I. Нормативно - правовые основы разработки ООП ДО. II. Методические рекомендации по разработке ООП дошкольной образовательной организации: III. Домашнее.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Совершенствование профессиональных компетенций руководителей и педагогов дошкольного образования при проектировании образовательного процесса в соответствии.
Advertisements

ООП ДО Нормативно- правовая база ФГОС ДО «Своя игра»
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад с.Алексеевка» - разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Нормативно-правовая база введения ФГОС ДО Зам. зав.по ВиМР МКДОУ д/с 59 Л.А.Антипова, ст.воспитатель МКДОУ д/с 59 С.А.Татарницева.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 4 «Миасский детский сад комбинированного вида «Радуга» ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО.
ООП ДО разработана в соответствии: с международными правовыми актами: Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН , вступила.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 17 «Журавушка» Основная образовательная Программа (соответствует ФГОС ДО)
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО» С.МУСОРКА ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Целевой раздел ООП ДО. Целевой раздел включает : Пояснительная записка Планируемые результаты.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида 15 Адмиралтейского района Санкт - Петербурга Презентация.
Основная образовательная программа МДОУ Некоузский детский сад 3 разработана в соответствии с ФГОС ДО ( федеральным государственным образовательным стандартом.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных.
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Костромы «Детский сад 71» 2014 год.
Образовательная программа МБДОУ Широкинскийдетский сад разработана в соответствии: 1. Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» от
ВВЕДЕНИЕ ФГОС ДО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФГОС ДО Кириллов Иван Львович, зам. директора по.
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО: ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ» «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Планирование в ДОО с учетом ФГОС ДО. ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ И ИНСТРУКТИВНО- МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФЗ.
Транксрипт:

I. Нормативно - правовые основы разработки ООП ДО. II. Методические рекомендации по разработке ООП дошкольной образовательной организации: III. Домашнее задание: Разработать Целевой раздел ООП ДО к следующему МО и подготовить его для публичного обсуждения

Письмо Рособрнадзора от 07 февраля 2014 года / "О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО" (Приложение 1). Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки от 10 января 2014 года 08-5 (Приложение 2).

Работа с текстом вышеназванных писем: 1. Какой статьей определен срок переходного периода? 2. В какой статье 273-ФЗ определены требования разработки ООП образовательной организацией самостоятельно? 3. Что собой представляет ПООП ДО? Каковы функции данного документа?

1. Что такое сетевая форма организации образовательного процесса? 2. Кто может быть привлечен к реализации ООП ДО в сети? 3. В чем особенность реализации сетевой формы организации образовательного процесса? 4. Какова структура договора о сетевом взаимодействии?

1. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно- спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы

В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются: вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы; статус обучающихся в организациях, указанных в части 1 настоящей статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы; условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы; 4)выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы; 5)срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

1. Какие образовательные программы может реализовывать образовательная организация дошкольного образования?

1) Дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

Образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности: 1) дошкольные образовательные организации - дополнительные общеразвивающие программы (п. 4, ст. 23 Федерального закона от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

2. Каковы формы получения образования и формы обучения в образовательной организации дошкольного образования (см. статья 17, статьи 64, ФЗ и п. З, 4,6 Порядка) - статьи 64, 65 рассматривали на методобъединении 1, Порядок - на методобъединении 2.

Найти 15 отличий

Первый - если ООП ДО (далее - Программа) полностью соответствует примерной ООП ДО. В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной ООП ДО, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную ООП ДО (п ФГОС ДО). В Программе должно быть прописано полное методическое обеспечение, и комплект должен быть в наличии

Второй вариант - если Программа не соответствует ни одной из примерных программ. В таком случае обязательная часть должна быть представлена развернуто, т.е. прописаны все три раздела Программы. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть также представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, методику, формы организации образовательной работы (если она им полностью соответствует).

Вне зависимости от наличия или отсутствия приоритетной деятельности (т.е. реализации одной или нескольких образовательных программ дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по какому-либо направлению развития дошкольников) часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна быть представлена обязательно.

