Языковедческие традиции античности (после Аристотеля).

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Языкознание в Древней Греции Лингвофилософская и грамматическая мысль в Древней Греции.
Advertisements

Работа ученицы 10 класса Коноваловой Анны Руководитель: учитель русского языка Николаева Н.Г.
СРС Тема: История латинского языка Выполнил: Культуманов А. Курс: 1 Факультет: ОМ Группа: 119 Проверила: Нургазина М. С. Министерство науки и образования.
6 класс Античность- цивилизация Древней Греции и Древнего Рима Период античности - VIII в. до н. э. – V вв. н. э.
1 2 Наши главные цели: * Узнать как появилось причастие в русском языке. * Проследить эволюцию причастий.
Логика "Мысль - начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслями" Л.Н.Толстой.
Ученые-русисты. Михаил Васильевич Ломоносов 1)разработка научной классификации частей речи и в создании теории «трех штилей»; 2)создал первую научную.
Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
И поиск простых чисел. Эратосфен родился в Африке, в Кирене в 276 г. до н.э. Учился сначала в Александрии, а затем в Афинах у известных наставников –
Гомеровский вопрос. Какие вопросы включает в себя «Гомеровский вопрос» Существовал ли Гомер как личность Существовал ли Гомер как личность Является ли.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
ФГБОУ ВО ПИ «ИГУ» СТУДЕНТ 2 КУРСА ПИ ИГУ ЕГФ ХИНТУХИНОВ Ф.А. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ ШИШАРИНА Н.В. Иркутск 2016.
Евклид. Евклид.. Евклид (ок до н. э.) древнегреческий математик. Работал в Александрии в 3 в. до н. э. Главный труд «Начала» (15 книг), содержащий.
φιλίασοφία φιλοσοφία φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость φιλοσοφία ( дословно : любовь к мудрости ) Философия - эта такая любовь к мудрости,
Тема 4 Западноевропейска я философия средневековья и нового времени.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Теофраст Великий Древне Греческий учёный. Биография Теофраст, или Феофраст, или Тиртамос, или Тиртам родился около 370 до н. э., в городе Эрес, остров.
Древнегреческая философия
Древняя Греция. Древняя Греция. Культура. Культура.
Учебный элемент 11 «Античная литература» Модуль 1 «Латинский язык в контексте европейской культуры»
Транксрипт:

Языковедческие традиции античности (после Аристотеля).

Первоначально помещение при входе на афинскую Агору Основана Зеноном из Китиона ( гг. до н.э.) около 300 г. до н.э. Взгляды стоиков дошли в переложениях Д. Лаэрция и Секста Эмпирика, собственные труды утеряны полностью. Космологический подход, направленный на целостность мировосприятия, из которой проистекает действующий во всех природных явлениях и естественных взаимосвязях божественный принцип. Задача стоика – найти свое место в этом порядке, научиться смиряться с судьбой, стремиться к мудрости при помощи душевного спокойствия

Зенон, Диоген Вавилонский, особенно Хрисипп ( гг. до н.э.) - считал, что слова воспроизводят звуки, издаваемые предметами, и выражают впечатления от них, поэтому названия отражают сущность предметов, которую можно понять путем изучения звуков. Истинная природа слова (ετυμον) является объектом созданной ими «этимологии» (термин Хрисиппа). Оказали тем самым влияние на римских и средневековых философов (Варрона, Сенеку, Августина). Этимологии стоиков были основаны на звуковой и буквенной символике, не имели научного обоснования.

Разделяют вопрос о происхождении языка и вопрос о функционировании языка. Слова зависят от вещей, точнее, от представлений или особой чувственной фантазии, которая провоцируется этими вещами. Названия их возникают спонтанно, естественным образом, имеют отношение к звуковым ассоциациям, чувственным ощущениям. Различают два вида звуковых представлений: присущие всем живым существам и присущие только мыслящим ( ς ς

- звуковые ассоциации, связанные с ощущениями ( первой звуки, звукоподражания Звуковые ассоциации, не связанные с ощущениями ( - «вторичные слова», образованные по сходству ( ς противопоставлению ( ς сложению слов ( ς ς

Исходное понятие ς нечто артикулированное и фонематическое в языке. ς Может не обладать значением. Если обладает, то это уже ς, включающий две стороны - т.е. значение и звук. ς

«Лектон» не является просто индивидуальным «впечатлением в душе» или понятием ( которое присуще и животным и в язык из души не переходит. Лектон – объективное содержание, значение, идеальное, бестелесное, присутствующее как в предмете, так и в душе человека. Лектон может быть истинным или ложным, но не всякий, а только полный, являющийся повествовательным высказыванием ( Другие виды лактона (слова, отдельные члены предложения, другие виды высказываний – вопрос, желание, предположение, приказ и пр.) этим качеством не обладают.

