ПЕДАГОГИКА основное внимание в обучении и воспитании уделяется формированию российской гражданской идентичности воспитание патриота-гражданина, человека с активной гражданской позицией социализация на основе общности духовно-культурной жизни особая роль педагога, обладающего поликультурными компетентностями

ЦИВИЛИЗАЦИОННО-КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ: СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ интеграционный характер истории направленность на достижение приоритетной внешнеполитической цели России - становления новой системы мирового порядка, (многополярный мир), стремление к национальной консолидации на основе духовно-культурной общности и общности исторической судьбы; суть исторического процесса как совокупность усилий множества поколений россиян; российская история – это история всех территорий, стран и народов, входивших в состав России, а не только история центра и страны в её нынешних границах (понятие о соотечественниках как основа идентичности, формирование определённого отношения к мигрантам); история страны даётся через историю регионов с отражением многонационального и поли конфессионального состава россиян;