1.1. Пояснительная записка - Полное наименование дошкольной образовательной организации (далее - ДОО), дается ее сокращенное наименование (в соответствии с Уставом); - полное наименование Программы и ее сокращенное наименование (в соответствии с Уставом ДОО); - направленность групп ДОО (общеразвивающая, компенсирующая, комбинированная, оздоровительная); - язык, на котором осуществляется образование воспитанников;

-сроки получения дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО ). При этом в пояснительной записке необходимо отразить возможность получения ребенком дошкольного образования независимо от времени и периода заключения с родителями «Договора об образовании» (т.е. в начале учебного года или в конце, в 3 года или 6 лет); -режим работы ДОО (утверждается локальным актом образовательной организации); - перечень нормативных правовых документов, которые являются основанием для разработки Программы (можно разместить в приложении к ООП ДО).

1. Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., 30384). 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 2014 г., 32220, вступил в силу 27 мая 2014 г.). 5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., 28908). 6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014 г. 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования».

7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». 8. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». 9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. 26 «Об утверждении Сан ПиН «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». 11. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг». 12. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года «О Плане действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования» (далее - План действий по обеспечению введения ФГОС ДО ( 08-10)).

13. Письмо Рособрнадзора от / «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО». 14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».

15. Письмо Министерства образования и науки России от «Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений ДОУ» 16. Письмо Минобразования России от /1912 "О психолого- педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях".

1. Приказ Минобрнауки Новосибирской области 919 от г. «О введении ФГОС дошкольного образования на территории Новосибирской области». 2. Письмо Минобрнауки Новосибирской области от г. «План действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования на территории Новосибирской области

3. Письмо Минобрнауки Новосибирской области от г. «План мероприятий («дорожная карта») по введению ФГОС дошкольного образования на территории Новосибирской области». В пояснительной записке необходимо указать, с учетом какой (каких) из вариативных ПООП разрабатывается ООП (после включения ее (их) в федеральный реестр примерных ПООП ДО).

Для проектирования данного раздела пояснительной записки необходимо провести анализ целевого компонента, представленного в документах, определяющих основные направления и задачи дошкольного образования. На основании этого анализа творческая группа проектировщиков имеет возможность сформулировать цели и задачи, актуальные для конкретного образовательного учреждения

1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста 2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

3. Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей (п. 2.4 ФГОС дошкольного образования). Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области), ( п. 2.1 ФГОС дошкольного образования ).

-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; -объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие; -обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства.

- ФГОС дошкольного образования; -Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; -Примерной общеобразовательной программы; -характеристики возрастных и индивидуальных особенностей детей; -образовательных запросов родителей, социума.

могут быть сформулированы в соответствии со следующими направлениями работы ДОО: 1)приоритетные направления деятельности ДОО; 2)учет социокультурных условий (использование сетевой формы реализации образовательной программы); 3)учет специфики национальных и иных условий, опираясь на парциальные и иные программы и/или созданные педагогами ДОО самостоятельно. 4)учет специфики региона.

время начала и окончания тех или иных сезонных явлений и интенсивность их протекания; длительность светового дня; погодные условия (резкие перепады температур, давления в течение суток и др.); состав флоры и фауны; наличие выбросов в атмосферу продуктов деятельности предприятий и т.д.

В целом условия г.Новосибирска представляют собой сложный комплекс отрицательных факторов в отношении их воздействия на детский организм. Эти факторы учитываются при: организации совместной деятельности в режимных моментах - организация прогулок в помещениях ДОО в дни отмены прогулок, сокращение времени прогулок на свежем воздухе; -составлении годового календарно- тематического плана воспитательно- образовательного процесса в ДОУ.

образовательной области «Познавательное развитие» - дети знакомятся с явлениями природы, характерными для местности, в которой проживают; образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» (рисование, аппликация, лепка) - предлагаются для изображения знакомые детям звери, птицы, домашние животные, растения; -образовательная область «Физическое развитие» - эти образы передаются через движение.

Социокультурные особенности муниципального района, городского округа Новосибирской области также не могут не сказаться на содержании психолого- педагогической работы в ДОО. Ведущие отрасли экономики обуславливают тематику ознакомления детей с трудом взрослых.

Принципы дошкольного образования, которые сформулированы в стандарте, мы можем дополнить принципами, которые вытекают из: -дошкольной педагогики и возрастной психологии и с учетом которых строится образовательный процесс в ДОО; - с учетом программ, по которым работает образовательная организация. Главное, чтобы выбранные принципы и подходы к организации образовательного процесса не противоречили стандарту.

