Организация исследовательской и проектной деятельности школьников Дополнительная профессиональная образовательная программа, Московский городской дом учителя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организационно- методические проблемы развития креативности у учащихся Леонтович Александр Владимирович кандидат психологических наук Директор Дома научно-технического.
Advertisements

Критерии оценки качества дополнительного и междисциплинарного образования школьников Леонтович Александр Владимирович к. психол. н. директор ДНТТМ МГДД(Ю)Т,
Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь» в образовательном пространстве страны.
Организация работы с одарёнными детьми в рамках эксперимента «Проектирование образовательной среды учреждения как основы становления детско-взрослой со-
Образовательное учреждение как коллективный субъект деятельности в рамках Университетского округа (на примере научно- практического образования) А.В.Леонтович,
Место учебного исследования в программе Intel «Обучение для будущего» Александр Владимирович Леонтович к. психол. н., директор Дома научно-технического.
«Проектирование образовательной среды учреждения как основа становления детско-взрослой со-бытийной общности» Приказ ДО от , Приложение 5.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Развитие системы поддержки талантливых и одаренных детей в дополнительном образовании А.В.Леонтович, к. психол. н., директор ДНТТМ МГДД(Ю)Т, Председатель.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Строим новую школу ФЦПРО МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 2 Г. ЧЕРНЯХОВСКА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 1.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Организация исследовательской деятельности в школе. Новый ФГОС Леонтович Александр Владимирович кандидат психологических наук Председатель ООД «Исследователь»
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников.
Учебные исследования детей в современной школе В презентации использованы материалы А.В.Леонтович к. психол. н., директор Дома научно-технического творчества.
Оптимизация и планирование работы ГЭП «Разработка модели образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся в 2006/2007.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ» Конкурс ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» « Лучший учитель»
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Транксрипт:

Организация исследовательской и проектной деятельности школьников Дополнительная профессиональная образовательная программа, Московский городской дом учителя Леонтович Александр Владимирович, к. психол. н. заместитель директора ГБПОУ «Воробьевы горы» председатель Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь»

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации Название: «Организация исследовательской и проектной деятельности школьников». Цель – получение учителями теоретических знаний и практических навыков организации системы исследовательской и проектной деятельности в образовательном учреждении (выполнение исследовательских и проектных работ, организация системы мероприятий, аттестация учащихся, участие в конференциях и др.). Объем 72 часа.

Задачи курса Получение модельных представлений о технологиях исследовательской и проектной деятельности и способах ее реализации; Развитие составляющих профессиональности руководителя учебного исследования – научно- исследовательской и проектно-педагогической;

Освоение навыков разработки образовательных программ (основных, дополнительных), основанных на исследовательской и проектной деятельности учащихся; Освоение навыков реализации исследовательской и проектной деятельности учащихся через различные формы организации образовательного процесса; Освоение навыков планирования исследовательской и проектной деятельности в образовательном учреждении. Задачи курса

Особенности программы Знакомство слушателей с практикой организации исследовательской и проектной деятельности: Практика работы московских образовательных учреждений; Программы обучения в московских вузах; Региональные системы реализации программ исследовательской и проектной деятельности; Научно-практические конференции школьников.

Главная особенность программы в том, что занятия проводятся в конкретных школах, центрах творчества, вузах, исследовательских центрах как в Москве, так и в регионах России. Благодаря этому вы (а с вами и ваши учащиеся) почувствуете ритм работы, ориентиры, которыми живут университеты и предприятия; сможете спланировать исследовательские и проектные работы школьников исходя из современных тенденций в развитии науки и техники. Идея программы

Формы учебных занятий Лекции по методологии и принципам организации исследовательской деятельности; Посещение образовательных учреждений; Посещение вузов и научных учреждений; Работа на научно-практических конференциях школьников; Знакомство с региональными программами развития исследовательской и проектной деятельности; Самостоятельная работа с литературой; Выполнение зачетных заданий.

Организаторы курсов Московский городской Дом учителя; Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь» При поддержке: Лицей 1553 им. В.И.Вернадского; ГБПОУ «Воробьевы горы» (бывший Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества)

Развитие сообщества 1992 – создание школы, основанной на концепции исследовательской деятельности учащихся «Донская гимназия» 1994 – Юношеские чтения им. В.И.Вернадского; 1997 – Ассоциация творческих педагогов чтений им. В.И.Вернадского, методическая секция; 2001 – журнал «Исследовательская работа школьников; 2005 – конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве»; 2007 – Общероссийское общественное движение «Исследователь»; 2009 – массовая организация региональных чтений им. В.И.Вернадского, концепция научно-практического образования; 2011 – членство в МИЛСЕТ.