Стоики – преимущественно не греки, представители семитских народов (например. финикиец Зенон) – знание языков, сторонники анимализма в языке Стоики внесли большой вклад в развитие терминологии: перенесли из логики термин «часть речи», насчитали 24 звука в греческом, выделили 5 частей речи – глагол, союз- связку, член (артикль+местоимение), имя собственное и имя нарицательное; отнесли падежи только к имени, дали названия всем падежам; ввели понятие акциденции – морфологической категории, установили 4 времени глагола, выделили в предложении подлежащее и сказуемое, разделили предложения по цели высказывания.

Отстаивали отсутствие параллелизма между грамматикой и логикой: проблема омонимии, полиномии, нерациональность грамматического рода, выражение отрицания словами с положительной семантикой ( ς - слепой) ς Обосновали учение о глагольном виде – оппозицию ς ς (протяженный – совершенный) ς Ввели термин «синтаксис» ς ς

Возникновение грамматических школ в Александрии, Пергаме, на острове Родос. Последователи точки зрения Аристотеля (в языке все подчиняется аналогии) – аналогисты (Александрийская школа) Последователи точки зрения стоиков (в языке более существенны отклонения от закономерностей – аномалии) – анималисты (Пергамская школа).

оградить греческий язык в условиях многонациональных эллинистических держав на Ближнем Востоке (после распада государства Александра Македонского) от посторонних влияний, изучать для этого древние памятники, критиковать тексты (экзегеза).

Основа – храм муз Мусейон в районе Брухейон, при котором проживали на пансионе ученые. Две библиотеки – при Мусейоне и при храме Сераписа в районе Ракотис, общий фонд рукописей в 250 г. до г.э. Школа поддерживала нормы койнэ (общегреческого стандарта), установила полный текст поэм Гомера Около 200 г. до н.э. Птолемей Второй собрал 72 переводчика и теолога на о. Фарос для перевода Ветхого Завета на греческий. Аристарх Самофракийский ( гг. до н.э.), хранитель библиотеки, автор компиляции поэм Гомера Были составлены комментарии к трудам Софокла и Эсхила

Зенодот (Ζηνόδοτος; ок. 325 г. до н.э. – 260 до н.э.) филолог и поэт, комментатор Гомера, основатель текстологии, родился в Эфесе. Будучи учеником поэта Филита Косского, получил приглашение Птолемея Первого приехать в Александрию, чтобы работать библиотекарем и обучать наследника престола. Стал первым руководителем Александрийской библиотеки. В его обязанности входили оценка качества поступающих в библиотеку рукописей и исправление ошибок в них. Важнейшим изобретением Зенодота был знак βελός в виде просто черты или черты с добавлением точек по одной сверху и снизу. Знак помещался на полях рукописи напротив строки, которую филолог считал сомнительной. Не исключено, что зенодоту принадлежит разделение «Илиады» и «Одиссеи» на 24 книги (которые часто неточно называют песнями). Работал также над текстами Гесоида, Анакреона и Пиндара. βελός

Аристофан Византийский ( ριστοφάνης, ок гг. до н. э.), с ранней юности жил в Александрии. Около 195 г. до н.э. после Эратосфена стал заведовать Александрийской библиотекой. Оставил значимый вклад в античную филологию. Им был подготовлено к изданию множество текстов, составляющих золотой фонд древнегреческой и мировой литературы. Аристофан подготовил комментированное издание Гомера, и давал Гесиода, лириков VI и V веков до н. э. До Аристофана тексты лириков записывались подряд, как проза; филолог в своем издании предложил деление лирических поэтов на колоны. Им же подготовлено издание комедиографа Аристофана. Впервые издал трагедии Софокла и Еврипида, труды Платона. Вероятно, он же первый издал Эсхила. От Аристофана берёт начало принятый в Александрии «канон» выдающихся писателей. Перу Аристофана принадлежат так называемые Hypotheseis («Изложения», «Аргументы»), представляющие собой краткие изложения сведений об отдельных драмах.

грамматик, изучал философию у Диогена, грамматику у Аристарха, в 146 г. до н.э. уехал (или сбежал) из Александрии в Пергам, а затем поселился в Афинах. Из произведений его наиболее важны: сочинение о богах, комментарий к гомеровскому списку кораблей, комментарий к комикам Епихарму и Софрону, сочинение по этимологии и хроника.

Автор первой систематической греческой грамматики для римлян (τε v γραμματικ – искусство грамматики). Систематизировал сведения о древнегреческом языке и суждения философов и филологов о нем за 400 лет Описал буквы и звуки, лексию глаголов и имен существительных и словообразование.