территориальные особенности региона; природно - климатические, экологические условия; национально-культурные традиции; демографические особенности; особенности развития детей раннего и дошкольного возраста (возрастные и индивидуальные); характеристика родителей; характеристика педагогических работников. Возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении

При этом предполагается, что переписывание возрастных характеристик, подробно представленных в примерной основной общеобразовательной программе не обязательно, достаточно дать информацию о количестве возрастных групп и комплектовании детей в них в данной ДОО. Например: «Все группы однородны по возрастному составу детей (или охарактеризовать состав разновозрастных групп). В примерной основной общеобразовательной программе «....» достаточно полно и подробно представлены возрастные особенности дошкольников: 1-3, 3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет, на которые педагогический коллектив опирается при организации психолого-педагогической работы».

1.2. Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ОВЗ) ( п ФГОС дошкольного образования).

-адекватно отражать требования стандарта; -специфику образовательной деятельности в ДОО; -соответствовать возрастным возможностям воспитанников; -учитывать, что степень реального развития ребенка может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития. Например: по возрастам на основе образовательных областей

Результат ПоказателиМетодики оценки Индикаторы Интерес к предметам -просит; -берет в руки; - эмоционально реагирует Наблюдение в деятельности -при участии взрослого (факт, частотность); - самостоятельно (факт, частотность) Познавательные действия -называет предмет; -приносит; -находит; -разбирает; -использует по функциональному назначению

Рассмотреть сравнительную таблицу и соотнести интегративные качества личности ребенка (ФГТ) с целевыми ориентирами дошкольного образования (ФГОС ДО) – (п.4.6 раздела 4 ФГОС ДО)

В содержательном разделе не должно содержаться много текстовых описательных фрагментов. Целесообразно наполнить схемами, табличными материалами, диаграммами, которые будут отражать специфику ее реализации в конкретной ДОО, а также суть педагогических технологий, используемых при реализации ОП.

-цель образовательной области; -задачи обязательной части; -задачи части, формируемой участниками образовательных отношений; -направления реализации образовательной области /виды деятельности детей; -описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

В этой части можно отразить формы партнерской и самостоятельной деятельности дошкольников, как по каждой образовательной области, так и в совокупности всех образовательных областей. (Например в виде таблицы «Организация совместной и самостоятельной деятельности детей»).

Описание создания обстановки, в которой детская самостоятельность и инициативность могли бы развиваться. Можно обратиться к методическим рекомендациям О.А. Скоролуповой, где автор делает ссылку на программу «Радуга» под ред. Е.В. Соловьевой (стр ), обратиться к пособию «Проектная деятельность дошкольников» (авторы Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса).

Задачи Принципы Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников (собственный опыт)

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. (Статья 79, гл. 11, 273 – ФЗ «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»).

описание материально-технического обеспечения Программы; -обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания; -распорядок и/или режим дня; -особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; -особенности организации развивающей предметно-пространственной среды ( п ФГОС дошкольного образования).

Описание, позволяющее обосновать необходимые изменения в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы при формировании государственного (муниципального) задания Организации.

1)требования, определяемые в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами; 2)требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности; 3)требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; 4)оснащенность помещений развивающей предметно- пространственной средой; 5)требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы ) (п ФГОС дошкольного образования).

Описание материально-технического обеспечения Программы Функциональная направленность (кабинета, зала, площадки, группового блока) Вид помещения Оснащение, оборудование Сохранение и укрепление здоровья детей. Безопасность Оборудование, развитие детей Коррекция и развитие Методическое сопровождение другое

Описание дополнительных средств обучения и методических материалов, позволяющих обосновать их необходимость в образовательном процессе, для учета при формировании государственного (муниципального) задания Организации

Образовательные области Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательных отношений Примерная ООП. Методические пособия Парциальные программы Технологии Методические пособия Для групп детей раннего возраста Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Для групп детей дошкольного возраста Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие

3.3. Распорядок и/или режим дня -режим пребывания детей в ДОО; -модель организации образовательного процесса, рекомендации к организации ННОД (модель плана деятельности педагога, план ННОД -обязательная часть и часть, формируемая участниками ОО) Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий (В данном разделе образовательной программы может быть представлен тематический план)

Эти материалы представлены в примерной образовательной программе. Их можно взять за основу и при необходимости дополнить. Эта тема будет раскрыта в следующем методическом объединении.

1)возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей 2)используемые Примерные программы; 3)характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей (п ФГОС дошкольного образования).

Разработать Целевой раздел Программы к следующему МО и подготовить его для публичного обсуждения