Научно-практическое образование Исследовательская деятельность Проектная деятельность Научно- техническое творчество

Уровни научно-практического образования Международные программы Городские, межрегиональные, Всероссийские конференции, конкурсы и выставки Междисциплинарный форум исследовательских, проектных и творческих работ Экспедиции, экскурсии, работа в лабораториях Учебные группы дополнительного образования Массовые интеллектуальные мероприятия (экологический турнир, астрономический праздник, герменевтический тренинг) Массовые мотивирующие интерактивные праздники (день города, день знаний, день открытых дверей) Профессия Хобби

Известный ученый Система непрерывного научно- практического образования Работодатель (научно-исследовательский институт, высокотехнологичное производство) Профильный ВУЗ Конференции, конкурсы, смотры Образовательные учреждения Специалисты Места, сопровождение Абитуриенты Авторы творческих работ, спортсмены и др. Организация, отбор ОУ – участник сети. Основная обр. программа. Работа со школьниками Учебные группы начального уровня Учебные группы повышенного уровня Одаренные школьники Учебно- научный центр

Содержательный раздел должен включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития универсальных учебных действий, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно- исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности; программу воспитания и социализации обучающихся, включая духовно-нравственное развитие, воспитание, социализацию и профессиональную ориентацию, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы, включающую организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Разделы основной образовательной программы

Индивидуальный проект Представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Планирование индивидуальной исследовательской работы Этапы работы Содержание работы Формы работы Кол-во часов (теоретич., практич., зачет) 1Выбор темы исследования 2Обсуждение цели, задач и гипотезы исследования 3Ознакомление с литературой и формирование общей части литературного обзора 4Промежуточный отчет о работе* 5Подбор и освоение методов исследования 6.1. Выполнение собственных исследований 6.2. Работа с уточненным списком литературы 7Обработка результатов и их обсуждение 8Оформление работы к презентации

Требования ФГОС к результатам обучения предметные, включающие освоенные обучающимися умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета… метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике… личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности…

ФГОС о личностных результатах обучения Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, активно и заинтересованно познавать мир, осознавать ценность труда, науки и творчества; учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способность применять полученные знания на практике.

Диагностика результатов Результаты: Предметные – ЗУНЫ. Методы – контрольные, экзамены. Метапредметные – компетентности. Методы – экспертиза результатов проектной деятельности. Личностные – система ценностей и отношений. Методы – фиксация динамики развития ценностей, позиций, поступков.

Диагностика на основе успешности в деятельности Одними из наиболее значимых для развития личностных, субъектных качеств видов деятельности являются проектная и исследовательская (наряду с учебной, игровой и др.). Именно на основании диагностики успешности в осуществлении этой деятельности (как индикатора) может строиться методики оценки уровня метапредметных, а также личностных результатов обучения.

Оценка на основе портфолио Каждой конференции присваивается рейтинг на основе специальной системы критериев; Каждый участник, в зависимости от уровня достижений (победитель, призер, участник), получает баллы пропорциональные рейтингу конференции; Компетентность оценивается в соответствии с суммой баллов, полученных на конференциях разного уровня; Качество исследовательской деятельности в учреждении оценивается на основании суммы баллов всех учащихся учреждения, участвовавших в конференциях; Если добавить оценку «на входе» и динамику отношений и поступков, то получим диагностику личностных результатов.

Контрольная сумма баллов для определения рейтинга конференции 1. Участие образовательных учреждений 2. Участие других регионов 3. Количество рассмотренных работ 4. Наличие отборочного тура 5. Принадлежность экспертов 6. Квалификация экспертов 7. Информационная поддержка Кол-во Баллы Кол-во Баллы Кол- во Баллы Виды Баллы Кол-во БаллыКачество Баллы Виды Баллы До 5000До 500Нет 0Больше 50% из основного проводящего учреждения 1Учителя (50% и больше) 0Публикация информации (с указанием сайта) 1 От 5 до 15 1От 1 до 5 2От 51 до 150 1Отбор без рецензированиия 1От 30% до 50% из основного проводящего учреждения 2Заслуженны е учителя(бол ее 50%) 2Публикация на сайте тезисов докладов, представленных на закл. Конференцию Конкурса 3 от 15 до 30 3Больш е 5 5От 151 до 250 3Отбор с рецензировании ем 3Менее 30% из основного проводящего учреждения 3Кандидаты, доктора наук ( по профилю) - более 50%) 4Издание сборника работ конференции 4 Больше 30 4От 251 до 500 4

Количество начисляемых баллов учащемуся Параметр ХарактеристикаБалл I Уровень достижений Участие конкурсных мероприятиях различного уровня (районный, городской, всероссийский, международный): Победитель Призер Участник 1 0,5 0,1 Вопросы: Сколько работ может быть у одного учащегося? На сколько и на какие конференции может быть представлена одна и та же работа?

