ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА для РОДИТЕЛЕЙ СТУПЕНЬКИ К ШКОЛЕ Выпуск 2 Тема выпуска : «Формирование фонематических процессов – основной этап при обучении.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение,
Advertisements

Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение,
Развитие фонематического слуха.. Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха. Смешение звуков: звонких согласных с глухими (блакала.
ЗВУКИ, Я ВАС СЛЫШУ! РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ Подготовила учитель- логопед Власова Е.В. Ярославль, 2016 г.
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование фонетического слуха на уроках чтения» Учитель начальных классов МЛУ ЛСОШ 1 Гришина Н.В.
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции ОНР многие исследователи (Р.Е.Левина, Г.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше.) отводят формированию фонематического.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 города Вятские Поляны Кировской области.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПЕРВЫЕ ШАГИ К ГРАМОТЕ (формирование фонематического восприятия) Автор: учитель-логопед Арсентьева Наталия Викентьевна.
Для каждой возрастной группы в работе по звуковой культуре речи.
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста Работу выполнила воспитатель 1-й категории Обухова Марина Николаевна МБДОУ ГДС «Радуга» Р.п.
Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи Учитель-логопед МАОУ Прогимназия 81 «Здравствуй!» Мамонтова Людмила Николаевна.
L/O/G/O Тема: «Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр».
Этапы работы Узнавание неречевых знаков.Узнавание неречевых знаков. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.Различение одинаковых.
Составитель: учитель-логопед Щербакова О. Е.. «Слух воспринимает звук – а ум о чём звук…» Нейах «Это Ж - Ж – Ж - неспроста! Винни - пух и все-все-все.
Развитие речевой деятельности на логопедических занятиях. Логопед Лупилова А.Е.
Р АЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Под фонематическим слухом принято понимать «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка» (Т. Б. Филичева).
Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа Работу выполнила Раковец Е.П. учитель – логопед ГДОУ 25 г.Ломоносов Петродворцовый район.
Фонематический слух Фонематическое восприятие Фонематические представления.
Транксрипт:

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА для РОДИТЕЛЕЙ СТУПЕНЬКИ К ШКОЛЕ Выпуск 2 Тема выпуска : «Формирование фонематических процессов – основной этап при обучении чтению». МДОУ 218 «МАРГАРИТКА» Подготовила Макарова Екатерина Николаевна, учитель-логопед высшей категории.

Содержание выпуска: 1. Теоретические знания - родителям Развитие фонематических процессов как основное условие обучения грамоте. 2. Занимательные фото новости 3. Практическая мастерская. Игры с детьми. Игровые упражнения для развития фонематических процессов. 4. Обратная связь – отклики родителей. Интересующие родителей вопросы по педагогике и логопедии. 5. Анонс. Тема следующего номера: «Рекомендации родителям по закреплению с детьми полученных логопедических навыков»

1. Теоретические знания – родителям Развитие фонематических процессов, как основное условие обучения грамоте. Звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии, а, следовательно, развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит непременным условием обучения грамоте. Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине. Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Само по себе это не пройдёт, необходимы специальные коррекционные занятия.

Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?» К 4-м годам в норме ребёнок должен различать все звуки, должно быть сформировано фонематическое восприятие. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова "кар-ти-на" - "ти-ти-та"), основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения. Звуковой состав слова является центральным моментом как при овладении грамматическим строем родного языка, так и при обучении грамоте. Сам процесс обучения грамоте, при котором развивается четкое представление о звуковом составе слова, когда ребенок овладевает умением анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков, в свою очередь оказывает влияние на более тонкое и осознанное восприятие звуковой стороны речи.

Ребёнок, общаясь с взрослыми, постепенно усваивает артикулярные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; учится различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом и заключается усвоение системы фонем данного языка. В процессе овладения системой фонем родного языка, большое значение имеют речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Таким образом, в процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют: · слух и фонематическое восприятие; · моторика речевого аппарата, т.е. подвижность органов речи. Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно. Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут дифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково, например: сами-сани, почка-бочка, лиса (животное) - леса (мн. число слова лес).

2. Занимательные фото новости Семинар-практикум для родителей на тему «Звук и буква И» ЦЕЛЬ: Развитие фонематической системы речи Задачи: 1. закреплять представления об основных единицах языка 2. формировать представления о характерных особенностях 3. отрабатывать навык позиционного звукового анализа 4. формировать навык звукового синтеза 5. формировать зрительный образ буквы И

3. Практическая мастерская. Игры с детьми. Игровые упражнения для развития фонематических процессов. Первый уровень узнавание неречевых звуков Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. 1. Игра «угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать что это звучало? 2. Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри. 3. Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка. 5. Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

* Второй уровень различение звуков речи по тембру, силе и высоте 1. Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать кто говорит. 2. Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры «далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает далеко. 3. Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса. * Третий уровень различение сходных по звучанию слов 1. Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку. 2. Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (ворота, корота, морота, ворота, порота, ворота). Задача ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

* Четвертый уровень различение слогов 1. Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове. * Пятый уровень различение звуков 1. Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит заз, ветер дует сс, жук жужжит жж, тигр рычит рр... Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает. * Шестой уровень освоение навыков анализа и синтеза 1. Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество. 2. Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

4. Обратная связь – отклики родителей. Интересующие родителей вопросы по педагогике и логопедии ____________________________

5. Анонс темы следующего номера. Тема следующего номера: «Рекомендации родителям по закреплению с детьми полученных логопедических навыков» Уважаемые родители! Предлагайте темы для обсуждения и свои идеи по данной тематике. Задавайте интересующие вас вопросы по педагогике и логопедии