Один из крупнейших античных грамматистов, родился в Александрии, сын Мнеситея Прозвище означает «угрюмый, ворчливый» Считается основателем научной грамматики, в особенности – теории частей речи создал более 20 трудов, в их числе - «περι συντακσεως» -«О синтаксисе».

Описанная в трудах александрийцев система унаследована нами через латинскую и старославянскую традиции: отождествление звука и буквы, деление звуков на гласные и согласные, выделение долгих, кратких и двух временных гласных, выделение дифтонгов, двойных и плавных согласных, установление системы категорий: слово (λεχις), предложение, 8 частей речи – имя, глагол, причастие, член, местоимение, предлог, наречие, союз (римляне, вместо артикля, ввели междометие), 8 категорий глагола – наклонение, залог, вид, образ, число, лицо, время, спряжение; 5 акциденций у имени – род, число, падеж, вид – собственное или нарицательное, образ – простое или составное).

Приложение принципов александрийской грамматики к описанию латинского языка. Пергамский анималист и выдающийся грамматик Кратес из Маллоса (2. в. до н.э гг. до н.э.) познакомил римлян с греческой грамматической традицией, выступив в 167 г. до н.э. с докладами в качестве посланника пергамского царя Аттала Второго.

стилистика - «Учебник красноречия» Марка Фабия Квинтиллиана (1 в.) теория грамматики (обоснование междометия как части речи и создание латинской терминологии Квинтом Реммием Палемоном (0-50 гг.) – бывшим рабом, учителем грамматики в Риме, учителем Квинтиллиана

введение в систему падежей аблатива Юлием Цезарем, описание грамматики классической латыни в трудах Веррия Флакка, Секста Помпея Феста, споры между анималистами и аналоги стами, труд Марка Теренция Варрона ( гг. до н.э.) «De lingua latina» в 25 книгах, из коих дошло до нас 6; сочинения по истории римского языкознания – Гай Светоний Транквилл, Авл Геллий (2 в. до н.э. – 2 в. н.э.)

Жил в Риме в качестве грамматика и ритора, учитель св. Иеронима Его труды: комментарии к Вергилию, Теренцию, «Ars grammatica» Структура «Искусства грамматики»: «Ars minor» (ответы на вопросы о восьми частях речи, грамматика для детей), «Ars maior (подробное истолкование первой части с дополнительными главами и цитатами из классиков литературы).

Цитируется позднейшими авторами (Присцианом, Кассиодором, Максимом Викторином), основа изучения латыни в течение всего Средневековья, один из наиболее читаемых авторов этого времени

Род. В Цезарее (Мавритании), ученик грамматика Феоктиста самая обширная грамматика латинского языкаInstitutiones grammaticae– образец описания строя латинского языка). Это систематическое изложение латинской грамматики, состоит из 18 книг. 16 посвящены фонетике, словообразованию и морфологии, две последние (треть от объема всего труда) – синтаксису. Ориентируется на авторитет греческих грамматиков.

философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической церкви, именуется блаженным в православии. Один из Отцов Церкви, основатель августинизма.

Оказал огромное влияние на западную философию и католическую теологию. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди» («Confessiones»).

Августин родился в 354 г. в Тагасте на территории нынешнего Алжира. Получил гуманитарное образование, преподавал риторику в Тагасте, Карфагене, Риме и Медиолане (Милан).

После чтения «Hortensius» Цицерона, он примкнул к секте манихеев, которой оставался верным около 10 лет, но не найдя нигде удовлетворения, чуть не пришёл в отчаяние и лишь знакомство с платонической и неоплатонической философией, ставшей ему доступной, благодаря латинскому переводу, на время дало пищу его уму.

Основал монашескую общину в Гиппоне, в течение тридцати пяти лет был епископом Гиппона, превратив монастырь в Гиппоне в богословскую семинарию.

В православии признан блаженным, а в католицизме - святым и Учителем Церкви. Учение Августина сыграло значительную роль как в развитии христианской теологии, так и в разворачивании европейской историко- философской традиции. Августин умер 28 августа 430 г., во время первой осады Гиппона вандалами.

Останки Августина были перенесены его приверженцами в Сардинию, чтобы спасти их от поругания ариан-вандалов, а когда этот остров попал в руки сарацин, выкуплены Лиутпрандом, королём лонгобардов и погребены в Павии в церкви св. Петра. В 1842 г., с согласия папы, они опять перевезены в Алжир и сохраняются там подле памятника Августину, воздвигнутого ему на развалинах Гиппона французскими епископами.

Развитие идей Стои: три принципа образования вторичных слов – similitudo (crux --- crus), vicinitas (orbis --- urbs), contrarium (bellum est quod res bella non sit, lucus «роща» est quod minime luсeat) lucus a non lucendo