Качество портфолио

Определение рейтинга учреждения

Задачи Разработка программы формирования универсальных учебных действия основной образовательной программы школы; Планирование системы мероприятий в области научно- практического образования; Подготовка руководителей исследовательских и проектных работ школьников; Подготовка организаторов и экспертов ученических семинаров и конференций; Планирование работы с внешними организациями и мероприятиями.

Инфраструктура исследовательской и проектной деятельности

Ассоциация лицейского образования Центр педагогического мастерства Ассоциация лицейского образования, общественная координация программ и проектов Научно-практическая конференция и детская программа, посвященная Дню Лицея Общественная экспертиза системы конференций и образовательных кластеров Взаимное участие в проектах и программах, реализуемых на базе лицеев Программа школ- побратимов в регионах РФ Проведение творческих мероприятий и конкур- сов

Городская инновационная площадка «Развитие программы научно-практического образования в системе образования города Москвы» Научно-практическое образование; Образовательный кластер; Сетевая программа, образовательные программы разного уровня; Технологическое, методическое, психологическое, материально-техническое обеспечение; Система диагностики.

Структура площадки Образовательное учреждение Кластер Партнеры Сетевая ОП Программные модули Образовательное учреждение Кластер Партнеры Сетевая ОП Программные модули Образовательное учреждение Кластер Партнеры Сетевая ОП Программные модули

Цель - создать единый центр управления и развития консолидированными и создаваемыми ресурсами в системе дополнительного образования, ставящий своей целью обеспечение опережающего развития дополнительного образования в России. Федеральная инновационная площадка «Распространение новой идеологии и модели опережающего развития дополнительного образования в России» Межрегиональный ресурсный центр по развитию дополнительного образования

Интегративные программы дополнительного образования; Новые образовательные технологии, необходимые для модернизации содержания образовательных программ; Практикоориентированная модель повышения квалификации; Среды профессиональных проб для подростков; Модели социализации детей в условиях отдыха и оздоровления; Финансовые и экономические механизмы управления и развития системы. Направления разработок

Система московских конференций и конкурсов Школьные многопрофильные конференции Городской финал Окружные многопрофильные конференции Городские специализированные конференции Всероссийские, международные конференции и стажировки Территориальный принцип Тематический принцип Первый тур, сентябрь-январь Второй тур, январь-март Третий тур, апрель

Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь» Поддержка региональных конференций; Повышение квалификации и переподготовка руководителей исследовательских работ; Информационно-методическое обеспечение; Развитие региональных сетевых проектов.

Главные межрегиональные проекты

Исследователь – человек, находящийся в процессе поиска ответов на вопросы, творческая личность. Периодичность: 4 раза в год. Подписные индексы: – полугодие, – на год. «Исследователь/Researcher» научно-методический журнал, адресованный учителям, завучам по научной работе, методистам, педагогам дополнительного образования, руководителям студенческих исследований. Издание посвящено практике и методике организации исследовательской работы учащихся в естественно-научных и гуманитарных областях.

Сайт:

Библиотека журнала Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Роспечать» 39741

Конкурс образовательных разработок, пособий, проектов и программ по обеспечению исследовательской деятельности учащихся На конкурс принимаются: образовательные программы различного вида (авторских, элективных курсов, предметов базисного учебного плана, дополнительного образования и т. д.); методические разработки и пособия по организации исследовательской деятельности учащихся в учебных заведениях различного типа; в полевых и лабораторных условиях; с детьми различных возрастов и т.д. дидактические и практические материалы, используемые при проведении исследовательских работ; учебные пособия и разработки для школьников по самостоятельной организации исследовательской деятельности; проекты и программы исследовательских мероприятий (конференций, экспедиций и др.) со школьниками.

Общероссийская конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве»

Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского Прием работ до 15 января Проводятся региональные чтения им. В.И.Вернадского в 27 субъектах РФ

Комплексная исследовательская экспедиция школьников

Научная программа Каждая группа работает по соей научной программе в таких областях, как геология, география, геоботаника, экология, астрономия, фольклор, история, этнопсихология, традиционна культура и других

Главные международные проекты

MILSET. Направления деятельности Продвижение научно-технических мероприятий для молодежи; Организация научных мероприятий для молодежи (Expo-Sciences и др); Содействие сотрудничеству и взаимодействию между региональными представительствами, организациями- членами в области научно-технического досуга молодежи; Поддержка организаций-членов, представление их интересов в надгосударственных и международных организациях, таких как ООН (ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ), Европейская комиссия и др;

Выставки EXPO SCIENCE В 2012 году более 50 авторов лучших исследовательских работ 7-11 классов приняли участие в международных выставках EXPO SCIENCE.

Международная Исследовательская Школа Ежегодный проект, 10 дней в конце июня

Участники Школы. Мексика Португалия Иран Великобритания Колумбия Таиланд Филиппины Турция Россия – 7 регионов Фильм

Молодежный научный вектор Youth Science Vector – программа по поиску партнеров из разных стран для выполнения совместных научно- технических проектов. Регистрация заявочной карточки на _youth_vector.html _youth_vector.html

Научные туры в Москве Знакомство иностранных школьников с культурными достопримечательностями; Знакомство с московскими вузами и программами их обучения; Выполнение исследовательских работ и проектов вместе с московскими школьниками.

Научные туры и стажировки за рубежом Знакомство школьников из Москвы и регионов России с зарубежными вузами; Реализация международных школьных программ и проектов.

Места проведения занятий

ГБПОУ «Воробьевы горы» (Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества; Лицей 1553 им. В.И.Вернадского Образовательные учреждения

МГУ им. М.В.Ломоносова; МГТУ им. Н.Э.Баумана; НИЦ «Курчатовский институт»; Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»; Институт природного и культурного наследия. Университеты и научные учреждения

Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского Учредители: Департамент образования города Москвы; Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества; Лицей 1553 «Лицей на Донской». Более 2000 работ ежегодно, более 70 регионов России, более 300 населенных пунктов. Сайт: 14 апреля 2015 г.

Национальная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» (Обнинск) Организатор - Общероссийская детская общественная организация "Общественная Малая академия наук "ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО". Мероприятия: Всероссийский Форум «ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ» Всероссийская конференция учащихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» (1 апреля) «ПОЗНАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО» - для учащихся начальной школы «Всероссийские конкурсы исследовательских работ учащихся: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ», «НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ- XXI», «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

Челябинское научное общество учащихся. Конференция НОУ апреля. Программы Челябинского института переподготовки, повышения квалификации работников образования. Челябинск

Программа «Психология и педагогика образования одаренных детей», кафедра психологии образования. Экзамен в конце июля. JeTM4ZEp6SF9kZ2M/edit Магистратура (Московский городской психолого- педагогический университет)

Тестирование по основным вопросам реализации исследовательской и проектной деятельности; Отзывы на мероприятия и программы в рамках занятий; Образовательная программа с элементами исследовательской деятельности; Выполненная под Вашим руководством исследовательская работа школьника. Задания

Расписание занятий на первое полугодие Тема Место, ведущие Даты Вводное занятие. Цели, задачи и формы проведения курса. Задание на итоговую аттестационную работу МГДУ Исследовательская деятельность в дополнительном образовании. Экскурсия по МГДД(Ю)Т. ГБПОУ «Воробьевы горы» Построение концепции образовательного учреждения на основе исследовательской деятельности учащихся. Экскурсия по лицею. Лицей 1553 им. В.И.Вернадского Конвергентное образование – образование будущего. Образовательные программы РНЦ для студентов. Экскурсия по РНЦ. РНЦ «Курчатовский институт», специалисты Интеграция разных видов и уровней образования в современном наукограде. Посещение научных учреждений. Участие в экспертизе работ на конференции. Обнинск, «Юность. Наука. Культура» Формирование экспертного сообщества. Участие в экспертизе работ на Чтениях им. В.И.Вернадского. МГДД(Ю)Т, Всероссийские юношеские чтения им. В.И.Вернадского Городское научное общество учащихся как интеграционный механизм. Образовательные программы ЧИППКРО. Алгоритм проведения конференции в области исследовательской и проектной деятельности. Уральская межрегиональная конференция Научного общества учащихся. Челябинск, ЧИППКРО25-27 апреля Выполнение индивидуальных исследовательских работ по экологии внутри городской черты Москвы. "Долина реки Сетунь" - природный заказник, специалисты май Практика модернизации педагогического образования. Экскурсия по МПГУ МПГУмай

Ханты-Мансийск января Новый Уренгой февраля Саратов 30 марта – 1 апреля Ставрополь 8-10 апреля Владивосток апреля Краснодар сентября Оренбург октября Конференции по отдыху и оздоровлению в регионах России

Спасибо за внимание!